СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный педагогический проект "Здоровьесбережение в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационный педагогический проект "Здоровьесбережение в начальной школе"»






Содержание


1. Введение ……………………………………………………………..................... 3


2. Пояснительная записка………………………………………………………… 6


1. Анализ исходной ситуации, обоснование цели и задач проекта

1.1. Общее состояние ситуации по заявленной проблеме проекта

1.2. Обоснование проекта

1.3. Этапы проекта

1.4. Календарный план реализации проекта


3. Получение продукта……………………………………………………………11


4. Реализация проекта……………………………………………………………. 12


5. Результаты этапов проекта……………………………………………………13


6. Вывод………………………………………………………………………… 16


7. Список литературы…………………………………………………………… 17


8. Приложение………………………… .…………………………………………..18




















1. ВВЕДЕНИЕ

Полное название: Педагогический инновационный проект «Здоровьесбережение в начальной школе»

Проблема, на решение которой направлен проект:

Проблема сохранения и укрепления соматического, психического здоровья обучающихся, овладения ими образовательными компетенциями при постоянном повышении сложности образовательных программ и образовательных стандартов.

Целевая группа: учащиеся 1-4 классов и их родители.

Автор проекта: Климкина Ирина Андреевна, учитель начальных классов


Цель проекта: создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.


Задачи проекта:

1. Создать систему приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

2. Планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями.

3.Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности учащихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде.

4. Повышать качество знаний за счёт увеличения потенциала работоспособности.

5.Прививать учащимся стремление соблюдать правила личной гигиены.

6. Воспитывать в школьниках осознание ценности здоровья, культуры здорового образа жизни.

7.Пропагандировать физическую активность.

8.Разрабатывать систему приёмов здоровьесбережения на уроках в начальной школе.


Сроки реализации проекта: 2011-2015 годы.

Этапы реализации проекта:

1этап (2011-2012гг.): Информационно-подготовительный (теоретическая и практическая подготовка). 

2этап (2012-2014гг.): Организационно-деятельный: обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию проекта.

3этап (2014-2015гг.): Аналитико-обобщающий: систематизация полученных результатов.

Основные ресурсы: основой для проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы кабинета начальных классов.

Ожидаемые результаты:

  • Создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья детей на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.

  •  Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни. Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе, творческой.

  • Повышение профессиональной компетенции учителя в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников. Создание методической копилки инноваций по здоровьесберегающим технологиям.

  • Укрепление здоровья учащихся.

  • Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.

  • Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Предпосылки проекта:


На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. "Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года" предусматривает создание условий для повышения качества общего образования. И в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предлагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Миссия проекта:


- Применять здоровьесберегающие технологии с целью сбережения и укрепления здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, построения системы обучения, устраняющей перегрузки и сохраняющей здоровье школьников;

- Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.


Условия реализации проекта:


Автоматизированное рабочее место учителя с выходом в Интернет, наличие материальных и технических средств для осуществления практических действий.


Механизм реализации проекта:


1. Планирование и подбор необходимых источников информации.

2. Накопление материальной и технической базы.

3. Выбор направления работы.

4. Обработка и систематизация собранной информации.

5. Оформление результатов исследования.

6. Апробация практических материалов на уроках в начальной школе (2011-2014 гг.).










2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Анализ ситуации, обоснование цели и задач проекта

1.1 Общее состояние по заявленной теме проекта.

Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже невозможно.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. А оно-то и является одним из важных условий благополучия школы, её успешности на рынке образования. С учётом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии». Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.


Практически

здоровы

Имеют функциональные отклонения


Имеют хронические заболевания

10%

40%

45-50%

Все эти данные говорят о том, что учащиеся подвержены серьезным учебным перегрузкам. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период жизни показывает, что если абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, то уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 20 %. Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Таким образом, одна из приоритетных задач педагога – обучить ребенка сохранению своего здоровья. Выдвигаемая в «Концепции модернизации российского образования» на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» -  гармоничного сочетания физического, психического и социального благополучия.



Исходя из данного статистического анализа ситуации, обнаружена проблема: проблема сохранения и укрепления соматического, психического здоровья обучающихся; овладения ими образовательными компетенциями при постоянном повышении сложности образовательных программ и образовательных стандартов; наличие пробелов в системе знаний учащихся о ЗОЖ; подверженность учащихся учебным перегрузкам, наличие заболеваний, влияющих на качество получения знаний.

