СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный проект «Проблемы профильного обучение на старшей ступени обучения в школе»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного проекта является формирования представления учащихся о своей дальнейшей жизни и карьеры, ориентация учащихся на профильное образование с целью дальнейшего выбора профессии. Разработка курса посвященного профильной ориентации школьников. Разработка методического урока по предмету история «Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации».

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями и намерениями в отношении продолжения образования.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект «Проблемы профильного обучение на старшей ступени обучения в школе»»

Управление образованием мэрии г. Новосибирска

отдел образования Администрация Калининского района


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 158

630075 , г. Новосибирск ул. Народная 11

Тел. 276-35-15

E-mail: sch158 yandex. ru













«Проблемы профильного обучение на старшей ступени обучения в школе»







Выполнила: учитель истории и

Обществознания МБОУ СОШ №158

Лошак Наталья Витальевна

Контактный тел .8952-920-9559

[email protected]









Новосибирск 2012





Введение

  1. Изучение Зарубежной истории в рамках профильного курса истории.

1.1 Профильное обучение истории: цели, задачи, содержание.

1.2 Организация профильного обучения и ее особенности методик.

2. Цели и задачи изучения опыта модернизации других стран.

Заключение

Приложение

























Введение.

Целью данного проекта является формирования представления учащихся о своей дальнейшей жизни и карьеры, ориентация учащихся на профильное образование с целью дальнейшего выбора профессии. Разработка курса посвященного профильной ориентации школьников. Разработка методического урока по предмету история «Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации».

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями и намерениями в отношении продолжения образования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования". 1 Этим и обосновывается актуальность темы.

В связи с этим ставились следующие задачи:

1. Изучение Зарубежной истории в рамках профильного курса истории.

1.1 Получение навыков поисково-исследовательской работы

1.2 Организация профильного обучения и ее особенности методики.

2. Методический вариант урока Всеобщей истории для 11 класса на тему: «Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации».

2.1 Цели и задачи изучения опыта модернизации других стран.

2.2. Методический вариант урока.

Предметная область

Проект «Проблемы профильного обучение на старшей ступени обучения в школе» посвящен социализации школьников в обществе.

Целевые группы

Учащиеся школы (10-11 класс)

Родители учащихся

Преподаватели школы

Организации района и города

ВУЗы, среднеспециальные учебные заведения

Ресурсное обеспечение программы

Нормативные ресурсы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы.

2. Устав школы

3. Программа развития школы

Кадровые ресурсы:

Администрация, преподаватели, педагоги-организаторы, школьный психолог, библиотекарь, руководители методических объединений.

Методические ресурсы:

1. Библиотека школы

2. Районная библиотека им. Д.С. Лихачева

3. «Методическая копилка» классных руководителей, школьного психолога, педагогов-организаторов.

Проект будет реализовываться через:

  • Внеклассную деятельность: вовлечение учащихся в мероприятия различного уровня с участием всех субъектов образовательной деятельности;

  • Урочную деятельность

  • Социальное проектирование.

Длительность проекта 2 года.











Постановка проблемы

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".2

Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программой. Сама жизнь уже убедительно показала, что мало эффективно учить “всех всему”. Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учётом юношами и девушками своих интересов и дальнейших, послешкольных жизненных планов. Именно поэтому так остро встаёт сегодня вопрос о профильном обучении.

Вместе с тем, специальных разработок по изучению истории японской модернизации в школьных курсах истории в изученной нами литературе мы не встретили, что придает нашей работе практическую значимость.

Изучение истории японской модернизации предусмотрено школьными стандартами и программами. Обращение к опыту стран, успешно решающих задачи модернизации, особенно значимо на старшей ступени школы, поскольку это создает условия для понимания школьниками процессов, происходивших в мировой экономике, в развитии мирового сообщества в целом, в уяснении места и роли России в мире, и в конечном итоге, для выстраивания своей идентичности в историческом пространстве. А следовательно помогает учащимся лучше социализироваться в современном обществе.

Стратегия достижения поставленных целей

Основные этапы:

Подготовительный этап – сентябрь - декабрь 2013г.

Основной – январь – декабрь 2014 г.

Заключительный – январь – май 2015г.

Первый этап (подготовительный) сентябрь - декабрь 2013г

1. Информационно-аналитическая работа:

1.1.Сбор информации от детей и их родителей о планах на будущее.

