СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит описание инновационных технологий, применяемых в коорекционной работе в ДОУ. Может быть полезна для учителей-логопедов и педагогов групп компенсирующей направленности.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Кораблик» г. Волгодонска

(МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска)













Инновационные технологии

в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

















г. Волгодонск

2022

Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.

Количество детей, имеющих различные нарушения речи, год от года увеличивается. Чистая по звукопроизношению, грамотная, правильная речь дошкольника – это, несомненно, залог успешного обучения в школе. В современном мире в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, сейчас уже недостаточно использовать традиционные технологии.

Я выделила основные критерии необходимости внедрения инновационных технологий:

• повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения;

• скорейшее достижение максимально возможных успехов;

• оптимизация процесса коррекции;

• создание насыщенного, оздоровительного, гармонично-образовательного пространства для полноценного и общего развития.

Ребенок на занятии рисует, лепит или читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, и нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

На сегодняшний день инновационных технологий коррекционного воздействия известно много. В коррекционно-развивающей работе мною применяются:

  • Здоровьесберегающие технологии:

  • Артикуляционная гимнастика 

  • Дыхательная гимнастика 

  • Зрительная гимнастика

  • Логоритмика 

  • Физкультминутки

  • Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

  • Современные технологии логопедического и пальцевого массажа

  • Арт-терапевтические технологии.

  • Су-Джок терапия.

  • Современные технологии сенсорного воспитания.

  • Телесно-ориентированные техники.

  • Информационно-коммуникативные  технологии.

 

Подробно изучая новинки методической литературы, я в своей профессиональной деятельности решила использовать инновационные методы, которые, на мой взгляд, наиболее подходят в коррекционной работе с детьми с ТНР , посещающими нашу группу.

  • Здоровьесберегающие технологии:

  • Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

         Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
         Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.

  • Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.

     Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.

  • Зрительная гимнастика

Специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации.

К коррекционным технологиям относятся:  логоритмика, упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, физкультминутки.

  • Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

         Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих занятиях с детьми.

         У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Сочетаю упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

         Стимулирую активные точки, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

  • Физкультминутки.

Оздоровительные паузы – физминутки провожу в игровой форме в середине занятия.

Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: логопедический массаж, самомассаж,

массаж биологически активных зон.

  • Логопедический и пальцевый массаж .

При работе с детьми-дизартриками мной используется логопедический массаж. Для детей с поражением ЦНС воздействие стимулирует соответствующие зоны головного мозга, способствует устранению патологических реакций, а также нормализации мышечного и сосудистого тонуса, функционального состояния центральной нервной системы. При использовании логомассажа в коррекционной работе с детьми с речевой патологией происходит воздействие на все звенья речевого анализатора: активизируются речевые центры, идет координация процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, регулируется тонус мышц артикуляционного аппарата - происходит их расслабление при гипертонусе и активизация при гипотонусе.

Логопедический массаж используется мной в логопедической практике после прохождения соответствующего обучения.

В результате применения логопедического массажа у детей в речевом статусе наблюдаются улучшения в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции, повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры, расширение объема речевого дыхания и улучшение качества голосообразования, а также увеличение объема артикуляционных движений. Уже после первого курса у некоторых детей отмечается значительное улучшение мимической моторики, более быстрое восстановление артикуляционных поз. Особенно яркие проявления нормализации мышечного тонуса наблюдались у детей с парезами языка и мимической мускулатуры. 

С помощью пальчикового массажа, игр и упражнений, можно:

  • резко усилить развитие речи – дети начинают говорить раньше, четче, постепенно увеличивают словарный запас;

  • подготовить руки к письму;

  • избежать появления «спазма писаря» – частой проблемы детей, которые только начинают учиться писать;

  • улучшить усидчивость, самоконтроль, внимательность;

  • развивать фантазию, проявлять творческие способности;

  • контролировать свое тело, не бояться его и пользоваться им в большей мере;

  • почувствовать «немое», бессловесное общение, улучшить взаимопонимание;

  • развивать навыки использования обеих рук, если ребенок левша.

Также использую:

  • массаж и самомассаж лица;

  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

  • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);



  • Из арт-терапевтических технологий я использую кинезиологические упражнения –комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

  • развивают мозолистое тело,

  • повышают стрессоустойчивость,

  • улучшают мыслительную деятельность,

  • способствуют улучшению памяти и внимания.

  • Мнемотехника -это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Следующий метод, тоже относящийся к арттерапевтическим технологиям:

музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

На занятиях использую такие приемы музыкотерапии как:

-прослушивание различных музыкальных произведений;

-пропевание специальных логопедических чистоговорок под музыкальное сопровождение.

-использование логоритмических игр и упражнений.