Актуальность проблемы заключается в том, что: в настоящее время здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНПиН; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Именно поэтому достижение названной цели в сегодняшней школе возможно с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

1.2. Обоснование проекта


На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. "Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года" предусматривает создание условий для повышения качества общего образования. И в этих целях мы предлагаем проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. В том числе за счет:
1.Реальных разгрузок содержания общего образования;
2.Использования эффективных методов обучения;
3.Повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
4.Улучшения организации питания учащихся;
5. Рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

6.Организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

1. Факторы школьной жизни, оказывающие разрушающее воздействие на здоровье детей:

  1. Недостаток двигательной активности;

  2. Длительная работа в закрытых помещениях (угнетение эмоций, снижение иммунитета);

  3. Вербальный принцип построения учебного процесса. Учитель - передающее программирующее устройство, ученик - принимающее;

  4. Перегруженные учебные программы,

  5. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;

  6. Неправильное (нерациональное) питание учащихся.


2. Принципы здоровьесберегающего урока:

двигательная активность;

оздоровительный режим;

формирование правильной осанки;

психологическая комфортность.

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Создание благоприятного психического климата в учебном процессе, применение личностно значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности - это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. За годы учебы большую часть своего времени ребенок проводит на уроке, и если урок не валеологизирован, то он наносит существенный вред состоянию здоровья (физическому, психическому и нравственному). Ухудшающееся состояние здоровья детей заставляет пересмотреть взгляд на урок и применяемые педтехнологии.


1.3.Этапы реализации проекта


1этап (2011-2012гг.) - Информационно-подготовительный: анализ ситуации; обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе; выбор средств, материальных и технических; сбор информации, теоретическая подготовка.

2этап (2012-2014гг.) - Организационно-деятельный: обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию проекта,

3этап (2014-2015гг.) - Аналитико-обобщающий: систематизация полученных результатов.


1.4. Календарный план реализации проекта



Наименование работы и основные этапы её выполнения

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

1этап: Информационно-подготовительный (2011-2012гг.)


Изучение методической литературы и опыта других учителей

Сентябрь-ноябрь 2011 г.

Получение теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для создания проекта

Анализ ситуации, проведение теоретического исследования

Сентябрь-ноябрь 2011 г.

Получение обзорной информации

Стартовая разработка здоровьесберегающих технологий

Сентябрь-октябрь 2011г.

Накопление материала

Разработка проекта

декабрь 2011 г.

Рекомендации к внедрению

Оснащение кабинета начальных классов необходимыми материалами, предметами и инвентарём

Сентябрь-декабрь 2011 г.

Уголок здоровья

Выступление на МО учителей начальных классов с докладом по теме проекта

апрель 2012 г.

Рекомендации к внедрению


2этап - Организационно – деятельный (2012-2014гг.)


Введение и применение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

Сентябрь 2012г.- май 2012 г.

Рост мотивации к обучению, повышение качества знаний за счёт увеличения потенциала работоспособности, сбережение и укрепление здоровья учащихся

Мониторинг состояния здоровья учащихся

По четвертям

Получение данных для анализа и систематизации, укрепление морально-психологического здоровья учащихся

Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;

По плану работы

Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей

Привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту

По плану воспитательной работы

Пропаганда физической активности

Проведение классных часов

По плану воспитательной работы

Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.

Привлечение к занятиям в спортсекциях

Сентябрь каждого года

Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни

Просветительская работа

В течение каждого учебного года

Развитие культуры здорового образа жизни на родительских собраниях и внеклассных мероприятиях, осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.


 3этап - Аналитико-обобщающий (2014-2015гг.)


Обобщение опыта реализации проекта

Март 2015 г.

МО учителей начальных классов. Рекомендации к внедрению.

Роль здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Анкетирование родителей.

апрель 2012г.

март 2013г.

апрель 2014г.

Анализ анкет для получения информации по проекту.

Публикация педагогических обобщений

Май 2015г.

Публикация

Подведение итогов реализации проекта, анализ.

май 2015 г.

Отчёт. Обобщение опыта работы над проектом


3. Получение продукта


  • Методическая разработка упражнений для проведения динамических пауз, физминуток.

