СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В моей работе рассказывается о способах  формах работы с детьми ОВЗ. 

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДА БИЛИБИНО

ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»










«Инновационные направления и традиционные подходы в работе в условиях обновления системы образования и воспитания»










« Инновационные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ»












Подготовила:

Учитель начальных классов

Павленко Марина Владимировна


Билибино, 2024 г.


«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». К. Д. Ушинский

В отечественной специальной педагогике в настоящее время разработаны новые подходы к содержанию образования детей с ОВЗ, к технологиям их образования и воспитания, современным моделям коррекционно-развивающего педагогического процесса и сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями, направленные на решение задачи приближения специального образования к требованиям современного общества.

В образовательных учреждениях интенсивно внедряют в работу современные педагогические технологии, которые направлены на реализацию государственных образовательных стандартов.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Само слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса,

- взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Педагогические технологии классифицируются как:

традиционные технологии и инновационные технологии.

Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение.

Главные методы данного обучения – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды деятельности учащихся – слушание и запоминание.

Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом.

Однако есть и ряд недостатков, а именно: преподнесение “готовых” знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Инновационные технологии - это педагогические технологии нового поколения.

Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся.Сейчас определен результат обучения ребенка в школе – формирование ключевых компетенций. На помощь учителю приходят инновационные технологии.

В чем новизна инновационных технологий?

1. В отличие от традиционной технологии инновационные ориентированы на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс. Главное в данных технологиях - достижение определенного (конечно, ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с традиционным результатом) результата.

2. Целью реализации инновационных технологий является не накопление учеником ЗУНов, а умение применить полученные ЗУНи в практической деятельности ( то есть цель не знания, а умение использовать их для себя).

3. Отличие инновационных технологий состоит в способе получения знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории, правил и т.д. , а в процессе деятельности по достижению цели урока, которая ему интересна. Он постигает знания в процессе осознанной необходимости постепенно, пошагово под руководством учителя.

4. Инновационные технологии создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний. Но знания не ставятся в качестве цели на уроках данных технологий. На первое место выходит организация образовательного пространства урока, которое выступает образовательной средой для формирования ЗУНов учащихся.

5. Инновационные технологии меняют суть взаимоотношений учителя и ученика на уроке. Учитель выступает как организатор этого самого образовательного пространства урока. Его роль на уроке – консультанта, эксперта. Большая роль отводится организации урока, его подготовке – подготовка выступает краеугольным камнем в организации подобных уроков.

6. Инновационные технологии - это технологии личностно ориентированные, то есть направленные на личностное, то есть индивидуальное развитие, ориентированное на личность каждого конкретного ученика. Другими словами, это педагогические технологии, создающие условия на уроке или во внеурочной деятельности для обучения каждого отдельно взятого ученика с учетом его личностных особенностей ( устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и задатков и т.д).

7. Инновационные технологии учитывают и факт социализации детей в процессе обучения и после окончания школы. Именно поэтому в их арсенале есть приемы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы в паре, группе, коллективе, команде. В настоящее время предъявляются высокие требования к организации процесса образования, производятся поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а так же использование в практике эффективных педагогических технологий.

К таким инновационным технологиям можно отнести:

- здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, занятия в спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, коррекционные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии;

-технология ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач);

- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения, дидактические игры, игры В. Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитиных);

- обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);

- личностно-ориентированные технологии (разноуровневое обучение, коллективное обучение);

- система инновационной оценки «Портфель достижений»;

- „Портфолио ученика“

- метод проектов или проектная технология;

- ИКТ ;

- технология проблемного диалога;

- технологии проектно-исследовательской деятельности;

- коррекционные технологии (арттерапия: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия и т.п.).

Чтобы достичь положительных результатов овладения знаниями, умениями, навыками, а также вовлечь в учебную деятельность каждого учащегося важно использовать современные (инновационные) образовательные технологии.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Изучив литературу и обобщив опыт других педагогов, я смогла выделить, для себя, основные принципы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы обучения

1. Использование в организованной образовательной деятельности большого количества красочного дидактического материала, наглядных пособий.

2. Создание ситуации успеха возможности исправить ошибку.

Необходимо предлагать учащемуся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем учащийся может исправить ошибку незаметно для окружающих. Так же полезны задания, требующие выполнить схематический рисунок. Это значительно облегчает работу учащемуся, которым трудно словесно оформить свой ответ.

3. Постепенное усложнение материала, подача его небольшими дозами. При этом задания при каждой организованной деятельности необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания).

4. Усиление практической направленности материала, опора на жизненный опыт ребенка.

5. Многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом режимном моменте. Повторение организуется с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика, дидактические игры и т. п.).

В педагогической практике любая технология с коррекционной направленностью становится одной из ведущих, только надо знать, где её можно рациональнее применить.

В своей  работе с детьми с ОВЗ, я использую следующие педагогические технологии.

1. Технология разноуровневого обучения ,в которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня:

Применяя коррекционно-развивающие технологии, ставлю перед собой задачу создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у воспитанника появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

2. Технологи проблемного обучения, в которой  я формирую активную самостоятельную деятельность учащегося по разрешению проблемных ситуаций. Итогом такой работы становится развитие мыслительных способностей.

3. Здоровьесберегающие технология обучения позволяют без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

4.В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьи, применяю и проектную деятельность.

5. Любой ребёнок учится играя. И я в своей работе использую игровые технологии, которые способствуют развитию творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки, развивают возможности для формирования личности воспитанников, с учетом психофизических возможностей.

6. Чтобы идти в ногу со временем, в своей работе использую компьютерные технологии.

В учебно-воспитательном процессе я использую компьютерные игры, как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения, и мультимедийные презентации.

Однако надо помнить, что игровые занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности ребенка .Обязательно в процессе работы я провожу физкультминутки и гимнастику для глаз.

Так же используя ИКТ в своей работе, я столкнулась с проблемой – не все презентации доступны детям с ОВЗ. Необходимо тщательно подбирать их и адаптировать для детей данной категории.

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами развития учащихся с ОВЗ компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

• повышается скорость запоминания (включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная);

• активизируются психические процессы и мелкая моторика рук;

• формируется рефлексивное мышление воспитанников, повышается их интеллектуально-творческое развитие.

Помимо использования вышеперечисленных технологий, одной из ведущих целей инновационной деятельности является развитие педагога как творческой личности.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, но самым оптимальным вариантом является использование и тех и других технологий.

Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание.


«Все новое – это хорошо забытое старое».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!