СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения естественнонаучных дисциплин

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Испосльзование информационных технологий на уроках естественнонаучного цикла

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения естественнонаучных дисциплин»

Информационные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения естественнонаучных дисциплин


Тарнавская И.А. – преподаватель географии высшей категории, заведующая отделением связи и информатики Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский колледж радиоэлектроники».

Богдасарова Л.А. – преподаватель химии и биологии высшей категории Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский колледж радиоэлектроники».


Преподаватель в современном учебном заведении поставлен в условия, когда с одной стороны необходимо заниматься отработкой навыков тестирования (Единый Государственный Экзамен), а с другой – тематика занятий требует творческого (иллюстрированного) подхода. Если добавить к этому, что часов не становится больше, то задача перед педагогом стоит не простая. Итак, как же, встречаясь со студентами один раз в неделю, сформировать у них научное мировоззрение и целостный взгляд на особенности и развитие человеческого общества. При этом необходимо учесть профилизацию образования и дифференцированный подход в обучении. Становится очевидным, что традиционные занятия не принесут должного результата, необходимы поиски новых форм работы.

Одно из направлений модернизации форм и методов обучения в нашем техникуме является внедрение компьютерных технологий. Процесс использования стал возможным при появлении учебных программ, компьютерных классов, кабинетов, оборудованных мультимедийной доской.

Поэтому, направления выбираем разные и используем компьютерные технологии и мультимедиа. Компьютерные технологии можно использовать на различных типах уроков:

комбинированном;

при изучении нового материала;

на этапе закрепления знаний;

на занятиях контроля и оценки знаний.

Остановимся на некоторых направлениях использования компьютерных технологий.

Первое направление – демонстрация материалов.

На занятиях по географии, химии, биологии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным инструментом для географа является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать.

Программа дает возможность преподавателю демонстрировать на экране самые разные изображения: плоские, объемные, возможно увеличение объектов, переход от одних объектов к другим.

Стало возможным показывать аэрокосмические и фото – снимки, схемы, графики, диаграммы.

На занятиях по биологии и химии возможна демонстрация различных рисунков, а также сложных схем и таблиц. Заранее подготовив материал для показа, преподаватель экономит время на занятии, которого часто не хватает.

Второе направление – показ процессов.

Процессы, о которых должны иметь представление студенты, разнообразны и многочисленны. Мы много им объясняем, порой на пальцах, а здесь нам дается уникальная возможность все показать за 1-2 минуты.

Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда – это часть анимации).

Возможен показ химических опытов на мультимедийной доске при помощи компьютера, проведение которых в аудитории и даже в специализированной лаборатории не допускается из-за опасности соответствующих реагентов и их продуктов.

Сбывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у студентов больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше.

Третье направление – практическая работа.

В мультимедийных учебниках 10 - 11 класса заложены практические и лабораторные работы по географии, химии, биологии. Они носят тренировочный и контролирующий характер. Студентам очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы.

При использовании практической работы мы можем работать индивидуально со студентом, предложить ему тот вариант, который ему будет интересен и под силу.

Четвертое направление – проверка знаний.

Студенты в дальнейшем могут подойти к Единому Государственному Экзамену по разным предметам, где им будут предлагать тестовую работу. Нам необходимо их научить работать с тестом. Но на обычных занятиях у нас не всегда есть возможность для этого. А здесь заложены тестовые работы, в нескольких вариантах и по окончанию оцениваются. Мы можем подходить индивидуально к студентам (темп работы). Студенты могут исправить свои ошибки (выполнить новый тест).

Пятое направление – проектная деятельность студентов.

На этом направлении мы остановимся более подробно.

Метод проектов – одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется всё большее внимание. Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. В результате проектной деятельности студенты должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тема может касаться какого – то теоретического вопроса, но чаще всего темы проектов относятся к какому – то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни.

Планирование учебного проекта укладывается в следующую схему:

  • Подготовка к разработке учебного проекта. На этом этапе целесообразно рассмотреть и обсудить реальный проект, где можно рассказать о требованиях, предъявляющихся к проекту.

  • Продумывание темы проекта.

  • Формулирование основополагающего вопроса (на который нельзя ответить одним предложением) и проблемных вопросов учебной темы.

  • Формулирование дидактических целей проекта.

  • Формулирование задач.

  • Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований студентов).

  • Выдвижение гипотез решения проблем

  • Определение творческого названия проекта.

  • Самостоятельная работа.

  • Подготовка презентации.

  • Защита полученных результатов.

  • Оценивание результатов проекта студентами и преподавателем.

Такой проект требует длительной подготовки и может быть представлен далеко не каждым студентом. Но данную методику можно использовать и на повседневных занятиях.

