Согласовано: на методическом совете МБОУ «Иланская СОШ№1» протокол №_____ от _____ августа 2016 года | Утверждаю: директор МБОУ «Иланская СОШ №1» ______________________/Ю.В.Максаков/ приказ №______от ______августа 2016 |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ИНН»
(инкубатор научной направленности)
для учащихся 5-7 классов
срок реализации общеобразовательной программы 2 года
составлена педагогами естествознания
Прохоровой Е.Н.(учитель физики)
Максаков Ю.В. (учитель физики)
Боковой Т.Г.(учитель биологии)
Буракова В.И. (учитель химии)
г. Иланский
2016год
Пояснительная записка
В современном мире формирование естественнонаучной картины мира, развитие творческих и познанвательных способностей учащихся в области естествознания приобретают все большее знанчение. Вводить человека в мир познания и творчества, науки и техники неоходимо с самого раннего возраста.
Направленность образовательной программы дополнительного образования детей: образовательная программа имеет естественнонаучную направленность, способствует формированию ключевых компетенций, развитию творческих и познавательных способностей учащихся.
Содержание занятий позволяет формировать творческую увлеченность целеустремленность, настойчивость, внимательность, дисциплинированность.
Актуальность образовательной программы
Исходя из современных требований в условии изменеий современного общества, меняется система образования. Сегодня всала задача воспитания творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Повышение интереса учащихся к познанию окружающего мира чрез курс естествознания, повышение мотивации для профилирования учебных курсов физики, биологии, химии делает программу актуальной.
Новизна образовательной программы заключается в ее прикладном
характере и направленности на развитие творческих способностей учащихся
на основе междисциплинарных связей. Образовательная программа
расширяет кругозор детей, способствует творческому развитию,
самостоятельности мышления, является как обучающей, так и развивающей.
Педагогическая целесообразность определяется необходимостью учета
индивидуальных способностей и наклонностей обучающихся, возрастных
особенностей мышления и восприятия, внимания и памяти. Дети получают
возможность свободного творческого выражения индивидуальности,
выработки хорошего вкуса, формирования образного мышления,
посредством приобретения практических навыков, мастерства,
способствующих совершенствованию индивидуального стиля в жизни.
Цели и задачи образовательной программы:
Цель образовательной программы: создание условий для освоения
обучающимися навыков самостоятельной, проектно-
исследовательской деятельности, развитие творческих и познавательных
способностей.
Задачи:
обучающие:
обучить навыкам абстрактного мышления;
ознакомить с основными этапами проектно-исследовательской деятельности;
привить практические навыки моделирования, конструирования;
сформировать у детей понимание возможностей реализации
собственных творческих устремлений, демон
демонстрации личностных достижений;
развивающие:
оказать помощь в раннем профессиональном самоопределении
обучающихся;
развить логическое (профессиональное и конструкторское)
мышление;
содействовать участию в учебно-исследовательских
конференциях, смотрах и олимпиадах, выставках, конкурсах
различного уровня;
воспитательные:
воспитать уважение к труду и его результатам;
научить методам реализации возможностей разумной
организации созидательного досуга, здорового образа жизни,
развития ценностных установок, раскрывающих систему норм и
правил межличностного общения, обеспечивающих успешность
совместной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:
программа рассчитана на обучение детей 10-13 лет 5-7 класс реализация программы: 2 часа в неделю; с учетом дифференцированного подхода к возрасту обучающихся и уровню их
подготовки.
Срок реализации дополнительной образовательной программы: срок реализации программы 2 года.
Для успешного освоения обучающимися образовательной программы
используются следующие формы организации деятельности обучающихся:
индивидуальная образовательная траектория,
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В ходе реализации цели и задач программы предполагается развитие у
детей: наблюдательности, внимания, умения сосредоточиваться, развитие
мышления, фантазии, воображения, конструктивных умений, творческих
способностей, выработка правильной речи, умения высказывать и
обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения,
улучшение показателей адаптации в коллективе, умения работать в команде.
