СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Инновационные технологии в музыкальном воспитании" -мастер-класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Инновационные технологии в музыкальном воспитании" -мастер-класс»

«Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ.

Подготовила и провела:

 музыкальный руководитель

Хвостова Лариса Викторовна

 

Добрый день, дорогие мои коллеги!

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов, «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский):  она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную  роль.

Здесь и сейчас, дорогие коллеги, узнаете, что существуют музыкальные методы и приемы, которые вы, не имея музыкального образования, сможете  спокойно использовать в своей деятельности с воспитанниками. Вы скажите, что это трудно, а я скажу вам, что это интересно!

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог Карл Орф — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление.

 

Я мастер-класс сегодня покажу,

 

Много интересного вам расскажу.

 

На дворе у нас сейчас весна, и весь наш мастер-класс мы посвятим этому прекрасному времени года.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

Я вижу, у вас горят глаза, я вас приглашаю. Итак, мы начинаем. Звучащие жесты - это первые инструменты человека, инструменты, которые всегда под рукой, инструменты, которые нам помогают организовать музицирование, при отсутствии, каких-либо музыкальных инструментов. Другими словами, это бодиперкуссиия.

Итак, капель:

С крыши капает капель (руки вверх)

Кап-кап-кап-кап (щелчки пальцами сверху вниз)

Это к нам пришел апрель - руки развести в стороны

Кап-кап-кап-кап (стучим себя по груди)

Солнце припекло сильней

Кап-кап-кап-кап (хлопки по ногам),

И капель звенит быстрей

Кап-кап-кап-кап (притопы)

Звучащие жесты, это игры со своим телом, на поверхности своего тела. А вот игры с голосом, это игры, когда мы используем в речевых играх фонопедические звуки и упражнения. Это известный прием, который помогает детям представить звучание окружающего нас мира.

Итак, зарядка. Встаньте поудобней.

Дили-дили-дили-дили( поднимаем руки вверх)

Динь-динь-динь-динь ( кистями показываем колокольчик)

Колокольчики будили

Динь-динь-динь-динь ( кистями показываем колокольчик)

Всех жучков- жжых, жжых( разводим резко руки в стороны на продолжительном выдохе.)

Паучков-кых кых Произносят «х! х!...» на коротком, энергичном выдохе.

И веселых мотыльков.

Сделать glissando легким, нежным звуком вверх и вниз на гласную [у].-руками показать волны

Дили-дили, дили-дили!

Колокольчики будили

Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.

Всех зайчат,

Произносят «уууу...» в высоком регистре на длительном выдохе.-показать ушки

Всех ежат,

Произносят «ф... ф...» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой.кисти открывать

Всех ленивых медвежат

Произносят «р-р-р...», пропевая восходящие трихорды-показать медвежат

И воробушек проснулся

Произносят «чик-чирик!» в разных регистрах.-крылышки

И галчонок встрепенулся

Произносят «кра! кра!» очень громко в среднем регистре-работаем согнутыми локтями

Дили-дили, дили-дили!

Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.

Встали все, кого будили

Кричат «Ура!» и поднимают руки.

 

Таким образом, детям легче справиться с высотой звуков и переходить из одного регистра в другой, и таких игр очень много, но, рамки мастер класса, не позволяет все показать.

Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты.

Раздать ритмические палочки

Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами  не только развивает у детей чувство ритма, артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, но самое главное, что дети, незаметно для себя, выучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением.

Итак, следующее наше упражнение «Весенняя телеграмма»

Дятел сел на толстый сук ( низ.регистр)-стучат палочками перед собой

Тук да тук ( выс р.)-вверх справа

Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева

Всем друзьям своим на юг ( сред. регистр) -стучат палочками перед собой

Тук да тук ( выс р.)-вверх справа

Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева

Телеграммы срочно шлет, ( сред.регистр)-стучат палочками перед собой

Тук да тук ( выс р.)-вверх справа

Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева

Что весна уже идет( сред.регистр)-стучат палочками перед собой

Тук да тук ( выс р.)-вверх справа

Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева

Что растаял снег вокруг( сред.регистр)-стучат палочками перед собой

Тук да тук ( выс р.)-вверх справа

Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева

Что подснежники цветут( сред.регистр)-стучат палочками перед собой

Тук да тук ( выс р.)-вверх справа

Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева.

М.Р.

О чем поет воробышек

В последний день зимы

Мы выжили

 Мы выжили

 С зимой расстались мы!

Воробышек пусть поет свои песни, а мы с вами споем свою.

Приглашаю вас на весеннюю цветочную полянку.

Сейчас при  помощи этих весенних цветочков, мы будем с вами сочинять свои песенки.

( ПРИМЕР на экране-презентация)

Большому цветочку мы дадим имя ЛЯ а маленькому ЛИ)

На пластиковых тарелочках лежат цветки разного размера. Воспитатели раскладывают цветы в произвольном порядке и придумывают мелодию.

М.Р. И пока мои коллеги раскладывают цветы и придумывают свои мелодии, я скажу, что это современный метод, метод моделирования музыкального языка. Он позволяет в доступной форме показать и дать возможность почувствовать воспитанникам особенности выразительных средств музыки, а также их отношений в музыке: ритмических, темповых, динамических. А еще, кроме вокальных возможностей, можно использовать и звуковые жесты: прихлопы, притопы, щелчки. Ну, коллеги, готовы?

