СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновации в образовательном процессе (урок географии. Класс: 11)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьном образовании существуют различные педагогические инновации - нововевведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности, и каждый учитель использует свои наиболее "прижившиеся" или традиционные инновационные технологии в образовательном процессе, новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности - пример (урок географии в 11 классе) предложенный в разработке.

Просмотр содержимого документа
«Инновации в образовательном процессе (урок географии. Класс: 11)»

Инновации в образовательном процессе

рок географии: «США: ЭГП. Население» Класс: 11)


Михайловский Олег Семенович,

заместитель директора по УВР,

учитель географии средней общеобразовательной школы

при Посольстве России в Польше,

кандидат педагогических наук


Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В образовании инновационные технологии – это новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло.

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам.

В школьном образовании существуют различные педагогические инновации - нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности, и каждый учитель использует свои наиболее «прижившиеся» или традиционные инновационные технологии в образовательном процессе – пример (урок географии) приведен ниже.


Урок географии:

«США: ЭГП. Население»

Класс: 10

Цель:

  1. Закрепить умение давать оценку ЭГП страны, её природных ресурсов, дать общую экономико-географическую характеристику США. Определение экономического потенциала страны как следствие высокого показателя ресурсообеспеченности.

  2. Усовершенствовать навыки учащихся характеризовать ЭГП страны, оценивать природно-ресурсный потенциал; формировать умение самостоятельно работать с электронными источниками информации; собирать и анализировать материал; учить практически использовать полученные знания; формировать умения учащихся работать с картой.

  3. Используя различные тематические карты, картосхемы учебника, охарактеризовать население сформировать представление об особенностях населения и его размещении, национальном составе и городах страны.

  4. Воспитывать любовь и уважение к обычаям других народов и государств.

  5. Закреплять умения и навыки работы по составлению логического опорного конспекта под руководством учителя.

  6. Развивать умение вести самостоятельную исследовательскую работу с различными источниками географической информации по вопросам общей характеристики США, его места в мировой экономике, на основе анализа, делать выводы о сложившейся географической ситуации; работать с презентацией в программе Microsoft Office PowerPoint 2003, развивать коммуникативные умения и навыки при обмене мнениями, защите проектов.

  7. Воспитывать исследовательскую, коммуникативную культуру, уважительное отношение к суждениям одноклассников.


Задачи:

  1. Дидактическая - формирование представлений об особенностях природных условий США, о степени обеспеченности государства ресурсами;

  2. Развивающая - способствовать развитию умения у учащихся отбирать необходимую информацию, работать с картами, таблицами, диаграммами;

  3. Воспитательная - развивать экономическое, экологическое мышление

Тип урока: Комбинированный.

Форма: урок-исследование с элементами проблемного обучения.

Технологии: развивающего типа (проблемное обучение); личностно ориентированные технологии (проектное обучение); ИКТ; интерактивного обучения

Методы:

проблемный, частично-поисковый, исследовательский, проектный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наглядный, картографический, метод проектов


Приемы:

анализ таблиц, текстов, картосхем; выделение существенных признаков, сравнение, прогнозирование; составление таблицы по теме; представление презентаций по исследовательскому и учебному проектам; работа с настенной Политической картой мира, экономической картой США, картами атласа, картосхемами в учебнике, в тетради.

Формы организации познавательной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Оборудование (оснащение урока):

- настенная физическая карта мира, политическая карта мира, экономическая карта США, атласы, контурные карты, карты – схемы в учебнике,

- компьютер, видеопроектор, экран, образовательная коллекция (география -10 класс), электронный банк тематических карт по географии, электронные носители (справочник «Страны мира», Энциклопедия «Страны мира», интернет-ресурсы);

- дополнительная литература

- стихи (раздаточный материал)

- диаграмма: «Национальный состав населения США»

- презентации: Исследовательский проект: «Население США»

Структура урока:

I. Организационный момент

П. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

IV. Изучение нового материала

1. Определение темы исследования.

2. Формулирование целей исследования.

3. Выдвижение гипотез.

4. Обмен результатами исследования. Проверка гипотезы.

5. Интерпретация данных.

6. Применение новых знаний.


V. Закрепление и обобщение новых знаний и умений учащихся

VI. Итог урока

1. Подведение итогов урока. Оценочная деятельность. Рефлексия.


VII. Домашнее задание

Ход урока.

Звучит мелодия из оперы «Порги и Бесс» Д. Гершвина – это настрой, фон, начало урока.

Учитель: Какие ассоциации возникают в памяти при прослушивании музыки популярного американского композитора, классика ХХ века Д. Гершвина? Запишите в тетради тему урока и 2-3 слова, которые вспоминаются первыми, ваши ассоциации, когда произносят «США».

Заканчивается мелодия…

Учитель просит поделиться записанным.

Учащиеся по цепочке читают свои записи вслух классу (чаще всего звучат слова: доллар, Америка, бакс, Трамп, Голливуд, ковбой, запад, джинсы и т.д., иногда звучат нелицеприятные высказывания), учитель тоже предлагает свой вариант.



