Информационно-творческий проект в старшей группе
««Тик-так часики идут» Учимся определять время по часам»
Автор: воспитатель Орищенко А.С.
Тема проекта: ««Тик-так часики идут.» Учимся определять время по часам.»
Цель проекта: повысить уровень интеллектуального развития, закрепляя умение определять время по часам у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Совершенствовать представления детей об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год), умение ориентироваться во времени.
Продолжать знакомить с приборами для измерения времени (песочными часами, настенными часами, секундомером, будильником, наручными часами и т. д.), их назначением. Закреплять знания о принципе работы часов и их роли в жизни человека. Познакомить детей с деталями часов (циферблат, стрелки)
Формировать умение определять время по часам с точностью до часа.
Закреплять умение играть в различные дидактические и подвижные игры , развивать умение более точно высказывать свои мысли, интересно рассказывать об увиденном , развивать творчество детей, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников.
Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.
Воспитывать культуру речевого общения, уважение к мнению, интересам других; умение принимать и оказывать помощь.
Актуальность: С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, начало рабочего дня, передачи по телевидению - все происходит в точно назначенный час. Тысячи лет назад люди определяли время по смене дня и ночи, петуха, солнца…Время шло и люди придумывали новые приборы для измерения времени. Постепенно часы стали необходимостью для каждого из нас.
Вид проекта: Информационно-творческий, групповой.
Участники проекта: Дети старшей группы (5-6 лет)
Сроки: Краткосрочный проект ( 3 недели апрель)
-ОО социально-коммуникативное развитие
(Дидактические игры: «Путешествие в страну часов»; «Учим часики»; «Время»; «Знакомим со временем»; «Часики»; умный малыш «Знай время»; Развивающая игра «Режим дня»; Игра «Молчанка»; Игра «Назови часы»; Игра «Ходят стрелочки по кругу»; Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»)
-ОО познавательное развитие
(Беседы: «Что мы делаем в разное время?», «Что я знаю о часах», «Какие бывают часы». Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».)
-ОО речевое развитие
(Чтение познавательной литературы о различных видах часов. Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы» Мирошникова Ирина , «Стихи про часы и о времени». «Рассказ про время для детей», «Будильник Деда Мороза», «Будильник», загадки, стихи, пословицы и поговорки.)
-ОО художественно-эстетическое развитие
(Рассматривание иллюстраций часов.Изготовление с детьми макета часов (каждому ребенку): лепка (цифры); рисование (циферблат); аппликация и конструирование (стрелки часов держатся за счет пуговиц и проволоки). Создание альбома «Часы» , «Наш режим дня в детском саду». Создание презентации «Наш режим дня в детском саду»
-ОО физическое развитие
Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
Этапы:
Подготовительный этап:
подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);
Определить основные направления работы.
Систематизация материала по данному вопросу.
Подготовить оборудование для изготовления макета механических часов.
Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
Изготовление большого макета механических часов.
Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
Основной этап. Реализация проекта:
- Беседы: «Что мы делаем в разное время?», «Что я знаю о часах», «Какие бывают часы».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы» Мирошникова Ирина , «Стихи про часы и о времени». «Рассказ про время для детей», «Будильник Деда Мороза», «Будильник», загадки, стихи, пословицы и поговорки.
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Рассматривание иллюстраций часов.
– Изготовление с детьми макета часов (каждому ребенку): лепка (цифры); рисование (циферблат); аппликация и конструирование (стрелки часов держатся за счет пуговиц и проволоки)
Дидактические игры: «Путешествие в страну часов»; «Учим часики»; «Время»; «Знакомим со временем»; «Часики»; умный малыш «Знай время»; Развивающая игра «Режим дня»; Игра «Молчанка»; Игра «Назови часы»; Игра «Ходят стрелочки по кругу»;
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Создание альбома «Часы» , «Наш режим дня в детском саду».
- Создание презентации «Наш режим дня в детском саду»
- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки);
- Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.
- Опрос «Что знают дети о часах?»
- Беседа «Учим детей определять время»
- Консультация «Тик – так…тик – так… расскажите часики, что не так»
- Привлечение родителей к сбору информации о часах и пополнении экспонатов музея.
Заключительный этап.
- Презентация проекта - оформление папки;
- Создание альбома с детьми «Часы» , «Наш режим дня в детском саду».
- Создание мини- музея «Часы»
- Изготовление макета больших часов и часов для каждого ребенка
- Создание презентации «Наш режим дня в детском саду»,
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
Выставка детских рисунков(совместно с родителями) старинных часов
Ожидаемый результат:
Данный проект дает детям возможность закрепить знания об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год)
Развить чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, пунктуальность, целенаправленность, интерес к окружающему миру.
Дети научатся определять время по часам, планировать свою деятельность в зависимости от наличия времени.
Проект способствует развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредством продуктивной деятельности - создания собственного макета часов.
Итоги проведения проекта:
Воспитатель задает детям вопросы, а они отвечают.
- Что такое часы? (Часы это прибор для определения времени).
- На циферблате часов есть стрелки, как они называются? (Минутная и часовая стрелки).
- Что показывает маленькая стрелка? (Маленькая стрелка показывает часы).
- Что показывает большая стрелка? (Большая стрелка показывает минуты).
- Какие часы наиболее точно показывают время? (Наиболее точно показывают время электронные часы).
Данный проект дал детям:
-возможность закрепить знания об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год)
-развил чувство времени, умение чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени
- способствовал развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, пунктуальность, целенаправленность, интерес к окружающему миру.
- проект способствовал развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, в продуктивной деятельности - создание собственного макета часов.
Используемая литература:
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.
Бортников Е. Чудо – обучайка. Изд-во «Литур» 2006г
Т.А. Шорыгина «Беседы о пространстве и времени»
Методическое пособие Умные книжки. Веселые часы. Определяем время. Для детей 5-6 лет Пособие.
Д/игра «Все о времени»
Сухарева Э. Л. Учим играя. – Ярославль, 1992.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с., ил
Т. В. Владимирова, Л. А. Халидулина «Путешествие во времени».
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog-borisovoi-eleny/proekt-udivitelnyi-mir-chasov.html
http://50ds.ru/vospitatel/1025-zanyatie-v-podgotovitelnoy-gruppe-po-teme-znakomstvo-s-chasami.html
http://www.maam.ru/detskijsad/neposredstveno-obrazovatelnaja-dejatelnost-v-podgotovitelnoi-grupe-opredelenie-vremeni-po-chasam.html
http://dsv222.mskobr.ru/base/proekt-istoriya-chasov/
http://www.myshared.ru/slide/373000/
http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/8380.html