Отдел образования администрации города Ждановки
Муниципальное дошкольное учреждение
Ясли-сад № 3 «Уголёк»
ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Зеленая аптека»
Подготовила:
Воспитатель Шепелёва М. Ю.
2019-2020 уч. год.
Методический паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Зеленая аптека» |
Руководитель проекта | Шепелёва Мария Юрьевна |
Исполнитель проекта | МДОУ № 3 я-с «Уголёк» |
Юридический адрес исполнителя проекта | 86391, ДНР, г. Ждановка, квартал 26/34, д. 10-а |
Адресация проекта | Проект предназначен для воспитателей старшей группы. |
Цель проекта | - изучить лекарственные растения нашей местности. Познакомить с многообразием лекарственных растений нашего края, с их строением, жизнью, использованием их человеком. Углублять знания детей о значении. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе. |
Задачи проекта | -обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»; -развивать навыки исследовательской работы; развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания , сказки, загадки; развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей; развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений; развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. -воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу. |
Благополучатели проекта (участники) | Дети старшей группы, педагоги, родители воспитанников. |
Типовые особенности проекта | - краткосрочный, - групповой, - информационно-творческий. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе. Обобщение и обогащение опыта детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражение и развитие творческих способностей. Освоение родителями педагогических приёмов необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей. Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений. Обогащение словаря и пополнение словарного запаса детей по теме, если к началу работы над проектом дети могут называть 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – должны более 10 Развитие воображения, мышления, формирование навыков элементарной исследовательской деятельности. Умение работать с некоторыми видами природного материала. Знакомство с растениями и умение передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. |
Исполнители основных мероприятий | Воспитатель Шепелёва Мария Юрьевна |
Пояснительная записка
"Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным, нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением".
Восточная мудрость.
Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров,
у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек
полон сил, молодости и радости жизни.
Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к
сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.
В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Несмотря на успехи химии в синтезе лекарств и на достижения в лечении антибиотиками, около 70% препаратов изготавливаются из растений. Для лечения некоторых тяжелых болезней – сердечных и сердечнососудистых, печени, почек и других – преимущественно прописывают растительные препараты. Растительное сырье используют в виде порошков и отваров, настоек и экстрактов.
Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: например, шалфей для полоскания горла, липовый чай при простуде, ромашку при коликах, валериану при испуге, бессоннице, нервном возбуждении. Однако наиболее широко растения применяются в народной медицине.
Данная работа актуальна так как, большинство населения имеют недостаточно знаний о лекарственных растениях, правильном сборе и хранении.
Проблема – недостаточное знание о растениях. Какие бывают растения? Когда они могут помочь, а когда навредить нашему здоровью?
Цель проекта:
Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.
Гипотеза: Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут, бережнее к ним относится, возникнет мотивация к оздоровлению собственного организма силами природы. У родителей возникнет потребность к созданию в среде, окружающей ребенка условий для выращивание лекарственных растений.
Задачи проекта:
Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Формировать умения проявлять познавательную и продуктивную инициативу.
Развивать мышления,
Развивать все виды речи детей.
Развивать любознательность, наблюдательность,
Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
Содержание проекта
Проект направлен на ознакомление дошкольников с с лекарственными растениями родного края, на то, чтобы показать важность, необходимость и значимость их для людей.
Проект формирует представление о лекарственных растениях, воспитывает бережное отношение к природе.
Проект предоставляет хорошую возможность привлечь родителей в совместную деятельность с педагогом и детьми, позволяет самим обрабатывать различные источники информации, обобщать материал, развивать у детей логическое мышление.
Данная работа подчеркивает: патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание беречь и умножать её богатства.
Ввести детей в проблему проекта помог просмотр мультфильма «Сказки про лекарственные растения». Сюжет мультфильма раскрыл перед детьми разнообразие мира растений, которые лечат людей, животных. После просмотра дети поняли, что в природе нас окружают растения, которые не только радуют своей красотой, но и помогают нам дышать. И также существуют лекарственные растения, которые в опасных для здоровья ситуациях приходят на помощь человеку, животным.
Вся работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о лекарственных растениях родного края, проводилась в нескольких направлениях: дети, родители.
Спецификой нашей технологии является использование на протяжении всего проекта литературных произведений В. Бианки, Е. Серовой, которые доступны детям дошкольного возраста, достоверно отражающие специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.
Значительное место отведено творческим процессам: восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой, изобразительной деятельности, словеснолитературному творчеству (рисование лекарственных растений).
Стараемся чтобы дети постоянно были рядом с природой и общались с ней. Любовь к растениям воспитываем через все виды деятельности. Проводим циклы занятий различной тематики, из которых дети узнают много нового, интересного.
Мы должны обучать новым формам и методам работы не только детей, но и их родителей и педагогов. Регулярно организуем консультации для воспитателей и родителей такие как: «Использование в семье художественной литературы по ознакомлению детей дошкольного возраста с лекарственными растениями»- вызывают огромный интерес.
Этапы реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Сроки |
Подготовительный | - Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы. - Обоснование темы. - Определение цели и задачи. -Разработка перспективных планов занятий по ознакомлению детей с лекарственными травами. | 02.12.2019 -06.12.2019 |
Основной | - Беседы по теме проекта - Экскурсии - Чтение художественной литературы - Дидактические игры - Загадывание загадок - Рассматривание альбомов - Разучивание стихотворений - Продуктивные виды деятельности - Сюжетно-ролевые игры. | 09.12.2019-20.12.2019 |
Заключительный | - Диагностика уровня сформированности представлений о лекарственных травах. - Определение перспектив, постановка новых целей. | 23.12.2019-27.12.2019 |
Работа с родителями:
Сбор фотографий и иллюстраций.
Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.