И еще один ряд арт – терапевтических технологий, в которые входит – креативная игротерапия. Например: игры с цветными крышками. С помощью этого наглядного материала знакомлю детей с понятиями основных цветов, сравнением величин, развиваем мелкую моторику рук и умение логически мыслить. Провожу различные игры, которые включаю в занятия.

  • Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины, помогает избавляться от хронических болезней, депрессии, неврозов, физической усталости, активизировать речь у воспитанников, за счет воздействия на определенные участки мозга через специальные точки на конечностях. Западные педиатры, терапевты и массажисты давно признают положительное влияние от занятий с су-джок.

Элементы су-джок включаю в реабилитационный комплекс упражнений для воспитанников с речевыми нарушениями. В логопедии су-джок активно используется, так как развивает: фонематический слух, лексику, грамматику, ориентацию в пространстве, произношение, мелкую моторику. Во время таких занятий происходит стимуляция областей мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания. В комплексе терапия способствует постепенной коррекции логопедических нарушений.


  • Методы сенсорной терапии: крупотерапия и песочная терапия , цель которых — развитие мотивации речевого общения, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, стабилизация эмоционального состояния, развитие творческих способностей, коррекция различных сторон речи. Игры с крупами, применяемые мной — интересный и увлекательный вид игр с детьми, способствующий развитию мелкой моторики пальцев рук.

Какие крупы подойдут для игр? Лучше начинать с манки-эта крупа чистая, мелкая, и если ребенок возьмет ее в рот, то ничего страшного не произойдет (подавиться или засунуть ее в нос или уши-сложно). Затем можно перейти на игры с кукурузной крупой и дальше использовать фасоль, рис, гречку.

На подгрупповых ,индивидуальных занятиях и в режимных моментах с детьми играем в «сухие бассейны» — это контейнеры которые наполнены разными видами круп. Ребенку предлагаю запустить в него руки, вместе с ним вожу по крупе руками, набирая то в один кулачек, то в другой. Так мы начинаем знакомство с крупой, учим различать её по форме, размеру и на ощупь.

Игры с песком — это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Через игры с песком решаются многие задачи, а главное идет развитие коммуникативных навыков, т. е. умение общаться.

Все игры с использованием песка, делятся на три направления:

1. Обучающие игры- направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Незаметно идет обучение чтению и письму.

2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие речи.

Использование на занятиях — песочной терапии, несомненно дает положительные результаты:

• у детей, обучающихся на нашей группе, значительно возрос интерес к логопедическим занятиям;

• дети чувствуют себя более успешными;

• на занятиях нет места монотонности и скуке.


На мой взгляд, использование игр, будь — то песок, крупа, какие — то камушки, ракушки, палочки, в общем различный природный материал, особенно в нашей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в коррекционно-образовательном процессе.

  • Метод  биоэнергопластики- это движение кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата – метод, который относится к телесно-ориентированной технике.  

. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка и педагога на протяжении всего занятия.

Из телесно-ориентированных техник мной применятся хромотерапия — это наука, изучающая свойства света и цвета. Целью этой терапии является нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния. Упражнения для релаксации на основе хромотерапии – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям положительных событий и ощущений — одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, а другие — способны раздражать или даже угнетают.

  • Использование компьютерных средств, которые относятся к информационно-коммуникативным технологиям — позволяет повысить интерес, мотивацию детей к занятиям, обеспечить незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной.

В достижении положительных результатов успешно применяю компьютерные игры, викторины, квесты, интерактивные фильмы и мультфильмы, игры-тренажеры, тематические презентации по всем лексическим темам для детей.


Работу веду в тесном контакте с родителями, которые закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях, дома. Стараюсь заинтересовать родителей, активно включить их в воспитательно- образовательный процесс группы.


Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.



Список литературы:

  1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.

  2. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. – Литера, 2008 – С. 32.

  3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская – М. АСТ, 2007 С. 94

  4. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160

  5. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак – Су Джок Академия, 2009 – С. 208

  6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72








Примерные игры и упражнения, применяемые мной, приведены ниже.





Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

         Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
         Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.



Техника выполнения артикуляционных упражнений:

  1. Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.

  2. Начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно.

  3. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут!!!

Каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.

  1. Артикуляционную гимнастику следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки правильно.

  2. Рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

«Заборчик»
  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;

  •  (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

                                «Змейка»
  • открыть рот;

  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;

  • не прикасаться к губам и зубам.

«Часики»
  • улыбнуться, открыть рот;

  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;

  • нижняя челюсть неподвижна.

«Чашечка»
  • открыть рот;

  • широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;

  • прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.

«Вкусное варенье»
  • улыбнуться, рот открыть;

  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;

  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).


«Маляр»
  • приоткрыть рот;

  • широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.

