СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный проект (для детей и родителей обучающихся) Предметный дизайн «Дизайнерские штучки»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дизайн – это разновидность художественно-проектной деятельности, сочетающей принципы удобства, экономичности и красоты. Создавая красивое изделие, необходимо помнить, что красота – это высшая форма целесообразности, а целесообразность – это гармония с окружающим миром.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект (для детей и родителей обучающихся) Предметный дизайн «Дизайнерские штучки»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба»

(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)








Инновационный проект

(для детей и родителей обучающихся)

Предметный дизайн

«Дизайнерские штучки»




Авторы: педагоги ДО:

Карасова Ф. М., руководитель

объединения «Изостудия»,

методическое сопровождение:

Сервуля Т.В., зав отделом ДПИ














Новый Уренгой

2018





Описание проблемы

Дизайн – это разновидность художественно-проектной деятельности, сочетающей принципы удобства, экономичности и красоты. Создавая красивое изделие, необходимо помнить, что красота – это высшая форма целесообразности, а целесообразность – это гармония с окружающим миром. Успех во многом зависит от того, как будет воспринята ваша работа, поэтому необходимо знать и учитывать особенности восприятия человека. Слово дизайн в русском языке появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка в переводе имеет множество значений. «Disegno» - это замысел план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция.

В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек занимающийся дизайном должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построений предметной среды. В 1959 году в качестве международного обозначения слова и смысла «Дизайн» был принят термин «industrial design» - «индустриальный дизайн». В русском языке слово «дизайн» считается синонимом выражения «художественное конструирование».

Современный дизайн сформировался в период, наступивший после Второй мировой войны. Причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Японии мы обязаны многим принципам, которые всегда являлись основой традиционного японского искусства, а теперь стали основополагающими во всем дизайнерском искусстве: композиция, асимметрия и целесообразность. Не мало важную роль сыграла японская эстетика и любовь к прекрасному.

Нужно отдать должное японским производителям, ведь их товары всегда отвечают двум главным требованиям: практичность и красота. В соответствии с произведениями японского дизайна, создание форм должно быть продуманным и завершенным.

Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна.

Существует:

  • Дизайн интерьера

  • Дизайн одежды

  • Дизайн книг

  • Ландшафтный дизайн

  • Предметный дизайн

  • Выставочный дизайн

  • Дизайн рекламы и многое другое.

Аксессуары к одежде и для декора интерьера, созданные своими руками, придадут помещению неповторимую индивидуальность. Можно заняться самым разным творчеством – возможно, вы уже что-то умеете делать своими руками или хотите освоить новые техники. Предметы интерьера в стиле hand made смотрятся ярко и актуально.

Сейчас мелкие детали ручной работы в моде для самых разных типов интерьеров. Своими руками можно создать следующие модные элементы декора в интерьере:

Различные текстильные элементы – подушки, шторы, одеяла и коврики. Все это можно сшить на швейной машинке или даже вручную. Особенно модной сейчас считается техника пэчворк – из лоскутков старой одежды вы сможете легко сшить интересный предмет интерьера. Вещи в технике пэчворк полюбились многим своей экономичностью, простотой исполнения и необычным внешним видом.

Много интересных деталей можно создать из полимерной глины. Это удобный в использовании материал, из которого можно легко вылепить любую вещь, обжечь в духовке при достаточно низкой температуре, и вы получите изделие, напоминающее пластик. Это могут быть как украшения для дома, так и аксессуары, и бижутерия.

Многие виды творчества не требуют особых навыков – нужна лишь усидчивость и аккуратность. Даже если вы никогда раньше не занимались рукоделием, при желании вы сможете создать массу интересных мелочей.

Проще всего не создавать новое изделие, а декорировать уже существующее. Так, из простых скучных вещей можно сделать оригинальные дизайнерские аксессуары. Можно оформить простые коробки для вещей в технике декупаж, можно раскрасить витражными красками простую стеклянную вазу, создать из бросового материала оригинальные броши и украшения, интересно декорировать подставку для цветов или украсить вышивкой обычные подушки.




Объектом исследования является внедрение метода проектов в обучение основам дизайна и оформления интерьера.

Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие внедрение метода проектов в обучение технологии выполнения различных видов дизайнерских работ с учетом использования как традиционных, так и современных технологий.

Гипотеза: использование проектной деятельности в овладение обучающимися необходимых теоретических знаний и практических навыков по предметному дизайну и оформлению интерьера будет способствовать умению вести деятельность по художественному оформлению окружающей среды.

Актуальность темы: в последнее время проблема художественно-эстетического образования как детей, так и взрослых является актуальной. Поэтому использование метода проектов в развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности является целесообразной. Программа обучения предметному дизайну и художественному оформлению интерьера полностью отвечает требованиям современного образования, составлена с учетом потребностей нынешнего времени. Она дает возможность обучающимся реализовать свои задатки в условиях восприятия дизайнерского искусства, традиций, и на основе выполнения творческих проектов как индивидуальных, так и коллективных. Происходит развитие обучающихся, получение ими необходимых знаний, создание условий для их самореализации и самоутверждению.

Цель проекта: раскрытие творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся, посредством выполнения творческих проектов, способствующих расширению представлений об искусстве дизайна и художественной обработке различных материалов.

Задачи проекта:

  • исследовать актуальность проблемы в рамках учреждения;

  • изучить теоретические основы проектной технологии;

  • создать условия для развития реализации творческой активности обучающихся;

  • ознакомить обучающихся с проектной деятельностью через разработку индивидуальных и коллективных проектов;

  • познакомить обучающихся с понятием предметный дизайн и его основными качествами;

  • способствовать расширению кругозора своих познаний о профессии дизайнера;

  • обеспечить возможность выполнения практических работ с целью профильного самоопределения.


Концепция проекта

Изменение социально-экономических условий в стране влечет за собой изменение социального заказа общества в системе образования. В качестве главного результата образования рассматривается не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Что же такое «компетентность»? Компетентность – это готовность и способность человека действовать в какой-либо области. Что  такое социализация? Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, который неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Проектный метод позволяет учащимся взаимодействовать с разными социальными группами и набирать опыт общения, конструктивного взаимодействия, учит находить неординарные, творческие способы решения поставленных задач, учесть личностные интересы в рамках общего дела, с применением принципиально новой оценки образовательных результатов. Работая над проектом, учащийся выбирает его тему и тем самым определяет направление своего личностного развития.

Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим учащимся, группой, самостоятельно или при участии педагога) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От учащегося требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания, учитывать интересы других членов группы, находить нужную информацию, вступать в компромиссы, распределять обязанности, проделывать конкретную работу. Таким образом, ребята приобретают информационные компетентности и компетентности решения проблем. Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Работа над проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повышает их социальный статус, открывает новые возможности.


Содержание проекта

Анализ педагогической литературы показывает, что метод проектов является оптимальным методом для развития социальной компетенции учащихся.

Показателями социальной компетентности могут быть:

  • сотрудничество, работа в команде,

  • коммуникативные навыки;

  • способность принимать собственные решения;

  • социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

  • наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;

  • развитие личностных качеств, саморегулирование.

В нашем учреждении ежегодно проводится конкурс детских творческих проектов среди образовательных учреждений города в разных возрастных категориях.

Данный проект предполагает оказание методической и практической помощи учащимся и родителям в подготовке и выполнении творческих проектов. Для этого помимо учебных занятий с обучающимися предполагается проведение мастер-классов по планированию, разработке и выполнению творческих проектов.

После проведения мастер-классов проводится анкетирование участников по степени удовлетворённости мероприятием, проводится анализ и оценка проведенного мероприятия. На основе полученных данных корректируется организация и проведение последующих мастер-классов.

При подготовке и проведении мастер-классов по методу проектов уделяется внимание индивидуализации учащихся по интересам.

Учащимся предоставляется возможность выбрать тему, материал и технику выполнения творческого проекта, соответствующее его интересам, возможностям, желаниям. Таким образом, ребёнок имеет возможность сам выстраивать свою индивидуальную траекторию по разработке и выполнению проекта.

Следует отметить, что не все обучающиеся сразу и легко включаются в работу  над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной обучающийся не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый обучающийся. Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению  и позволяющей обучающимся испытывать чувство успеха.

