СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование в условиях современной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очередной виток споров о будущем инклюзивного образования в России вспыхнул не так давно и не утихает до сих пор. Инклюзия подразумевает, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещают учебные заведения наравне с «обычными» сверстниками, но занимаются там по специально адаптированной для них программе. Давайте, попробуем разобраться – «Готовы ли российские школы к подобному формату и почему, несмотря на очевидные сложности, инклюзия может быть полезна не только «особенным» детям, но и всем ученикам».Очередной виток споров о будущем инклюзивного образования в России вспыхнул не так давно и не утихает до сих пор. Инклюзия подразумевает, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещают учебные заведения наравне с «обычными» сверстниками, но занимаются там по специально адаптированной для них программе. Давайте, попробуем разобраться – «Готовы ли российские школы к подобному формату и почему, несмотря на очевидные сложности, инклюзия может быть полезна не только «особенным» детям, но и всем ученикам».

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование в условиях современной школы»



Доклад


Инклюзивное образование в условиях современной школы




Подготовила: учитель начальных классов

Северенкова Анжела Евгеньевна






Санкт-Петербург

2020

Инклюзивное образование в условиях современной школы


Очередной виток споров о будущем инклюзивного образования в России вспыхнул не так давно и не утихает до сих пор. Инклюзия подразумевает, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещают учебные заведения наравне с «обычными» сверстниками, но занимаются там по специально адаптированной для них программе. Давайте, попробуем разобраться – «Готовы ли российские школы к подобному формату и почему, несмотря на очевидные сложности, инклюзия может быть полезна не только «особенным» детям, но и всем ученикам».

Проблема доступа

Разберем проблему доступа на примере…

Накануне нового учебного года директор благотворительного фонда «Дом с маяком» Лида Мониава сообщила, что хочет отдать своего подопечного — 12-летнего мальчика Колю с тяжелой формой инвалидности — в обычную общеобразовательную школу.

Все предыдущие 12 лет Коля провел в интернате, где практически не покидал кровать. Взяв мальчика к себе, Лида решила по возможности интегрировать его в обычную жизнь и обеспечить ему максимальные контакты с внешним миром. Наличие новых внешних стимулов в том числе может позитивно повлиять на состояние Коли.

Ее пост о поступлении в школу вызвал резкую реакцию в соцсетях. Противники идеи настаивали, что присутствие ребенка с тяжелой инвалидностью в классе травмирует детей, помешает учебному процессу, добавит нагрузки на учителя и при этом самому Коле, который из-за множественных заболеваний почти не двигается и не говорит, по их мнению, ничего не даст. Лида объясняла, что мальчик будет заниматься по собственной программе, которая не помешает другим детям, на занятиях его будет сопровождать специальный тьютор, а дети, в отличие от взрослых, намного быстрее адаптируются к новому опыту — в том числе к соседству с человеком с инвалидностью.

Кроме того, подчеркивала она, в России в принципе существует проблема с доступом детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные школы, а возить их в коррекционные учебные заведения у многих родителей просто нет возможности, поскольку их немного и расположены они, как правило, далеко от дома.

В середине сентября стало известно, что Колю благополучно зачислили в ресурсный класс соседней школы, где он занимается несколько дней в неделю вместе с пятью другими детьми, также имеющими ограничения по здоровью — но не такие серьезные, как у Коли. Однако остроты споров это не убавило.

Инклюзия для всех

Право на доступное среднее образование в России гарантировано всем. Это закреплено в том числе в федеральном законе «Об образовании». По закону выбирать, куда отдать ребенка — в общеобразовательную школу, коррекционную — или оставить на надомном обучении, должны его родители.

Официальная процедура поступления ребенка с ОВЗ в общеобразовательную школу расписана пошагово — и по документам выглядит простой. Для этого ребенка должна осмотреть психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Комиссия выдаст заключение с рекомендациями о том, как именно для него должна быть построена программа и какие факторы следует учесть.