  • Памятка для родителей по ЗОЖ.

  • Памятка для детей «Правила личной гигиены», «Если хочешь быть здоров – закаляйся» и др.

  • Уголок здоровья.

  • Кабинет психологической разгрузки для обучающихся.

  • Создание уголка природы и отдыха в рекреации начальной школы и классах (разметка полов рекреаций для подвижных игр)

  • Использование полученного продукта на уроках в начальной школе и во внеклассной работе.




















4. Реализация проекта.


• Проведение уроков с использованием здоровьесберегающих технологий в начальной школе, использование практического материала (игровая зона, памятки для родителей, карточки, плакаты с упражнениями).

• Проведение внеклассных мероприятий, направленных на ЗОЖ «Уход за телом», «В гостях у Айболита», родительских собраний.



















5. Результаты этапов проекта

Результаты информационно-подготовительного этапа проекта


Результатами информационно-подготовительного этапа проекта можно считать стартовую разработку здоровьесберегающих технологий для применения их на уроках в начальных классах; анализ различных моделей здоровьесберегающего процесса, проведение стартового мониторинга, изучение состояния здоровья учащихся; изучение методических материалов, опыта других учителей и специальной литературы; создание программы сохранения, укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни младших школьников.

Результаты организационно-деятельностного этапа проекта

Результатами организационно-деятельностного этапа проекта можно считать введение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, совершенствование форм и методов здоровьесберегающих технологий; мониторинг состояния здоровья учащихся; сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению; контроль над организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объема домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся, широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Предварительные результаты аналитико-обобщающего этапа проекта (данный этап завершится в мае 2015г.)


Предварительными результатами аналитико-обобщающего этапа проекта можно считать улучшение здоровья учащихся, реализацию такого режима обучения, при котором снимается проблема учебной перегрузки учащихся, наблюдается снижение утомляемости учащихся.








Мониторинг результативности

Показатели

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

(предварительные данные)

Основная группа

85%

85%

90%

90%

Подготовительная

15%

15%

10%

10%

Специальная

0

0

0

0

Нарушение осанки

25%

20%

20%

15%

Нарушение зрения

10%

10%

10%

10%

Неболевшие дети

40%

55%

60%

60%


С целью определения необходимости использования на уроках физминуток мною был проведен мониторинг результативности. Во третьем классе среди учащихся проводилось анкетирование. Учащимся был задан вопрос: « Физкультминутки на уроках мешают или помогают?» Результаты были следующие:

 помогают преодолевать сонливость - 15%

 повышают работоспособность – 15%

 создают хорошее настроение – 50%

 способствуют общению – 20%

 мешают уроку – 0%

 ограничивают время урока – 0%

Из наблюдения видно, что ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.


Охват учащихся физкультурой и спортом:



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Только уроки физкультуры

20 чел. –

100%

16 чел. - 80%

15 чел. - 75%

15 чел. - 75%

Школьные спортивные секции

0 чел.

0 чел.

0 чел.

4 чел.- 20%

Спортивные секции вне школы

0 чел.

4 чел. - 20%

0 чел.

4 чел. - 20%

Охват учащихся школьным

горячим питанием

20 чел. –

100%

20 чел. –

100%

20 чел. –

100%

20 чел. –

100%



Диагностика отношения детей к ЗОЖ (от общего кол-ва уч-ся)

Общее кол-во учащихся

Имеют высокий уровень

Достаточный

уровень

Недостаточный уровень

Низкий уровень

20

40%

45%

10%

5%



С целью определения влияния здоровьесберегающих технологий на качество образования, я провела мониторинг результативности качества знаний.


Мониторинг результативности качества знаний


Учебный год, класс

2013-2014, 3 класс

2014-2015, 4 класс (предварительные данные)

Качество знаний

74%

80%























6. Выводы.

В результате реализации проекта на декабрь 2014г. :
1. Создана образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;
2. Обеспечена мотивация образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;
3. Рационально организована двигательная активность. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни;
4. Обеспечено адекватное восстановление сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления детей;

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.















Список литературы:


    1. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, 1971.

    1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.

    2. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы научно-практической конференции. Самара, 2000.

    3. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1998.

    4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: "Вано", 2004.

    5. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

    6. Здоровье наших детей. Начальная школа, № 8,9 – 2004.

