СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-творческий проект «Развлечения народа Древнего Рима»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте рассмотрены общественные развлечения и зрелища народа Древнего Рима, такие как: гонки на колесницах, гладиаторские бои, наумахии и др.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-творческий проект «Развлечения народа Древнего Рима»»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

ГБПОУ «Уренский индустриалдьно-энергетический техникум»








«Развлечения народа Древнего Рима»

Информационно-творческий проект










Автор работы: обучающиеся группы ЭР-130

Волков Артур, Пьяников Даниил

Руководитель: Г.В. Кострова, преподаватель истории и обществознания





г. Урень

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

Введение

3

Раздел 1. История Древнего Рима

5

1.1 Легенда о Ромуле и Реме

5

Раздел 2. Развлечения народа Древнего Рима

7

2.1 Римский театр

7

2.2 Гонки на колесницах

8

2.3 Гладиаторские бои

9

2.4 Сражения с дикими животными

10

2.5 Морские сражения – наумахии

11

Заключение

13

Список используемой литературы

14

Приложения

15



























Введение

Когда на занятиях по истории мы изучали тему «Древний Рим», нас заинтересовал вопрос: «Чем же занимались римляне в свободное от войн время». Поэтому мы решили рассмотреть этот вопрос глубже.

История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году до н. э. до падения созданной под его началом Римской империи в 476 году н. э. Период делится на три основных этапа: царский (середина VIII века до н. э. — 510 год до н. э.), республиканский (509 год до н. э. — 27 год н. э.) и императорский (27 год н. э. — 476 год н. э.). Продолжением Истории Древнего Рима можно считать также период Домината в Византии (395—610 годы).

Древний Рим — одна из самых могущественных древних цивилизаций, получившая название от её столицы — Рима. Сильное влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков, латинов и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его властью оказались народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока.

История массовых праздничных действ берет свое начало ещё из античности. В основе праздника лежало естественное стремление человеческого организма к отдыху после работы. Так и появились первые торжественные дни отдыха, восходящие к местным религиозным культам.

На протяжении эпох в празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты деятельности человека. В них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания человека, его мировоззрения, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т. п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление – необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия и культуры.

В отличие от Греции, где праздники были посвящены главным образом почитанию богов и представляли собой одну из форм религиозного культа, в Риме они утрачивают свою сакральную сущность и становятся просто развлекательными мероприятиями. У многих римских граждан было много свободного времени, так как за место них работу совершали рабы. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, мозаики, росписи и сочинения древнеримских писателей. Благодаря этому ученым и историкам удалось распознать, чем именно увлекались древние римляне.

У многих римских граждан было много свободного времени, так как вместо них работали их рабы. Узнать о том, как римляне проводили свободное время, нам помогают археологические раскопки, изучение мозаик, росписей и сочинений древнеримских писателей.

В этом проекте мы рассмотрим самые излюбленные развлечения римлян.





















Раздел 1. История Древнего Рима

1.1 Легенда о Ромуле и Реме

Историй одного из самых влиятельных государств Античности начиналась с небольших поселений, расположенных на холмах вдоль берегов Тибра. В 753 году до н. э. эти поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов – латинов, этрусков и древних греков. С этой даты началось летоисчисление в Древнем Риме.

Согласно древней легенде, основателями Рима были два брата – Ромул и Рем, которые были детьми бога Марса и весталки Реми Сильвии.

Рассмотрим легенду о Ромуле и Реме.

Четырнадцатый по счёту царь Альба-Лонги Нумитор был свергнут своим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий приказал положить младенцев в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис (Приложение 1, рис. 1). Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.

Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонга. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 года до н. э. (когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда). По средневековой легенде, сыном Рема — Сением был основан город Сиена.


























Раздел 2. Развлечения народа Древнего Рима

Общественные развлечения и зрелища в Риме носили название луди (игры). Существовало три вида зрелищ: театральные представления (луди сценици), гонки на колесницах (луди рценсес) и гладиаторские бои и травли диких зверей (мунера). Вначале эти представления происходили в одном и том же месте друг за другом, развлекая публику весь день. Однако в эпоху империи каждое из них происходило отдельно от других, часто в специально построенных для этого зданиях.

