СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии как средство самообразования, самореализации, адаптации в окружающем мире

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Информационные технологии как средство самообразования, самореализации, адаптации в окружающем мире"

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии как средство самообразования, самореализации, адаптации в окружающем мире»











«Информационные технологии как средство самообразования, самореализации, адаптации в окружающем мире»







МКОУ «Раисинская средняя школа»

Учитель математики

Брайтенштайн Н. Г.





2016 г.





Одна из важнейших задач нашей школы состоит не только в обучении школьников предмету, но и в воспитании гармонично развитой личности, умеющей осуществить свои позитивные возможности, раскрыть свои задатки и способности. Большие возможности для самореализации ребёнка даёт обучение с применением информационно – коммуникационных технологий. Одним из важнейших направлений российского образования на современном этапе развития является его информатизация, поэтому важно и необходимо вести целенаправленную работу по внедрению и применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. В ходе данной работы, учащиеся обучаются поиску новой информации и практическим способам работы с ней, овладевают компьютерной грамотностью, в результате чего повышается мотивация усвоения знаний в учебном процессе, ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, появляется огромная возможность для самореализации своих способностей. Роль общества становится все более значимой, меняется характер и содержание труда человека. Расширилось понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и способен к самореализации при помощи информационно-коммуникационных технологий.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре  – он должен стать координатором информационного потока. Новые технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека. «Завтра» наших детей – это информационное общество, в котором каждый сможет реализовать себя.

Необходима смена приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Следовательно, перед современным обществом стоит задача развития активной, самостоятельной, самореализующей, информационно грамотной личности, а учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы «общаться» на одном языке с ребёнком.

Таким образом, в настоящее время возникает острая необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий как фактора самореализации школьника, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. 

Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

 В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет). Разработчики стандартов второго поколения во главу образования  ставят личность ученика,  её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе,  т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться

Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе.

В настоящее время в процессе обучения школьников используются все новые образовательные средства, в том числе и информационно-коммуникационные технологии под которыми понимаются разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Данные образовательные средства можно классифицировать по ряду параметров:

а) по решаемым педагогическим задачам:

средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

б) по функциям в организации образовательного процесса:

информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).

в) по типу информации:

с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);

с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);

с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, синхронизированные аудиообъекты);

с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

При применении компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

При этом компьютер выполняет следующие функции:

технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические);

дидактические (компьютер как тренажёр, как репетитор, как ассистент, как устройство, моделирующее определённые ситуации; компьютер как средство, выполняющее функции: оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; компьютер как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, её активизации и стимулирования)

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей и возможностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Информатизация для школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.

При подготовке к уроку с использованием современных компьютерных технологий, при отборе учебного материала необходимо соблюдать основные дидактические принципы: доступность, научность, дифференцированность, систематичность и последовательность

Важно заметить, что компьютер на уроке не заменяет учителя, а только дополняет его.  

Необходимо выделить следующие моменты, характерные для урока с использованием информационно-коммуникационных технологий:

принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

диалоговый характер обучения;

управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Чтобы создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала, считаем необходимым использование следующих возможностей информационно-коммуникационных технологий:

создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);

создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;

использование готовых программных продуктов;

использование Интернет-ресурсов в процессе подготовки и проведения урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

мониторинг по отслеживанию результатов обучения и воспитания, в том числе создание тестовых работ.

Учитель может применять различные образовательные средства информационно-коммуникационных технологий при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала, а также для обобщения методического опыта работы в электронном виде.

В проведении уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий можно выделить основные варианты уроков данной технологии:

урок с мультимедийной поддержкой – на уроке используется один компьютер, им пользуется учитель (для демонстрации рисунков, опытов, виртуальные экскурсии), а также ученики для защиты проектов;

урок с компьютерной поддержкой – урок проходит в компьютерном классе, за компьютерами работают все ученики одновременно или по очереди: выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения и т.д.;

урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе, его основная цель – формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире, при этом компьютер выступает не только как средство обучения, но и как объект изучения;

Урок с мультимедийной поддержкой

На этапе подготовки к данному типу уроку важно проанализировать электронные и информационные ресурсы, отбирать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.

Большую помощь в поиске необходимой информации оказывает каталог образовательных ресурсов по различным направлениям обучения, размещенный во всемирной сети Интернет.

Проверка и оценка достижений школьников является существенной составляющей учебного процесса. При использовании информационных технологий результаты выполнения учениками текстовых и тренировочных упражнений предоставляются в удобном для последующего анализа виде, что позволяет говорить о совершенствовании технологии учета успеваемости и качестве образования.

Исходя из конкретных успехов или неуспехов учащегося, учитель разрабатывает план дальнейшего предъявления школьнику системы заданий. Таким образом, четкое определение результатов обучения позволяет прогнозировать направление продвижения каждого ученика по учебному материалу, корректировать сложившуюся методическую систему работы учителя, определять тенденции развития системы образования.

Любой контроль, в том числе организованный в рамках использования информационных технологий, создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию у ученика. Поэтому при использовании информационных технологий нужно включать реплики, оценивающие степень успешности деятельности учащихся, тщательно продуманные. Особенно важно, что не нужно предусматривать оценки темпа работы, личностные качества учеников или особенности их психических процессов. Таким образом, организация контроля и оценки средствами информационных технологий рассматривается как одна из важных задач совершенствования педагогической деятельности, которая должна соответствовать современным требованиям к работе учителя и реализовывать принципы гуманизации индивидуализации обучения.

Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!