Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
(Специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат №2)
Инновационные технологии на уроках музыки в 6а и 5а классах
в ГБОУ СКОШИ №2
Разработки для уроков музыки
(приложение к индикативной стимулирующей карте за ноябрь 2018)
Составитель: Коновалова Анна Викторовна – учитель музыки, этики, истории
Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки
Технология-это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.
Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка ребенка с интеллектуальными нарушениями к жизни.
Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Наиболее перспективные образовательные технологии на сегодняшний день должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.
На уроках музыки в основной школе я использую следующие технологии:
Технология развития процессов восприятия
объединяет все виды музыкальной деятельности учащихся:
слушание музыки и размышления о ней,
певческое развитие школьников,
интонирование и музыкально-ритмические движения,
импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).
Восприятие музыки – это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально – осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения. Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Восприятие музыки на уроке является самостоятельным видом деятельности на уроке. Оно определяется как слушание или слушание-восприятие. Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов учащихся, формированию их музыкальных потребностей. Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
Например: 5 класс урок №1 «Мелодия – душа музыки» - 2 четверть.
Послушайте одну из самых красивых мелодий М.П. Мусоргского
Звучит «Рассвет на Москве реке»
Как звучала мелодия? (распевно, спокойно, песенно, широко)
На что похожа: танец, песня или марш? (на песню)
Какую картину нарисовала музыка? (картина природы, рассвета тихого и спокойного)
Какие чувства в ней переданы? (чувства восхищения и любви к природе)
Какому народу близка мелодия? Почему? (русскому, потому что мелодия широкая, распевная)
Правильно. Мелодия песенная. Ведь именно песенность – главная черта русской музыки! А М.П.Мусоргский – это русский композитор.
Фрагмент, который звучал, называется «Рассвет на Москве – реке», в котором композитор выразил свою любовь к природе, к Родине.
Технология развития ассоциативно-образного мышления школьников
на уроках музыки базируются на связи музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, православной культурой, кино, театром. На уроке музыки интеграция искусств помогает осваивать язык музыки, сравнивая и выявляя его «сходства и различия» с языком других видов искусств. Одним из приемов данной технологии является слушание музыки и ее восприятие, анализ произведения. Этот прием является самым творческим, т.к. в процессе работы раскрывается творческий потенциал ребенка, его внутренний мир. Такое прослушивание музыкального произведения, а затем его анализ помогают детям мысленно представить ту или иную картинку, которую можно перенести на бумагу.
Например: 6а класс урок №5 «Музыка осени».
Читаю строки:
«Унылая пора (читаю грустно)…Очей очарованье (читаю с восхищением)!
Приятна мне твоя прощальная краса – (повествовательно)
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса».
(ответы разные: и грустит, и восхищается красотой осенней природы…)
Правильно!
А сейчас мы послушаем музыку осени.
Мы послушаем пьесу, которая так и называется «Осень», написал её Г.Свиридов.
Звучит «Осень» Г.Свиридова
(ответы: осень грустная получилась, композитор грустит…)
А какой инструмент нарисовал такую грустную осень? (ответы – скрипка)
Какое из тех двух стихотворений, которые мы прочитали близко настроению пьесы? (ответы – первое, про скучную картину)
Молодцы, ребята!
Мы с вами послушали стихи про осень, музыку.
А сейчас давайте посмотрим на картины художников.
(Показ №1)
Какое настроение передал в ней художник? (грустное, тоскливое, печальное)
Какие краски он выбрал для создания хмурой картины? (тусклые, мрачные)
Посмотрите на другую картину.
(Показ №2)
Технологии арттерапевтического воздействия
создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов),
нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы;
стимулирование слуховой активности при восприятии музыки,
оздоровление голосового аппарата в процессе пения,
восстановление координации между слухом и голосом (вокалотерапия),
развитие функций легких в процессе пения,
развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др.
В ходе учебного процесса на уроках музыки необходимо увеличить объем восприятия и исполнения классической музыки с целью создания комфортной звуковой среды для музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.
Технология - продуктивно-творческая деятельность.
Урок в данной образовательной технологии строится по следующей формуле: чувства – мысли – действия, от игры к творчеству, результатом которого будет определенный продукт.
Данная технология позволяет формировать систему поэтапного художественного познания мира, навыки созидательно-творческой деятельности, а также развивает рефлексию собственных достижений с учетом психофизиологических особенностей младшего и среднего возраста.
При таком подходе к конструированию педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается ситуация успешности, за счет реального проживания учащимися себя в искусстве.
Методологической основой при создании данной технологии является выделение музыкальной деятельности как условия и способа, позволяющей организовать взаимодействие «учитель - искусство - учащийся». Звено «искусство - учащийся» является определяющим.
Технология продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:
принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
принцип культуросообразности;
принцип природосообразности (от игры к творчеству);
принцип единства воспитания и образования,
принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;
комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязания).
Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения.
С этой целью используются разные формы общения ребенка с музыкой, виды исполнительской деятельности.
В процессе творческой деятельности учащиеся выступают в роли композиторов, музыкантов, дирижеров.
Здоровьесберегающие технологии.
Считаю одной из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках я использую:
Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Например: 6а класс урок №3 «Мир ребёнка в музыкальных образах». Фрагмент.
Звучит «Марш» С.С.Прокофьева.
(это музыка марша)
Послушайте начало Марша.
ЗВУЧИТ ВСТУПЛЕНИЕ МАРША.
Это вступление марша. Как будто бьётся пульс марша.
Проверим! Встаньте у своих стульев, и начните маршировать с левой ноги в тот момент, когда появится основная мелодия марша (после вступления!).
Звучит «Марш» С.С.Прокофьева. (ребята выполняют задание)
Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Например: дирижирование, показ жестами взлёты и падения мелодии различных танцевальных жанров, хороводы в группах, движения под танцевальные жанры.
Например: 5а класс урок №3 «Мир ребёнка в музыкальных образах». Фрагмент.
А теперь встаньте около своих стульев, руки заведите за спину. А ноги будут «пружинить» на каблучках и отмечать пульс другого танца.
Как звучит этот танец?
Кто композитор?
Звучит «Тарантелла» Прокофьева
(это музыка Прокофьева, звучала очень быстро, энергично)
Танец, который сейчас прозвучал, называется «Тарантелла».
Фольклорная арт-терапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.
При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.
Например: 5а класс урок №18 «Фольклор – народная мудрость». Фрагмент.
С одной песней мы сегодня и познакомимся, и попробуем её разыграть.
Называется она «Бояре, а мы к вам пришли».
Послушайте песню.
Как она звучит?
О чём рассказывает?
ИСПОЛНЯЮ ПЕСНЮ «БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ»
(игровая песня - танец, диалог парней и девушек)
Чтобы разыграть песню, мы разделимся на 2 группы, мальчики и девочки. Встать нужно напротив друг друга.
К каждому куплету будем придумывать движения.
РАЗУЧИВАНИЕ И РАЗЫГРЫВАНИЕ ПЕСНИ с движением.