СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная рабочая программа для 2 класса по окружающему миру УМК "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру носит инновационный характер, так как в ней совмещен материал общеобразовательного содержания для изучения во 2 классе и региональный компонент изучения истории и природы родного края Ростовской области.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная рабочая программа для 2 класса по окружающему миру УМК "Планета знаний"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21







УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МОБУ СОШ № 21

от «___» ___2018г. №____






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по окружающему миру

___________________________________________

(наименование учебного предмета, курса)



Уровень общего образования: начальное общее образование




Класс: 2

Разработчик: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Григорьева Ирина Алексеевна



Сроки реализации: 2018-2019 учебный год











г.Таганрог

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса.
Содержание.



  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

  4. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир».

  5. Место учебного предмета.

  6. Содержание программы.

  7. Календарно - тематическое планирование по окружающему миру.

  8. Материально-техническое обеспечение.





























«Природа так обо всём позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться»

Леонардо да Винчи

Пояснительная записка


Настоящая программа создана в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования. Программа по окружающему миру для общеобразовательной школы направлена на формирование у учащихся курса целостного представления о мире и места человека в нем., повышения интереса к изучению наук в целом, развитие познавательной деятельности учащихся, формирование универсальных учебных действий.

Это и определяет цель программы –

  • формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру,

  • пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края.

Для реализации современного курса «Окружающий мир» начальной школы в данной рабочей программе наряду с рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации содержанием изучаемых тем, введены темы регионального компонента Ростовской области, потому что в рамках российской образовательной реформы, целью которых является гуманизация образования, предусматривается не только создание учебных пособий и учебников нового поколения, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры, но и изменения, касающиеся приоритетов регионального содержания образования. Передача культурного наследия от одного поколения другому и создание новых ценностей сегодня становятся процессами, которые соизмеримы по своим временным масштабам. В новое культурное наследие входят ценности, которые создавались человечеством в течение длительного времени, а теперь должны быть переданы и усвоены отдельным человеком в очень короткое время.

На современном этапе в начальной школе знакомство с родным краем несет в себе дифференциацию (разделение на предметы), которая недостаточно обоснована. Результатом является то, что младший школьник ни учебный материал, ни целостную картину мира о родном крае не воспринимает целостно. Целостность мира постигается человеком на основе интеграции, которая выступает как основная форма организации содержания образования.

Среда, окружающая ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка, у него возникает потребность расширить знания о социальной среде. Это и послужило педагогическим основанием введения в содержание тематического планирования по окружающему миру отдельных тем регионального компонента. При этом учитывались такие факторы, как соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.

Наш Донской край – это казачий край, в котором подавляющее большинство ученых и преподавателей, всего населения области, убеждено в том, что казачество – это часть русского народа, имеющая свои уникальные черты и особенности.

В настоящее время, в связи с возрастанием роли регионов в жизни государства и общества, становится более актуальным изучение природы и истории родного края в начальной школе.



Задачи курса:

  • систематизировать имеющиеся у детей представлений об окружающем мире;

  • формировать элементарные знания о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • формировать элементарные представления об историко-культурном наследии, об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

  • знакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • социализировать ребёнка;

  • развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • формировать и развивать элементарные умения работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории культуры, для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края;

  • развивать внимательность, наблюдательность и любознательность;

  • формировать самостоятельность познавательной деятельности;

  • развивать мышление, воображение и творческие способности;

  • формировать информационную грамотность (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

  • формировать умения сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формировать умения работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

  • формировать основы экологической культуры;

  • воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, толерантности, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.


Программа и учебный материал рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует программным требованиям начального образования. Рабочая программа разработана на основе программы УМС «Планета знаний» по предмету «Окружающий мир» для 2 класса для общеобразовательной школы /под.ред. Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова / и ориентирована на учебник «Окружающий мир» издательства корпорации «Российский учебник» г.Москва.


Общая характеристика учебного предмета.

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Историко-обществоведческие знания необходимы для фор­мирования каждого человека как культурного и об­разованного гражданина своей страны.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

Принцип вариативности предусматривает реализацию регионального компонента.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний о многообразной системе природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников и направлена на расширение знаний природы Донского края, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».




Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:

-более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, и понимание значения «Моя Малая Родина»;

-представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

-представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев; о необходимости бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;

-понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

-понимание значения взаимопомощи в семье;

-способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;

могут быть сформированы:

-понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

-ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;

-понимание ценности семейных отношений;

-способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

-понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

-давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;

-приводить примеры приборов и инструментов;

-пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;

-различать тела природы и изделия;

-приводить примеры тел и веществ;

-приводить примеры источников энергии;

-рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;

-рассказывать об исследованиях космоса;

-называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;

-рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;

-рассказывать о значении камня в жизни человека;

-называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

-приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);

-различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);

-сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Учащиеся получат возможность научиться:

-рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;

-приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;

-рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;

-называть планеты Солнечной системы;

-отличать планету от звезды;

-показывать на глобусе материки и океаны;

-приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);

-рассказывать об использовании электрической энергии;

-рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;

-понимать, что такое окружающая среда;

-приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);

-приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

-рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

-проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

-выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;

-понимать значение науки и труда в жизни общества;

-рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

Учащиеся получат возможность научиться:

-понимать, что человек — часть общества и часть природы;

-понимать значение общества в жизни человека;

-осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;

-рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);

-понимать значение искусства как способа познания мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

-понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;

-проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

-оценивать правильность выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

-развивать и тренировать свою наблюдательность;

-ставить цели проведения наблюдений и опытов;

-осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

-планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные

    1. Учащиеся научатся:
-фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков; -понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
    1. -понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

-пользоваться справочником, помещенным в учебнике;

-понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Учащиеся могут научиться:

-пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;

-осуществлять описание объектов природы;

-сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;

-устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;

-обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;

-осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;

-ставить вопросы друг другу.

Учащиеся могут научиться:

-высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;

-выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).


Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»:

 - Природа, как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

 - культура, как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;

 - наука, как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

 - искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

- человечество, как многообразие народов, культур, религий;

- международное сотрудничество, как основа мира на Земле;

- патриотизм, как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

- социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям;

- гражданственность, как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира;

- семья, как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

- труд и творчество, как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

- традиционные российские религии и межконфессиональный диалог, как основа духовно-нравственной консолидации российского общества;

- здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Место учебного предмета

Окружающий мир занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Эта его роль определяется богатством идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития и являющихся существенной частью его культурного наследия, непрерывно расширяющимся спектром приложений окружающего мира к самым различным сторонам жизни и деятельности человека, несомненным влиянием окружающего мира на воспитание важнейших личностных качеств, её воспитательным потенциалом.


Содержание программы

2 класс (68ч)

Как люди познают мир (17 ч)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий. Знаменитые учёные, прославившие Донской регион. Человек изобретатель. Уникальные изобретения донских учёных

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе. Человек – хозяин природы? Осенние краски Донского региона. Животный и растительный мир Ростовской области.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира. Об искусстве. Знаменитые люди искусства Ростовской области и родного города.

Мы живём на планете Земля (16 ч)

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

Что ты знаешь о водоёмах Донского края?

Таганрогский залив и его водные богатства для жителей Донского региона.

Зимние изменения в живой и неживой природе Донского региона.

Природа вокруг нас (23 ч)

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Там, где течёт Тихий Дон.

«Спасём и сохраним» (мероприятие посвящённое защите природы Донского края)

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

Люди вокруг нас (16 ч)

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

Что ты знаешь о роде своём?

Моя семья в годы Великой Отечественной войны (из истории Таганрога)

«Люди вокруг нас». (Фамилии знаменитых таганрожцев в названии улиц родного города)


Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Краски Донского региона в летний период.



Экскурсии:

Экскурсия – исследование «Родные просторы».

Экскурсия в музей авиации города Таганрога Ростовской области.

Экскурсия на станцию юных натуралистов в городском парке им.Горького «Наблюдение за развитием растений в условиях приближённых к естественным».


Проектная деятельность: «Составление справочника лекарственных трав Дона»


Исследовательская деятельность: «Таганрогская дубовая роща»




Календарно - тематическое планирование по окружающему миру

п/п

Дата


Раздел,

тема урока.

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Практическая часть.

ИКТ на уроке

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7




КАК ЛЮДИ ПОЗНАЮТ МИР (17ч)




1



О науке. Что такое наука.

