Тема:
«Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации». ( из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ )
Выступление на августовской конференции 2021 г.
МБОУ Поселковая СОШ
Азовского района Ростовской области
учитель начальных классов 1 категории
Мартиросян Рита Рафиговна
«Каждый ребенок — художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста»
Пабло Пикассо .
Цель и задачи инклюзивного образования.
- Инклюзивное образование ( фр. inclusif -включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
- Цель инклюзивного образования – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.
- Задачи инклюзивного образования:
- 1) принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;
- 2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;
- 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
- 4) использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
Многообразие подходов к интерпретации понятия «Инклюзивное образование»
- Инклюзивное образование (или включенное) – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
- Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Международные правовые документы, составляющие основы инклюзивного образования.
Конвенция о правах ребенка (Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Конвенция ООН «О правах инвалидов» (В статье 24 Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивно образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека). Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями: «Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования»
Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения.
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363). URL: http://docs.cntd.ru/document/554102819
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/#1000
- Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. URL: http://base.garant.ru/2565085
- Руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей приема на обучение на 2020/2021 учебный год)» (утв. Рособрнадзором). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357318/
Федеральные документы:
- 1. Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
- 2. Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- 3. Закон Российской Федерации 3 июля 1998 года (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- 4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271).
- 5. Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
- 6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
- 7. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Правительственные документы:
- 1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»
- 2. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 129 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы»
-
В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях.
Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Самый первый и важный документ для нас это ФГОС ОВЗ. В стандарте прописаны программы для каждой категории лиц с ОВЗ определены планируемые результаты, которых необходимо достичь к концу обучения. А в программе подробно, по классам, расписано всё содержание: чему конкретно учить, когда и по каким темам на каждого ребёнка составляется адаптированную образовательную программу (АОП), учитывающую все его особенности.
Так как я работаю в классе, где есть дети с ОВЗ, необходимо учитывать степень самостоятельности этих учащихся. Различные ученые, проводя свои исследования в этой области пришли к выводу, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Хорошая мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
На данный момент я работаю с тремя детьми с ОВЗ
Двое из них имеют диагноз «Умственная отсталость»-1 вариант, у третьего -диагноз «Умственная отсталость»- 2 вариант. Я хочу отметить, что все дети разные по уровню обучаемости и ко всем нужен индивидуальный подход.
В ходе урока я использую различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
Я использую на своем уроке :
1 . Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Узелки на память Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Интерактивная световая панель Бесконечность для сенсорной комнаты.
Панель создает визуально захватывающий эффект света, уходящего в бесконечность . Она несет поистине уникальный мультисенсорный опыт. Доступны различные режимы свечения. Панель поможет в работе с людьми с ослабленным зрением, создав необходимый уровень стимуляции для активности посетителя сенсорной комнаты . Занятия с панелью Бесконечность направлены на интерактивность, визуальное отслеживание, координацию рук и глаз и понимание причинно-следственной связи в окружающем мире. Световые точки, уходящие в бесконечность … Такой захватывающий световой эффект обеспечивает эта интерактивная световая панель.
Использованую презентации и фрагменты презентации по ходу занятия. Сюда можно добавить необходимый картинный материал, цифровые фотографии и т.п. музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Активные методы рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Бассейн с шариками имеет множество плюсов. Движение среди шариков, касающихся тела ребенка множеством точек, существенно снижает мышечный тонус и при этом тонизирует. А также развитие моторики, ведь шарики можно брать в руки, ощупывать, изучать. В сухом бассейне позвоночник и мышцы не напрягаются. Регулярные занятия в нем позволяют избежать проблем с осанкой и скорректировать трудности.
Сухой душ
Сухой душ способствует психологической разгрузке, развитию тактильных ощущений, дополнительной сенсорной стимуляции органов зрения и осязания, закреплению названий цветов, помогает восприятию пространства и своего тела в этом пространстве.
2) рефлексия содержания учебного материала
3) рефлексия деятельности
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
Приоритетная цель деятельности педагогического коллектива школы - признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и иных достижений. Совместная организация обучения и внеурочной деятельности детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников повышает уровень навыков общения, толерантности, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности
Инклюзия
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
Литература
- Журнал «Здоровье детей» (электронный журнал), январь, 2016г. Статья Г.Ялышева «Маленькими шагами к большим успехам».
- Журнал «Здоровье детей» (электронный журнал), февраль,2016г. Статья Т.Лапина «Играем со звуком а».
- Журнал «Здоровье детей» (электронный журнал), март, 2016г. Статья С.Трошин «Развивающие упражнения для детей с ОВЗ».
- Журнал «Начальная школа» (электронный журнал), октябрь, 2018г. Статья Е.Камышова «Творческий метод обучения как способ профилактики школьной неуспеваемости».
- Гончаренко М. С. Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы// Инклюзивное образование: методология, практика, технологии [Электронный документ]/М. С. Гончаренко, 2018, — 23 с.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/Министерство образования и науки РФ.2014.
- Темиршина, Г. Р. Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / Г. Р. Темиршина, А. З. Минахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 240-243.
Спасибо за внимание!