Например, для детей с расстройством аутистического спектра (РАС), синдромом дефицита внимания (СДВГ) или синдромом Аспергера потребуется сопровождение тьютора. Для маломобильных — наличие пандусов или возможность посещать занятия на первом этаже.

Рекомендации комиссии составляются на основе одной из нескольких стандартизированных программ, одобренных Министерством просвещения, а уже после этого школа на их основе пишет индивидуализированную программу.

Идея заключается не только в том, чтобы учесть индивидуальные потребности конкретного ребенка, но и в том, чтобы, выстраивая программу, соблюсти интересы остальных детей. Потому что инклюзия — «для всех»: «Инклюзия не создается для ребенка с диагнозом, она создается для всех детей — чтобы они все были в безопасности и чувствовали себя комфортно, не были обделены вниманием».

Для этого, например, комиссия может рекомендовать сопровождение тьютора — он, с одной стороны, поможет ребенку адаптироваться, с другой — снимет эти обязанности с учителя, чтобы тому не пришлось выбирать между ребенком с особенными потребностями и остальными учениками.

Обоюдная работа

С рекомендациями комиссии родители имеют право обратиться в любую выбранную общеобразовательную школу, и там ребенка должны будут принять, а рекомендации — исполнить.

Это в теории. На деле, большинство школ сегодня в принципе не готовы работать с детьми с особенностями и не готовы перестраиваться. Причин, по ее мнению, две: нежелание брать на себя дополнительную нагрузку, втягиваясь в достаточно трудоемкий процесс, и недостаток финансирования. Нередко они взаимосвязаны: «Государство гарантирует создание специальных условий в школах, но расходными обязательствами это является для субъекта, то есть для региона. Таким образом, разное финансовое положение регионов приводит к тому, что средств на это постоянно не хватает. В результате, помимо общей неготовности школ к инклюзии, недостаток финансовых средств приводит к тому, что ребенок вызывает неприятие уже на уровне образовательной организации, потому что школа вынуждена искать средства на то, чтобы обеспечить ему необходимые условия».

То, как учебное заведение относится к внедрению инклюзии, во многом зависит от объемов финансирования. При этом если в Москве и Санкт-Петербурге еще можно найти успешные примеры, то в регионах ситуация намного хуже.

В регионах в большинстве случаев появление в классе ребенка с ОВЗ никак не меняет оплату труда педагога, хотя основная нагрузка ложится именно на учителя: это он составляет специальную программу и, как правило, уделяет дополнительное время ребенку во время урока. На ставку тьюторов у большинства школ в принципе нет ресурсов.

Отказать школа не может по закону. В этом случае родители могут обратиться с жалобой в прокуратуру с просьбой защитить право их ребенка на получение образования. За отказ принять ребенка в школу и обеспечить ему необходимые условия штраф может грозить в том числе директору. Но когда речь идет об инклюзии, давление — не самый эффективный путь.

Несколько лет назад в России возникло движение родителей, выступавших против сокращения числа коррекционных школ (оно пришлось на середину 2010-х) и перехода детей с особыми потребностями в обычные учебные заведения. Но даже с учетом всех имеющихся сложностей коррекционные школы проблему не решают. Во-первых, проблема в их расположении. Если школа единственная на целый округ, возить туда ребенка для многих будет просто нереально. Во-вторых, потребности у детей разные, и многим — например, детям с РАС — социализация действительно необходима. Наконец многие коррекционные школы работают по принципу интернатов — и это тоже дополнительная травма для ребенка: «Это все-таки ситуация казармы».

Было бы желание

Все опрошенные специалисты, включая педагогов, в один голос указывают, что даже при всех существующих сложностях в школах инклюзия необходима. Причем не только для того, чтобы обеспечить права детей с ОВЗ и их родителей.

Это в том числе учит с детства спокойнее относиться к людям с инвалидностью. Дети начинают понимать, что это такое, что это не какая-то исключительная ситуация. В итоге и они становятся более терпимыми, и людям с ограниченными возможностями в будущем в таком обществе становится жить проще и свободнее.

