СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии и ЭСО как фактор активизации познавательной самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание применения информационно-коммуникационных технологий на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии и ЭСО как фактор активизации познавательной самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории»

Государственное учреждение образования «Гимназия № 4 г. Могилева»













Информационные технологии и ЭСО как фактор активизации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории

в 8 классе



















В настоящее время в Беларуси идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерное для современного этапа развития цивилизации приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые обладают тотальной мультимедийностью. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, расширяет возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке. Таким образом, можно предположить, что ИКТ способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху. Это происходит за счет использования карт, схем, учебных картин, видео- и аудиокомментариев, представленных в виде электронных презентаций или обучающих учебных программ.

Очень важный момент в этом процессе - систематичность в использовании ИКТ на уроках. Условно уроки можно разделить на несколько групп: уроки-экскурсии, уроки-презентации, уроки-тестирования и т.д. Конечно, для проведения таких уроков необходима более серьезная и трудоемкая работа. Подготовка материала и оформление презентаций - процесс творческий. И каждая презентация может стать реализацией творческого проекта учителя и совершенствования им своих умений. Прежде всего, можно выделить возможности применения мультимедийных презентаций для создания образного представления учащихся об изучаемых явлениях. Они могут использоваться на разных этапах усвоения учебного материала: как для ознакомления с изучаемыми явлениями, так и при подведении результатов и обобщении материала. Презентации способны воздействовать на два канала восприятия учащихся, к тому же зрительная наглядность может быть представлена как образно, так и вербально и графически. Организованный таким образом материал создает интегрированное образовательное пространство, которое поддерживает мотивацию учащихся к учению. Мультимедийная система позволяет детям услышать реальный голос за кадром исторических деятелей изучаемого периода, включить любой видеофрагмент, проверить свои знания прямо на уроке.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ребенок при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника, ведь слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Мультимедийное учебное пособие в состоянии представлять исторические факты, события, документы, комментарии и интерпретации во взаимосвязи, т. е. представлять их в интегральном, а не разобщенном виде. Здесь открываются возможности для соотнесения знаний об историческом предмете, накопленных в разные исторические времена.
Знания представлены в определенном контексте. Это не
только комментарии, но и многие другие сюжеты (рисунки, звуковые вставки, анимация, портреты и пр.), раскрывающие предмет с разных сторон. Создается сетевая структура информации, обладающая большей информационной насыщенностью и дополнительным смысловым потенциалом, чем отдельно взятые знания. Восприятие, интерпретация и освоение исторических знаний на базе мультимедиа реализуется не только когнитивным способом, но и созерцательным путем. Реконструкция истории, как важнейший шаг в выработке исторического сознания, может пользоваться наглядными примерами виртуальной реконструкции в компьютере, что облегчит интеллектуальную деятельность учащегося.
Таким образом, с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом чего является формирование более эффективной модели обучения. Делая сравнительный анализ проверочных работ по истории, проведенных после уроков-презентаций и традиционных уроков, я пришла к выводу, что качество усвоения учебного материала выше на тех уроках, которые интересны ученикам, а это - уроки, проведенные с использованием ИКТ.

Уроки с использованием ИКТ отличаются высокой организованностью, слаженностью. В качестве примера рассмотрим применение разнообразных методических приемов на уроке истории.



1.Работа с понятиями. Преимущество использования ИКТ при работе с понятиями состоит в том, что определения появляются на экране, не нужно их писать на доске.

Пример. Ниже приведены определения, все ли они соответствуют признакам государства?

1.Деление населения по признаку родства.

2.Суд на основе обычаев предков.

3.Деление населения по территории проживания.

4.Налоги.

5.Управленческий труд не оплачивается.

6.Наличие письменного законодательства.

7.Наличие специальных учреждений по поддержке порядка.

8.Наличие регулярной армии.

9.Наличие законов, регламентирующих порядок и поведение людей.

2. Заполнение схемы. Учащимся первоначально дается на экране только схема и термины к ней. Затем правильный (заполненный) вариант. Такой вид работы позволяет за короткий период времени сделать большой объем работы, т.к. экономиться время на оформление доски.

3. Чтение текста. Благодаря ИКТ сокращается время, которое на традиционных уроках тратится на чтение текста (документа) учебника. ИКТ позволяют провести виртуальные экскурсии.

4. Соотношение определений и соответствующих им понятий (дат и событий).

5. Заполнение таблиц.

6. Работа с документами.

На уроке сначала можно ознакомиться на экране с текстом документа затем выполнить задания к нему, попросив учащихся дать ответы на вопросы, которые проецируются на экране.



7. Представление изучаемого материала.

Создание презентаций. Использование презентаций на уроке. Эта технология позволяет экономить время на уроке, не стоять спиной к классу, выводить информацию постепенно, дополняя текст рисунками, портретами политических деятелей, картами, схемами, таблицами, заданиями, графиками, диаграммами, фотографиями и видеосюжетами, музыкальными фрагментами.

Использование видеоинформации и анимации. Современные технологии позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, кадроплан, видеосюжет и многое другое.