Схема работы следующая:

Преподаватель не рассказывает новую тему, стоя у доски или у проектора, сильные студенты выступают в роли рассказчиков, получив опережающее задание. Задача преподавателя так спланировать занятие, чтобы как можно больше студентов сумели побывать у проектора со своими презентациями, предложить остальным обсудить увиденное, сделать выводы и определиться со следующими темами презентаций. На следующее занятие предлагается студентам, не подготовившим презентацию в прошлый раз, самим предложить сокурсникам и преподавателю электронный материал по пройденной теме. Самые слабые (или ленивые) студенты могут не готовить электронную работу, но они обязательно должны получить оценку за устный ответ по выбранной ими проблеме данной темы, причем не требуется от них знание дополнительной литературы, можно ограничиться и текстом учебника. Печатный вариант работ не требуется, так как бесконечное количество докладов итак уже мертвым грузом лежит в кабинетах. А вот яркая презентация из 5-6 слайдов, выполненная в программе Microsoft Power Point с комментариями докладчика вызывает неподдельный интерес у студентов, да и у преподавателей. Итоговая или одна из промежуточных презентаций должны (или могут) быть подготовлены преподавателем., чтобы скорректировать ход мыслей студентов и перекинуть планку к следующей теме.

Таким образом, мы получаем оценки-зачеты по основным темам у всех студентов. Каждый студент предупрежден о необходимости получить зачет по теме, и сам выбирает вариант зачета. С темами курса студенты должны быть ознакомлены заранее, что позволяет им подготовить ряд презентаций еще до того, как появится необходимость их демонстрировать, а это в свою очередь решает проблему загруженности студентов и дает им возможность скорректировать внеурочную деятельность.

В зависимости от сложности и объема темы, работа может выполняться по группам, но и в этом случае должна быть продумана доля участия каждого. По моему мнению, все-таки групповая работа иногда лишает возможности увидеть индивидуальность. Ведь преподаватель задает только тему, вот основополагающий вопрос студент ставит перед собой сам. Ведь существуют жесткие рамки: 5-6 слайдов, 3-4 минуты выступления - остановится надо на чем-то одном.

Шестое направление – проведение занятий – презентаций.

Возможности использования программы MSPowerPoint кажутся неограниченными. С помощью этого средства можно создавать презентации, различного рода творческие работы. Особенно эффективно можно использовать презентации при изучении новой темы. Преподаватель сам создает презентацию с использованием ключевых материалов темы.

На занятиях по географии можно использовать заранее приготовленные презентации с использованием тематических карт, дополняя материал всевозможными фото слайдами и видео сюжетами по странам. Такое занятие всегда воспринимается студентами «на ура» и обеспечивает максимальное усвоение учебного материала. Причем, после просмотра презентации, сделанной преподавателем, многие студенты самостоятельно пытаются сделать подобное, но уже по другой теме и даже по другим дисциплинам.

При выполнении презентации студенты и преподаватели должны придерживаться основных требований.

Разрабатываемая презентация должна состоять из интерактивных слайдов.

При подготовке презентации предполагается использование современных пакетов типа MS Power Point. Презентацию также можно выполнить при помощи HTML – кода.

При разработке должны быть использованы основные функции презентационного пакета:

создание слайд – фильма с помощью «Мастера автосодержаний»;

структурирование документа (заголовки, абзацы, символы и т. д.);

создание и добавление таблиц, диаграмм;

использование данных и графиков из MS Excel;

вставка растровой графики и картинок из библиотеки ClipArt;

использование шаблонов и стилей оформления;

создание аннотаций и заметок к слайдам;

рисование графических объектов (линии, стрелки, дуги и т.д.);

создание интерактивных слайд – фильмов (переход к любому слайду, просмотр видеоклипа, прослушивание звукозаписи или запуск другого приложения);

упаковка слайд – фильма.

Только при использовании всех возможностей презентационного пакета можно создать интересную и качественную презентацию.

И ещё одно направление – использование Интернет – ресурсов.

В курсе «География» студенты открывают для себя мир в целом и страны по отдельности. Знакомятся с экономикой, культурой, традициями многих стран мира. При этом получают и перерабатывают огромный объем информации. В этом им может помочь Интернет.

В каталоге «Образовательные ресурсы сети Интернет» представлены информационные ресурсы по основным предметам программы среднего общего образования. Наряду с крупными образовательными Интернет – проектами, выполняемыми ведущими научно – педагогическими коллективами, образовательными учреждениями, в данном раздел включены примеры менее масштабных индивидуальных проектов учителей и методистов, выполненные по их личной инициативе.

Ресурсы содержат учебный и справочный материал, использовать который могут как педагоги, так и студенты. Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажёры и другие учебно – методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут преподавателям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия.

Когда в учебном заведении такая работа поставлена в системе, то вскоре очень просто отличить скаченную из Интернета работу от самостоятельной. Ведь навыки приобретаются не только у некоторых студентов, но и у преподавателей. Студенты сами видят работу, где нет никакой мысли, уровень требований повышается и халтурщикам приходится туго. Оценивает работу преподаватель, но высказываются студенты порой откровенно. В принципе, работа в Интернете так же требует усилий, главное чтобы получился новый продукт. Очень хорошо, если в учебном заведении практикуются Дни защиты проектов и научно-практические конференции, тогда такая деятельность может вызвать особый интерес студентов и самих преподавателей.

И в заключении. Хочется добавить, что проблема применения новых педагогических технологий позволяет повысить свой профессиональный уровень и выявляет необходимость учиться тому, что еще вчера казалось недоступным и трудным.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!