«Загнать мяч в ворота»

  • положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;

  • щеки не должны надуваться.



«Лошадка»
  • присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;

  • щелкать языком медленно и сильно;


«Грибок»
  • улыбнуться;

  • присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;

«Гармошка»
  • улыбнуться;

  • сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);

  • не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).


«Дятел»
  • улыбнуться;

  • открыть рот;

  • кончик языка за верхни­ми зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…».


«Блинчик»

  • улыбнуться;приоткрыть рот;

  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу;

  • удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10!!!!;

  • важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.  

«Киска сердится»

  • губы в улыбке, рот открыт;

  • широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;

  • на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами,  на счет «два» язык убирается  вглубь рта;

  • кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за  нижними зубами рот не закрывается.



Дыхательная гимнастика

по А. Н. Стрельниковой
В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Стрельниковская дыхательная гимнастика - детище нашей страны, создавалась она на рубеже 30-40-х годов XX века как способ восстановления певческого голоса, потому что А. Н. Стрельникова была певицей и его потеряла.
Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.
Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.
Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.
В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
При обучении гимнастике А. Н. Стрельникова советует выполнять четыре основных правила. 
Правило 1. "Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.
Правило 2. Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.
Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп: 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока: 1000-1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3 секунды.
Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько сможете легко сделать в данный момент. Весь комплекс состоит из 8 упражнений. Сначала - разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага "сотню" вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда?" Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике. 
Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: "Ноги накачивают в меня воздух". Это помогает. С каждым шагом - вдох, короткий, как укол, и шумный.
Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко. 
Движения головы.
- Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?". Нюхайте воздух...
- "Ушки". Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: "Ай-яй-яй, как не стыдно!". Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.
- "Малый маятник". Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: "Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?". 
Главные движения.
- "Кошка". Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
- "Насос". Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное.
- "Обними плечи". Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи помогают воздуху". Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.
- "Большой маятник". Это движение слитное, похожее на маятник: "насос"-"обними плечи", "насос"-"обними плечи". Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед - назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.
- "Полуприседы". Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох - короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.
Далее следует специальная тренировка "затаенного" дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе "восьмерок" увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше "восьмерок". С третьей или четвертой тренировки произнесение заикающимися "восьмерок" сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями "полуприседы". Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, почувствовать "схваченное в кулак" дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, "восьмеркам" на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.





















Зрительная гимнастика

"Весёлая неделька”

Понедельник
Всю неделю по — порядку, 
Глазки делают зарядку. 
В понедельник, как проснутся, 
Глазки солнцу улыбнутся, 
Вниз посмотрят на траву 
И обратно в высоту. 
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). 
Вторник 
Во вторник часики глаза, 
Водят взгляд туда – сюда, 
Ходят влево, ходят вправо 
Не устанут никогда. 
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). 
Среда 
В среду в жмурки мы играем, 
Крепко глазки закрываем. 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем глазки открывать. 
Жмуримся и открываем 
Так игру мы продолжаем. 
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения

Четверг 
По четвергам мы смотрим вдаль, 
На это времени не жаль, 
Что вблизи и что вдали 
Глазки рассмотреть должны. 
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации). 



Пятница 
В пятницу мы не зевали 
Глаза по кругу побежали. 
Остановка, и опять 
В другую сторону бежать. 
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз). 
Суббота 
Хоть в субботу выходной, 
Мы не ленимся с тобой. 
Ищем взглядом уголки, 
Чтобы бегали зрачки. 
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз). 
Воскресенье 
В воскресенье будем спать, 
А потом пойдём гулять, 
Чтобы глазки закалялись 
Нужно воздухом дышать. 
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение). 



Без гимнастики, друзья, 
Нашим глазкам жить нельзя! 


1.Раз – налево, два – направо, 
Три – наверх, четыре – вниз. 
А теперь по кругу смотрим, 
Чтобы лучше видеть мир. 
Взгляд направим ближе, 
дальше.
Тренируя мышцы глаз. 
Видеть скоро будем лучше, 
Убедитесь вы сейчас! 
А теперь нажмем немного 
Точки возле наших глаз. 
Сил дадим им много-много, 
Чтоб усилить в тыщу раз 

2 Овощи 
Ослик ходит выбирает, 
Что сначала съесть не знает. 
Наверху созрела слива, 
А внизу растет крапива, 
Слева – свекла, справа – брюква, 
Слева – тыква, справа – клюква, 
Снизу – свежая трава, 
Сверху – сочная ботва. 
Выбрать ничего не смог 
И без сил на землю слег. 
Обвести глазами круг. 
Посмотреть вверх. 
Посмотреть влево- вправо 
Влево - вправо. 
Посмотреть вниз. 
Посмотреть вверх. 
Я мотор завожу (делают вращательное движение 
И внимательно гляжу. (перед грудью и прослеживают взглядом) 
Поднимаюсь ввысь, лечу. (встают на носочки и выполняют 
Возвращаться не хочу. (летательное движение) 
Проводится зрительная гимнастика: 
Чтобы глазки не устали.



