Карабанова Анна Аркадьевна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МБУДО «Детская школа искусств №15» Ново-Савиновского района г.Казани
Инновационный подход в преподавании специальных и музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ
В современной педагогике особое внимание уделяется гармоничному развитию личности ребенка и сохранению его физического, психического и нравственного здоровья. На решение данной проблемы направлены инновационные педагогические технологии, активно внедряемые в систему общего и дополнительного образования.
Важная роль в формировании личности человека всегда принадлежала музыкально-эстетическому воспитанию. Именно детские школы искусств предоставляют благоприятные условия для разностороннего развития ребенка, оказывают помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивают его творческую и познавательную активность, делают процесс детского возрастного развития более гармоничным и укрепляют индивидуальность ребенка. «Только искусство, дополняя науки естественные, придает целостность восприятия мира современному человеку», подчеркивал выдающийся ученый-физик Е.Л.Фейнберг.
К сожалению, слишком часто у детей пропадает первоначальное желание музицировать, возникает противоречие между традиционными методами обучениями и интересами современного школьника. Поэтому преподаватели - музыканты активно внедряют инновационные формы обучения, которые не «отнимут детство» у маленьких музыкантов, превратят занятия в сказку, помогут выработать уверенность в себе и в своих силах, сохранив душевное равновесие и эмоциональный настрой.
Применение информационных технологий преподавателями нашей школы открыло новые пути к повышению интереса к занятиям. Процесс обучения стал более увлекательным, информативным, творчески активным и комфортным в отношениях учителя и ученика.
Использование компьютера и материалов мультимедийных образовательных ресурсов - электронных библиотек, энциклопедий, нотных архивов, каталогов, обучающих программ, электронных пособий требуют от человека знаний и умений в этой области. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями, применяя их для совершенствования учебного процесса. В условиях тесного сотрудничества и взаимопомощи мы приобретаем программы, аудио и видеоматериалы, изучаем их возможности, определяем области применения, помогаем друг другу в освоении особенностей работы в каждой программе.
Предлагаем вашему вниманию характеристику наиболее интересных и удобных в работе, апробированных на практике, обучающих и развивающих компьютерных игр, программ и видеоматериалов, которые мы применяем на занятиях музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств. Многие из них мы используем параллельно на уроках сольфеджио, слушания музыки и музыкальной литературы, подчеркивая взаимосвязь предметов и расширяя сферу применения знаний учащихся.
1. Современным направлением музыкального развития детей стали интерактивные игры. С их помощью знания подаются в форме игры, весело, просто, легко воспринимаются и запоминаются. Компьютерная образовательная игра «Матроскин учит музыку», созданная на основе популярного мультфильма, поможет познакомиться с музыкальной грамотой и закрепить знания в игровой форме. С помощью этой игры можно изучать новый теоретический материал и провести тестирование в виде соревнования команд, позволяющее выявить уровень усвоения знаний в комфортной для ребенка обстановке. К сожалению, при всех ее положительных качествах (занимательность, яркость, русский язык) в программе допущены ошибки, поэтому необходимо присутствие педагога, который может скорректировать неточности и превратить их исправление в игру «Найди ошибки персонажей мультфильма».
Вот еще несколько замечательных пособий для развития и обучения детей, которые мы используем в работе: «Мурзилка. Затерянная мелодия», «Скоро в школу. Развиваем музыкальные способности», «Угадай мелодию», "Играем с музыкой П.И. Чайковского Щелкунчик", "Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта", «Алиса и Времена года», практический курс "Учимся понимать музыку" из серии "Школа развития личности" от компании "Кирилл и Мефодий" (мультимедиа-пособие включает в себя практические занятия, интерактивные тренажеры, медиаиллюстрации и тестовые задания).