Условия образовательного процесса

Проект является бессрочным. Программа рассчитана на обучающихся с различным уровнем подготовки. Она позволяет обучающимся, ознакомиться с такой сферой профессиональной деятельности, как художественно-прикладное и дизайнерское творчество и определить свои возможности и успешность в этой области и направлен на освоение теоретических знаний и практических приемов. Предусматривает традиционные, комбинированные и интегрированные мастер-классы и занятия с обязательным выполнением практических работ.

Завершение курса определяется посредством выполнения и защиты творческого проекта, при этом обучающиеся не только создают изделие, но и готовят презентацию к нему.

В данной программе предложены четыре технологии, представляющие различные материалы и способы их обработки.

Структура программы представлена тремя разделами:

  • «Основы дизайна»

  • «Художественно-прикладные технологии»

  • «Дизайн-технологии»

Раздел 1. «Основы дизайна» знакомит обучающихся с ключевыми понятиями и видами дизайна; особенностями деятельности в этой области, а также необходимыми для этого качествами личности.

Раздел 2. «Художественно-прикладные технологии» предусматривает знакомство каждого обучающегося со всеми видами художественно-прикладных техник и технологий, но глубокое изучение работы с материалом не предполагается. Обучающиеся получают общее представление о прикладных возможностях различных технологий художественной обработки материалов и осваивают некоторые способы и приёмы работы с различными материалами. Данный раздел имеет модульную структуру и предоставляет обучающимся вариативность выбора.

Раздел 3. «Дизайн-технологии» включает в себя выполнение творческого проекта на основе ранее приобретенных знаний и умений в области дизайна и художественно-прикладных технологий.

Основные формы обучения:

  • при освоении художественно-прикладных технологий – групповые.

  • при дизайн-проектировании – индивидуальная и работа в малых группах (3-5 человек).

Основные методы обучения:

  • метод проблемного изложения;

  • метод проектов.

В процессе усвоения материала, обучающиеся приобретают знания:

  • о мире современных профессий в сфере эстетического обслуживания и дизайнерской деятельности;

  • о стилях в интерьере и роли декоративного оформления жилища;

  • о правилах создания творческих проектов

  • о правилах, приемах и средствах композиции;

  • о роли цвета в предметном дизайне;

  • о роли и свойствах различных материалов, используемых в предметном дизайне;

На основе усвоенных знаний формируются умения:

  • выполнять композиционное и декоративное решение дизайнерской вещи;

  • выбора цветовой гаммы.

  • владеть материалами и принадлежностями (инструментарием);

  • моделировать основные этапы художественно-производственного процесса в предметном дизайне;

  • применять правила композиций;

  • применять знания, умение, навыки на практике при создании творческих проектов.

Содержание программы изложено в соответствии с основными принципами обучения:

  • доступности;

  • последовательности;

  • научности;

  • наглядности.

  • системности.

Обучение возможно в группах смешанного состава при соответствующем отборе доступных художественно-прикладных технологий.

Формой отчетности, позволяющей оценить успешность усвоения материала курса, является защита дизайн-проекта.


Апробация

Данный проект осуществляется на базе учреждения в течение учебного года. После обработки диагностических данных, результаты оглашаются на индивидуальном собеседовании в конце учебного года. По данным полученных результатов выносится решение о продолжении реализации инновационного проекта в следующем учебном году или о его окончании.



Методическое обеспечение

Основное содержание деятельности проекта направлено на общее развитие обучающегося, что способствует его самоопределению, и самореализации.

Особое внимание уделяется следующим особенностям организации образовательного процесса:

- обучение на добровольных началах;

- комфортный, неформальный характер психологической атмосферы (раскрепощённый, доброжелательный характер общения позволяет обучающимся лучше раскрывать свои способности и особенности эстетического мировосприятия).

Содержание учебного материала помогает обеспечивать достижение целей и задач, сформулированных в программе проекта, именно поэтому:

-содержание программы включает научные основы по дизайну интерьера;

-особое значение уделяется вопросам практического применения теоретических знаний;

-материал, изложенный в программе, стимулирует творчество, развивает воображение, мышление, самостоятельность.