4 Поиграем вместе с Варей
Мы налево поглядим, 
Мы направо поглядим; 
Ну а что там впереди? 
А теперь поспим немножко: 
Опустим веки, закроем глаза ладошками. 
А пока мы отдыхали, 
Варвара рассыпала детали! 
Ну-ка, вниз мы поглядим, 
Все детали разглядим! 
А теперь посмотрим вверх – 
Выше всех, дальше всех! 
А сейчас дружно встали, 
Потянулись вместе с Варей, 
Наклонились вместе с Варей. 
Глазки закрыли! 
Глазки открыли! 3 раза 
Присели! Встали! Сели! 
Веселы, бодры мы снова, 
И к занятию готовы! 
5 Любопытная Варвара 
смотрит влево! 
смотрит вправо! 
А теперь вперед! 
Тут немного отдохнет 
(глазки не напряжены и расслаблены). 
А Варвара смотрит вверх – 
выше всех, дальше всех! 
А теперь – смотрит вниз 
(Глазки наши напряглись). 
А теперь – глаза закрыла, 
И открыла, и закрыла. 
Веселы, бодры мы снова, 
И к занятию готовы! 




Логоритмика

«Листопад»

Листопад, листопад!                         Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят:                      Покачивая кистями из стороны в сторону,

                                                      медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,                         Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,                            Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,                        Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.                      Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад                  Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!    

«Петух»

Петя, Петенька, петух                 Дети стоят лицом в центр круга,        

                                                                    ритмично бьют руками по бокам,

Весь раскрашен в прах и пух.         как крылышками.

Разноцветный, весь цветной,         Идут по кругу друг за другом,  

                                                                    заложив руки за спину.

И кричит, как заводной:                         Останавливаются,  

                                                                     поворачиваются лицом в круг

.—  Ку-ка-ре-ку!                                        Кукарекают.

«Гусак»

Наш гусак встает на зорьке,      Дети потягиваются, руки за голову

Он к реке сбегает с горки.         Маршируют.

Он гусиную зарядку                  Приседают.

любит делать по порядку.

Для начала — бег на месте,       Бегут на месте.

Крылья врозь, а лапки вместе.   Разводят руки в стороны.

Упражнения для шея,               Движения головой вперед-назад.

чтоб росла еще длиннее.

Тренировка для хвоста,              Руки на поясе-вращательные движе-

ния бедрами.

А потом - бултых с моста!         Приседают, руки на коленках, голова

опущена.

Он плывет на середину,             Плавно раздвигают руки, имитируя

стиль «брасс».-

Чистит лапки, моет спину.         Поглаживают правой рукой левую,

начиная с кончиков пальцев до плеча.

Лапки моет чисто-чисто,            Поглаживают левой рукой правую,

не прослыть чтоб трубочистом,  начиная с кончиков пальцев до плеча.

Крикнул селезень: «Кряк-кряк.  Прыгают на месте на двух ногах.

Физкультурник наш гусак!» .

«Тапки»

Это тапки для Антошки,                       По два раза ритмично топают

                                                                          каждой ногой.

Что бы в них не мерзли ножки.       Выполняют четыре ритмичных

                                                                          прыжка на обеих ногах.

Топ-топтопотушки,                       По два раза ритмично топают

                                                                          каждой ногой.

Что за тапки? Как игрушки!        Сначала левую   ногу ставят  

                                                       на носок, потом — на пятку,

                                                                           затем — правую.

«Здравствуй, зимушка-зима!» 
Дети стоят в кругу. 
Ждали зиму мы давно, - Выполняют «пружинку» на месте, руки на поясе.

Все смотрели мы в окно. 
Наконец она пришла. - Хлопают в ладоши. 
Здравствуй, зимушка-зима! 
Всюду снег на ветках пышных, - Плавно поднимают в сторону правую руку, затем левую;
Ветерка почти не слышно.  - Медленно опускают руки вниз. 
Словно легкие пушинки, - Кружатся на месте, руки в стороны-вниз. 
В танце кружатся снежинки. 
Речка быстрая молчит, - Приседают, обхватывают руками плечи. Птичья песня не звучит. 
Эй, ребята, выходите - Шагают на месте. 
И на саночки садитесь. 
Мы на саночки садились - Легко, на носочках, бегут по кругу. 
И под горочку скатились. 
Дружно мы на лыжи встали, Идут широким шагом, имитируя ходьбу на лыжах. 
Друг за другом зашагали. 
Вместе все, бегом, бегом, - Останавливаются, «катают снежный ком 
Мы скатали снежный ком. 
В детский сад потом пошли, - Шагают на месте. 
Суп поели, спать легли. - Присаживаются на корточки, руки скла
дывают под щеку.