Кроме того, обращают внимание специалисты, внедрение адаптированной программы может существенно облегчить жизнь и другим ученикам. Прохождение ПМПК в России не является обязательным. Многие родители, опасаясь, что ребенку поставят психиатрический диагноз, не приведут туда ребенка даже если видят, что у него есть сложности с общением или концентрацией внимания.

То есть если у одного ребенка стоит диагноз СДВГ и под него адаптируется программа, учитель делает короткие перерывы или добавляет физическую активность, в реальности там, скорее всего, сидят еще десять таких ребят, которым тоже нужно отдыхать, нужно подвигаться, громко что-то обсудить. Просто их научили сидеть сорок минут, они себя заставляют и могут это сделать, а нашему ребенку сложно. В итоге программу немного адаптируют, и она будет хороша для всех.

Кроме того, инклюзия означает переход к более современной и гибкой системе школьного образования, которая позволяет каждому ребенку выстраивать программу в зависимости от своих потребностей, интересов, целей в жизни и карьерных устремлений.

Впрочем, проблемы, с которыми в этом случае сталкиваются и школы, и дети, и родители, остаются неизменными — о нехватке финансирования и отсутствии в штате необходимых специалистов эксперты говорили еще пять лет назад.

Динамика есть, но она очень медленная. И движущей силой здесь становятся именно родители, а лучшим аргументом — успешные примеры: «Выросло число родителей, которые знают алгоритм действий. Они объединяются территориально, выбирают школу, ходят к директорам, находят школы, которые готовы принять, самостоятельно ищут финансирование, подают на гранты, выигрывают эти гранты. Другие директора видят успешные примеры и понимают, что вроде как нестрашно, надо создавать подобные условия. Было бы желание, можно найти разные варианты».





Основная цель Модели инклюзивного образования

Школы № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга

"Невская школа" !ШКОЛА"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга "Невская школа" ведет образовательную деятельность.

В настоящее время в нашей школе с каждым годом увеличивается

количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными

возможностями, вызванными различными проблемами в здоровье, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с ТМН развития (УО умеренная), дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ежегодно количество учащихся с ОВЗ составляет 8% от общей численности

обучающихся в школе. Инклюзивное образование в Невской Школе осуществляется в общеобразовательных классах.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности, для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу

с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно -

развивающее сопровождение детей одного возраста с разными видами нарушений.

Актуальность инклюзивного образования многократно подтверждена

изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными

возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Суть его заключается в том, что

дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками, быть принятыми

в их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

Преимущества инклюзивного образования были учтены при разработке модели

инклюзивного образования в нашей школе.

При создании модели мы учитывали и внешние условия успешного инклюзивного образования:

• выявление нарушений в развитии обучающихся (с момента поступления

ребенка в ОУ);

• желание родителей обучать ребенка ОВЗ вместе со всеми детьми и их

стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;

• наличие возможностей оказывать ребенку с ОВЗ квалифицированную

помощь;

• создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного

Обучения, а также внутренние условия успешного инклюзивного образования:

• уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной

норме или близкий к ней;

• возможность овладения общим образовательным стандартом в

предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки.

Цель и задачи модели

Цель:

Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым

образовательным потребностям гарантирующей сохранение и укрепление

физического и психологического здоровья обучающихся с ОВЗ в условиях

Нашей Невской Школы в рамках ФГОС.

Развивать различные формы альтернативного обучения для максимально

успешной адаптации в социуме.

Задачи:

1. Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме.

2. Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и

специалистов по проблемам инклюзивного образования.

3. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ.

4. Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе

информационное.








Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ГБОУ школе № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга "Невская школа"


Комплексная модель сопровождения детей с ОВЗ.


Наша модель предполагает образование детей с отклонениями в развитии и детей инвалидов в условиях полной и частичной инклюзии.

Полная инклюзия - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии и дети инвалиды обучаются по соответствующим общеобразовательным программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ТНР (5.1) коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов на одного обучающегося на основании рекомендаций ТПМПК и решения ППк.

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР (7.1) на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося на основании рекомендаций ТПМПК и решения ППк (с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом).