Педагоги пропевают свои ритмические цепочки.

М.Р. Молодцы! Хорошо потрудились, присаживайтесь за соседний столик. Предлагаю всем немного расслабиться. Для расслабления мы часто используем музыку для релаксации. Я предлагаю вам послушать прекрасную музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Апрель. Подснежник», которую, наши дети слушают на музыкальных занятиях, посмотреть красивый видеоклип о пробуждении природы и послушать прекрасные весенние звуки.

Во время  видеоряда муз.рук. читает стихи:

Солнышко пригрело и в лесу подтаяло

Показалась первая, чёрная проталинка.

А на ней под солнышком - ласковым и нежным

Появился маленький беленький подснежник.

Он головку поднял, к свету потянулся

И как будто понял, что земля проснулась.

И цветочку хрупкому тоже не до сна.

По земле шагает юная весна.

Пришла весна не только в музыке и в стихах, пришла весна и к нам в музыкальный зал. Сейчас мы приступим с вами к приему, который называется « Свободное манипулирование музыкальными инструментами». Образное применение  музыкальных инструментов при  озвучивании сказок, один из самых интересных приемов, который  можно применять в музицировании. Детям очень нравится озвучивать сказки с помощью музыкальных инструментов. Так можно озвучить любую сказку. Сложного ничего здесь нет. Нужно внимательно следить за мной, за моей мимикой и за моими жестами. На кого я покажу рукой, тот будет озвучивать образ соответствующим музыкальным инструментом. Как вы будете играть, я вас этому учить не буду, это будет исключительно ваше творчество.

Сказка Карла Орфа «Пришла весна»

Серёжу разбудили яркие солнечные лучи.

МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И ЛОЖКА/ХРУСТАЛЬНЫЙ БОКАЛ

Ура - обрадовался Серёжа – можно идти гулять!

КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА/БАРАБАН

Во дворе Серёжа увидел большую коричневую бабочку.

Он побежал за бабочкой, , БАРАБАН БЫСТРО

Зацепился за кочку и упал\ ХЛОПНУТЬ ПЛАСТИКОВЫЙ СТАНЧИК,

Серёжа посмотрел на кочку: это была кротовая кучка земли, и в неё заползал дождевой червяк.

КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО) /ОРЕХИ В ЛАДОНЯХ

Крота Серёжа не увидел, кроты живут под землёй, и роют своими сильными лапами длинные-длинные норы-коридоры. ПОСКРЕСТИ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ,/КОРОБОЧКА

Серёжа встал на ноги, отряхнул штаны

ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ,/БУМАГА

и огляделся: невдалеке у забора росли жёлтые цветы,

они были похожи на маленькие солнышки.

МЕТАЛЛОФОН /НАБОР БУТЫЛОЧЕК

Наберу для мамы букет цветов – сказал Серёжа.

И он нарвал для мамы цветов.

КОЛОКОЛЬЧИК/бубенцы

Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.

ТРЕУГОЛЬНИК / ПОДВЕШ-Я БУТЫЛКА, БОКАЛ

И каждый раз, когда Серёжа смотрел на цветы, он вспоминал, что

пришла весна. МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК

Сегодня, я вам продемонстрировала только некоторые методы, которые раскрывают  нам  инновационные технологии в музыкальном воспитании детей, технологии  активного восприятия музыки. Ведь технология это - что мы делаем, а методы как мы делаем.

В конце своего мастер- класса я бы хотела сказать

Уважаемые коллеги, я желаю вам и вашим воспитанникам идти по жизни с музыкой.

Хочется, чтобы с доброго начала – встречи с музыкой в детском саду, ребенок пронес любовь к прекрасному искусству через всю жизнь!

Большое спасибо за внимание и активность. А для хорошего настроения примите от меня вот эти  музыкальные конфеты небольшие брошюрки со сказками, которые вы можете озвучить с детьми  в  своих группах.

До новых встреч в нашем музыкальном зале.

Сюрпризный момент.(Буклеты)





Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».( для среднего и младшего возраста)


Слова

Движения



Корова мычит.

Дети произносят «му-у!..» в низком регистре.



 

 



Лошадка кричит.

Произносят «и-го-го!»:1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким.



 

 



Курочка поет

Пропевают «ко-ко-ко-ко...», опускаясь с высокого звука к низкому.



 

 



Цыпляток зовет.

Коротко произносят «пи, пи, пи...» в разных регистрах



 

 



Крякает утка

Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре.



 

 



Зовет своих малюток.

, а 3-й — как можно в более высоком



Блины



Печь блины на праздник будет детвора

Хлопают в ладоши

Замесили тесто

Месят двумя руками

Есть сковорода

Показывают руки ладошками вверх

Огонек из печки,пенится,дымит

Крутят пальчиками снизу вверх

Вкусное варенье на столе стоит

Показывают руками

Первый блин для мамы

Загибают большой палец

А второй для папы

Загибают указательный палец

Третий блин для бабушки испеку ей я

Загибают средний палец

Дедушке четвертый

Загибают 4 палец

Мне достался пятый

Загибают мизинчик

Дружная,довольная вся моя семья

Разжимают и сжимают кулачки








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!