1.2 Создание творческих групп

2. Создание ресурсного обеспечения:

  1. Кадрового;

  2. Методического;

  3. Материально-технического;

  4. Информационного;

  5. Финансового.

3. Организационная (содержательная) работа:

  • Анкетирование

  • Выступление перед учащимися, педагогами, родителями с презентацией проекта

  • Создание отдельных модулей для всех участников проекта;

  • Апробация программы;

  • Вовлечение учащихся школы в реализацию проекта;

  • Внедрение проекта;

  • Разработка тематических мероприятий;

  • Ведение на сайте школы страницы, отражающей ход реализации данного проекта;

  • Создание тематических стендов;

  • Введение в работу ШМО классных руководителей, отражающих ход реализации данного проекта.

Второй этап (основной) январь – декабрь 2014 г.

  1. Дебаты

  2. Беседы

  3. Устные и печатные журналы

  4. Викторины

  5. Интеллектуальные игры

  6. Экскурсии на предприятия района и г.Новосибирска

  7. Просмотр тематических фильмов с последующим обсуждением

  8. Участие в конкурсах, различных акциях, волонтерских социальных проектов

  9. Выпуск плакатов социального и профориентированного характера

  10. Посещение театров, музеев

  11. Классные часы по тематике социализации в обществе и профориентации

  12. Выставки

  13. Творческие конкурсы

  14. Стенды посвященные профориентации

  15. НПК школьников

  16. Рекламная деятельность, сайты

  17. Спортивные мероприятия

Третий этап (заключительный) январь – май 2015г.

Функционирование системы профильного обучения

Расширение количества модулей

Мероприятие «Ярмарка профессий»

Обощение опыта и публикации

Ожидаемые результаты

При реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

1. Все учащиеся будут вовлечены в систему профильного образования;

2. Предполагается формирование личности гражданина и его социализация;

3. Реализация проекта повысит уровень культуры учащихся, что отразится на отношении молодого поколения к жизни.

Оценка качества реализации проекта

Оценка качеств реализации проекта предполагает разработку критериев:

1. Возможность осуществления обратной связи, диагностики и коррекции обучения получаемых результатов на всех этапах реализации

2.Обучение истории предполагает постоянное осуществление диагностики на каждом этапе усвоения исторического материала, что, в свою очередь, предполагает выделение на каждом этапе ожидаемых результатов и показателей их достижения.

3. предполагается формирование личности гражданина с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, готовности к активному проявлению значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.

4. Сформированность высокого уровня самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, толерантности, способности к конкуренции на рынке труда.

Для сбора информации по оценке качества реализации проекта используется количественный и качественный подходы. Количественная оценка будет отражаться в статестических данных (каждые полгода). Качественный метод заключается в прямых контактах с людьми, включенными в проект (анкетирование, наблюдение, беседы, сравнения).

По окончанию проекта в процессе оценки результатов определим:

- Насколько достигнуты цели проекта;

- какие факторы способствовали успеху проекта, а какие мешали достяжению цели.

На заседаниях методических объединений и педагогических советах школы будут представлены отчеты о ходе реализации проекта с целью возможной корректировки.

































Глава 1. Изучение Зарубежной истории в рамках профильного курса истории.

    1. Профильное обучение истории: цели, задачи, содержание.

Исследователи сходятся во мнении, что профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. 3

Задачи профильного обучения:

  • Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.

  • Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.

  • Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.

  • Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

  • Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.

  • Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.4

Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения - универсальный профиль. Однако, все предлагаемые министерством учебные планы - примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный - литературы, русского, истории и иностранных языков.

Можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.

1) Модель внутришкольной профилизации

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.5


2) Модель сетевой организации

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.6

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

В концепции обоснована модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени, предусматривающая возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического или иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономических или иных возможных профилей).7

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский язык и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика и другие – в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.8

Элективные курсыобязательные для посещения по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента», и другие в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и другие в естественнонаучном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.9

Какие технологии и методики наиболее эффективны в условиях профильной школы?

Существенной особенностью технологии является нацеленность на гарантированное достижение поставленных целей. При обучении истории это может быть гарантированность овладения тем или иным уровнем знаний определенным процентом учащихся; гарантированное повышение уровня сформированности аналитической деятельности или отдельных ее элементов у определенного процента учащихся и т.д. Обязательным требованием любой технологии обучения является гарантированное достижение каждым учащимся требований, сформулированных в Стандартах для выпускников средних учебных заведений.