Беседа за круглым столом – чаепитие.
Оформление альбома.
Экскурсия в аптеку, с целью получения информации о препаратах из лекарственных растений.
Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.
Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
Работа с педагогами:
- Педагогическое наблюдение, ситуации общения.
План мероприятий с участниками проекта
Направ ление | Форма проведения | Цель | Сроки прове дения | Ответ ствен ный |
Познавательное развитие | «Зеленая аптека» | Познакомить детей с лекарственными растениями родного края. Рассказать о простейших способах использования растений для лечения. Вызвать желание беречь и охранять природу. | | |
«В гостях у доктора Айболита» | Сформировать представления у детей о лекарственных растениях, их значимость в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных. Воспитывать у детей любовь к родной природе навыки разумного поведения и бережною отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растениях. Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды. Совершенствовать речь детей, расширять запас слов Развивать разговорную речь, внимание, память. | | |
«Лекарственные растения» | Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, о пользе, которую они приносят человеку. Учить детей различать и называть данные растения по внешнему виду. Познакомить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений и применения в жизни. Развивать познавательный интерес и любознательность. Развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности Чувство любви к родной природе, бережное отношение к лекарственным растениям. | | |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка: «Цветочная корзинка!». | Задачи: учить изображать ромашку при помощи пластилина. Развивать воображение. | | |
Рисование: «Помогите муравью». | Задачи: учить детей передавать в рисунке впечатления от прочитанного стихотворения П.Синявского «Зелёная аптека». | | |
Аппликация: «Полянка календулы». | Задачи: расширить знания детей о целебных свойствах календулы. | | |
Рисование лекарственного растения «Здравствуй, маленький цветок» | рассмотреть растение, предоставив возможность сделать зарисовки цветущего растения.; вызвать желание узнать историю растения. | | |
Социально-коммуникативное | Сюжетно-ролевая игра «Аптека». | умение детей взаимодействовать во время игры, распределять роли самостоятельно. | | |
Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит». | Развивать сюжет на основе знаний полученных из литературных произведений. Формировать у детей умение самостоятельно организовываться в группе для игры, совместно обсуждать содержание деятельности. Воспитывать дружеские отношения между играющими, взаимное внимание, отзывчивость, сочувствие. Воспитывать у детей способность самостоятельно и справедливо разрешать споры и конфликты в играх. | | |
Сюжетно-ролевая игра «Зеленая аптека» | закрепить знания детей о том, где растет то или иное растение, развивать воображение, фантазию (принимать роль цветка, аптекаря). | | |
Релаксация - упражнение «Цветы и ветерок», «Я бутон». Д/и: «Я знаю пять цветов», «Цветочные названия», «Путешествие на луг». Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”. | регуляция циклов мышечного напряжения расслабления. | | |
Д.И. «Вершки корешки». | дать детям представления о том, какие части лекарственных растений используются для лечения. | | |
Д.И. «Узнай растение» | Совершенствовать умение различать комнатные растения внешнему виду и описанию. - Воспитывать бережное отношение к растениям, доброту,отзывчивость. | | |
Д.И. «Определи по запаху» | упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху. | | |
Чтение художественной литературы | А. Стрижева «Огород на опушке»; А. Онегова «Тропинка полевая»; Ю.Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; Н. Павловой «Загадки цветов»; А.Плешакова «Зеленые страницы»; Заучивание загадок и стихов о растениях; В.Рождественский. «Под орожник»; П.Синявский «Зелёная аптека»; Заучивание пословиц и поговорок о лекарственных растениях. | познакомить детей с художественной литературой экологической направленности | | |
| Оформление альбома «Лекарственные растения» | Обобщить знания детей олекарственных растениях, подвести детей к пониманию значения данных растений в жизни человека. | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы – сбор и анализ литературы по данной теме, консультации и беседы с родителями.
Учебно-методические ресурсы- подбор дидактических и подвижных игр, оформление картотеки стихов, загадок по теме.
Организационные ресурсы-планирование предстоящей деятельности, привлечение родителей.
Материально-технические ресурсы-приобретение и изготовление методических пособий.
Финансовые ресурсы-финансирование проекта осуществляется родителями и воспитателями на добровольной основе.
Оценка эффективности реализации проекта
Для детей:
1. Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с лекарственными растениями;
2. Имеют представление о разных лекарственных растениях; их применении, правилами сбора.
3. Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
Для педагога:
1. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта;
2. Сформированность у воспитанников знаний о лекарственных растениях родного края, их назначении, особенностях;
3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Для родителей:
Активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Перспективы развития проекта
В перспективе планируется продолжать инициировать детей к ознакомлению с другими лекарственными растениями через использование технологии проектирования и через взаимодействие с социальными партнёрами. Продолжать развивать у детей интерес и знания о других важных лекарственных растениях. Данным проектом могут воспользоваться в своей работе педагоги.
Выводы
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего родного края. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.
Литература
1. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2005г.
2. К.Люцис. Растительный мир. – М. ВАКО, 2007г.
3. Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М. Просвещение, 2003г.
4. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по
теме «Цветущая весна. Травы», - М. «Издательство Скрипторий» 2003.
19
5. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по
теме «Лето», - М. «Издательство Скрипторий 2003».
6. ГорьковаЛ.Г., Обухова Л.А. Сценарий занятия по комплексному
развитию дошкольников. – М. ВАКО, 2005г.
7. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки,
праздники. М. Линка-Пресс, 2002г.
8. СоколовС.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям.
М. Линка-Пресс, 2000г.
9. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы: пособие для воспитателей и
родителей по формированию основ экологической культуры у детей
старшего возраста. – М. Просвещение, 2005г.
10. Лагерь П.А. Травник, - М. «Издательство Скрипторий », 2004г.
Пока живы растения, живы и мы!