СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии на уроках музыки в 6а и 5а классах в ГБОУ СКОШИ №2

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка для уроков музыки. Инновационные технологии для детей с нарушением интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии на уроках музыки в 6а и 5а классах в ГБОУ СКОШИ №2»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

(Специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат №2)





Инновационные технологии на уроках музыки в 6а и 5а классах

в ГБОУ СКОШИ №2

Разработки для уроков музыки


(приложение к индикативной стимулирующей карте за ноябрь 2018)

Составитель: Коновалова Анна Викторовна – учитель музыки, этики, истории




Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки

Технология-это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.

Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка ребенка с интеллектуальными нарушениями к жизни.

Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Наиболее перспективные образовательные технологии на сегодняшний день должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.

На уроках музыки в основной школе я использую следующие технологии:



Технология развития процессов восприятия

объединяет все виды музыкальной деятельности учащихся:


  • слушание музыки и размышления о ней,

  • певческое развитие школьников,

  • интонирование и музыкально-ритмические движения,

  • импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).

Восприятие музыки – это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально – осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения. Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Восприятие музыки на уроке является самостоятельным видом деятельности на уроке. Оно определяется как слушание или слушание-восприятие. Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов учащихся, формированию их музыкальных потребностей. Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Например: 5 класс урок №1 «Мелодия – душа музыки» - 2 четверть.

Послушайте одну из самых красивых мелодий М.П. Мусоргского

Звучит «Рассвет на Москве реке»

  • Как звучала мелодия? (распевно, спокойно, песенно, широко)

  • На что похожа: танец, песня или марш? (на песню)

  • Какую картину нарисовала музыка? (картина природы, рассвета тихого и спокойного)

  • Какие чувства в ней переданы? (чувства восхищения и любви к природе)

  • Какому народу близка мелодия? Почему? (русскому, потому что мелодия широкая, распевная)

Правильно. Мелодия песенная. Ведь именно песенность – главная черта русской музыки! А М.П.Мусоргский – это русский композитор.

  • Как бы вы назвали это произведение? (предположения ребят)

Фрагмент, который звучал, называется «Рассвет на Москве – реке», в котором композитор выразил свою любовь к природе, к Родине.

Технология развития ассоциативно-образного мышления школьников

на уроках музыки базируются на связи музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, православной культурой, кино, театром. На уроке музыки интеграция искусств помогает осваивать язык музыки, сравнивая и выявляя его «сходства и различия» с языком других видов искусств. Одним из приемов данной технологии является слушание музыки и ее восприятие, анализ произведения. Этот прием является самым творческим, т.к. в процессе работы раскрывается творческий потенциал ребенка, его внутренний мир. Такое прослушивание музыкального произведения, а затем его анализ помогают детям мысленно представить ту или иную картинку, которую можно перенести на бумагу.

Например: 6а класс урок №5 «Музыка осени».

  • А что делает А.С.Пушкин в своём стихотворении про осень: грустит или восхищается? Попробуйте определить!

Читаю строки:

«Унылая пора (читаю грустно)…Очей очарованье (читаю с восхищением)!

Приятна мне твоя прощальная краса – (повествовательно)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса».

(ответы разные: и грустит, и восхищается красотой осенней природы…)

Правильно!

А сейчас мы послушаем музыку осени.

  • Как композиторы рисовали осень?

  • Какие чувства переданы в их осенних произведениях?

Мы послушаем пьесу, которая так и называется «Осень», написал её Г.Свиридов.

Звучит «Осень» Г.Свиридова

(ответы: осень грустная получилась, композитор грустит…)

  • А какой инструмент нарисовал такую грустную осень? (ответы – скрипка)

  • Какое из тех двух стихотворений, которые мы прочитали близко настроению пьесы? (ответы – первое, про скучную картину)

Молодцы, ребята!

Мы с вами послушали стихи про осень, музыку.

А сейчас давайте посмотрим на картины художников.

(Показ №1)

  • Какое настроение передал в ней художник? (грустное, тоскливое, печальное)

  • Какие краски он выбрал для создания хмурой картины? (тусклые, мрачные)

Посмотрите на другую картину.

