СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновации в методических подходах к обучению детей с нарушением функций опорно - двигательного аппарата.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с нормально развивающимися сверстниками возможности для получения образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Просмотр содержимого документа
«Инновации в методических подходах к обучению детей с нарушением функций опорно - двигательного аппарата.»

Инновации в методических подходах к обучению детей с нарушением функций опорно - двигательного аппарата.

Новикова И.А.,

учитель начальных классов

Проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее актуальных в системе образования. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с нормально развивающимися сверстниками возможности для получения образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.

Клинико-психолого-педагогические особенности этой группы детей описаны в трудах М.В. Ипполитовой, Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, О.Г.Приходько, Н.В. Симоновой и др. Большой вклад в изучение таких детей и разработку методов их реабилитации внесли также клиницисты К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова и др.

Помимо двигательных расстройств, у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития: 40—50% детей имеют задержку психического развития. В большинстве случаев эти недостатки имеют сложную природу. Они обусловлены как непосредственно поражением головного мозга, так и двигательной и социальной депривацией, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. Задержка психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных в астенических проявлениях.

Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом.

При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций.

Дети, у которых поражены правые конечности, вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение графическими навыками. Тонкие движения пальцев неразвиты практически у всех детей.

Встречаются дети с недостаточностью пространственного анализа и синтеза, что особенно проявляется при овладении чтением, письмом. Они затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, в сложении целого из частей, не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать ее правую и левую сторону, могут начать писать в любом месте тетради, читать с середины страницы. Степень выраженности указанных затруднений значительно увеличивается при сочетании несформированности пространственного анализа и синтеза с недостаточностью зрительно-моторной координации.

Таким образом, двигательные нарушения в значительной степени определяют специфику учебной деятельности учащихся этой группы. Несформированность двигательных навыков и умений - результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).

Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в значительной степени также определяются различными нарушениями речи.

В этих случаях дети смешивают близкие по звучанию звуки, например, свистящие и шипящие, твердые и мягкие, звонкие и глухие и поэтому делают ошибки при письме подобных слов на слух.

Другой особенностью устной речи таких детей является своеобразие развития лексико-грамматической стороны речи. Их словарный запас ограничен, особенно заметно недостаточное понимание значений многих слов и понятий. У детей лимитировано понимание многозначности слов, различение смысловых оттенков отдельных выражений в зависимости от контекста. Это приводит к тому, что в устной речи дети пользуются в основном короткими, шаблонными, стереотипными фразами.

В письменной речи обнаруживается смешение, замены и пропуски звуков, искажаемых при произношении.

Наибольшую сложность представляют дети, у которых в письменной речи отмечаются ошибки, связанные с недостатком дифференцирования звуков, сходных по звучанию. Примером таких ошибок могут быть смещение и замены звонких и глухих согласных, шипящих и свистящих, мягких и твердых: дочка-точка, мышка-миска, угол-уголь и т.д. Эти ошибки могут быть вызваны как нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, так и нарушением внимания, работоспособности и неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами.

Проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ является одной из наиболее актуальных в системе образования.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Учитывая специфические особенности учащихся данной категории, в своей работе стараюсь подобрать такие формы и методы работы, которые и в данных условиях приводили бы к достижению положительного результата.

Использование наглядных методов особенно важно для детей с ДЦП в связи с тем, что они находятся в условиях социальной, а иногда и сенсорной депривации. Использование этого метода позволяет преодолеть негативное влияние деривационного фактора.

В качестве наглядных пособий использую в зависимости от ситуации натуральные объекты, объемные наглядные пособия (муляжи, макеты), изобразительные (картины, репродукции), схематические пособия. При их использовании руководствуюсь основными правилами:

- учитывать глазодвигательные нарушения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- учитывать недостаточность зрительно-моторной координации;

- не использовать на уроке слишком много пособий.

Особое место имеют звуковые, динамические и аудиовизуальные пособия. Это аудио записи, диафильмы и кино, мультимедийные средства. Однако использование как кино, так и диафильмов более 25% учебного времени считается неэффективным.

