СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная мастерская "Формирование у дошкольников основ межэтнического взаимодействия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационная мастерская "Формирование у дошкольников основ межэтнического взаимодействия"»


Инновационная мастерская

Формирование у дошкольников основ межэтнического взаимодействия



«Мы разные – в этом наше богатство,

Мы вместе – в этом наша сила!»

Межэтническое взаимодействие - это разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей.

Межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействия народов в разных сферах - политике, культуре и т.д., это отношения по поводу материальных и духовных условий существования этносов, по реализации их потребностей и интересов.

В узком смысле - это межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения - трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения.

В настоящее время одной из основных проблем воспитания является формирование личности нового человека - как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении поставленного вопроса принадлежит дошкольному учреждению.

Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду.

В связи с этим, педагоги должны осознать важность воспитания предпосылок толерантности, как одной из основ личности ребёнка.

Цель воспитания толерантности – это воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов и мировоззрения. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

На дошкольном этапе развития закладываются моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о достоинстве, ценности личности. Поэтому основными направлениями формирования толерантности обозначим: воспитание уважения к родителям, старшему поколению; воспитание чувства солидарности и стремления к сотрудничеству; а также формирование конструктивного поведения в конфликте. Формирование толерантности у дошкольников неразрывно связано с усвоением моральных норм и эталонов поведения, предлагаемых обществом. Детьми данные правила и нормы усваиваются через художественное слово, народных персонажей из сказок, песен, совершающих те или иные поступки. По поступкам персонажи делятся на положительных и отрицательных — это и является эталоном для формирования образцов поведения у дошкольников.

Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.

Предлагаю вашему вниманию несколько идей, как познакомить детей с традициями и обычаями разных народов.

Проект «Азбука в России»

«Чтобы дружно в мире жить, нужно с Азбукой дружить!»

Под таким лозунгом в сентябре 2017 года в Санкт-Петербурге стартовал социально значимый педагогический проект «Азбука в России», направленный на формирование межэтнической толерантности у дошкольников, посещающих ДОУ Санкт-Петербурга.

Проект ориентирован на детей 5-7 лет, возраст наиболее благоприятный период для изучения языка.

Основная цель проекта: создание культуротворческой среды дошкольных образовательных учреждений через знакомство с культурой и традициями разных народов, проживающих на территории России; взаимное и плодотворное сотрудничество, способствующее развитию всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, в том числе и из семей мигрантов, родителей).

Цель проекта – подобрать и внедрить в образовательную и воспитательную систему ДОУ оптимальную совокупность средств, способствующих формированию культуры межнациональных отношений.

«Почему так назван проект»? Каждый старший дошкольник знает, что «Азбука» – это книга, в которой «живут» буквы. Букв много, но каждая важна и незаменима. Ни одной нельзя потерять, потому что сразу исчезнет много слов, а значит, обеднеет и наша речь. Так и народы в нашей стране – живут вместе, дружно, как буквы в «Азбуке», и каждый из этих народов бесценен и самодостаточен. Какую букву в Азбуке не выбери, обязательно на нее найдется название народа или национальности, проживающие на территории России.

Просмотр видеопрезентации проекта «Азбука в России».

«Жили - были буквы…»

ГБДОУ детский сад № 30 Калининского района

Санкт-Петербурга

В проекте логопеда-учителя буквы не только помогут детям научиться правильно говорить и читать, но и, превратившись в жителей нашей многонациональной страны, познакомят ребят с обычаями и традициями разных народов. Буквы нужно изготовить своими руками, чтобы они олицетворяли тот народ, который начинается на эту букву.

Например, буква «М» – Мордовия, мордва.

На земле Мордовии испокон веку мирно живут вместе два народа мокшане и эрзяне. Они говорят на разных языках, имеют разные особенности, но схожие культурные традиции и образ жизни.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я –

Это мы». А между тем

Получилась буква «М»!

(А. Шибаев)

Букву М родители изготовили в виде кукол в национальных костюмах – это представители народов мокша и эрзя, девочка и мальчик, которые крепко держатся за руки и держат в сомкнутых руках герб Саранска – столицы Мордовии.

На гербе написан год основания города 1641, нарисованы лиса и стрелы – город издавна был форпостом, защищающим южные границы Московского государства. Изображение лисы украшает герб Мордовии и Саранска как напоминание о том, что прежде основным промыслом местных жителей была охота на пушного зверя.

Благодаря букве М дети узнали обязательные цвета эрзянского и мокшанского традиционного костюма – белый и красный, названия традиционной одежды жителей республики Мордовия – панар (рубаха), понкст (штаны), рассматривали мужскую одежду, которая напоминает костюмы русских молодцев, пулай – особое украшение женщин-эрзянок (широкий набедренный пояс с вышивкой, бахромой из нитей, медных цепочек, бисера, кистями), диковинные головные уборы эрзянок и мокшанок.

Буква окантована вышитой лентой с узором, ведь женщины в Мордовии издавна занимаются рукоделием.

«Мы разные, но мы вместе»

ГБДОУ № 87 детский сад г. Санкт-Петербург

Воспитатели этого детского сада выбрали для начала работы над проектом букву «А».

В их группе были двое воспитанников, выходцев из Армении. С их страной, культурой и обычаями они и решили познакомить дошкольников. Родители ребят с большим интересом и желанием собирали фото и видеоматериалы о стране, приносили предметы быта, книги, музыкальные инструменты, создали в группе небольшой музей декоративно-прикладного искусства Армении.

Был смонтирован видеоролик «Знакомимся с Арменией», который представила и прокомментировала мама армянских ребят. Ролик с большим интересом просмотрели все воспитанники и педагоги ДОУ.

Просмотр видеоролика «Знакомство с Арменией»

Таким образом, формирование основ межэтнического взаимодействия – это достаточно длительный и сложный процесс, начинающийся ещё в дошкольном возрасте и в дальнейшем протекающий в течение всей жизни.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!