    7. Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) - СПб, Союз, 1997.

    8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.

    9. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 1989.

    10. Яковлев В.В., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977.





















Приложения

Приложение № 1

Программа мероприятий по здоровьесбережению:


  • Физминутки на 10,20 минутах урока;

  • Пятиминутная гимнастика в начале дня и в начале каждого урока;

  • Гимнастика: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика;

  • Эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

  • Проведение четвертых уроках (труд, физкультура, окружающий мир, рисование) в сентябре – октябре в первых классах на свежем воздухе в нетрадиционных формах урока: экскурсии, уроки – игры, уроки – театрализации и др.;

  • Анкетирование родителей;

  • Проведение «уроков здоровья»;

  • Занятия в кружке жизненные навыки;

    • Использование на уроках русского языка и литературного чтения пословиц и поговорок о ЗОЖ.

    Создание «зелёного уголка»;



Приложение № 2

Тематика родительского лектория:


1. Характеристика содержания понятия «Здоровый образ жизни». Влияние окружающей среды на здоровье человека.


2. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность.


3.Заболевания нервной системы и их предупреждение.


4. - Инфекционные заболевания и их профилактика;

- болезни органов дыхания и их профилактика

- Нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилактика;

- аллергические состояния, кожные болезни и их профилактика.


5. «Трудный ребенок – норма или отклонение? Девиантное поведение в детском возрасте, причины возникновения и формы проявления».





















































Приложение № 3

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, УМК  «Школа России», 3 класс.   

Тема урока: Правило проверки безударной гласной  в корне  слова.

Цель урока: развивать умение проверять написание безударных гласных  в корне слова.

Задачи:   обучающая:  учить детей проверять написание безударных гласных в корне.







·          Развивающая: развивать мыслительную и творческую деятельность.

·          Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

·          Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, отдых для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.

    Ход урока:  I. Организационный момент  II. Разминка для пальцев  - Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их:  Этот пальчик – дедушка,   Этот пальчик – бабушка,   Этот пальчик – папа,   Этот пальчик – мама,   Этот пальчик – Я.   Вот и вся моя семья. (Дети массируют поочередно каждый пальчик)  III. Чистописание  - Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Запишите дату и вид работы.  На доске записаны слова: сл...за, гл...за, б...лит - Прочитайте слова. Какие буквы являются орфограммами данных слов? Составьте цепочку из данных букв. Напишите строчку до конца: еао  IV. Сообщение темы урока  V. Словарная работа   - Ребята, во всех ли словах можно проверить безударную гласную, как мы это делали сейчас со словами: слеза, глаза, болит? (Нет, есть слова с непроверяемой безударной гласной, правописание которых надо запомнить). - В записи сегодняшней даты также есть словарное слово декабрь. Как вы его написали? Покажите карточкой, какую букву вставили. - Что вы можете сказать об этом месяце? А какой месяц предшествовал ему? (Н...ябрь – последний осенний месяц). - С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов). - Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. (Можно употреблять в пищу витамины с огорода). - А какие это витамины?  В классе на стенах, шкафах, шторах висят листочки, на которых записаны словарные слова.  Картофель, огурец, яблоко, морковь, капуста, горох, помидор. Составьте свое предложение, используя эти слова и слово витамины.  VI. Актуализация знаний. Работа над темой урока
  1. - Ребята, послушайте рассказ об одной ошибке.
Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку. - Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру. - Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет. В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. - Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку, он обещал. Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие – длинный деревянный меч.   - Почему так получилось? Какого правила не знал Дима, когда писал записку Пете? - Нужно ли проверять безударную гласную? А как нужно проверять?  
  1. Запись предложения, записанного на доске.
Л...сная тр...пинка т...нулась вдоль р...ки. -Какие буквы пропущены в словах? Как их проверить? Какое правило вы используете?
  1. Работа над правилом
 