«Одуванчик» 

Как воздушный шар на ножке         Дети стоят на носочках,

                                                                         сомкнув руки нас головой.

Одуванчик у дорожки.         Два раза делают наклоны влево-

                                                                          вправо.

Одуванчик — шарик белый.         Поднимаются на носочки.

Дунул я. И улетел он.         Дуют, округлив губы, не раздувая  

                                                                         щек. Разбегаются по группе.


Развитие мелкой моторики

Пальчиковые игры

«Дудочка»

Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

- Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Сашу кашей кормить.

 

Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга.

«Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке.

Наклон вперед за воображаемой дудочкой.

Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку.

«Идти» пальцем по столу.

Показывая «рожки» из пальчиков.

Ладони открыть и закрыть, изображая глаза.

Отталкивающие движения двумя ладонями.

 

«Варят» кашу указательным пальцем.

Подносят ко рту воображаемую ложку.

«Дай молочка, Буренушка!»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки,

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

 

Имитировать, как доят корову.

Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.

Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.

Опять показывают, как доят коров.

Показывают поднятые вверх большие пальцы.

«Козлик»

Вышел козлик из дверей,

Выгнул шею:

«Дай хлеба скорей!»

«Дай пирожок!»

Протянул копытце:

«Дай воды напиться!»

 

Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру.

Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье, выставить рога.

Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен.

Правая рука складывается лодочкой.


«Перчатки и мышата»

Шустрая мышка

Перчатку нашла.

Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала,

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Погладила всех

И отправила спать.

 

Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Сложить ладони «ковшиком».

Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.

 

Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев.

Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному.

Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку.


«Жирафы и слоны»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носах.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носах.

 

Ребенок хлопает ладошками по всему телу.

 

 

Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.

 

 

Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки.

 

Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.


«Бабушкин кисель»

Бабушка кисель варила

На горушечке

Для Андрюшечки.

Вдруг летел соколок

Через бабушкин порог.

Вдруг он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Вот и нету киселька для Андрюшечки.

 

Правая рука «помешивает кисель».

Кончики пальцев правой и левой руки соединяются в горку, руки расходятся под углом.

Ладонь правой руки ложится на грудь.

Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.

Скрещенными ладонями помахивают, словно крыльями.






Физминутки

Часики

А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Бабочка. 
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Самолёты.
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
Белки.
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (прыжки на месте.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (прыжки на одной ножке.)
Листики. 
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели


Бегал по двору щеночек.
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

Будем прыгать и скакать! 
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Буратино.
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

Быстро встаньте. 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Грибок
Гриша шел-шел-шел,
(ходьба на месте)
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
(наклоны корпуса вперёд)







Массаж

Массаж карандашами

Кинезиологические упражнения



1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

4. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

5. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

6. Внимание.Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте тоже самое для правой руки.


Телесные упражнения

1. «Перекрестное марширование» Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2. «Мельница» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

3. «Паровозик» Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. «Робот» Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

5. «Маршировка» Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

6. «Колено – локоть» Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

7. «Яйцо» Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

8. «Дерево» Мы растем, растем, растем и до неба достаем. Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)

9. «Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

10. «Повороты шеи». Поворачивайте голову медленно из стороны в бок, дышите медленно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабьте плечи. Поворачивайте головой сначала с открыли глазами, потом с закрытыми.

Мнемотехника

стихи

мнемодорожки










Креативная игротерапия

Цветные крышечки

Игры на развитие мелкой моторики

Игра «Возьми и положи».

Цель: Учить слушать, понимать и действовать согласно речевой инструкции педагога. Следить за движением рук и под контролем зрения направлять руку к предмету захватывая его. Учимся действиям хватания и перемещения предметов.

Оборудование: бутылка с диаметром горлышка чуть больше диаметра крышки; крышки разных цветов.

Ребенку предлагается по инструкции взрослого взять из корзины крышку определенного цвета и выполнить действия с ней, т.е. поместить в бутылку.

Игра «Рыбалка».

Цель: Развивать зрительно- двигательную координацию, тонкую моторику рук, сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Оборудование: 2 таза (один с водой), крышки разного цвета, сачок.

Ребенку предлагается сначала бросить крышки в таз с водой, а потом выловить их сачком и положить в пустой таз.

Игра «Накорми Ёжика»

Цель: Учимся действиям точного захвата и перемещения предметов кистью руки.

Оборудование: бутылка с диаметром горлышка чуть больше диаметра крышки; крышки разных цветов.

Ребенку предлагается по инструкции взрослого взять из корзины крышку и выполнить действия с ней, т.е поместить в бутылку.