В ходе обучения обучающиеся овладевают основными приёмами решения
логических и нестандартных задач, навыками проектной и учебно-исследовательской
работы в области естествознания.
Для проверки
успешной деятельности детей предусматриваются такие методы контроля, как
комплексные работы, собеседование, тестирование, защита проектов, проведение турниров,
интеллектуальных игр, творческих проектов.
Формы контроля и анализа результатов освоения программы, виды
оцениваемых работ осуществляются в зависимости от уровня подготовки
учащихся посредством обсуждения педагогом и обучающимися результатов
выполнения определенных операций, оценка выполненных конструкций,
тестовых заданий, посредством представления выполненной работы на выставках, участия в научно-практических конференциях.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы.
Результатом работы творческого объединения является участие в
выставках, занимательных вечерах, участия в экспресс-конкурсах и
конференциях, интеллектуально-творческой игры «Умники»., научно-практических конференциях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
№ | Тема | Вид деятельности | часы | дата |
1 | Введение Интеллектуальная игра «Умники»1 этап | | 2 | |
2 | Этапы проетно-исследовательской деятельности | Решение проектной задачи Решение исследовательской задачи | 6 | |
3 | Мини исследования Мини проекты | Физика: Исследование агрегатных состояний вещества -физические свойства жидкостей - физические свойства твердых тел -физические свойства газов мини проекты - «Парниковый эффект» - «Действие протиевой воды» - «Кристаллы» Химия: Исследование химических веществ - «Алфавит природы» - «Изучение и моделирование молекул» - «Выращивание кристаллов» Биология: - проект «Экспедиция в затерянный мир» - «Жизнь на Энцеладе» - « Человеческие кости и мумификация» - « Мир невидимок» - « Знакомые незнакомцы» - «Росток» | 18 | |
4 | Защита исследований, проектов | | 6 | |
5 | Комплексная работа | | 4 | |
6 | Малая научно-практическая конференция | | 4 | |
7 | Интеллектуальная игра «Умники» 2 этап | | 4 | |
8 | Этапы конструирования, моделирования | | 6 | |
9 | Конструирование, моделирование | | 8 | |
10 | Фестиваль работ | | 6 | |
11 | Комплексная работы | | 4 | |
| Итого: | | 68 | |
2-ой год обучения
№ | Тема | Вид деятельности | часы | дата |
1 | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ реализация проектов «Колонизация планет» «От большого взрыва до наших дней» | | 18 | |
2 | Конструирование, моделирование. | | 12 | |
3 | Малая научно-практическая конференция | | 4 | |
4 | Публичное слушание Техническая доработка проектов | | 8 | |
5 | Социальный проект | | 18 | |
6 | Реализация проекта | | 8 | |
| итого | | 68 | |
Ожидаемые образовательные результаты программы «ИНН»
Метапредметные результаты:
«Регулятивные универсальные учебные действия»
– принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации,
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый контроль по результату; –
адекватно воспринимать оценку учителя; – различать способ и результат действия; –
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; –
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; –
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
«Познавательные универсальные учебные действия»
осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
– использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
устанавливать причинно – следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач.
Знания алгоритма решения проектных и исследовательских задач, первоначальные сведения о строении вещества, основные этапы деятельности в области начального конструирования и моделирования.
Умения решать проектные и исследовательские задачи, выстраивать логические цепочки, выступать публично.
«Коммуникативные универсальные учебные действия»
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнеров;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи. Выпускник получит возможность научиться:
слушать собеседника;
определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего
ИКТ-компетенции:
-подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); -описывать по определѐнному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нѐм, используя инструменты ИКТ; -собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; -редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; -пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
Личностные результаты:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к познанию,
широкая мотивационная основа познавательной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности познавательно и учебной деятельности;
основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню; – установка на здоровый образ жизни; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; – эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школ