  1. Подбор проверочных слов.
Мал – малыши, снег – снеговик, хлопать – хлопушка, холодный – холод, почта – почтовый, сад – садовый, корм – кормовой, польза – полезный.  Физкультминутка (для глаз)  Пролетает самолет, С ним собрался я в полет. (Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим самолетом) Правое крыло отвел, Посмотрел. Левое крыло отвел, Поглядел. (Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом) Я мотор завожу И внимательно гляжу. (Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом) Поднимаюсь ввысь, лечу, Возвращаться не хочу. (Встают на носочки и выполняют летательные движения) VII. Закрепление темы урока  
  1. Фронтальная работа по вариантам. Взаимопроверка
1вариант М...рской к...нек,  З...леная травк   2 вариант Л...тают стр...жи, к...менистое дно. Задание: Устно подобрать проверочное слово; записать данные словосочетания в тетрадь, подчеркнуть опасное место, выделить корень; подумать, какое правило помогло справиться с заданием. (Дети самостоятельно выполняют работу. После написания – взаимопроверка (на доске правильный вариант написания словосочетаний)). - Какое правило использовали при выполнении задания? 2.      Письмо по памяти. Курить – здоровью вредить. В здоровом теле – здоровый дух. - Объясните смысл этих пословиц. - На какие орфограммы мы должны обратить внимание? VIII. Домашнее задание IX. Релаксация   На фоне тихой инструментальной музыки произносятся следующие слова: - Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон». Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают. Ноги тоже отдыхают. Отдыхают...засыпают... Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются. Все чудесно расслабляется. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряженье улетело И расслаблено все тело. Губы не напряжены Приоткрыты и теплы. И послушный наш язык Быть расслабленным привык. Дышится легко, ровно, глубоко. Будто мы лежим на травке Греет солнышко сейчас, Руки теплые у нас. Жарче солнышко сейчас, Ноги теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать. Вы полны сил и энергии. Вы многое знаете и умеете. Вы – единая команда. И в вашем единстве – ваша сила. На счет «три» откройте глаза. Один! Два! Три! Встать!   X. Итог урока   - Посмотрите на это стихотворение. Найдите слова с безударными гласными.   «Говорю я всем: «Зимой закаляйтесь все со мной. Утром бег и душ бодрящий, Как для взрослых, настоящий! На ночь окна открывать, Свежим воздухом дышать. Ноги мыть водой холодной, И тогда микроб голодный Вас не сможет одолеть».          - Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительной дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.        Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.  Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепите цветы.        Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.        А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - желтый, чахлый лист. XI. Домашнее задание.                  Придумать и записать 10 слов с проверяемой безударной гласной в корне слова.                 Составить рассказ о распорядке дня в период обучения в школе.




















Приложение № 4. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе на внеклассных мероприятиях.


Внеклассное занятие «Уход за телом»

Цель: раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить учащихся с основными правилами личной гигиены, объяснить, что их соблюдение – важное средство сохранить свое здоровье.

Ход занятия

- Сегодня, ребята, тема нашего занятия «Личная гигиена школьника». Как вы думаете, что такое «личная гигиена»?

Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

- Насколько это важно и необходимо, вы узнаете сегодня. А сейчас послушайте стихотворение М. Стельмаха «Аист моется».

По воде под ивняком
Ходит аист босиком,
Потому что эта птица
По утрам привыкла мыться.

Клювом трогает лозу,
На себя трясет росу,
И под душем серебристым
Моет шею чисто-чисто.

И не хнычет: «Ой, беда,
Ой, холодная вода!»

- Что в стихотворении рассказано про аиста?

Правильный ответ. Аист любит мыться каждое утро. Он принимает серебристый душ, моет свое тело, не боится холодной воды.

- А что такое «тело»?

Учитель вызывает одного из учеников к доске и, обведя одним движением руки его голову, туловище, руки, ноги, объясняет, что все это в целом называется «тело человека».

- Чем покрыто наше тело?

Правильный ответ. Наше тело покрыто кожей. Учитель предлагает ученикам рассмотреть кожу на своих руках, обращает их внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, способна растягиваться при движениях.

- Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже всегда есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов. Грязная кожа может принести вред здоровью. И, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим. Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.

Памятка «Правила ухода за своим телом»

  1. Каждое утро необходимо умываться: мыть руки, лицо, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.

  2. Перед сном обязательно мойте ноги, потому что на ногах особенно сильно потеет кожа, накапливается грязь.

  3. Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирая тело мочалкой с мылом. После мытья следует надеть чистое белье.

  4. Очень тщательно нужно промывать волосы, так как на них и между ними накапливается жир, грязь и пыль. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стригли волосы коротко, особенно в летнее время. Девочкам же, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья тщательно их расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.