Учитель: Большинство из нас никогда не были в США, но не имеющих ассоциаций, каких-то впечатлений, суждений об этой стране, а тем более не слышавших о ней нет.

Для дальнейшей работы участников можно посадить по группам 4-6 человек вокруг столов.

Учащиеся получают карточки с цитатами Вашингтона, Сент-Джона де Кревекера, Уйтмена, Франклина, Маяковского, Стейнбека, Вайля.

Учитель: Об Америке, о стране, к изучению которой мы приступаем, говорили и будут говорить.

Прочитайте и обсудите в группе полученные тексты.

Приготовьтесь выступить от группы и дать оценку высказыванию.

Встаньте и прочитайте вслух высказывание и расскажите о результате вашего обсуждения

Вашингтон

(1 президент)

«Какой бы конфликт ни возник между европейцами, если мы мудро воспользуемся дарованными нам географическими преимуществами, то действуя осмотрительно, мы можем извлечь выгоду из их безумств».

Сент-Джона де Кревекера

(фермер, отрывок из письма, конец XVIII в.)

«Американец есть новый человек, руководствующийся новыми принципами; посему у него должны возникнуть новые мысли и новые мнения».

«Здесь труд основан на заботе о личной выгоде».

Уйтмен

(поэт)

«Америка – это тигель, где переплавляются все нации и рождается одна – американская».

Бенджамен Франклин

(политик)

«Все приходилось создавать из ничего: законы, администрацию, армию, флот…»

В.В. Маяковский

(поэт)

«Буржуи, дивитесь коммунистическому

берегу –

на работе,

в аэроплане,

в вагоне

вашу быстроногую знаменитую

Америку

Мы и догоним

и перегоним».

1929 г.

Джон Стейнбек

(американский писатель ХХ в.)

«Нью-Йорк… Это уродливый город. Его климат – скандал. Его политика пугает детей. Его уличное движение безумие. Его конкуренция убийственна. Но есть одна вещь: если вы жили в Нью-Йорке и он стал вашим домом, ни одно иное место вам не подойдет».

В.В. Маяковский

(поэт)

«Ну, американец…

тоже…

чем гордится…

Втер очки Нью-Йорком. Видели его

Сотня этажишек в него городится

Этажи и крыши – только и

всего».


«Я в восторге от Нью-Йрка города.

Но кепчонку не сдерну с виска.

У советских собственная гордость:

На буржуев смотрим свысока».

Нью-Йорк

1925 г.


Петр Вайль

(литературовед)

«Во все времена в Америку ехали и едут за свободой и богатством, еще вернее за свободой богатства, за беспредельными возможностями на земле, расстилающейся вдоль и вширь чистым листом, куда следует вписать свое имя и ряд цифр с нулями».


На уроке завязывается дискуссия, ребята полемизируют… И получается как у Бориса Пастернака: «И творчество, и чудотворство».

Конечно, полчаса хватило бы на то, чтобы выучить по учебнику этот материал, но тут-то мы и сталкиваемся с важнейшим философским вопросом, который задает себе учитель: Какой ученик нам нужен: послушно заучивший заданное нами или думающий, ищущий?

На мой взгляд, такой подход побуждает к активной работе воображения и формирует у учащихся информационный запрос.

Рождается радость открытий, дарующая нам восторг собственного творчества и ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Этот принцип радуги, многоцветия, где каждый цвет одинаково важен и не может быть заменен другим, контрастирует с ним и дополняет его. А истина, как белый цвет, дается лишь сложением всех цветов, ибо она есть целое.

Учитель может комментировать, дополнять ответы учащихся, обращаясь к учебнику, справочникам, картам, схемам, после дискуссии, дав под запись основные черты современной американской экономики, логично переходить к дальнейшему программному изучению темы (традиционная экономико-географическая характеристика Соединенных Штатов Америки).

Планируемые результаты:

Предметные

Формировать основные понятия о ЭГП и населении США

Устанавливать зависимость экономического потенциала страны как следствие высокого показателя ресурсообеспеченности

Формирование умения работать с источниками географической информации (картами, схемами, таблицами, текстом учебника, электронными источниками информации)

Личностные

Формирование интереса к предмету, умение работать в паре, в группе, исследовательской и коммуникативной культуры

Метапредметные

Способствовать развитию у школьников учебно-интеллектуальных умений: выделять главное в изучаемом материале, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, логически излагать мысли, пространственное мышление, умение создавать образы, формирование самостоятельных навыков работы при анализе информации.



Библиография:

1. Михайловский О.С., Каким может быть урок//Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции: В 6 ч. Ч. 1 / Ин-т доп. проф.-пед. образ.; Отв. ред. Д.Ф. Ильясов.- Челябинск: Изд-во «Образование», 2006.- С.251-256.

2. Михайловский О.С., Соединенные Штаты Америки (один из вариантов начала первого урока в изучении темы «США» в 10 классе)//Концепция образовательного учреждения как центра гуманитарного развития: Сборник статей/под научной ред. В.В.Горшковой.- СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2006.- С.80-84.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!