Подводя итоги анализу использования наглядных методов в работе с детьми с НОДА, отмечу, что предпочтение следует отдавать натуральности наглядности, учитывать бедность социального опыта детей данной категории, обязательно сопровождать использование наглядности речевым сопровождением.

К практическим методам обучения детей с НОДА на уроках русского языка относятся упражнения, интерактивные задания и тесты. Упражнения сочетаются с объяснением, беседой, рассказом, демонстрацией, игрой, также применяются при работе с учебником. Эффективность упражнений зависит от соблюдения ряда требований. Важнейшим условием является сознательное выполнение учащимся задания. Это весьма сложная задача для детей с ОВЗ, поскольку нарушения в высшей нервной деятельности у учащихся относятся, прежде всего, к их аналитико-синтетической способности, от которой зависит полнота понимания учебного материала, т.е. глубина обобщения, полнота отражения связей изучаемого и наблюдаемого материала. В связи с этим исключительное значение имеют педагогические приемы, требующие сопоставления, установления сходства и различия, подводящие учащихся к пониманию конкретной задачи, актуализирующие их знания и опыт, пробуждающие заинтересованность к предложенной работе.

В своей работе также использую словесные методы обучения. К словесным методам обучения детей с НОДА относятся рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой.

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата не могут усвоить большой по объему материал, особенно, если в нем содержатся трудные для понимания понятия, явления. В результате чего в своей учебной деятельности использую небольшие по объему рассказы, которые содержат ограниченное количество новых сведений, достоверные и научно проверенные факты. Содержание раскрываю по определенному плану, с четким выделением существенных моментов, доступным языком, включаю новые слова и термины. Обязательным условием является мое эмоциональное и заинтересованное отношение к сообщаемой информации. Начинаю свой рассказ с какого-либо занимательного вопроса, факта. Излагаемые сведения подтверждаю примерами, сопровождаю наглядной демонстрацией, прослушиванием звукозаписи, просмотром учебных кино и диафильмов.

Работа с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний. Школьники учатся работать вначале с учебником и обязательной учебной литературой, затем разнообразной справочной и художественной литературой. Главная цель обучения работе с книгой – это приобретение знаний и подготовка к самостоятельному приобретению знаний. Научить самостоятельно приобретать знания из книги - сложная и важная задача.

В связи с особенностями двигательных и речевых нарушений у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата процесс обучения по русскому языку, особенно на начальных этапах, имеет специфику.

Нарушения манипулятивных функций кисти рук при различных клинических формах ДЦП и наличие гиперкинезов существенно затрудняют усвоение техники письма. В связи с этим особое внимание уделяю подготовке руки к письму, выделяю специальное время на формирование двигательного навыка письма, его последовательную отработку и закрепление. На уроках использую бусы для ученика, комплект ЛДСО «Мелкая моторика руки и графомоторные функции», который включает в себя наборы дидактических средств обучения для развития зрительно-моторной координации. Комплект способствует формированию контроля зрения за движением рук.

Также использую набор с песком и комплект лабиринтов для развития графомоторики, который способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, зрительного восприятия. Ручные лабиринты тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение. Каждый лабиринт имеет свою ступень сложности.

В связи с тем, что у большинства учащихся с ДЦП имеются нарушения звукопроизносительной стороны речи в сочетании с общим речевым недоразвитием разной степени выраженности, особое внимание на начальных этапах обучения уделяю:

  • отработке правильного произношения, развитию фонематического слуха и формированию основ звукового анализа;

  • уточнению и обогащению словарного запаса;

  • практическому овладению грамматическими средствами языка, выявлению и преодолению встречающихся в речи грамматических недочетов.

Усвоение данного учебного предмета обеспечивается максимальной практической направленностью начальных этапов обучения: большое внимание уделяется формированию предметно-практической деятельности учащихся, различным формам работы с разрезной азбукой, графической записи слов и т. д.

В целях предупреждения дисграфических и орфографических ошибок все виды работ учащихся сопровождаю соответствующими видами языкового анализа.

В начале каждого учебного года определяю уровень языковой подготовки каждого ученика (словарный запас, особенности употребления грамматических средств языка, уровень овладения связной речью, степень сформированности двигательного навыка письма). Эти данные составляют основу организации индивидуальной коррекционной работы.

