СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии в смешанной модели обучения (по дисциплине «экономика»)

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение цифровых систем обучения становится неотъемлемой частью настоящего образовательного процесса. В условиях пандемии все учебные заведения были вынуждены внедрять инновационные технологии, в результате чего получила широкое распространение смешанная система обучения.

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в смешанной модели обучения (по дисциплине «экономика»)»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СМЕШАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

(ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»)



Морозова Т.А., преподаватель

ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»



Внедрение цифровых систем обучения становится неотъемлемой частью настоящего образовательного процесса. В условиях пандемии все учебные заведения были вынуждены внедрять инновационные технологии, в результате чего получила широкое распространение смешанная система обучения.

Смешанная система включает в себя дистанционные методы обучения наряду с очным преподаванием. Эта система позволяет наиболее оптимально использовать образовательный ресурс в сложившейся обстановке, не оставляет учащихся без контроля и позволяет больше уделять внимания индивидуальному подходу.

При подаче материала дистанционно и в очной форме по предмету «Экономика» приходится извлекать максимум преимуществ указанных систем.

Образовательные технологии с применением дистанционного обучения используют мультимедийный контент для учащихся с разными возможностями и потребностями. Этими инструментами могут стать: обучающие программы, видео-лекции, электронные учебники, онлайн-курсы, презентации.

Лекционные материалы по дисциплине «Экономика» проходят в дистанционной форме и в режиме онлайн. В соответствии с расписанием группы, преподаватель организует видеоконференцию на платформе Zoom. Сразу надо отметить, что главная цель конференции задать теоретические основы предмета; поддержать и развить интерес к данной дисциплине и в общей учебной деятельности; сформировать у учащихся навыки и ориентиры для будущей самостоятельной работы. В связи с этим, очень важно сохранить все традиционные приемы обычной лекции: эмоциональное воздействие на присутствующих, постоянный контакт и вызов на диалоги, не позволяя на время лекции рассеивать внимание. Необходимо, соблюдая специфику дисциплины, обязательно во время подачи материала делать акцент на предметы экономических проблем, которые связаны непосредственно с будущей деятельностью учащихся [12]. Далее советы от нейропсихологов.

Если дети не поняли, как работает платформа для вебинаров или приложение с задачами, они будут часто отвлекаться на технические проблемы: поиск нужной кнопки, включение микрофона. После этого им будет сложно вернуться к содержанию урока. Заранее расскажите ученикам, как работать с выбранной вами платформой и пользоваться нужными приложениями. По возможности выделите для этого отдельный урок — они спокойно потренируются, а вы не будете беспокоиться о содержании.

Затем нужно дать советы студентам об организации рабочего места и удалении отвлекающих факторов. Лектору рекомендуется вести занятия на белом, однотонном, или размытом фоне, чтобы не отвлекали детали за вашей спиной. Попросите организовать рабочее место так, чтобы на письменном столе не было лишних предметов. Установите правило — во время онлайн-занятий должны быть закрыты все социальные сети, мессенджеры и вкладки в браузере, не касающиеся учебы.

Постарайтесь чаще комментировать свои действия. Проговаривайте все свои действия, которые ученики не видят. Например: «Сейчас я переключаю слайды», «Минутку, я решаю проблемы со звуком», «Не получилось включить демонстрацию экрана, сейчас попробую разобраться». Это поможет удерживать внимание. Анонсируйте тему урока. Расскажите, каких учебных целей вы хотите достичь, сколько времени будет длиться занятие, и какие будут задания. Например: «10 минут я буду рассказывать новую тему, затем мы посмотрим видео, потом вы сделаете небольшое задание в тетрадях, и в конце мы вместе решим онлайн-задание с автоматической проверкой». Так вы помогаете сформировать ожидания от занятия и распределить силы.

И снова подчеркивается важность обратной связи. Чаще подводите промежуточные итоги. Обсуждайте результаты группы, подчеркивайте успехи конкретных учеников. В конце каждого урока резюмируйте, что из запланированного удалось выполнить. Обратная связь по ходу урока помогает удерживать внимание и мотивацию, а подведение итогов структурирует работу. Это особенно важно во время дистанционного обучения. С помощью обратной связи вы компенсируете отсутствие такого фактора внешней организации учебного процесса, как звонки и перемены [1].