Условия реализации проекта.

Для успешной реализации материала проекта, необходима определённая материально-техническая база. Помещение для занятий должно отвечать всем требованиям безопасности труда, производственной санитарии, а инвентарь современным и эстетичным.

На занятиях используются наглядные пособия, журналы и книги по дизайну, презентации. Используется интернет ресурс.









Материально-техническое обеспечение инновационного проекта

«Дизайнерские штучки»


Учебно-методическое обеспечение:

Оборудование:

  • учебные столы;

  • доска;

  • мольберты;

  • ноутбук;

  • экран, проектор;

  • принтер + сканер + ксерокс;

  • магнитофон.



Материалы и инструменты:

  • бумага (формат А-4, А-3);

  • краски (гуашь, акварель, акрил, батик, тушь черная);

  • нож-резак, ножницы;

  • клей ПВА; клей пистолет, клей момент «Кристалл»

  • чертежные принадлежности;

  • цветная бумага, картон;

  • фоамиран;

  • фетр;

  • шерсть цветная;

  • иглы для валяния;

  • инструменты для фоамирана;

Методическое обеспечение:

  • таблицы, схемы;

  • эскизы;

  • образцы;

  • журналы;

  • педагогические работы;

  • презентации;

  • разработки по темам.


В объединении имеется:

  • электронный банк презентационного материала;

  • мини-библиотека наглядной информационной и справочной литературы;

  • периодические издания профильной области;

  • иллюстративный и наглядный материал;

  • видео-фототека.



Список литературы


  1. Барадулина В.А. Основы художественного ремесла. Художественная роспись тканей. Вышивка в 2 ч./Под ред. О.В. Танкус Ч.: М. 2009.

  2. Гальперина Г.А. Подушки, покрывала, гардины. Шторы. Красота и уют своими руками. Практическое руководство.:М., 2004.

  3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для вузов – М., «Владос». 2008.

  4. Жолобчук А.Я. Подарки из батика. – М., «АСТ» 2006.

  5. Капанина Н.А. Цвет в современном интерьере// Домашний очаг.-2006.-№7-с.50-56.

  6. Логачёва Т. Уют в вашем доме. Оформление мебели. Москва: ВНЕШСИГМА, 2000.

  7. Маккомбз Д. Шьем вместе.: Минск.2003.

  8. Максименко О. Уют в вашем доме. Портьеры и гардины. Москва: Астрель, 2004.

  9. Ненашева Л. Где мы отдыхаем//Крестьянка.- 2007.-№7- с.143-145.

  10. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна.: М., 2004.

  11. Николаенко Н.Н.. Икебана.: М., 2006.

  12. Новикова И.В., Л.В. Базулина. 100 поделок из природных материалов Л.,2000.

  13. Уваров С.Н., Кунина М.В. Основы творческо-конструкторской деятельности. – М.: «Академический проект», 2005

  14. Школьная проектная лаборатория. – Волгоград: «Учитель». 2008.

  15. Савельева О.П. Фитодизайн: в 2 ч.: Волгоград -2005.

  16. Селезнев И. Ф. Дизайн.: Минск, 2008.

  17. Титкова В. Уют в вашем доме. Шторы и ламбрекены. Москва: Астрель, 2004.


Видеоряд по темам.

Интернет ссылки

http://minobr.org/

http://ped-kopilka.ru/

http://www.odnoklassniki.ru/handmade

http://stranamasterov.ru/

http://vk.com/crazyideas

http://www.master-drug.ru/

http://vk.com/vk_hand_made

http://sdelay-sam.su/

http://www.mastercity.ru/

http://biserok.ru/http://minobr.org/

http://community.livejournal.com/voilok_ru/

http://www.wool-bulb.

Тематическое планирование на 2018-2019 учебный год

Тема мастер класса

Дата

Прогнозируемый результат


1

Панно в технике «Папертоль»

11.11.2018г


2

«Брошь из молнии и шерсти»

23.12.2018г


3

«Цветок из фоамирана»

13.01.2019


4

Картина в технике «Жидкий акрил»



5

Панно в технике «Холодный батик»

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!