СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Зеленая аптека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Зеленая аптека»

Просмотр содержимого документа
«ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Зеленая аптека»»

Отдел образования администрации города Ждановки

Муниципальное дошкольное учреждение

Ясли-сад № 3 «Уголёк»







ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Зеленая аптека»































Подготовила:

Воспитатель Шепелёва М. Ю.







2019-2020 уч. год.



Методический паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема

«Зеленая аптека»

Руководитель проекта

Шепелёва Мария Юрьевна

Исполнитель проекта

МДОУ № 3 я-с «Уголёк»

Юридический адрес исполнителя проекта

86391, ДНР, г. Ждановка, квартал 26/34, д. 10-а

Адресация проекта

Проект предназначен для воспитателей старшей группы.

Цель проекта

- изучить лекарственные растения нашей местности. Познакомить с многообразием лекарственных растений нашего края, с их строением, жизнью, использованием их человеком. Углублять знания детей о значении. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе.

Задачи проекта

 -обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»;

-развивать навыки исследовательской работы;

развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания , сказки, загадки;

развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;

развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;

развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

-воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Благополучатели проекта

(участники)

Дети старшей группы, педагоги, родители воспитанников.

Типовые особенности проекта

- краткосрочный,

- групповой,

- информационно-творческий.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.

  2. Обобщение и обогащение опыта детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов

  3. Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.

  4. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

  5. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражение и развитие творческих способностей.

  6. Освоение родителями педагогических приёмов необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей.

  7. Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений.

  8. Обогащение словаря и пополнение словарного запаса детей по теме, если к началу работы над проектом дети могут называть 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – должны более 10

  9. Развитие воображения, мышления, формирование навыков элементарной исследовательской деятельности. Умение работать с некоторыми видами природного материала. Знакомство с растениями и умение передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Исполнители основных мероприятий

Воспитатель Шепелёва Мария Юрьевна





















Пояснительная записка



"Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным, нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением".

Восточная мудрость.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров,

у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек

полон сил, молодости и радости жизни.

Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к

сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.

В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Несмотря на успехи химии в синтезе лекарств и на достижения в лечении антибиотиками, около 70% препаратов изготавливаются из растений. Для лечения некоторых тяжелых болезней – сердечных и сердечнососудистых, печени, почек и других – преимущественно прописывают растительные препараты. Растительное сырье используют в виде порошков и отваров, настоек и экстрактов.

Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: например, шалфей для полоскания горла, липовый чай при простуде, ромашку при коликах, валериану при испуге, бессоннице, нервном возбуждении. Однако наиболее широко растения применяются в народной медицине.

Данная работа актуальна так как, большинство населения имеют недостаточно знаний о лекарственных растениях, правильном сборе и хранении.

Проблема – недостаточное знание о растениях. Какие бывают растения? Когда они могут помочь, а когда навредить нашему здоровью?

Цель проекта:

Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.

Гипотеза: Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут, бережнее к ним относится, возникнет мотивация к оздоровлению собственного организма силами природы. У родителей возникнет потребность к созданию в среде, окружающей ребенка условий для выращивание лекарственных растений.

Задачи проекта:

  • Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

  • Формировать умения проявлять познавательную и продуктивную инициативу.

  • Развивать мышления,

  • Развивать все виды речи детей.

  • Развивать любознательность, наблюдательность,

  • Развивать навыки моделирования и экспериментирования.

  • Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.



































Содержание проекта

 Проект направлен на ознакомление дошкольников с с лекарственными растениями родного края, на то, чтобы показать важность, необходимость и значимость их для людей.

Проект формирует представление о лекарственных растениях, воспитывает бережное отношение к природе.

Проект предоставляет хорошую возможность привлечь родителей в совместную деятельность с педагогом и детьми, позволяет самим обрабатывать различные источники информации, обобщать материал, развивать у детей логическое мышление.

Данная работа подчеркивает: патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание беречь и умножать её богатства.

Ввести детей в проблему проекта помог просмотр мультфильма «Сказки про лекарственные растения». Сюжет мультфильма раскрыл перед детьми разнообразие мира растенийкоторые лечат людей, животных. После просмотра дети поняли, что в природе нас окружают растениякоторые не только радуют своей красотой, но и помогают нам дышать. И также существуют лекарственные растениякоторые в опасных для здоровья ситуациях приходят на помощь человеку, животным.