1

Рассказывать о значении науки в жизни лю­дей; приводить примеры разных наук. Рассказывать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул.


ЭФУ

2



О науке. Ученые России.

1

Провести наблюдение как учёные разных специальностей изучают один и тот же объект с разных сторон. Учить сопоставлять, делать выводы.

ЭФУ

3



Знаменитые учёные, прославившие Донской регион.

1

Формирование представления о Ростовской области как административной единице. Знакомство с выдающимися учёными Ростовской области. Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном Ростовской области


Презентация

4



Человек изобретатель. Уникальные изобретения донских учёных

1

Формировать представления об уникальности изобретений человечества и на примете изобретений донских учёных.

Готовить устные и письменные сообщения о каком-либо изобретении учёных Ростовской области.


Презентация

5



Человек – хозяин природы?

1

Наблюдать за объектами и явлениями приро­ды; фиксировать результаты наблюдений; рас­сказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в тетради). Наблюдать за экологией Ростовского региона и своего города. Готовить устные и письменные сообщения о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.

Презентация

6

7



Как ученые изучают

мир.


2

Самостоятельно проводить опыт (влияние света на развитие проростка фасоли); высказы­вать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта. Пользоваться схемами и рисунками для полу­чения информации. Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника.

Пользоваться специализированными издания­ми справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможнос­тях их использования.

ЭФУ

8



Экскурсия -исследование «Родные просторы».

1

Составлять собственный словарь с объяснени­ем значения незнакомых слов. Планировать своё участие в исследовательской деятель­ности (с опорой на шаблон ). Готовить устные и письменные сообщения о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.


9



Тренируй свою наблюдательность

1

Составлять и заполнять дневник наблюдения.

ЭФУ

10



Приборы и инструменты.

Измерение температуры.

1

Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела че­ловека; записывать результаты измерения тем­пературы воздуха в дневнике наблюдений. Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение. Проводить наблюдения за погодой в регионе донского края. Готовить устные сообщения о прогнозе погоды.


ЭФУ

11



Измерение времени.

1

Составлять собственный словарь с объяснени­ем значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятель­ности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Пользоваться часами и рассказывать о строении часов.

ЭФУ

12



Осень. Живая и неживая природа осенью.

1

Называть осенние признаки живой и неживой природы. Знать названия растений и животных.

ЭФУ

13



Осенние краски Донского региона. Животный и растительный мир Ростовской области.

1

Научиться определять время года по характерным для данной местности признакам. Расширение представлений о животном и растительном мире Ростовской области. Называть признаки осени донского региона.Закрепить правила безопасности общения с животными.

Презентация

14



Справочники, словари, энциклопедии. Знаки и символы.

1

Развивать информационную грамотность. Расширять представления о знании справочной литературы и способах получения нужной информации при ее использовании. Составлять собственный словарь с объяснени­ем значения незнакомых слов.

ЭФУ

15



Проектная работа «Составление справочника лекарственных трав Дона»

1

Планировать своё участие в проектной деятель­ности (с опорой на шаблон). Расширить представления о лекарственных травах, произрастающих в донском регионе. Готовить устные и письменные сообщения.

ЭОР

16



Об искусстве. Знаменитые люди искусства Ростовской области и родного города.

1

Расширить представление об искусстве как о могучем средстве познания окружающего мира, формировать способность восхищаться красотой окружающего мира через знакомство со знаменитыми людьми донского края, проявившими себя в искусстве.

Презентация

17



Обобщение по теме «Как люди познают мир».

1

Обобщать и систематизировать полученные знания

ЭФУ




МЫ ЖИВЁМ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (16ч)




18



Что такое космос. Звёздное небо.

1

Называть 2-3 созвездия, узнавать их очерта­ния на рисунках-схемах, на небе. Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме. Наблюдение за звёздным небом в передвижном Планетарии на базе ОУ.

ЭФУ

19



Созвездия.

1

Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстра­ции, рисунки-схемы; рассказывать об ис­следовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, получен­ную из дополнительных источников.

ЭФУ

20



Солнечная система. Планеты.


1

Формирование знаний о Солнечной системе, ее составе, осознания в различии между планетой и звездой.

ЭФУ

21



Голубая планета Земля.

1

Формировать представление о Земле как планете. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой».

ЭФУ

22



Спутник Земли — Луна

1

Получить научные сведения о естественном спутнике Земли.