Привлекайте непроизвольное внимание. Непроизвольное, или пассивное, внимание — это внимание, вызванное внешними причинами, не требующее специальных усилий со стороны ребенка. Непроизвольное внимание учеников можно привлечь, например, с помощью контрастов. Используйте жестикуляцию, сделайте речь более эмоциональной, меняйте темп и громкость речи.

Делайте уроки разнообразными. Переход на дистанционное обучение требует предварительной подготовки, но сейчас доступно большое количество качественного обучающего контента. Включайте в урок иллюстрации, короткие видеоматериалы, обучающие квесты и дидактические онлайн-игры. Чередуйте работу с монитором и выполнение заданий на бумаге. Смена деятельности помогает удерживать внимание учащихся. Но при этом не забывайте структурировать деятельность, объяснять, на что направлено конкретное задание, и зачем вы смотрите видеоматериалы [8].

Сделайте запись урока. По возможности запишите урок, чтобы он был доступен для тех учеников, которые не смогли подключиться онлайн. Это отличный способ добавить в дистанционное обучение индивидуальный подход — дети могут посмотреть непонятные моменты или пройти занятие в комфортном для них темпе.

Проводите гимнастику. Если ученики проводят за компьютером больше 20–30 минут, сделайте с ними короткую гимнастику для глаз или небольшие дыхательные упражнения, двигательную разминку. Чтобы все переключились и отдохнули, задайте простые вопросы, например: «Что вы видите за окном?», «Какие звуки вы сейчас слышите?» «Что вам больше всего запомнилось из вчерашнего занятия?».

Выдавайте задания дозировано. Не все учащиеся сразу смогут сами планировать, сколько заданий нужно делать каждый день, чтобы сдать их через неделю. Большое количество заданий пугает, и даже самые организованные могут опустить руки. Уделяйте ученикам внимание и хвалите даже за небольшие достижения. Научные исследования доказывают, что, обучающиеся дистанционно, могут добиться тех же академических успехов, что и при традиционной очной форме [4].

Главное:

1. Организовать процесс обучения — расставить цели, расписание и сроки выполнения.

2. Использовать разные форматы работы и способы подачи учебного материала.

3. Наладить обратную связь с учениками.

В начале своего урока преподаватель должен объяснить значимость подаваемого материала и последовательность освоения. Нужно обозначить основные вопросы и проблемы, демонстрируя при этом на экране видео или фотоматериал. Например, тема «Введение в экономику» представлена такими проблемными вопросами:

Блага — все, что используется людьми как средство удовлетворения своих нужд. Осуществляя хозяйственную деятельность, люди все время взаимодействуют.

Экономика (экономическая теория) — наука, изучающая типичные мотивы и модели поведения людей в процессах производства, обмена и потребления жизненных благ. Поскольку хозяйственная деятельность осуществляется с древних времен, то ее проблемы также занимают людей с глубокой древности. Во всяком случае, первым ученым-экономистом принято считать великого мыслителя Древней Греции Аристотеля (384–322 до н. э.)

Типы потребностей и их ранжирование. Главная из экономических проблем состоит в том, что все люди хотят жить лучше, комфортнее, а обеспечить это крайне трудно, потому что в любой момент хозяйственные возможности (производственные мощности предприятий и ресурсы природы, используемые в качестве сырья или основы для сельскохозяйственной деятельности) для создания жизненных благ небезграничны.

Потребности — конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящая от условий жизни, навыков, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов. Скажем, первейшая из нужд человека — поддержание сил в организме. Реально это проявляется в потребности в пище, т. е. конкретных продуктах питания, которые можно использовать для насыщения.

Основные элементы экономической деятельности. Чтобы получить жизненные блага, людям приходится осуществлять самые разные типы хозяйственной деятельности. Вся эта деятельность является частью экономического оборота, включающего:

• создание (вовлечение в сферу хозяйствования) производственных ресурсов;

• производство с использованием производственных ресурсов;

• обмен (торговлю) созданными в результате производства благами или услугами;

• личное потребление произведенных потребительских благ людьми и воспроизводство капитала за счет вновь произведенного оборудования, минеральных удобрений для земельных угодий и т. п.

