СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная деятельность тренера-преподавателя

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термины «инновации в образовании» и «педагогические  инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность тренера-преподавателя»

МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Инновационная деятельность тренера-преподавателя»
















Дружинин А.В., тренер-преподаватель МБОУ ДО «ДЮСШ»














г.Навашино



Содержание


Введение 3

Инновационная деятельность в педагогике 5

Инновации в системе оценки учащихся 9

Инновации на тренировочных занятиях 10

Заключение 11

Список использованной литературы 12





































Введение



Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой и спортом, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков1.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики2.

К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой и спортом. Да и большинство не видит интереса в спорте. Поэтому для учителей становится все более актуальным вводитьновые методики занятий, оценок в свои уроки, чтобы заинтересовать обучающихся. Именно поэтому тема инноваций в педагогической деятельности педагогов актуальна на сегодняшний момент.

Объект исследования: инновации в деятельности тренера-преподавателя.

Предмет исследования: инновационная деятельность тренера- преподавателя

Цель исследования: раскрыть содержание инновационной деятельности в физкультурном образовании и спорте.

Задачи исследования:

  1. проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия

«инновационная деятельность» в образовании;

  1. охарактеризовать инновационную деятельность тренера- преподавателя.

Методы исследования. В исследовании применялись анализ и обобщение данных специальной литературы, методы сравнения.

Инновационная деятельность в педагогике

Понятие инновационной деятельности в педагогике



Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в педагогический обиход.

Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:

  • процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;

  • акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;

  • новая идея, метод или устройство;

  • успешное использование новых идей;

  • изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;

  • творческая идея, которая была осуществлена;

  • нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной, педагогической и других областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями3.

Синонимами понятия «инновация» являются слова «новшество»,

«открытие», «изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению специалистов, если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение её на практике.

Главное отличие слова «инновация» от других понятий в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, связана с внедрением. В рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.

Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная деятельность).

Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме4.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).

Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.

Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.

К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере народного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило

быих регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность.5


Влияние инновационной деятельности на работу педагога


Инновационная деятельность является фактором развития творчества педагогов. В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса6.

Формой квалификационных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту педагога и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.

Не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами7.

Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная обстановка, включившая в себя:

  • создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им;

  • формирование кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;

  • создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;

  • формирование служб обеспечения, основной задачей которой является формирование социального заказа на инновации, обеспечение экспертной оценки значимости и перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов, муниципальных управленческих структур;

  • создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно- практических конференций и т.д.;

  • создание опорных образовательных учреждений, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития;

  • создание временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения, региональной системы образования;

  • обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания образования и его методического сопровождения;

  • создание атмосферы общественной значимости инновационных процессов, обеспечение информированности учеников и родителей о происходящих изменениях в сфере образования8.


Развитие инновационной деятельности


Одно из необходимых условий реализации принципа развития инновационной деятельности - комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:

    • материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;

    • моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности;

    • профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории9.

Одним из важных направлений работы по управлению инновационными процессами являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем необходимо выделить главные и наметить пути их решения.

Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно- обеспечивающих структур в управлении, расширения издательской деятельности по результатам инновационных процессов, организации информационных выпусков и информационно-методических банков, проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ повышения квалификации кадров.

Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по “молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается экспертно-консультативной помощью при проектировании (особая проработка приоритетов в виде тактических и стратегических достижений, контрольно-диагностических процедур, их проявления, использования различных форм рассмотрения проекта - защита, индивидуальное собеседование, презентация и т. д.)10.

Несовпадение мнений участников проекта сокращается после коллективных обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными подходами, концептуально- теоретическими и практико-методическими новинками, стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.

Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по изменению мышления, выработке нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-группа, коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного требования к руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей квалификационной категории с разработкойсоответствующих квалификационных испытаний при аттестации11.





Инновации в системе оценки учащихся

Сегодня в спорте и в физической культуре предлагается введение нового принципа оценки деятельности учеников. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:

      • уровень знаний, умений и навыков;

      • отношение к здоровью и физической культуре личности12.

Инновационной является система оценки качества спортивного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на учебно-тренировочных занятиях используется рейтинговая (балловая) система оценивания. Ее сущность сводится к следующему: учение за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к ученикам требования. На основании разработанных критериев ученики сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить учеников самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на занятии, участием в спортивной жизни13.





Инновации на тренировочных занятиях



Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет здоровьесберегающая программа «Маленький дом большого здоровья». Результаты работы данной программы просматриваются в образовательном процессе.

На учебно-тренировочных занятиях ученики должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод14.

На учебно-тренировочных занятиях особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце занятия ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля.

На учебно-тренировочных занятиях применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

  1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.

  2. Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.

  3. Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности15.

У учеников появился живой интерес к спорту. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.





Заключение

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исследований, анализа и обобщения передового педагогического опыта.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения16.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

-проблема изучения педагогического опыта;

-проблема доведение до практики.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления образовательным учреждением17.

Инновации в системе дополнительного образования являются функциональной необходимостью тренеров-преподавателей спортивных школ.













Список использованной литературы



  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиC, 1998. - 208 с.

  2. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000, с. 43-65

  3. Лазарев В.С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. - 2003. - № 1.

  4. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер.междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994

  5. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово. - 2005.

  6. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.

  7. Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников

// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5.

  1. Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.

1 Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000, с. 43-65

2 Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельскаяшкола. - 2003. - № 1



3 Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово. - 2005


4 Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.

5 Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельскаяшкола. - 2003. - № 1


6 Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. - Минск:Современное слово. - 2005


7 Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения:сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5


8 Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельскаяшкола. - 2003. - № 1


9 Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.

10 Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцатьпервом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1


11 Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения:сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5


12 Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиC, 1988. - 208 с

13 Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцатьпервом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1


14 Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни //Матер.междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994


15 Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения:сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5


16 Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни //Матер.междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994


17 Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000, с. 43-65


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!