СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ.»

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ.


В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус

детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту — ОВЗ).

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Инновация — новое, а инновационные технологии - привнесение нового и действенного. Иными словами — это методы обучения и развития дошкольников с ОВЗ путем сотрудничества как равноправных партнеров учителя-логопеда и детей с ОВЗ.

Учитель-логопед в своей практике использует проверенные временем методы, приемы проведения мониторинга, постановки звуков, а инновационные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны не-

стандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.

Авторами инновационных технологий являются: Ткаченко Т.А., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Филичева Т. Б., Нищева Н. В., Смирнова Л. Н.

Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ.

Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные зна-

ния в повседневной жизни. Широко используются в коррекционной работе:


— различные виды массажа;

— различные виды дыхательной и голосовой гимнастик;

— артикуляционная, мимическая гимнастика;

— логопедическая ЛФК;

— гимнастика для глаз;

— упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук;

— упражнения на релаксацию;

— психопластика;

— упражнения на профилактику нарушений осанки;

— кинезиологические упражнения;

— Cу-джок терапия;

— логоритмика.

Использование оздоровительных технологий происходит в игровой форме: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка на долгое время. Во время проведения коррекционно-развивающей деятельности учитель-логопед использует игровые технологии, так как игровая деятельность положительно

влияет на формирование многих психических процессов — от самых простых до самых сложных. В игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети дошкольного возраста лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Дошкольник во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. В образовательную деятельность включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры,

игры-инсценировки.

Без приемов технологии наглядного моделирования не обходится ни одно коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Используя символическую аналогию, учитель-логопед облегчает и ускоряет

процесс запоминания и усвоения материала у дошкольников с ОВЗ, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, можно научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости. К таким технологиям относится мнемотехника.

«Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст

зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспроизводит полученную информацию.

Технология «Портфолио» применяется для сбора и сохранения работ детей (рисунков, аппликаций, письменных работ).

Технология исследовательской деятельности применяется с целью коллекционирования открыток, картинок, моделей различных предметов, что помогает развивать процесс мышления — классификацию, расширять словарный запас, кругозор, освоить родовидовые отношения.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В основу ИКТ в отечественной педагогике положены

базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. Ю. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным.

В своей работе учитель-логопед широко применяет ИКТ: современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей дошкольников с ОВЗ в начале и в конце коррекционно-развивающей деятельности, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), в организации работы с родителями и педагогами (подготовка презентаций к консультациям, выпуск наглядной информации), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий во время проведения физминутки, зарядки для глаз, интерактивных игр на развитие фонематических процессов. Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей дошкольного возраста с ОВЗ.

При работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ одной новых современных инновационных технологий является использование учителем-логопедом синквейна. Слово «Синквейн» происходит от французского слова «cinq» —пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У синквейна есть свои правила написания и нет рифмы. Учитель-логопед, используя инновационную технологию синквейн, развивает критическое мышление дошкольников, обогащает словарь, систематизирует словарный запас, так как мыслительные процессы занимают значительное место в развитии лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи.

1 строка — одно ключевое слово — название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка — два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка — три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка — четыре слова — предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строка — одно слово — слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.

Главная цель инновационной деятельности — развитие учителя-логопеда как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, пре-вращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.


Литература:

1. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В. Д. Бриик. — М.: Дрофа, 2007. — 213 с.

2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л. И. Акатов. — М.: ВЛАДОС,

2003. — 225 с.

3. Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образо-

вательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 14

4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогиче-

ский журнал. — 2007. — № 1. — С. 42–49.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!