СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный педагогический проект "Эвенкийский Драйв"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационный педагогический проект "Эвенкийский Драйв"

Просмотр содержимого документа
«Инновационный педагогический проект "Эвенкийский Драйв"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа № 1»






ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


«ЭВЕНКИЙСКИЙ ДРАЙВ»





Автор: Учитель начальных классов

МБОУ СОШ «Нижнеангарская средняя

общеобразовательная школа № 1»

Малахова Н.









Нижнеангарск

2018г.


Содержание


Паспорт проекта……………..……………………………………..3

Аналитическое обоснование……………………………………….6

Коцептуально-прогностическая часть……………………………7

Стратегия и тактика реализации проекта…………………………8

Ресурсное обеспечение проекта……………..……………………12

Перспективы развития проекта…………………………………..13

Заключение…………………………………………………………14

Список используемой литературы……………………………….15

Приложение …………….………………………………………….17




















Паспорт проекта


Название проекта:

«Эвенкийский драйв».

ФИО автора проекта, место работы, должность:

Малахова Наталья , п.Нижнеангарск, учитель начальной школы МБОУ СОШ «Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа № 1».

Команда проекта:

Учащиеся начальных классов под руководством Малаховой Н.

Сроки реализации проекта: 2014-2018гг.

Дата разработки проекта: 2014 г.

Партнерские организации:

МАОУ ДОД ДШИ, фольклорное отделение ДЭЦ «Синильга» п. Нижнеангарск.

Обоснование актуальности проекта

В условиях глобализации общество подвергается унификации образа жизни и универсализации ценностей культуры и искусства. Поэтому ценности традиционной культуры неизбежно нивелируются и перед современным обществом и государством, стоит проблема сохранения культурного наследия этносов. Именно в традиционной культуре концентрируются базовые ценности народа: традиции, знания и опыт, обычаи и привычки, воспитание, религия, искусство и т.д.

Образование является одной из основных институциональных систем хранения и передачи накопленных знаний и самобытных традиций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Педагогический опыт показывает необходимость использования знаний о традиционной культуре в современном образовании, в связи с тем, что наследие родного края у детей воспитывает патриотизм, гражданственность, эмоционально-чувственную сопричастность к культуре и искусству эвенков.


Цель проекта:

Восприятие традиционной эвенкийской культуры, что в дальнейшем повлияет на толерантное отношение ко всем народам в мультикультурном многообразии современного мира.

Задачи проекта:

  • обеспечить социальную адаптацию учащихся начальной школы

  • воспитать толерантность

  • развить творческую активность

  • формировать универсальные учебные действия (УУД) в процессе обучения и воспитания

  • ориентировать личность ребенка для дальнейшего саморазвития и самообразования

  • приобщать к духовным и нравственно-эстетическим ценностям традиционной культуры эвенков Бурятии

Краткое содержание проекта:

Эвенкийская культура в обучении и воспитании детей должна создавать ДРАЙВ, понятие, применяемое в психологии мотивации и в теории научения, что означает неосознаваемое внутреннее влечение общего характера, порожденное некоей органической потребностью 1. В процессе обучения у ребенка должен вырабатываться ДРАЙВ в восприятии традиционной эвенкийской культуры. Что в дальнейшем влияет на толерантное отношение ко всем народам в мультикультурном многообразии современного мира.

Этнопедагогические идеи воспитания и обучения эвенкийской культуре в образовании обусловлены необходимостью знаний об истоках культуры, народных традициях, художественном творчестве и многое другое. Так как через культуру, традиции и искусство передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности. Именно поэтому творческий потенциал, заложенный в традиционной культуре, используется в современной воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста. С учетом изложенного основы творческой деятельности на базе традиционной культуры становятся средством формирования универсальных учебных действий (УУД)2, являющихся неотъемлемой частью фундаментального ядра общего образования.

Региональное образование в средних общеобразовательных учреждениях формируется в условиях особого этнокультурного пространства, где национальный фактор играет важную роль – роль формирования личности, и национальный компонент в его содержании является объективно обусловленным. Разработка стратегии этнокультурной направленности в нашем проекте «Эвенкийский драйв» связана с воспитательной деятельностью во внеурочное время с детьми младшего школьного возраста. При разработке средств повышения эффективности воспитания и обучения всесторонне развитой личности в условиях многонационального региона и определения условий целесообразного использования их в практике общеобразовательной школы, важное значение имеет фольклор, декоративно-прикладное искусство, и др., все то, что отражает опыт многих поколений эвенков, накопленный на протяжении веков. Фольклор и декоративно-прикладное творчество как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшие в себя опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволяет открыть широкий простор для творчества и развития личности обучающихся.