Вся работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о лекарственных растениях родного края, проводилась в нескольких направлениях: дети, родители.

Спецификой нашей технологии является использование на протяжении всего проекта литературных произведений В. Бианки, Е. Серовой, которые доступны детям дошкольного возраста, достоверно отражающие специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.

Значительное место отведено творческим процессам: восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой, изобразительной деятельности, словеснолитературному творчеству (рисование лекарственных растений).

Стараемся чтобы дети постоянно были рядом с природой и общались с ней. Любовь к растениям воспитываем через все виды деятельности. Проводим циклы занятий различной тематики, из которых дети узнают много нового, интересного.

Мы должны обучать новым формам и методам работы не только детей, но и их родителей и педагогов. Регулярно организуем консультации для воспитателей и родителей такие как: «Использование в семье художественной литературы по ознакомлению детей дошкольного возраста с лекарственными растениями»- вызывают огромный интерес.





Этапы реализации проекта





Этапы

Мероприятия

Сроки

Подготовительный

- Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы.

- Обоснование темы.

- Определение цели и задачи.

-Разработка перспективных планов занятий по ознакомлению детей с лекарственными травами.

02.12.2019 -06.12.2019

Основной

- Беседы по теме проекта

- Экскурсии

- Чтение художественной литературы

- Дидактические игры

- Загадывание загадок

- Рассматривание альбомов

- Разучивание стихотворений

- Продуктивные виды деятельности

- Сюжетно-ролевые игры.

09.12.2019-20.12.2019

Заключительный

- Диагностика уровня сформированности представлений о лекарственных травах.

- Определение перспектив, постановка новых целей.

23.12.2019-27.12.2019



Работа с родителями:

  • Сбор фотографий и иллюстраций.

  • Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.

  • Беседа за круглым столом – чаепитие.

  • Оформление альбома.

  • Экскурсия в аптеку, с целью получения информации о препаратах из лекарственных растений.

  • Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

  • Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»

  • Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»

  • Памятка «Правила сбора лекарственных растений»

Работа с педагогами:


  • - Изучить научно-популярную литературу о лекарственных растениях.


  • - Педагогическое наблюдение, ситуации общения.


  • - Циклы образовательных ситуаций.


  • - Оформление уголка для родителей.


  • - Организация выставки работ по теме «Лекарственные растения».


  • - Презентация данного проекта.






























План мероприятий с участниками проекта


Направ

ление

Форма проведения

Цель

Сроки прове

дения

Ответ

ствен

ный

Познавательное развитие

«Зеленая аптека»

Познакомить детей с лекарственными

растениями родного края. Рассказать о простейших способах использования растений для лечения. Вызвать желание беречь и охранять природу.



«В гостях у доктора Айболита»

Сформировать представления у детей о лекарственных растениях, их значимость в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных.

Воспитывать у детей любовь к родной природе навыки разумного поведения и бережною отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру.

Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растениях.

Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.

Совершенствовать речь детей, расширять запас слов

Развивать разговорную речь, внимание, память.



«Лекарственные растения»

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, о пользе, которую они приносят человеку.

Учить детей различать и называть данные растения по внешнему виду.

Познакомить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений и применения в жизни.

Развивать познавательный интерес и любознательность.

Развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности

Чувство любви к родной природе, бережное отношение к лекарственным растениям.








Художественно-эстетическое развитие

Лепка:

«Цветочная корзинка!».

Задачи: учить изображать ромашку при помощи пластилина. Развивать воображение.



Рисование:

«Помогите муравью».

Задачи: учить детей передавать в рисунке впечатления от прочитанного стихотворения П.Синявского «Зелёная аптека».



Аппликация:

«Полянка календулы».


Задачи: расширить знания детей о целебных свойствах календулы.



Рисование

лекарственного растения «Здравствуй, маленький

цветок»

рассмотреть растение, предоставив

возможность сделать зарисовки цветущего растения.;

вызвать желание узнать историю растения.