2. Eclipse Crossword - программа для полуавтоматического составления кроссвордов и головоломок. Работать в программе могут как преподаватель, так и учащиеся: составить кроссворд к уроку для закрепления пройденных тем, терминов и понятий или подготовить вопросы к кроссворду по материалам учебника. Программу можно использовать для проверки знаний на всех предметах в форме соревнования групп, классов, отдельных учащихся, а впоследствии – для проведения олимпиад. Данный метод имеет ряд положительных моментов:
активизирует мышление учащихся, так как требует не только знания материала, но и умение грамотно формулировать и излагать свои мысли;
помогает заострить внимание на важных моментах текста, требуя более осмысленного изучения темы
позволяет проверить знания класса в игровой форме;
привлекает учащихся к сотворчеству, вырабатывает умение работать в команде для достижения поставленной цели.
3. Увлекательная, простая и удобная в применении компьютерная обучающая программа «Энциклопедия музыкальных инструментов» используется на уроках музыкальной литературы с разными возрастными группами и отделениями, включая эстрадное отделение школы. В программу включены аудио-лекции, «музыкальная шкатулка» с аудио примерами, демонстрирующими роль инструментов в оркестрах и особенности их звучания в различных стилях и составах. Она позволяет:
изучить историю возникновения, эволюцию инструментов;
изучить строение и тембровое звучание, приемы звукоизвлечения, диапазон;
познакомиться с различными видами оркестров;
проследить развитие симфонического оркестра в хронологической последовательности;
услышать звучание каждого инструмента в различных стилях, включая джаз, рок, блюз и др.;
развить тембровый слух.
ознакомиться с самыми редкими, оригинальными инструментами народов мира, выбирая по желанию учащихся на географической карте.
4. В компьютерной многофункциональной игре «Интервалы» яркая анимация сочетается с простотой использования, поэтому она особо любима детьми. Игра может использоваться как на уроке, так и в процессе домашней работы и рассчитана на разные уровни подготовленности детей: с первого по выпускной класс, так как имеет четыре уровня сложности:
на начальном этапе она позволяет увидеть нотную запись и услышать звучание интервала;
далее – определить ступеневую и тоновую величину интервала, применяя знаки альтерации;
и самый сложный этап – слуховой анализ на скорость, который совершенствует знания и умения учащихся в занимательной форме, а также дает возможность объективно оценить свои знания. В конце каждого уровня набранные баллы суммируются.
5. «EarMaster» – одна из лучших программ для развития музыкального слуха по предмету сольфеджио, в которую входят самые разнообразные виды упражнений - музыкальный, ритмический диктант, слуховой анализ интервалов, аккордов, гармонических цепочек, ладов народной музыки, т.д. Учащиеся может одновременно слышать элементы музыкальной ткани и видеть ее нотную запись, что дает в процессе обучения гармоничное сочетание визуального и слухового канала восприятия.
Степень сложности заданий можно регулировать самостоятельно, выбирать скорость проигрывания. Немаловажна возможность увидеть правильный вариант ответа и проверить себя. Для эстрадных отделений ДШИ предназначен специальный «джазовый репетитор», кроме того есть возможность создавать собственные упражнения и экспериментировать с особыми параметрами настройки. Эту программу можно использовать как элемент урока (тестирование, «соревнование» между учащимися) или помощь в домашней подготовке.
6. Компьютерные презентации с интерактивными тестами вносят разнообразие в урок и эффектно представляют учебный материал благодаря своим особенностям - тезисности, информативности, наглядности и увлекательности. Презентации, учитывая психологические особенности внимания школьников, требующих наглядных методов обучения (наблюдение, демонстрацию и иллюстрацию) позволяют:
за счет яркой, образной демонстрации предметно конкретизировать пространственные представления учащихся при изложении нового материала или повторении ранее изученного;
фрагментарным показом видеоматериалов концентрировать внимание школьника;
через эмоциональное воздействие пробудить интерес к изучаемому вопросу, развивать внимание, творческое воображение, наблюдательность, память и логическое мышление учащихся.
Презентации могут использоваться в качестве элемента урока, уже включающего в себя аудио и видеоматериалы, таблицы, схемы.