Игра «Спрячь крышку»

Цель: Развивать координационные действия рук; учить действиям хватания и ощупывания предметов.

Оборудование: крышки разного цвета.

1 вариант: Ребёнку предлагается спрятать сначала одну крышку в ладошку, а затем две (три)/много. Обратить внимание ребенка на то, что много крышек не помещается в ладошке, а одну можно спрятать.

2 вариант: Ребёнку предлагается спрятать сначала одну крышку между ладонями, а затем две (три)/много. Обратить внимание ребенка на то, что одна крышка помещается в ладошке, а много спрятать сложно.

Игра «Пошагаем»

Цель: Развивать координированные движения пальцев рук;

Оборудование: дорожки разной формы из крышек разного цвета.

Вариант 1: «Шагаем» по дрожкам, нажимая указательным пальцем на каждую крышку на дорожке

Вариант 2: «Шагаем» по дорожке указательным и средним пальцем руки последовательно.

Игра «Забей гол».

Цель: Учить слушать и понимать речевую инструкцию и действовать согласно ей. Следить четким за движением пальцев рук. Выработка силы мышц пальцев рук.

Оборудование: крышки, воротца.

Вариант 1: Предлагается забить крышку в ворота движением «щелчок» большим и указательным пальцем.

Вариант 2: Предлагается забить крышку в ворота движением «щелчок» большим и средним (и последующими пальцами) пальцами.

Вариант 3: Дети сидят напротив друг друга и забывают крышку через ворота.

Усложнением всех игр этой группы может быть:

- указание определенного цвета крышки. Например, «Поймай только красные крышки», «Сложи в бутылку только зеленые крышки».

-указание руки, которой выполняется движение.

Эти игры эффективно использовать в работе с неговорящими детьми, т.к. при их выполнении можно проговаривать различные звукоподражания, отдельные слова, расширять глагольный словарь. При этом проговаривание происходит в игровой форме, вызывает у детей положительные эмоции, что помогает быстрее запоминать новые речевые формы и вводить их в активный словарь.

Игры на закрепление сенсорного эталона «Цвет»:

Игра «Разложи по цвету».

Цель: закрепление сенсорного эталона «Цвет», развитие мелкой моторики.

Оборудование: крышки разного цвета, ведерки или бутылки с диаметром горлышка чуть больше диаметра крышки.

Ребенку предлагается по инструкции взрослого взять крышки и выполнить действия с ними, т.е поместить в ведерко или бутылку определенного цвета.

Игра «Составь схему»

Цель: учим соотносить правильно цвет; развитие мелкой моторики.

Оборудование: цветовые схемы, цветные крышки.

Просим ребенка составить соответствующую схему, путем наложения крышки на круг такого же цвета на схеме.

Усложнение: выложить схему на столе, не накладывая крышки на саму схему.

Игра «Цветное поле»

Цель: закрепить умение соотносить цвета, развитие зрительно-двигательной координации.

Оборудование: поле с цветными квадратами разного цвета, цветные крышки.

Ребенку предлагается поставить крышки на соответствующий по цвету квадрат и заполнить всё поле.

Игра «Подбери заплатку».

Цель: различение крышек по цвету, развитие мелкой моторики.

Оборудование: цветные крышки, набор предметных картинок с заплатками.

Ребенку предлагается подобрать «заплатку» к каждой картинке. Если речевые возможности ребенка позволяют, то называем цвет, чётко проговаривая слова.

Усложнение: игра может быть использована для усвоения согласования прилагательных и существительных (например, синяя заплатка; синий дом; синяя заплатка на синем доме)

Игра «Раскрась картинку»

Цель: уметь соотносить цвета, формировать точность движений пальцев рук.

Оборудование: набор предметных цветных картинок с не раскрашенными кругами; цветные крышки.

Ребенку предлагается подобрать крышки соответствующего цвета и поставить их на картинку, т.е «раскрасить» картинку.

Игра «Найди лишнюю крышку»

Цель: формировать умение выделять лишний предмет по цвету.

Оборудование: цветные крышки.

Взрослый выстраивает ряд из 4 крышек, где одна крышка другого цвета. Просим ребенка найти лишнюю крышку.

Игра «Продолжи ряд»

Цель: развитие мышления, внимания, закрепление цветовых эталонов, развитие мелкой моторики.

Оборудование: крышки разного цвета.

Взрослый начинает выкладывать определенный сериационный ряд. Ребенок должен продолжить его, уловив суть серии фишек.

Игры, направленные на формирование звукобуквенного анализа и синтеза, развитие фонематических процессов и обучение грамоте:

-возьми столько крышек, сколько раз я хлопнула;

-соотносим цветовое обозначение крышки и звука (например, гласные звуки – красные фишки);

- показываем крышкой место звука на схеме слова;

- выкладываем схему слова крышками;

- придумай столько слов на заданный звук, сколько крышек перед тобой.