В младшем школьном возрасте особенно важно формировать устойчивые представления о многообразии культуры и народов, развивать интерес к традициям, воспитывать гражданский патриотизм, приобщать детей к миру народного искусства. В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий отмечали общественную значимость народных традиций в воспитании детей. Значит, творческие традиции народа имеют большое значение в формировании творческой личности, испытывая ДРАЙВ творческой деятельности, ребенок получает дополнительные мотивации неосознаваемого внутреннего влечения к творческой активности, что в результате способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) в обучении на уроках. Творчество становится потребностью ребенка, что влияет на становление личности, способной к успешной деятельности в любой профессиональной сфере.

Национально-региональный компонент общего среднего образования включает предметы, изучающие быт, самобытную культуру многонациональной России, что перекликается с воспитательной деятельностью учителя младших школьников. Поэтому появились взаимодополняющие элементы поурочного плана и внешкольные мероприятия в совокупности представляющие систему обучения и воспитания, отражающие потребности современного образования, реализованные и продолжающие существовать в течение длительного времени в виде предлагаемого проекта «Эвенкийский драйв».

Для эффективной реализации проекта использовались инновационные образовательные технологии и методы обучения и воспитания, соответствующие возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям детей младшего школьного возраста. Цифровые технологии, активные и интерактивные методы использовались регулярно. Среди них: творческие задания разного уровня сложности, которые позволяют увеличить эмоциональную восприимчивость отдельных видов искусства, развивать способность самостоятельно пополнять свои знания из различных источников.

Содержание проекта представляет собой гибкую динамичную систему, учитывающую потребности и обеспеченность материально-технической базы школы и Эвенкийского культурного центра. В сельских и поселковых школах важное значение имеет внеурочная деятельность, поэтому используется ресурсы МАОУ ДОД ДШИ, фольклорное отделение ДЭЦ «Синильга» п. Нижнеангарск. Так как именно после занятий ребенок может полноценно раскрыть свои творческие способности и задача учителя поддержать и создать условия для развития всех детей, независимо от их индивидуальных потенций. В связи с этим и был разработан проект «Эвенкийский драйв».

Воспитание и обучение направлено на развитие творческой активности ребенка по всем изучаемым предметам. Мотивацией действия становится интерес к освоению новых образов, методов, технологий, в результате приобретаемых навыков формируются универсальные действия. К ним относятся: общеучебные умения; общие способы деятельности; метапредметные действия и т.д. Результатом становится способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

К основным видам универсальных учебных действий относятся –личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. На основе психологических особенностей возраста детей младшего школьного возраста в рамках проекта «Эвенкийский драйв» основной целью является формирование личностных универсальных действий, обеспечивающих ценностно-смысловую и творческую ориентацию обучающихся на освоение получаемых знаний. Универсальные учебные действия (УУД) представляют собой совокупность системного развития всех видов действий, определяемых соотношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Воспитательная работа в данном случае способствует формированию УУД в контексте освоения эвенкийской культуры на уроках и во внеучебной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Среди них: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» и др.

Формирование универсальных учебных действий в воспитательном процессе осуществляется в контексте освоения эвенкийской традиционной культуры в Эвенкийском культурном центре.

Главной целью центра является сохранение и воспроизведение традиций эвенкийской культуры, творческая переработка традиций, органичное сочетание традиционности и современных преобразований. Занятия детей в центре обеспечивает социальную адаптацию и воспитание толерантности, развивает творческую активность и обеспечивает мотивацию универсальных учебных действий, ориентирует личность ребенка для дальнейшего саморазвития и самообразования. Органичное сочетание обучения и воспитания детей младшего школьного возраста создает систему УУД в освоении компетенций для получения эффективного результата в проекте «Эвенкийский драйв».

Ожидаемые результаты проекта:

Проект создан для детей младшего школьного возраста начальной школы (1–4-е классы). Проект разработан на основе эвенкийской традиционной культуры с использованием ресурсов Эвенкийского культурного центра. Инновационный подход связан с системной логикой сочетания материалов по учебным планам и планом воспитательной работы, связанных с формированием универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на основе освоения эвенкийской культуры.

Проект «Эвенкийский драйв» представляет разработанную и реализованную систему воспитания обучающихся, формирующую универсальные учебные действия (УУД) для развития самодостаточной личности, готовой к самообучению в течение всей жизни.