Поэтапное формирование двигательного навыка письма формирую в процессе специальных заданий: штриховки обведения букв и их элементов по трафарету, выкладывания их из палочек, фасолин, веревочки. Применяю приемы, исключающие необходимость письма, — использую разрезную азбуку, схемы и модели слов, таблицы и т. д. Особое внимание уделяю различению букв, сходных по начертанию.

Составной частью обучения русскому (родному) языку является формирование и совершенствование графических навыков.

Применение специальных технических средств во многих случаях способны компенсировать имеющиеся у учащихся данной категории двигательные нарушения, а именно: невозможности или ограничении объема и силы движений, трудности контроля и координации произвольных движений, слабость и быструю утомляемость во время движения, недостаточность зрительно-моторной координации рук.

В некоторых случаях использование технических средств позволяет учащимся с двигательными нарушениями принимать активное участие в учебном процессе. Некоторые функции компьютера, которые необходимо настроить для ребенка с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями:

  1. Уменьшение скорости движения курсора (при нарушении зрения, моторики глаз, мелкой моторики).

  2. Увеличение размера курсора (при нарушении зрения, моторики глаз, мелкой моторики).

  3. Залипание клавиш (при тяжелом нарушении мелкой моторики).

  4. Отключение автоповтора (при тяжелом нарушении мелкой моторики).

  5. Вывод на экран виртуальной клавиатуры (при тяжелом нарушении мелкой моторики).

  6. Уменьшение скорости двойного щелчка (при тяжелом нарушении мелкой моторики).

  7. Увеличение области просмотра (при нарушении зрения, прослеживания).

  8. Увеличение чувствительности микрофона (при нарушении голоса).

В работе использую специальную клавиатуру с увеличенным размером клавиш.

Для подчеркивания, разбора слова по составу с помощью несложных манипуляций использую известный язык программирования LOGO.

Специальные мыши:

Компьютерный джойстик. Сочетает в себе функции мыши и джойстика. Курсор управляется ручкой с тремя кнопками. Для разных видов захвата возможны три насадки в виде шара, ручки и рычага, что удобно для лиц с грубыми нарушениями мелкой моторики.

Компьютерный роллер. Трекбол с тремя кнопками сочетает в себе функции мыши и джойстика. Кнопки, расположенные справа и слева, соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. С помощью верхней кнопки можно выделить текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными, выносные кнопки, компьютерная программа «виртуальная клавиатура».

Среди простых технических средств, применяемых для оптимизации процесса письма, используются увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, позволяющие удерживать ручку и манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленные (с дополнительным грузом) ручки, снижающие проявления тремора при письме. Кроме того, для крепления тетради на парте ученика используются специальные магниты и кнопки.

Таким образом, инновации в методических подходах к обучению детей с нарушением функций опорно - двигательного аппарата на уроках русского языка дают возможность решать практические задачи:

- формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;

- обогащать и расширять словарный запас;

- организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся.

Использование электронных учебных модулей и электронных учебных пособий (мультимедийные лекции, видеолекции и др.) повышают интерес к учебному предмету.

Я считаю применение вышеизложенных новых образовательных технологий неотъемлемой частью уроков русского языка. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся НОДА, активизируют познавательную деятельность учащегося. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, учащиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, имеют большой шанс использовать умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, ориентироваться в современном информационном пространстве.













Литература

  1. Васина М.В. Практика использования специального оборудования в обучении детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Коррекционная педагогика. Теория и практика. № 3(27) 2008 г. стр. 70-72.

  2. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе: Методические рекомендации для учителей и родителей. – СПб., 2000.

  3. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М., 1981.

  4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001.

  5. Малофеев Н.Н. Формирование словаря младших школьников с церебральным параличом. Автореферат канд. дисс. – М., 1986

  6. Николаенко В.И. Организация и содержание обучения и воспитания детей с тяжелыми двигательными нарушениями в условиях специальной школы-интерната. Журнал «Коррекционная педагогика» 1(3), 2004.

  7. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование. МГППУ 2012 г.

  8. Приказ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

  9. Титова О.В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. «Гном и Д», 2004.

  10. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / под ред. М.В.Ипполитовой. – М., 1988



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!