Для учащихся с ЗПР (7.2) по ФГОС НОО в учебном плане отведены часы на коррекционно-развивающую работу: Коррекционно-развивающие занятия на основании рекомендаций ТПМПК и решения ППк (с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом).

Частичная инклюзия- форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии и дети инвалиды обучаются по адаптированным общеобразовательным программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками с индивидуальным учебным планом в условиях массовой общеобразовательной школы. Для обучающихся по ФГОС НОО О УО учащихся в учебном плане предусмотрены часы внеурочной деятельности, в том числе часы коррекционных занятий:

-с учителем-логопедом;

- с учителем-дефектологом;

- с педагогом-психологом.

Обучающийся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) Посещает школу по индивидуальному расписанию (индивидуальные анятия с узкими специалистами, уроки и внеклассные мероприятия).

Ресурсы, имеющиеся в учреждении.

кадровые: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя-предметники.

материально-технические: кабинеты начальных классов укомплектованы оборудованием согласно современным требованиям, имеется кабинет социально-психологической службы, кабинет для работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога - психолога.

нормативные: должностные инструкции педагогического коллектива

(учителя-логопеда, педагога-дефектолога, педагога-психолога, социального

педагога, учителя-предметника), Положение о школьном ППк и т.д.

учебно-методические: учебные и наглядные пособия для организации

образования; учебно-методическая литература по коррекционной педагогике,

психологии и воспитанию, имеющаяся в библиотечном фонде школы.

 психолого-медико-педагогические: ТПМПК, школьный ППк.

Специалисты и учителя работают с учащимися школы в индивидуальной, подгрупповой, классно-урочной системе, а также реализуют программы

коррекционно-развивающей направленности с учетом возраста и потребностей

учащихся с ОВЗ.

Преимущества инклюзивного образования:

Всем учащимся с особыми возможностями здоровья предоставлен спектр

дополнительных образовательных программ по разным направлениям.

В Школе создана система традиционных социально-значимых, культурно- досуговых и познавательных мероприятий: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, олимпиады, ученические конференции, спартакиады, социальные акции.

Наша модель включает механизмы и организационные условия, направленные на координацию субъектов: детей и их родителей (законных представителей), педагогов, специалистов.

Разработка моделей позволила выявить актуальные проблемы в формировании инклюзивной практики образовательного учреждения, среди которых недостаточная компетентность педагогов в дидактических подходах, технологиях и методах работы с обучающимися с ОВЗ.

Внедрение представленных выше моделей в инклюзивную практику образовательного учреждения в 2019-2020 гг. позволило консолидировать усилия коллектива по проектированию и апробации эффективных способов решения выявленных проблем. В их числе:

 разработка и актуализация локальных нормативных актов, определяющих

функционал отдельных специалистов и коллегиальных органов;

 целенаправленная систематическая деятельность по развитию и

совершенствованию профессиональных компетенций педагогов, реализующих

инклюзивную практику через специально организованные семинары, действующий на постоянной основе, мероприятиях, организуемых ВОРДИ.

Инклюзивная среда требует поддержки всех участников образовательного процесса, следовательно, кроме создания специальных условий для ребенка с ОВЗ, должны создаваться условия для других детей, учителей, родителей:

- наличие большого количества обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, требует использования методов экспресс диагностики, вариативных способов поддержки ребенка и контроля результатов;

-применение минимальных по затратам рабочего времени способов ведения

документации;

- нестабильное состояние обучающихся и отсутствие индивидуальных тьюторов некоторые учащиеся требуют наличия возможности мобильно подключать к работе с ребенком различных специалистов, что является особенно проблематичным в первой половине дня, на которую приходится максимальная педагогическая нагрузка.

Формирование инклюзивной культуры, как принимающего отношения к особым детям предполагает участие всех субъектов образовательных отношений, включая не только обучающихся, родителей, педагогов, но также и работников столовой, учебно-вспомогательного и технического персонала Школы.

Заинтересованность и активное участие родителей являются необходимым условием формирования инклюзивной образовательной культуры учреждения.