Социально-коммуникативное

Сюжетно-ролевая игра «Аптека».

умение детей взаимодействовать во время

игры, распределять роли самостоятельно.



Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит».

 Развивать сюжет на основе знаний полученных из литературных произведений. Формировать у детей умение самостоятельно организовываться в группе для игры, совместно обсуждать содержание деятельности. Воспитывать дружеские отношения между играющими, взаимное внимание, отзывчивость, сочувствие. Воспитывать у детей способность самостоятельно и справедливо разрешать споры и конфликты в играх.



Сюжетно-ролевая игра «Зеленая аптека»

закрепить знания детей о том, где растет то

или иное растение, развивать воображение,

фантазию (принимать роль цветка, аптекаря).






Релаксация - упражнение

«Цветы и ветерок», «Я

бутон».

Д/и: «Я знаю пять

цветов», «Цветочные

названия», «Путешествие

на луг».

Упражнение на дыхание

“Аромат цветов”,

“Одуванчик”.



регуляция циклов мышечного напряжения расслабления.




























Д.И. «Вершки корешки».


 дать детям представления о том, какие части лекарственных

растений используются для лечения.




Д.И. «Узнай растение»

Совершенствовать умение различать комнатные растения внешнему виду и описанию.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, доброту,отзывчивость.




Д.И. «Определи по запаху»

упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.



Чтение художественной литературы

А. Стрижева «Огород на

опушке»;

А. Онегова «Тропинка

полевая»;

Ю.Дмитриева «Кто в

лесу живет и что в лесу

растет»;

Н. Павловой «Загадки

цветов»;

А.Плешакова «Зеленые

страницы»;

Заучивание загадок и

стихов о растениях;

В.Рождественский. «Под

орожник»;

П.Синявский «Зелёная

аптека»;

Заучивание пословиц и

поговорок о

лекарственных

растениях.

познакомить детей с художественной

литературой экологической направленности




Оформление альбома «Лекарственные растения» 

Обобщить знания детей олекарственных растениях, подвести детей к пониманию значения данных растений в жизни человека.























Ресурсное обеспечение проекта

Информационные ресурсы – сбор и анализ литературы по данной теме, консультации и беседы с родителями.

Учебно-методические ресурсы- подбор дидактических и подвижных игр, оформление картотеки стихов, загадок по теме.

Организационные ресурсы-планирование предстоящей деятельности, привлечение родителей.

Материально-технические ресурсы-приобретение и изготовление методических пособий.

Финансовые ресурсы-финансирование проекта осуществляется родителями и воспитателями на добровольной основе.


Оценка эффективности реализации проекта


Для детей:

1. Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с лекарственными растениями;

2. Имеют представление о разных лекарственных растениях; их применении, правилами сбора.

3. Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.

Для педагога:

1. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта;

2. Сформированность у воспитанников знаний о лекарственных растениях родного края, их назначении, особенностях;

3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Для родителей:

  1. Активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Перспективы развития проекта

В перспективе планируется продолжать инициировать детей к ознакомлению с другими лекарственными растениями через использование технологии проектирования и через взаимодействие с социальными партнёрами. Продолжать развивать у детей интерес и знания о других важных лекарственных растениях. Данным проектом могут воспользоваться в своей работе педагоги.

Выводы

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего родного края. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.



Литература

1. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2005г.

2. К.Люцис. Растительный мир. – М. ВАКО, 2007г.

3. Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М. Просвещение, 2003г.

4. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по

теме «Цветущая весна. Травы», - М. «Издательство Скрипторий» 2003.

19

5. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по

теме «Лето», - М. «Издательство Скрипторий 2003».

6. ГорьковаЛ.Г., Обухова Л.А. Сценарий занятия по комплексному

развитию дошкольников. – М. ВАКО, 2005г.

7. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки,

праздники. М. Линка-Пресс, 2002г.

8. СоколовС.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям.

М. Линка-Пресс, 2000г.

9. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы: пособие для воспитателей и

родителей по формированию основ экологической культуры у детей

старшего возраста. – М. Просвещение, 2005г.

10. Лагерь П.А. Травник, - М. «Издательство Скрипторий », 2004г.


















Пока живы растения, живы и мы!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!