Общественные сады и парки были популярными местами отдыха и развлечений. Римляне также с удовольствием занимались бегом, метанием копья и борьбой, и состязались в них. Для этого в Риме были отведены особые места, например, Марсово поле.

Одними из самых распространенных развлечений римлян, собирающих десятки тысяч зрителей были: гонки на колесницах, гладиаторские бои, морские сражения (наумахии). Большим успехом пользовался Римский театр.

Популярными были развлечения, не требующие больших физических усилий.

Так, например, римляне вычерчивали на земле шашечные клетки и играли на них в игру, подобную нашим шашкам. К числу азартных игр с монетами относилась игра “голова или корабль” – римский вариант нашей игры “орел или решка”.

Из произведений Горация мы знаем, что дети в Древнем Риме любили строить игрушечные дома, запускали волчок и воздушных змеев, играли с обручем, качались на качелях. Разные рельефы, росписи, мозаики воспроизводят картины различных детских игр. Многие игры были подражанием различным занятиям взрослых.

2.1 Римский театр

Театр получил широкое распространение в Риме начиная с III в. до н. э., после того, как между Римом и Грецией установились тесные связи.

Вначале, представления происходили в примитивных деревянных театрах, но в 55 г. до н. э. Полтей построил в Риме первый каменный театр, вмещавший до 27 тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской империи. Руины театров позволяют нам представить себе, как они могли выглядеть в древности.

Для каждого класса римского общества была предназначена своя часть зрительного зала. Чем беднее были зрители, тем выше были места для них. Прямо перед сценой иногда устанавливались дополнительные скамьи, лучшие места на которых предназначалась для сенаторов.

Декорации были нарисованы на полотнищах, натянутых на сцене позади исполнителей. Перемена декораций производилась с помощью специальных машин. Выходя на сцену, актеры надевали маски, т. к. римские пьесы были построены на определенных типах характеров. Маски помогали зрителям из дальних рядов понять, кто есть кто на сцене. Сначала только мужчины могли играть на сцене, а позже играть было позволено и женщинам.

Первая пьеса была представлена в Риме в 240 г. до н. э. Она представляла собой греческую драму, переведенную на латинский язык бывшим рабом-греком по имени Ливий Андроник. Несмотря на то, что по началу популярными были серьезные пьесы, публике хотелось солнце на сцене и веселые комедии. Самыми знаменитыми римскими комедиографами были Плавт и Теренций. Постепенно театральные представления становились всё более зрелищными, способными соперничать со скачками и общественными играми. Теперь зрители приходили в театр полюбоваться не столько игрой актеров, сколько особыми сценическими эффектами.

2.2 Гонки на колесницах

Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был Большой цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших 4 разные команды.

Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет кругов велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изображений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены.

Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми.

Руководил гонками какой–нибудь крупный государственный деятель или лично император, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны.

2.3 Гладиаторские бои

При императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 г.г. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев - Колизей (от латинского «колоссеум» — колоссальный). В плане он представлял собой эллипс, длиной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м. Стена разделена на три яруса. В верхнем натягивали тент от дождя и солнца. В нижних стояли статуи. На арене могли размещаться до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и тогда разыгрывали морские бои.

Огромное количество поклонников собирали гладиаторские игры. Для проведения этих игр в большинстве городов империи были построены амфитеатры. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда — вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 117 дней! В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых редких животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных. После боев обычно выступали комики, мимы и шуты, устраивая потешные бои.

Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Чтобы сделать бои более интересными, в них выпускали друг против друга гладиаторов разных категорий; например, ретиарий мог сражаться с мурмиллоном. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов. Побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.

2.4 Сражения с дикими животными

В Древнем Риме существовали специальные гладиаторы – бестиарии, в задачу которых входили бои с опасными экзотическими животными на потеху зрителей. Однако большинство книг по истории склонны замалчивать более ужасные подробности того, как порой проводились такие поединки.

Многие, выступавшие на арене Колизея в боях против животных были хорошо обученными гладиаторами, для которых бой на жизнь или смерть был их профессией. Однако также значительная часть людей, против которых выставлялись дикие животные, были не вооруженные преступники или военнопленные. Они бросались на бой с животными практически без всякого оружия.