(Показ №2)

  • Какое настроение передал в ней художник? (радостное, солнечное)

  • Какие краски он выбрал для создания этой картины? (яркие, светлые)…

Технологии арттерапевтического воздействия 

  • создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов),

  • нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы;

  • стимулирование слуховой активности при восприятии музыки,

  • оздоровление голосового аппарата в процессе пения,

  • восстановление координации между слухом и голосом (вокалотерапия),

  • развитие функций легких в процессе пения,

  • развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др.

В ходе учебного процесса на уроках музыки необходимо увеличить объем восприятия и исполнения классической музыки с целью создания комфортной звуковой среды для музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.


Технология - продуктивно-творческая деятельность.

Урок в данной образовательной технологии строится по следующей формуле: чувства – мысли – действия, от игры к творчеству, результатом которого будет определенный продукт.

Данная технология позволяет формировать систему поэтапного художественного познания мира, навыки созидательно-творческой деятельности, а также развивает рефлексию собственных достижений с учетом психофизиологических особенностей младшего и среднего возраста.

При таком подходе к конструированию педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается ситуация успешности, за счет реального проживания учащимися себя в искусстве.

Методологической основой при создании данной технологии  является выделение музыкальной деятельности как условия и способа, позволяющей организовать взаимодействие «учитель - искусство - учащийся». Звено «искусство - учащийся» является определяющим.


Технология  продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:

  • принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;

  • принцип культуросообразности;

  • принцип природосообразности (от игры к творчеству);

  • принцип единства воспитания и образования,

  • принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;

  • комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;

  • одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязания).


Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств,  интерпретации собственного исполнения  музыкального произведения.

С этой целью используются разные формы общения ребенка с музыкой, виды исполнительской деятельности.


В процессе творческой деятельности учащиеся выступают в роли композиторов, музыкантов, дирижеров.


Здоровьесберегающие технологии.

Считаю одной из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках я использую:

  • логоритмику,

  • ритмотерапию,

  • фольклорную арт-терапию и др.


Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

  • Например: марширование под музыку:

Например: 6а класс урок №3 «Мир ребёнка в музыкальных образах». Фрагмент.


  • А сейчас что вы услышите: марш, танец или песня?

Звучит «Марш» С.С.Прокофьева.

(это музыка марша)

Послушайте начало Марша.

  • Что вы в нём услышите?

ЗВУЧИТ ВСТУПЛЕНИЕ МАРША.

Это вступление марша. Как будто бьётся пульс марша.

  • Все ли из вас внимательные слушатели?

Проверим! Встаньте у своих стульев, и начните маршировать с левой ноги в тот момент, когда появится основная мелодия марша (после вступления!).

Звучит «Марш» С.С.Прокофьева. (ребята выполняют задание)


Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

  • Например: дирижирование, показ жестами взлёты и падения мелодии различных танцевальных жанров, хороводы в группах, движения под танцевальные жанры.

Например: 5а класс урок №3 «Мир ребёнка в музыкальных образах». Фрагмент.


А теперь встаньте около своих стульев, руки заведите за спину. А ноги будут «пружинить» на каблучках и отмечать пульс другого танца.

  • Как звучит этот танец?

  • Кто композитор?

Звучит «Тарантелла» Прокофьева

(это музыка Прокофьева, звучала очень быстро, энергично)

Танец, который сейчас прозвучал, называется «Тарантелла».


Фольклорная арт-терапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

  • Например: исполнение песен из русского фольклора:

Например: 5а класс урок №18 «Фольклор – народная мудрость». Фрагмент.


С одной песней мы сегодня и познакомимся, и попробуем её разыграть.

Называется она «Бояре, а мы к вам пришли».

Послушайте песню.

  • Как она звучит?

  • О чём рассказывает?

ИСПОЛНЯЮ ПЕСНЮ «БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ»

(игровая песня - танец, диалог парней и девушек)

Чтобы разыграть песню, мы разделимся на 2 группы, мальчики и девочки. Встать нужно напротив друг друга.

К каждому куплету будем придумывать движения.

РАЗУЧИВАНИЕ И РАЗЫГРЫВАНИЕ ПЕСНИ с движением.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!