В работе над презентациями мы используем интернет-ресурсы, создаем презентации сами, предлагаем в качестве домашнего задания, как вид исследовательской деятельности учащихся, что необходимо для воспитания навыков самостоятельной работы с информацией и творческого подхода в оформлении и подаче материала.
7. «Музыкальная фантазия» представляет собой новую форму зрелища, синтетический вид искусства, который соединяет классическую музыку, изобразительное искусство, мультипликацию, кино и литературу на высокопрофессиональном уровне. Это труд знаменитой студии Диснея, выдающегося оркестра под управлением дирижера Леопольда Стоковского и популярных актеров Голливуда. В «Фантазии» представлена музыка разных композиторов, стилей и эпох, включая Бетховена, Гершвина, Стравинского, Дебюсси. При засилье низкокачественных и безвкусных передач в средствах массовой информации эта работа поражает нас яркостью, искренностью, доступностью языка, прививает высоконравственные идеалы, формирует эстетический вкус, расширяет кругозор учащихся и готовит их к восприятию сложных жанров оперы, балета и симфонии.
С удовольствием дети смотрят замечательный, утонченный фильм-концерт на музыку Антонио Вивальди "Времена года Антуана" французских режиссеров Филиппа и Гордона Безья в исполнении оркестра "Кончерто Итальяно", (дирижер - Ринальдо Алессандрини, в ролях - Пьер Ришар и Майлс Дилон) и фильм-фантазию с музыкой Камиля Сен-Санса "Карнавал животных" (в исполнении филармонического оркестра радио Франции под управлением дирижёра Мюнг-Вун Чунга).
«Музыкальные концерты» от компании HBO Classical Baby посредством прекрасной музыки и замечательной мультипликации знакомят детей младшего школьного возраста с основными видами искусства: классической и джазовой музыкой, танцем и изобразительным искусством в их непосредственной связи.
Видеотека школы достаточно широко представлена великолепными образцами советской мультипликации, созданными по мотивам классических музыкальных произведений и народных песен режиссерами Инессой Ковалевской и Иваном Ивановым - Вано:
- «Песни огненных лет» (песни времен гражданской войны);Русские напевы», «Кострома» (народные обрядовые песни), «Детский альбом», «Времена года» (П.И. Чайковский), «Камаринская» (М.И. Глинка), «Танцы кукол»(Д.Д. Шостакович), «Картинки с выставки» (М.П. Мусоргский), «Гномы и горный король» (Э. Григ) и др.
8. Силами преподавателей школы составлена видео и аудиотека, в которой собраны:
документальные исследовательские фильмы о жизни и творчестве композиторов;
экранизации лучших спектаклей опер и балетов ведущих театров мира;
видеозаписи концертов выдающихся оркестров, которые дают возможность услышать тембры инструментов, но и увидеть работу дирижера и виртуозную игру музыкантов. (Кроме того эти записи позволяют использовать в учебном процессе в качестве образца поведения на сцене и работы в ансамбле.)
видеозаписи репетиций и концертов с выступлениями учащихся позволяют не только проанализировать вместе с учащимися выступления и исправить недочеты, но и стимулировать концертную активность учащихся на примере выступлений конкурсных детей.
9. Учитывая интерес современных детей к компьютерным технологиям можно разнообразить урок музыкальными онлайн играми. Ознакомившись с обучающей игрой на занятии под руководством педагога, учащиеся смогут закрепить знания дома в увлекательной форме.
Игра — одно из самых эффективных средств повышения мотивации и эффективности обучения. Современное поколение тесно связано с новейшими интернет-технологиями и использование онлайн флэш-игр вызовет особый интерес и поможет с легкостью освоить и закрепить новый материал. Множество онлайн-игр можно найти на сайте «Детям о музыке»:
- «Нотный стан и ноты» - «Разноцветный ксилофон» - «Сочиняем музыку» - «Одинаковые звуки» - «Музыкальный тренажер» - «Нотный стан и клавиатура» - «Music Match» Основным минусом является англоязычность данных игр. Но они, несомненно, приносят большую пользу в развитии музыкальных способностей учащихся, повышении их интереса к музыкально-теоретическим предметам, способствуют лучшему усвоению учебного материала. Другие
онлайн игры: - «Радуга из нот» развивает музыкальный слух и память - «Проверка слуха» развивает координацию и чувство ритма.