Изображение Колизея представлено в Приложении 1, рис.2, 3.

Как можно себе представить, здесь на арене Колизея такая судьба была страшной даже для самых закаленных в боях мужчин. Многие заключенные предпочли покончить с собой всем, что попало под руки, нежели быть растерзанными на арене каким-нибудь страшным животным.

Для жестоких боев на арене Колизея требовалось огромное количество львов, ягуаров, тигров, которых отлавливали по всему миру и привозили в Рим. По некоторым данным, охотники за хищниками для боев, совершенно опустошили дикую природу Северной Африки и всего Средиземноморья. Некоторые виды животных исчезли полностью.

Например, после одних особенно жестоких игр на арене, в которых забили 9000 животных, из реки Нил полностью исчез обитавший тут бегемот. Животные, очень похожие на северо-африканских слонов, которые также часто использовались как боевые слоны до этого, были сметены с лица Земли полностью.

2.5 Морские сражения – наумахии

Но все же самыми дорогими, а потому зрелищными, были морские сражения – наумахии. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 г. до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие. А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного.






































Заключение

Жизнь римского населения была, конечно, очень пестрой. Бедняк, зачисленный в списки получавших хлеб от государства, преторианец или пожарник, ремесленник, клиент и сенатор жили очень по-разному. И, однако, рамки, в которые укладывалось это очень разное содержание, были почти одинаковы: утреннее вставание, занятое время, отдых в середине дня, развлечения - все шло чередой, соблюдаемой относительно одинаково всем городским населением. Некий стандартный распорядок дня был более всеобщим и более обязательным, чем в настоящее время. Возьмем, например, отдых и развлечения. Наш современник может провести свой свободный вечер на множество ладов: пойти в кино, отправиться на концерт или в театр, послушать музыку по радио дома или заняться чтением. Иное дело и в Риме, и в любом городе древней Италии. В определенные праздники происходят в цирке конные состязания - и весь Рим сидит в цирке. По какому-нибудь особенному случаю - празднуется победа, справляются торжественные поминки, император или родственники покойного устраивают гладиаторские бои, - и опять-таки все, кто только может, собираются в амфитеатре.

Но, несмотря на все эти очевидные различия, развлечения древних римлян очень похожи на современные, в первую очередь, зрелищностью и масштабностью. Главная же отличительная черта состоит в том, что досуг, а вернее само общество, стало более гуманным. Сейчас уже трудно себе представить, чтобы люди убивали и калечили друг друга ради прихоти толпы, государя или славы.

Человек с годами становится всё более интеллектуальным существом. Это естественно, так как эволюция на земле не заканчивалась с появлением человека. И если животные эволюционировали в основном физически, то человек эволюционирует ещё и интеллектуально, и духовно. В эволюции никогда не было революций, то есть резких скачков в ту или иную сторону, всё происходило очень равномерно.



Список используемой литературы

1. Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. - СПб.: Издательско-торговый дом "Летний Сад"; Журнал "Нева", 2015. - 368 с.

2. Маркс Э., Тинджей Г. Римляне. - М.: РОСМЭН, 2014.

3. Кнабе Г. С. Древний Рим - история и повседневность. М., 2016.

4. Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 2013.

5. Кучеренко Л. П. Cura morum римских цензоров и формирование системы ценностей римлян в эпоху республики // Проблемы социально-политической истории зарубежных стран. Сыктывкар, 2016. С. 3--13.

6. Смирин В. М. Патриархальные представления и их роль в общественном сознании римлян // Культура древнего Рима. М., 2012. Т. 2. С. 5--78.

7. Смирин В. М. Римская «familia» и представления римлян о собственности // Быт и история в античности. Сб. статей. М., 2014. С. 18--40.

8. Утченко С. Л. Две шкалы римской системы ценностей // ВДИ. 2010. № 4. С. 19--33.

9. Виньичук Л.А. Люди и нравы Древней Греции и Рима. - М., 2011. - с. 496



















Приложение 1

Рис. 1. Ромул и Рем

Рис. 2 Колизей снаружи

Приложение 1

Рис. 3. Колизей внутри



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!