ЭФУ

23



Исследование космоса


1

Расширить представление о способах познания мира, способствовать патриотическому воспитанию, гордость за достижения учёных России в области космонавтики

ЭФУ

24



Экскурсия в музей авиации г.Таганрога Ростовской обл.

1

Расширить представление о российской авиации. Формировать интерес к людям посвятившим свою профессиональную жизнь развитии авиации в нашей стране.


25



Что такое глобус

1

Формировать представление о глобусе как модели Земли. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение. Моделировать путешествие «Ростов-Москва», «Москва—Влади­восток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут.

ЭФУ

26



Почему день сменяет ночь


1

Объяснять, почему происходит смена дня и но­чи на Земле; выполнять опыт, демонстрирую­щий смену дня и ночи на Земле.

ЭФУ

27



Как изучали земной шар


1

Объяснять различие в исследованиях учёными земного шара в прошлом и настоящем.

ЭФУ

28



Исследование глубин морей и океанов

1

Находить дополнительную информацию о подводном мире. расска­зывать о знаменитых путешественниках; объ­яснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества.

ЭФУ

29



Что ты знаешь о водоёмах Донского края?

1

Расширять представления о водоёмах Ростовской области. Обобщить и систематизировать знания о разнообразии водоёмов донского края. Находить дополнительную информацию о подводном мире.

Презентация

30



Таганрогский залив и его водные богатства для жителей Донского региона.

1

Познакомить с особенностями таганрогского залива (Азовское море). Расширить и закрепить знания о морских обитателях залива. Использовать справочник для получения новых сведений.

Презентация

31



ЗИМА. Живая и неживая природа зимой.

1

Называть признаки живой и неживой природы в зимний период. Знать названия растений и животных. Называть признаки зимы. Приводить примеры влияния изме­нений условий жизни на живые существа, ис­пользуя текст учебника.

ЭФУ

32



Зимние изменения в живой и неживой природе Донского региона.

1

Научиться определять время года по характерным для данной местности признакам. Расширение представлений о животном и растительном мире Ростовской области. Называть признаки зимы донского региона. Приводить примеры влияния изме­нений условий жизни на живые существа. Характеризовать зиму, выделяя существен­ные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы.


Презентация

33



Проверочная работа по разделу:

«Мы живём на планете Земля.»

1

Оценивать свои достижения по усвоению зна­ний, выполняя задания рубрики «Мозаика за­даний» и заданий проверочных работ.





ПРИРОДА ВОКРУГ НАС (21 ч)




34

35



Тела и вещества

2

Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; срав­нивать и классифицировать тела и вещества.

ЭФУ

36

37



Об энергии

2

Объяснять значение энергии для жизни; приво­дить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энер­гии (газовыми плитами, электрическими при­борами и т.п.).

ЭФУ

38



Свет и цвет

1

Приводить примеры природных и искусствен­ных источников света, прозрачных и непроз­рачных предметов; объяснять причину образо­вания тени от предметов.

ЭФУ

39



Зеркала

1

Продолжить развивать понятие о непрозрачности предметов, которые отражают свет; от чего зависит цвет предметов.

ЭФУ

40



О цвете

1

Объяснять, от чего зависит цвет предметов; на­зывать цвета радуги по порядку. Рассказывать о красоте окружающего мира

ЭФУ

41



В мире звука

1

Объяснять причину возникновения звука. Объ­яснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения.

ЭФУ

42



В мире камня

1

Приводить примеры горных пород и рассказы­вать об их использовании. Находить ответы на вопросы в тексте учебника. Расширить кругозор и эрудицию

ЭФУ

43



В мире живой природы.

На опушке

1

Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды на опушке леса и некоторые взаимосвязи между ними. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

ЭФУ

44



Экскурсия на таганрогскую станцию юных натуралистов «Наблюдение за развитием растений в условиях приближённых к естественным»

1

Расширять и закреплять знания о разновидностях растений. Наблюдать за развитием растений в условиях приближённых к естественным.


45

46



В берёзовой роще


2

Оценивать своё поведение и поведение других детей в природе. Приводить примеры растений и животных, встречающихся в берёзовой роще.