8. Проверка знаний. Большинство учителей в своей работе формируют определенную систему проверки знаний. Однако можно сделать такую работу более эффективной, технологичной, разнообразной, применив технологию создания презентаций. Вопросы к проверочной работе обоих вариантов можно набрать в электронном виде и вывести на слайд. Дети лучше воспринимают информацию зрительно, мы не создаем им дополнительные сложности, диктуя вопросы, заставляя воспринимать на слух. Кроме того, можно дополнить задания иллюстративным материалом. Используя табличный процессор Microsoft Excel, можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса.

9. Проведение внеклассных мероприятий. Презентации Power Point можно использовать для визуальной и информационной поддержки мероприятий. Так, например, задания для турниров удобно оформлять в виде презентации. Это дает дополнительную возможность визуализировать вопросы для команд и для зрителей, дополнить задания вопросами с иллюстрациями (портреты военачальников, героев войны, иллюстрации сражений и битв), выводить задания постепенно, согласно логике изложения.

10. Иллюстрации публичных выступлений. Презентация Power Point может быть незаменимой при выступлении учащихся с сообщением, во время защиты рефератов.

11. Организация самостоятельной деятельности учащихся. Работа с информацией в электронном виде давно стала привычной для наших школьников. Они постоянно обращаются к Интернету. Поэтому задание создать презентацию к своему устному выступлению активизирует познавательную активность ученика, помогает сформировать у него навыки самообразования, умения отбирать и структурировать информацию, сочетать устный ответ с электронной презентацией. Это может помочь школьнику не только в учебной, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии оказывают прямое воздействие на формирование быстроты мышления посредством обучающих программ. В большинстве из них присутствуют задания, выполнение которых рассчитано на определенное время. Ограничения времени вызывают необходимость фиксации основной цели задания, внимания и быстрого принятия решения. Косвенно на развитие быстроты мышления может влиять работа с поисковыми системами, основанными на принципах интерактивности (энциклопедии, словари, электронные библиотеки, каталоги и т.д.). В развитии гибкости мышления обязательно следует отметить программы, в основе которых лежит возможность из заданного набора элементов моделировать различные процессы, явления, ситуации. Очевидно, что в любой продуктивной работе за компьютером есть потенциальные возможности развития гибкости мышления, даже когда все инструменты и принцип их действия заранее очень четко определены. Развитие творческого мышления зависит от того, какие задачи поставлены перед детьми. Среди заданий обучающимся могут быть предложены задания от простейших, носящих учебный характер, до исследовательских проектов. Так, например ученикам 8 класса предлагаю следующие задания: на основе различных редакторов создание вариантов оформления буклетов и презентаций на тему «Личности эпохи», «Внешняя политика ВКЛ XVII в.» и др., создание и анализ диаграмм, иллюстрирующих ответ на тот или иной вопрос («Национальный и конфессиональный состав населения ВКЛ») и т.п.

Наиболее эффективным средством, стимулирующим обучающихся к совершенствованию продукта творчества, являются разнообразные формы коллективного сотрудничества и, конечно же, представление достигнутых результатов. Замечено, что чем шире возможности предъявления полученных результатов творческой деятельности, тем активнее ученики включаются в процесс обучения. Многие из моих учащихся в ходе собственной проектной деятельности используют ИКТ для сбора и обработки информации, презентации результата.

Таким образом, использование информационных технологий помогает мне повышать мотивацию обучения детей истории и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и

эмоциональной окрашенности;

  • психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор детей;

  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;

  • происходит интенсификация изложения нового материала, при использовании ИКТ скорость объяснения увеличивается.



Проблема оценки эффективности применения ИКТ для меня является очень важной, поскольку применение ИКТ, с одной стороны, несколько облегчает труд учителя, поскольку обеспечивает учебный процесс звуковой информацией, богатым видеорядом, успешно заменяющим давно износившиеся и частично устаревшие традиционные наглядные пособия, но с другой, - требует от учителя большего напряжения сил в работе с вновь осваиваемыми технологиями. Так, мои затраты времени на подготовку уроков с использованием ИКТ возросли, да и Интернет - вещь не дешевая. Находясь лишь в начале пути определения эффективности применения ИКТ, наиболее важными показателями считаю рост мотивации учебной деятельности и уровня интеллектуального развития.

Информационно-коммуникативные технологии в сочетании с педагогическими методами обучения играют серьезную роль в развитии творческого и образного мышления, помогают обучающемуся приобрести уверенность в своих суждениях, действиях, побуждают к фантазиям, воображению, проведению сравнения и аналогий. ИКТ, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Дети начинают искать ответы на многие вопросы, и что самое ценное - сами их себе задавать.

В заключение обязательно хочу отметить, что последствия применения ИКТ могут быть как позитивными, так и негативными, поэтому, в оценке результатов и эффективности их внедрения в учебный процесс, необходим взвешенный подход.

Специалисты, изучающие применение ИКТ предупреждают о проблемах, которые могут возникнуть - рассеивание внимания, связанное с запутанными и сложными способами представления материала и колоссальными объемами информации. Возможности ИКТ могут стать тормозом при решении творческих задач, при обучении вопросам, требующих рассмотрения чего-либо с непривычной стороны. Означает ли это, что необходимо жестко подходить к дозированию применения информационно-компьютерных технологий на уроках? Да. Следует ли снизить интенсивность информации? Да. Не нужно только впадать в крайности: с одной стороны, опасаться полной замены живого труда учителя электронным «наставником», а с другой – возвращаться в «меловой» период. Как и в любом деле, здесь необходима золотая середина.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!