Проект рассчитан на пять лет (2014 – 2018 гг.) и реализуется в три этапа.

План реализации проекта

Подготовительный этап (2014)

  • Информирование.

  • Разработка плана (Приложение 1)

  • Стартовый мониторинг. (Анкета) Приложение 2

Результат «Эвенкийские сказки»

Основной этап (2014-2017)

  • Корректировка и реализация плана проекта.

События

  • Проведение.

  • Апробация.

Результат «Эвенкийский календарь», «Олень – символ жизни»

Заключительный(2017-2018)

Задачи

  • Оценка эффективности проекта.

  • Экспертиза и корректировка итоговых продуктов проекта

События

  • Подготовка итоговых продуктов к презентации на семинарах, конференциях разного уровня (распространение опыта)

  • Результат Проект «Эвенкийская сказка «Суксэлэ»

Управление проектом

Риски проекта

  • кадровые изменения, сопротивление педагогов инновациям.

  • недостаточность квалификации кадров.

Возможности развития

  • расширение параметров проектов;

  • внедрение индивидуальных консультаций;

  • совершенствование инструмента мониторинга за счёт введения программного обеспечения.

Эвенкийский Драйв

(Программа рассчитана на 3 года для учащихся начальной школы)


п/п

Тема занятия

Количество часов

Содержание

УУД

1.

Многонациональность жителей


18ч.

Северобайкалье – многонациональный край. Традиционные занятия эвенков(оленеводство, рыболовство,охота)

Личностные

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Метапредметные

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


2.

Устное народное творчество

20ч.

Своеобразия сказочных персонажей

3.

Самобытность эвенкийского слова

10ч.

4.

Сказки северных народов

20ч.

5.

Традиционные ремесла моего края

8ч.

Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами эвенков

6.

Национальные игры эвенков

10ч.

Практическая работа: разучивание игр

7.

Музыка эвенков

10ч.

Народные музыкальные инструменты, их глубокая связь с природой, жизнью, обычаями


8.

Танцы эвенков

20ч.

Танцы эвенков, их глубокая связь с природой, жизнью

9.

Национальный костюм

20ч.

Для древнего человека одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определенную шкуру, он, например, хотел отогнать злых духов. Древний человек надел на себя шкуры животных и вешал на шею, нанизанные на нитку бусы и камни. Практическая работа.

Изготовление оберега, головного убора «дэрбэка», Знакомство с орнаментом. Работа с бисером. Украшение костюма.

10.

Эвенкийские праздники


10ч.

 Праздники для эвенков-это возрождения древних обрядов, народных традиций. Здесь можно познакомиться с фольклором, песенной культурой эвенков, национальными играми, национальной кухней

11.

Конкурс рисунков

« Мой край»


8ч.

Формирование представления о родном крае

12

Проект. Эвенкийская сказка «Суксэлэ»

50 ч.

Выбор сказки. Подготовка и постановка сказки























Анкета

Приложение 2



Как называли эвенки доброго духа?
1) Харги,
2) Сэвэки (правильный ответ)
3) Маин.

 Как эвенки называли злого духа:
1) Дёлбон,
2) Сэвэки,
3) Харги. (правильный ответ)

Кому доставался первый лакомый кусочек после удачной охоты?
1) Воде,
2) Дереву,
3) Огню (правильный ответ) Расскажите, как проводился этот обряд.

Как называется жилище эвенков?

  1. яранга

  2. чум (правильный ответ)

Сколько эвенкийских родов проживает на территории Северо-Байкальского района?

  1. Два,

  2. Три

Литература

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность. – М: Просвещение, 2011.

  2. Бабушкин Ю.У. Развитие художественных интересов сельских школьников. – М.: Педагогика, 1979. – 128 с.

  3. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие для студентов пединститутов. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.

  4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А.Ветлугина. – М., 2012. – 365 с.

  5. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский Собр. соч. В 6 т. – М., 1983. – Т.4. – 156 с.

  6. Закон об образовании РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 12.12.2018).

  7. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. (Теория и практика). – М.: Изобразительное искусство, 1983. –344 е., илл.

  8. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1982. – 190 с.

  9. Шпикалова Т.Я., Алексеева Т.В. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом с методическими рекомендациями. 1 класс. – М., 1996. 2 класс. – М., 1997.

  10. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Р.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1995. – 416 с.

  11. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М., 1964. – 203 с.

1 Большая психологическая энциклопедия. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. https://psychology.academic.ru/609/%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B2

2 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М.:Просвещение, 2010.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!