СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Инновационные формы организации занятий декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования детей"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важную роль в приобщении обучающихся к декоративно-прикладному творчеству играют занятия творческих объединений.

Просмотр содержимого документа
«"Инновационные формы организации занятий декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования детей"»

Инновационные формы организации занятий

декоративно-прикладным творчеством

в системе дополнительного образования детей


Е.В. Фомина,

Междуреченский городской округ, Кемеровская обл.


Организация занятий декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования детей осуществляется на условиях эффективного социально-эмоционального развития детей и подростков, формирования социальной компетентности, которая прослеживается в следующих формах работы:

  • организация учебно-воспитательной работы с использованием инновационных методов работы;

- организация массовой работы (праздники, акции) с использованием инновационных методов работы;

  • организация игровых программ (конкурсы, викторины, познавательные и развлекательные программы), а также массовых мероприятий на уровне микрорайона с использованием инновационных методов обучения.

Важную роль в приобщении обучающихся к декоративно-прикладному творчеству играют занятия творческих объединений. Именно в условиях занятий возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности обучающихся, что является залогом формирования определенных наклонностей и способностей.

Воспитание эстетической культуры, потребности в творческой деятельности у детей, стимулирование позитивной созидательной деятельности, возрождение интереса к народным ремеслам невозможно без знакомства с декоративно-прикладным творчеством (ДПТ). Художественные задачи и виды творческой деятельности на занятиях декоративным творчеством должны соответствовать своему времени, региону и быть интересны и актуальны для ребенка. Занятия различными видами ДПТ способствуют развитию мелкой моторики пальцев. Знания, умения, полученные на занятиях ДПТ, дети реализуют в повседневной жизни. Изделиями, сделанными своими руками, воспитанники творческих объединений оформляют школу, класс, квартиру, а также дарят в подарок своим близким и друзьям.

Занятия декоративно-прикладным искусством (ДПИ) несут в себе высокий гуманистический и образовательный потенциал. Кроме того, продукт детского творчества на таких занятиях имеет характерную, образную форму. В процессе занятий ДПИ происходит активизация творческих способностей детей. Однако современную педагогическую науку уже не удовлетворяет подход, когда основными законом и степенью освоения мастерства в декоративно-прикладном искусстве является закон «повтор – вариация – импровизация».

На занятиях целесообразно применять интегрированные формы обучения, которые позволяют формировать у ребенка целостную картину мира.

В практике педагогов дополнительного образования накоплен арсенал массовых, коллективных, индивидуальных форм социально-педагогической работы, которые учитывают личностные особенности каждого обучающегося. Педагогами используются различные инновационные формы организации учебной деятельности – коллективные и индивидуальные такие, как ролевые игры, творческие мастерские, детская производственная бригада.

Успешному усвоению образовательной программы способствует применение педагогами нетрадиционных форм организации занятий с детьми: проектная деятельность, экскурсии, посещение мастерских художников и т.п.

Наиболее продуктивной формой работы является групповая учебная работа. В ходе данной деятельности происходит групповое взаимодействие, которое является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка. Именно групповая работа и взаимодействие самих обучающихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе.

Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи дает важное для воспитанников чувство эмоционального благополучия в социуме.

Работая в малых группах, обучающиеся учатся умению видеть позицию другого, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать ее от другой, уметь ее отстаивать.

Во время сотрудничества в малых группах устанавливается позитивная взаимосвязь между членами группы; каждый вносит индивидуальный посильный вклад в результат общего дела; обязательно оказывается взаимопомощь в процессе работы; по окончании выполнения работы проводится рефлексия группового процесса, то есть анализ и оценка событий, имеющих место в групповой работе. Специально организованная групповая учебная деятельность способствует развитию ответственности, саморегуляции, адекватной самооценки воспитанников.

Субъект-субъектные отношения как форма организации жизни на занятии – это диалоговое обучение, дискуссии, диспуты, коммуникативные образовательные технологии. Педагоги используют в практике современные коллективные формы обучения, создают для учащихся разнообразные условия для общения в социуме. Организуются презентации детских творческих работ (групповые и индивидуальные), проводятся занятия – экскурсии в творческие мастерские художников; реализуют проектную деятельность в масштабе одного занятия и цикла занятий. Сотрудничают с библиотекой, проводят экскурсии для родителей. Совместно с педагогами обучающиеся оформляют выставки детского творчества в подростковом клубе, школе, классе, а также активно участвуют в районных, городских, областных и международных конкурсах и выставках ДПТ. Педагогами широко используются различные методы арт-терапии для получения диагностического материала. Достоинством метода является наличие продукта творчества: рисунки, поделки, сувениры.

В настоящее время стали популярны и востребованы тренинги различного вида, используемые на разных этапах работы с коллективом и для решения различных воспитательных задач (сплочение коллектива, развитие специальных навыков поведения). Таким образом, социальная компетентность - это, прежде всего желание жить в обществе. Поэтому в процессе обучения педагогами используются такие средства, как:

  • мотивация учебной деятельности;

  • создание ситуации успеха;

  • создание обстановки, вызывающей положительные эмоции;

  • организация самоанализа собственной деятельности.

В наши творческие объединения приходят дети с разным уровнем подготовки и степени одаренности, нередко с заниженной самооценкой, но все они имеют огромное желание заниматься в объединении. Задача педагога – увлечь каждого ребенка. В процессе обучения каждое достижение воспитанника становится гласным. Педагог придерживается позиции «Неудача случайна. Успех закономерен». Такая установка создает для ребенка радостные, оптимистические перспективы.

К формам массовой работы можно отнести следующее: конкурсы, фестивали, «город мастеров», «день добрых сюрпризов», «летний лагерь по интересам и видам творчества», «выставка», «защита проектов» и т.п.

Разнообразие содержания мероприятий, эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом, практическая направленность на творчество - дают возможность для самореализации личности ребенка. Регулярное проведение совместных мероприятий обогащает воспитанников новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности.

Таким образом, мероприятия помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью в ходе проведения и подготовки к мероприятию (оформление площадки, подготовка выставочного материала, изготовление пригласительных билетов, подготовка атрибутики для проведения конкурсов и т.д.)

Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми воспитанник знакомится с социально­ приемлемыми нормами поведения, учится сознательно поддерживать их и активно участвовать в образовательном процессе. Для творческого учащегося огромное значение имеет окружающая обстановка, межличностные отношения детей и отношения между детьми и педагогом. Четко организованные занятия со сменой различных видов деятельности, а также организованный досуг детей в объединении с присутствием родителей способствует приобретению опыта эмоционально­ практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми, и позволяет детям легко адаптироваться в новых условиях. Педагоги придают большое значение созданию благоприятной социальной ситуации развития для всех воспитанников творческого объединения.

Таким образом, инновационные формы организации декоративно-прикладного творчества в нашей практической деятельности направлены на формирование социальной компетентности. Развивают качества личности, способствующие общению, совершенствованию социальных умений и навыков, повышает уровень самостоятельности, творческую активность и позволяет учащимся творческих объединений отдела достичь высоких результатов. Благодаря сформированной социальной компетентности воспитанник приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе.

Сформированные знания и умения помогают учащимся ориентироваться в сложных социально-экономических и общественно-политических проблемах, осознанно принимать ответственные решения, отвечать за свои поступки.


Список литературы.


  1. Буйлова, Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт [Текст] / Л.Н. Буйлова . - М.- 2002.- С.-198 .

  2. Гущина, Т.Н. Воспитываем творческую индивидуальность [Текст] / Т.Н.Гущина . - М.: АРКТИ.- 2012. – С.-160 .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!