  5. Тщательного ухода требуют также ногти. Их необходимо аккуратно подстригать (на пальцах рук – один раз в неделю, на пальцах ног – один раз в две недели), потому что под длинными ногтями скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и товарищу. Грязные ногти – признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены.

  6. Особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы – карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, гладите животных, беретесь за дверные ручки, предметы в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом, и она остается на коже ваших пальцев. Если брать немытыми руками хлеб, яблоко, конфету и т.п., то эта грязь с рук попадает сначала на продукты, а с ними через рот в ваш организм. Это грозит заражением такими тяжелыми заболеваниями, как дизентерия, брюшной тиф, желтуха (болезнь Боткина) и др. Касаться своего лица руками можно только во время умывания.

  7. К сожалению, некоторые ребята имеют дурную привычку во время урока, приготовления домашних заданий и т.п. постоянно тереть лицо, глаза, подпирать щеки рукой. А руки-то грязные!

Работа с дополнительным литературным материалом

Учащиеся читают стихи Маяковского, заранее написанные на доске.

Не видали разве
На руках грязь вы?
А в грязи – живет зараза,
Незаметная для глаза.
Если руки не помыв,
Пообедать сели мы,
Вся зараза эта вот
К нам отправится в живот.
Грязные руки грозят бедой –
Чтоб хворь тебя не сломила,
Будь культурен: перед едой
Мой руки мылом!

- Каждый из вас должен помнить, что в школу нужно приходить чистым и аккуратно одетым. И было бы очень хорошо, если бы в нашем классе не было ни одного неряшливого ученика. Чтобы никто из вас не задавал таких вопросов, как в стихотворении Э. Московской «Уши».

Доктор, доктор,
Как нам быть:

Уши мыть?
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже?
Отвечает доктор гневно:
Еже, еже –
Ежедневно!

Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Что такое личная гигиена?

Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

2. Почему необходимо мыть руки перед едой?

Правильный ответ. На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание.

3. Почему мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем все тело?

Правильный ответ. Руки, лицо и шея у человека наиболее подвержены загрязнению, так как не скрыты одеждой. Кроме того, на лице имеется большое количество сальных желез, и кожный жир, который они вырабатывают, является хорошей питательной средой для микробов.

4. Зачем надо коротко стричь ногти?

Правильный ответ. Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.

5. Сколько раз в день необходимо умываться?

Правильный ответ. Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.

6. Как часто нужно мыть все тело и голову?

Правильный ответ. Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.

7. Как часто нужно мыть руки?

Правильный ответ. Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после общения с животными, то есть после любого загрязнения.

8. Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?

Правильный ответ. Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.

9. Как часто надо мыть ноги?

Правильный ответ. Ноги нужно мыть один раз в день (ежедневно перед сном).

Итог. Какой вывод вы сделали после нашего занятия?

Правильный ответ. Нужно соблюдать правила личной гигиены, чтобы не заболеть.

































Приложение № 5

Методическая разработка упражнений для проведения динамических пауз на уроках

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности

  1. Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещённые линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене, на потолке класса). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнение выполняется стоя.

  2. Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и др. (размер изображённых предметов от 1 до 3 см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, записанных на карточках, предложения и т.д.

Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко

Пальминг

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) – на переносице, как мостик очков. Ладони на глазах должны лежать так, чтобы не было ни единой дырочки, и глаза совсем не чувствовал света. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начинает казаться, что вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

Вверх-вниз, влево-вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считать до 10.

Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока).

УПРАЖНЕНИЯ, КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ОСАНКУ

Равновесие. Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя. Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до 10.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.

Ветерок

Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).

Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).

Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся и семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого пальца.

КАПУСТА

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание полушек пальцев, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки.

ЛОДОЧКА

Две ладошки я прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным, по волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые две строчки две ладони соединить лодочкой и выполнить волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулаки, покачивают кулачками вперед-назад.

СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

На первые две строчки - ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки - поочередное сгиба­ние пальчиков, начиная c большого.


– Путешествуем со звездочкой: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо. Задание: найди значение выражения там, где остановилась звездочка (или назови геометрическую фигуру).

– 2 клетки влево. Найди значение выражения, и т. д. (назови геометрическую фигуру). Чтобы сохранить зрение детей, я их пересаживаю на другой ряд.





38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!