- «Пианист» несмотря на свое название, эта игра прекрасно подходит для занятий на уроках сольфеджио и музыкальной грамоты, она очень хорошо развивает музыкальный слух, память, мышление и творческие способности учащихся разных возрастных групп.
Некоторые информационные технологии, программы трудно отнести к какому-либо одному предмету музыкально-теоретического цикла, т.к. они содержат в себе разнонаправленные разделы. К таким программам относится, например, «Музыкальный класс».
Программу «Музыкальный класс» целесообразно использовать как на предметах сольфеджио и музыкальной грамоты, так и на уроках слушания музыки и музыкальной литературы. В программе имеется раздел «Теория музыки», в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. Так же здесь подобраны и музыкальные игры, к примеру, «Крестики-нолики», «Музыкальные кубики». Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей длительности нот. Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. А гармонично дополняет этот раздел программы режим работы «Электронное пианино». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание очень эффективно, так как наряду с теорией осуществляется и практика: пользователи не только теоретически изучают музыкальные инструменты, но и виртуально играют на них.
Так же программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором». Эта функция делает возможным создание собственного произведения в выбранном пользователем стиле. В общем, данная программа заслуживает хороших отзывов и рекомендаций.
10. «Finale», «Music Time», «Sibelius» - одни из самых распространенных нотных редакторов, которые можно использовать для обучения учащихся компьютерному набору нот. Эти программы позволяют записывать музыку, используя стандартную музыкальную нотацию, однако в поздних версиях возможно и добавление аудиодорожки. Записанные нотные тексты в данных программах можно прослушивать (при этом используются midi- инструменты), сохранять в файлы формата и делать распечатки партитур. Они позволяют также экспортировать музыкальные данные в midi-формат, записывать музыку в аудиофайлы и сохранять нотные данные как изображение.
Band-in-a-Box - программа для создания элементарных компьютерных аранжировок, развития навыков гармонизации;
Программу Soundforge можно использовать для:
осуществления композиторских проектов учащихся и их записи;
развития композиторских навыков в работе над собственными проектами;
освоения методов современной аранжировки.
Таким образом мы видим, что роль информационных технологий в образовательном процессе значительна. В музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально - исполнительских навыков, способны поднять подготовку специалистов на более высокий уровень и являются большой помощью в развитии продуктивно - творческих способностей учащихся. Компьютер в школе позволяет ввести в изучение тем музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписей, но и дают доступ к большому объёму информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт применения информационных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в нашей школе подтверждает его эффективность и необходимость дальнейшего изучения возможностей данного направления. Использование информационных технологий способствуют решению многообразных учебных и воспитательных задач:
- активизирует познавательную деятельность учащихся;
- усиливает положительную мотивацию обучения;
- позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивая наглядность и привлечение большого количества дидактического материала;
- создает условия для дифференцированного обучения;
- расширяет возможности самостоятельной деятельности – самоконтроля, тренировки и самоподготовки;
- формирует навыки исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к большому объему информации;
- способствует созданию комфортного морально-психологического климата в классе.
Применение информационных технологий влияет на рост профессиональной компетентности учителя: помогает педагогу в систематизации личных методических разработок, делает процесс преподавания увлекательным, значительно облегчают обмен опытом и ознакомление с наработками преподавателей России и зарубежных стран.
В целом, использование компьютера и интернет-ресурсов способствует решению главной задачи образования - повышению эффективности и качества обучения. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах, уравновешивать и делать более гармоничным процесс самого детского возрастного развития и в результате этого укреплять человеческую индивидуальность ребенка.