Игры, способствующие формированию навыков конструирования:

- строим башни из крышек одного цвета; разных цветов;

- соединяем крышки между собой, строим дорожку;

- собираем плоскостные рисунки, соединяя крышки между собой (простейшие схемы изображены на самих пакетиках с детским питанием);

- создаем объемные фигуры по схемам.

СУ-ДЖОК

Пальчиковая игра «Черепаха». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Шла большая черепаха            (дети катают Су-Джок между ладоней)

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь,                (Су-Джок между большим пальцем и  

                                                      остальными, которые ребенок держит  

                                                      «щепоткой». Надавливают ритмично на

                                                       Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь.                   (дети катают Су-Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.            (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки                         (массажные движения большого пальца)

        очень-очень колкие            (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,             (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,           (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже                                  (массажные движения мизинца)

на ежа похожи.                         (дети катают Су-Джок между ладонями)

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». (с массажными кольцами)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

 на левой.

- Мальчик-пальчик,

     Где ты был?                 (надеваем кольцо  Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо  Су-Джок на  

                                                                                      указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,     (надеваем кольцо  Су-Джок на

                                                                                              средний палец)

-С этим братцем кашу ел,     (надеваем кольцо  Су-Джок на

                                                                                       безымянный палец)

-С этим братцем песни пел.    (надеваем кольцо  Су-Джок на

                                                                                       указательный палец).

Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.

Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,                           (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

самый толстый и большой.                               (прокатывать кольцо по пальцу)

Этот пальчик для того,

чтоб показывать его.                                         (прокатывать кольцо по пальцу)

Этот пальчик самый длинный

и стоит он в середине.                                       (прокатывать кольцо по пальцу)

Этот пальчик безымянный,

он избалованный самый.                                  (прокатывать кольцо по пальцу)

А мизинчик, хоть и мал,

очень ловок и удал.                                           (прокатывать кольцо по пальцу)

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

На правой руке:

Этот малыш-Илюша,                                       (прокатить по большому пальцу)

Этот малыш-Ванюша,                             (прокатить по указательному пальцу)

Этот малыш-Алеша,                                          (прокатить по среднему пальцу)

Этот малыш-Антоша,                                 (прокатить по безымянному пальцу)

А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья.           (прокатить по мизинцу)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша,

Эта малышка-Ксюша,                                                        (движения те же)

Эта малышка-Маша,  

Эта малышка-Даша,  

А меньшую зовут Наташа.  



Биоэнергопластика

Название

Описание артикуляционного упражнения

Упражнение биоэнергопластики 

«Лягушка»

Улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении. Затем вернуть губы в исходное состояние. Повторить 4-5 раз

Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать в таком положении , а затем вернуть в исходное положение.

«Блинчик»

 Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10

Кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх. Пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И», включая движение руки. Удерживать под счет от 1 до 10. Повторять 4-5 раз.

Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10.

«Слоник»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10.

Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» согнуть 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

«Почистим зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами и за верхними влево – вправо, нижняя челюсть не двигается, включая движения руки. Выполнять 5-10 секунд.

Кисть руки опустить вниз и выполнять движения из стороны в сторону. Затем кисть поднять вверхи также выполнять движения из стороны в сторону, счет от 1 до 5. Выполнять 5 -10 секунд.

«Месим тесто»

Немножко приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки. Выполнять по 5-10 секунд

Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять 5-10 секунд

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам, включая движения руки. Удержать под счет от 1 до 5-10.

Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» согнуть 4 пальца вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5-10.



  «Грибок»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот, подключая движение руки. Имитация «грибка». Удерживать под счет от 1 до 5-10.

Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» кисть руки согнуть в области нижних фаланг и удерживать под счет, затем вернуть в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

«Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу с подключением движения руки. Удержать от 1 до 5-10.

Кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг. Удерживать ладонь в форме чашечки под счет от 1 до 5-10.

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону, включая движение руки. Выполнять от 1 до5-10 раз 

Кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика по направлению к ладони, вслед за движением язычка. Выполнять круговые движения. Выполнять от 1 до 5-10 раз.





ИКТ

В работе используются презентации, компьютерные игры, викторины на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков:

1.Один-пять.[ Р ]начало слова.

2.Один-пять.[ Р ]середина слова.

3.Один-пять.[ Р ]конец слова.

4.Один-пять.[ Р' ]начало слова.

5.Один-пять.[ Р' ]середина слова.

6.Один-пять.[ Р' ]конец слова

7.Один-пять.[ С ]начало слова.

8.Один-пять.[ С ]середина слова.

9.Один-пять.[ С ]конец слова.

10.Один-пять.[ С' ]начало слова.