И этого для первого раза достаточно. И преподаватель переходить непосредственно к основной части лекции и изложению материала. При этом важнейшим фактором является диалог преподавателя и обучающегося. Как замечают психологи, основной недостаток онлайн-лекции заключается в пассивности аудитории. Поэтому необходимо предавать лекции проблемный характер, привлекая студентов к активной познавательной деятельности. Например, в ходе лекции преподаватель может задать конкретный вопрос (нужна ли, на ваш взгляд, наука «Экономика» в первобытном обществе? и т.д.). При этом дается небольшая пауза для раздумывания и выборочно, или по желанию преподаватель спрашивает нескольких слушателей. Также может стать предметом обсуждения любой вопрос, который задается во время лекции.

В конце онлайн-лекции преподаватель подводит итог, предоставляет возможность студентам задать интересующие вопросы, дает методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе, а также комментарии по рекомендуемой литературе.

Если по какой-либо причине студент не смог посетить онлайн-занятие, ему предоставляется ссылка на лекцию. Ведь она должна была быть записана, о чем мы говорили выше. А также, в качестве дополнительного материала, можно использовать учебный контент онлайн ресурса «Экономика».

Семинарские занятия по дисциплине «Экономика» в очном формате предполагают использование инновационных технологий образования, которые мотивируют учащегося.

- Кейс-технология, основанная на создании вымышленных или реальных ситуаций, требующих последовательного разбора, направлена на освоение студентами знаний по теме занятия, а также на выработку навыков самостоятельного и критического мышления. Кейс-технология обладает огромным педагогическим потенциалом, поскольку преподаватель и студент здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, позиционируют себя в споре, мотивируют свои действия, аргументируют их экономически

- Технология портфолио, рефлексивность которой является способом самоаттестации и самоотчета, формирует ответственность и способность студентов к самообразованию. Для студента портфолио служит организатором учебной деятельности, для преподавателя – способом оценивания результатов.

- Онлайн-курс, как инновационная образовательная технология является неотъемлемой составляющей учебного процесса в условиях смешанной модели обучения, если семинарское занятие проходит в специальных компьютерных классах, на занятиях выполняются онлайн-задания. Эта технология позволяет обучающимся, под контролем преподавателя, осваивать не только сам предмет, но и оттачивать навыки работы с электронным ресурсом.

В заключении хотелось бы отметить, что в выбранной методике образовательного процесса важнейшую роль играет самостоятельная работа обучающихся. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Обучающийся должен видеть полезность выполняемой работы. Важным условием является контроль результатов деятельности студентов.

Современный квалифицированный, конкурентоспособный специалист должен владеть информационно-коммуникационными технологиями, демонстрировать готовность к постоянному профессиональному росту, умение трансформировать полученные знания в инновационные технологии, формировать и развивать навыки самостоятельного получения знаний, критического мышления [5]. Основными задачами самостоятельной работы студентов в современных условиях являются:

1) организация самостоятельной работы с использованием систем дистанционного обучения;

2) определение оптимального содержания учебного материала для самостоятельной работы;

3) формирование заданий для самостоятельной работы с целью развития высших уровней навыков критического мышления;

4) использование средств ИКТ для выполнения самостоятельной работы;

5) установка четких критериев для оценивания выполнения самостоятельной работы и рефлексии.

Инновационный подход к организации самостоятельной работы студентов предполагает активное использование дистанционных образовательных технологий посредством организации открытой информационно-образовательной среды.



Список литературы:

  1. Байсалбаева К.Н. «Технология разработки и методика проведения онлайн лекции (Электронный ресурс – Режим доступа: http://science-journal.kg/media/Papers/nntiik/ (дата обращения 14.11.2021)

  2. Васильев В. П., Холоденко Ю. А «Экономика» (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://urait.ru/book/ekonomika-466875 (дата обращения 14.11.2021)

  3. Котерова Н.П. «Экономика организации» (Электронный ресурс) - Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm (дата обращения 14.11. 2021)

  4. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.

  5. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 672 c.

  6. Левитес, Д.Г. Педагогические технологии: Уч. / Д.Г. Левитес. - М.: Инфра-М, 2014. - 260 c.

  7. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2018. - 256 c.

  8. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. - М.: Academia, 2013. - 272 c.

  9. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2013. - 208 c.

  10. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.

  11. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: Учебное пособие / В.А. Федоров. - М.: Академия, 2012. - 176 c.

  12. Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2018. - 224 c.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!