Формирование заинтересованности родителей достигается за счет повышения информированности и осведомленности об образовательных услугах, специфике инклюзивного образования и имеющихся условиях его реализации; оказания родителям психолого-педагогической консультационной помощи по вопросам обучения и воспитания детей, вовлечение родителей в организацию образовательной и социальной практики, культурно-досуговой деятельности, в том числе организацию и проведение акций, спортивных праздников, конкурсов, творческих мастерских, фестивалей и т.п. Так же в школе проходит «день открытых дверей».

В качестве актуальных задач по-прежнему остаются задачи обеспечения максимальной включенности родителей (законных представителей) в:

-работу коллегиальных органов управления: ППк, родительских комитетов, как эффективных организационно-управленческих механизмов для решения насущных образовательных проблем;

-деятельность по реализации индивидуальных образовательных маршрутов, а также предоставление возможности для дополнения и изменения образовательной траектории школьников с учетом особенностей здоровья и перспектив дальнейшего обучения.




При разработке пространственно-архитектурного компонента инклюзивной образовательной среды приоритетной целью становится обеспечение «универсальной безбарьерной среды», обеспеченности современными средствами, системами, оборудованием, соответствующим образовательным потребностям детей.

Содержательно в пространственно-предметный компонент образовательной среды включены: архитектура школьного здания, степень открытости-закрытости конструкций школьного дизайна, размер и пространственная структура помещений в здании школы.

Психодидактический компонент (социальный (коммуникативно- организационный) компонент) инклюзивной образовательной среды предполагает разработку и реализацию содержания общего и дополнительного образования, внедрение современных образовательных технологий и их адаптацию с учетом образовательных потребностей обучающихся, организацию мероприятий

по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ и их родителям, организацию воспитательной работы и т.д.

Успешность в решении обозначенных задач в значительной степени определяется кадровым ресурсом, готовностью педагогов к работе в условиях инклюзии, к овладению необходимыми профессиональными компетенциями, их развитию и совершенствованию. Координация деятельности педагогов, специалистов, командный подход в решении актуальных проблем, возникающих в образовательной практике, являются необходимым условием достижения целей и задач инклюзивной практики.

Обеспечение координации деятельности достигается посредством:

- четкого распределения функционала педагогических работников;

- регламентации деятельности специалистов при поступлении в образовательную организации ребенка с ОВЗ, переводе обучающегося с основной на адаптированную образовательную программу, реализации индивидуального образовательного маршрута и выполнении рекомендаций территориальной ПМПК;

Необходимым организационным условием инклюзивного образования является

проведение мониторинговых исследований. Полученные результаты позволяют обеспечивать комплексную оценку проводимой работе, выявлять и своевременно разрешать возникающие проблемы.

Критерии (индикаторы) оценки результативности модели

В качестве приоритетных критериев для оценки результативности деятельности по созданию инклюзивной образовательной среды в учреждении необходимо выделить следующие:

- привлечение дополнительных средств, для создания доступной среды (проекты, конкурсы);

-готовность и способность педагогов работать в условиях инклюзивного образования, развивать и совершенствовать необходимые профессиональные компетенции;

- своевременность прохождения педагогами дополнительного профессионального образования по программам инклюзивной направленности;

- увеличение численности детей с ОВЗ, участвующих в профессионально направленных конкурсах, мероприятиях творческой и спортивной направленности;

- участие родителей в реализации инклюзивной образовательной деятельности, через коллегиальные органы управления, родительские объединения; увеличение количества мероприятий воспитательной направленности, с участием родителей (законных представителей)

Результаты:

• Разработана система программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации.

• Организован учебный процесс, для данной категории учащихся с применением различных образовательных технологий. Коррекционная помощь оказывается посредством организации очных, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учителями-предметниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом в соответствии с заключением ТПМПК, программой коррекционных курсов, образовательными потребностями семьи. Эти учащиеся участвуют в занятиях и мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместному образовательному и воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям ПМПК и психолого-педагогического консилиума Школы.

• Обучающиеся с ОВЗ получают документа об образовании, успешно адаптируются в социуме, становятся полноценными его членами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!