11.Один-пять.[ С' ]середина слова.

12.Один-пять.[ С' ]конец слова.

13.Один-пять.[ З ]начало слова.

14.Один-пять.[ З ]середина слова.

15.Один-пять.[ З ]конец слова.

17.Один-пять.[ З' ] начало слова.

18.Один-пять.[ З' ] середина слова

19. Один-пять.[ З' ]конец слова.

20.Один-пять.[ Ш ]начало слова.

21.Один-пять.[ Ш ]середина слова.

22.Один-пять.[ Ш]конец слова.

23.Один-пять.[ Щ ]начало слова.

24.Один-пять.[ Щ ]середина слова.

25.Один-пять.[ Щ]конец слова.

26.Один-пять.[ Ж ]начало слова.

27.Один-пять.[ Ж ]середина слова.

28.Один-пять.[ Ж]конец слова.

29.Один-пять.[ Ч ]начало слова.

30.Один-пять.[Ч ]середина слова.

31.Один-пять.[ Ч]конец слова.

32.Кормушка .Составь предложение.

33.Пазл. Автоматизация звуков в слогах.

34.POP IT. [ Р ] начало, середина, конец слова.

35.Подарки .Что у Ромы в коробке? [ Р ]-автоматизация в предложениях.

35. Что в чемодане? [ Ч]-автоматизация в предложениях.

36. Приключения Дюймовочки. [ Ч]-автоматизация в предложениях.

37. О чем мечтает девочка? [ Ч]-автоматизация в предложениях.

38.За занавеской…[ З]-автоматизация в предложениях.

39 . Гусеничка. Автоматизация звуков в слогах.

40. Какой картинки не хватает? [С]-автоматизация в предложениях.

41.Котенку или щенку? Дифференциация [ Щ ]- [ Т' ]

42.У Кощея в ящике. [ Щ]-автоматизация в предложениях.

43.Леденец. [Л']-автоматизация в предложениях.

44.Ловкий мышонок. Дифференциация [ Л ]- [ В]

45.Мемори. [ Ц]-автоматизация в словах.

46. Что у дедушки в мешке? [Ш]-автоматизация в предложениях.

47. Мешок яблок. Дифференциация [Ж]- [З ]

48.На парусе корабля. [Р]-автоматизация в предложениях.

49.Найди робота. [ Р ] начало, середина, конец слова. [Р]-автоматизация в предложениях.

50.Петушок и лиса. [Ш]-автоматизация в словах, предложениях.

51. Подарки дедушки Мороза. [ Ш ]-автоматизация в предложениях.

52. Пазл. Дифференциация [Ж]- [З ]

53.Прятки. [ Ч]-автоматизация в словах, предложениях.

54. Прятки. [Щ]-автоматизация в словах, предложениях.

55.Ракета. [Ш]-автоматизация в словах, предложениях.

56.Логорулетка. Дифференциация [Л]- [Р ]

57. В гостях у Карлсона. Дифференциация [Л]- [Р ]

58.Кто что ест? [С]-автоматизация в словах, предложениях.

59. Иры в корзине… [Р] -автоматизация в предложениях.

60. У Лены в телефоне... [Л']-автоматизация в предложениях.

61.У Маши в Шкафу. [Ш] -автоматизация в предложениях.

62. Угощение для зайки. [Р] -автоматизация в предложениях.

63. Угощение для снегиря.. [Р'] -автоматизация в предложениях.

64. Турист. [Р'] -автоматизация в предложениях.


Игры по лексическим темам :

  1. Осень. Осенние месяцы

  1. Деревья осенью

  1. Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

  1. Фрукты. Труд взрослых в садах

  1. Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

  1. Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.

  1. Поздняя осень. Грибы. Ягоды.

  1. Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.

  1. Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме.

  1. Осенние одежда, обувь, головные уборы.


  1. Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой.

  1. Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.

  1. Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда.

  1. Новый год.


  1. Зимние каникулы.

  1. Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.

  1. Профессии взрослых. Трудовые действия.

  1. Труд на селе зимой. Орудия труда инструменты.

  1. Животные жарких стран, повадки, детеныши.

  1. Комнатные растения, размножение, уход.

  1. Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы.

  1. 23 февраля. День Защитника Отечества.

  1. Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник.

  1. Наша Родина - Россия.

  1. Москва -столица России.

  1. Наш родной город.

  1. Мы читаем. знакомство с творчеством С.Маршака.

  1. Мы читаем. знакомство с творчеством К.Чуковского

  1. Мы читаем. знакомство с творчеством С.Михалкова

  1. Мы читаем. знакомство с творчеством А.Барто

  1. День Победы.

  1. Поздняя весна, растения и животные весной. Перелётные птицы весной.

  1. Мы читаем. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

  1. Скоро в школу. Школьные принадлежности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!