ЭФУ

47



Исследовательская деятельность «Таганрогская дубовая роща»

1

Обобщить знания о необходимости бережного отношения к деревьям и кустарникам. Знакомство с особенностями климатических условий для роста и развития дубов в донском регионе и в частности в таганрогской дубовой роще, ее обитателях. Влияние экологии на деревья дубовой рощи.


48




В ельнике

1

Сравнивать и обоб­щать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые резуль­таты в таблице. Приводить примеры растений и животных, встречающихся в ельнике. Использовать справочник для получения но­вых сведений.

ЭФУ

49



У лесного озера


1

Сравнивать и обоб­щать наблюдаемые явления. Отвечать на вопросы учебника. Использовать справочник для получения но­вых сведений. Приводить примеры растений и животных, встречающихся у лесного озера и обитающих в озере.

ЭФУ

50



Там, где течёт Тихий Дон.

1

Формировать представление о реке Дон, о ее обитателях. Познакомить с растительным и животным миром обитающих на берегах Дона их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой реке.

Презентация

51



В сосновом лесу

1

Оценивать своё поведение и поведение других детей в природе.

Использовать справочник для получения но­вых сведений. Приводить примеры растений и животных, встречающихся в сосновом лесу.

ЭФУ

52



«Спасём и сохраним» (мероприятие посвящённое защите природы Донского края)

1

Закрепить знания о влиянии жизнедеятельности человека на природу донского края. Воспитывать бережное отношение к природе. Организация эко-акции с выходом в рощу «Дубки»

Презентация

53



Весна. Живая и неживая природа весной.

1

Называть признаки живой и неживой природы в весенний период. Знать названия растений и животных. Называть признаки весны. Приводить примеры влияния изме­нений условий жизни на живые существа, ис­пользуя текст учебника.

ЭФУ

54



Проверочная работа по разделу: «Природа вокруг нас»

1

Оценивать свои достижения по усвоению зна­ний, выполняя задания рубрики «Мозаика за­даний» и заданий проверочных работ.





ЛЮДИ ВОКРУГ НАС (13ч)




55




Человек в обществе


1

Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). Сравнивать жизнь людей в первобытном обще­стве и в наши дни.

ЭФУ

56



Труд в жизни человека


1

Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распре­деления доходов в семье.

ЭФУ

57



Семья

1

Приводить примеры культуры общения во вза­имоотношениях людей. Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных тради­циях.

ЭФУ

58



Что ты знаешь о роде своём?

1

Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятие «семейная родословная»

Презентация

69



Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

1

Ценить память об исторических события в годы ВОВ. Воспитывать гордость за подвиг советского народа на примерах участников в ВОВ наших земляков- таганрожцев


60

61



Бюджет семьи

2

Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распре­деления доходов в семье.

ЭФУ

62

63



Будем вежливы

2

Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома. Оценивать своё поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.

Обсуждать правила общения по телефону, моде­лировать ситуации общения по телефону. Выполнять некоторые правила этикета; прояв­лять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность.

ЭФУ

64



О друзьях-това­рищах


1

Воспитывать доброжелательное отношение по отношению друг к другу. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе

ЭФУ

65



Лето. Живая и неживая природа летом.

1

Давать общую характеристику лета, выделяя существенные признаки; называть основную причину летнего потепления и увеличения продол­жительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обоб­щать наблюдаемые явления, делать выводы. Самостоятельно находить информацию в спра­вочнике, размещённом в учебнике.

ЭФУ

66



Краски Донского региона в летний период.

1

Продолжить учиться определять времена года по характерным признакам донского региона. Наблюдать, сравнивать и обоб­щать наблюдаемые явления, делать выводы. Самостоятельно находить информацию в спра­вочниках. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему.

Презентация

67



Обобщение по теме «Люди вокруг нас». (Фамилии знаменитых таганрожцев в названии улиц родного города)

1

Вспомнить и закрепить понятия «Малая Родина», земляк; расширить знания и представления детей о своём городе, его символах, о «необыкновенных людях», с именем которых связана история Таганрога. Обобщать и систематизировать полученные знания.


68



Резервный урок.






Материально – техническое обеспечение


  1. Учебник «Окружающий мир» для 2 класса издательства корпорации «Российский учебник» г.Москва, под.ред. Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова (2018год издания


  1. Электронная форма учебника «Окружающий мир на платформе «LECTA»



  1. Презентационный материал:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!