Еще одна важная особенность технологической разработки процессов обучения – поэтапная подача описания, с поэтапными характеристиками результатов образования. То есть в технологии предполагается поэтапное движение ученика к общей цели, поэтапность выражается в сформулированных подцелях, достижение которых постепенно приводит к желаемому результату. Обучая истории формирование почти каждого сложного умения целесообразно разбить на этапы. Например, для формирования умения анализа письменного документа можно выделить несколько умений.

Еще одной характерной особенностью технологического подхода к обучению является обязательность и выраженная возможность осуществления обратной связи, диагностики и коррекции обучения получаемых результатов на всех этапах реализации технологии. Обучение истории предполагает постоянное осуществление диагностики на каждом этапе усвоения исторического материала, что, в свою очередь, предполагает выделение на каждом этапе ожидаемых результатов и показателей их достижения.

Попытка создания любой технологии обучения связана с желанием улучшить качество обучения, то есть обеспечить достижение высокого уровня обучения любым учителем. Поэтому одна из особенностей любой разрабатываемых технологий обучения – это воспроизводимость, но обязательно при соблюдении заданных условий.

Для того чтобы сделать цели диагностируемыми, необходимо осуществить переход от цели обучения, выраженной в общих терминах, к той цели обучения, достижение которой можно проверить.



    1. Организация профильного обучения и ее особенности методик.

Один из вопросов, который обсуждается на страницах методических работ, связан с выбором технологий и методик обучения, адекватных задачам профильного обучения.

Охарактеризуем некоторые технологии, которые могут быть применены при организации изучения истории на старшей ступени школы.

Так модульное обучение представляет собой группу технологий программно-елевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации. Модульная технология предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.

Основой данной технологии является учебный модуль как форма комплексного предъявления задания учащемуся для самостоятельного освоения. Специалисты по дидактике определяют модуль как «функциональный целевой узел: учебное содержание и технология овладения им» (см. Шамова Т.И. Модульное обучение в школе: сущность, технология. М., 1994).

Таким образом, модуль включает в себя целевой план действий («функциональность»), банк информации («учебное содержание») и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей («технология»).

Обучение по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с заданной целью. Главная особенность модульной конструкции — наличие целевого плана действий. Постановка целей осуществляется как при формировании модуля учителем, так и при отработке модуля на уроке. Учитель строит модуль, определяя цели.

Количество учебных элементов в модуле зависит от характера материала и поставленных целей. Учебные элементы составляются и отбираются с учётом степени обучаемости учащихся, и, как правило, имеют несколько уровней сложности.

В технологической карте содержится также и технология освоения содержания. Учитель описывает методы учащегося: чтение конспектирование, анализ, сравнение, составление плана и таблицы. Это одно из достоинств данной технологии, она учит работать с информацией, преобразовывать её, причём выполнять всё это самостоятельно.

Обязательный элемент - это вопросы и задания для усвоения материала. Контроль в модуле может быть входным, поэлементным и обобщающим. В ходе контроля определяется уровень освоения отдельных учебных элементов и учебного модуля в целом. Таким образом, структура учебного модуля - это набор содержательных и технологических элементов, полностью обеспечивающих достижение поставленных целей и задач. Учебные модули, безусловно, несколько формализуют учебный процесс, в чём-то усложняют подготовку учителя к занятию. С другой стороны, урок с учебными модулями требует меньше сил на его проведение. В таком уроке учитель исполняет роль консультанта, стимулирует активность учащихся, координирует их деятельность.

Педагогическая технология дебаты. В современной методической литературе под технологией «Дебаты» подразумевается: «Соревнование между играющими, действия которых ограничены определёнными условиями (правилами) и направлены на достижение определённой цели (выигрыша, победы), т.е. Дебаты - это игра.10 Целенаправленный и упорядоченный (структурированный) обмен идеями, суждениями, мнениями, иными словами, дебаты - это форма дискуссии.11

Технология «Дебаты», как отмечалось в экспертной оценке Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования России, «представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества».12

Технология «Дебаты» базируется на основе следующих принципов: целостность, универсальность, вариативность, личностная ориентированность, самообразование и самообучение учащихся. В этой технологии учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель этого процесса. Технология «Дебаты» предполагает:

– активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

– организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;

– обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.

Целевые функции и возможности дебатов очень широки и позволяют решать многие задачи, в числе которых можно указать следующие. Социализирующие – приобщение учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, формирование умений вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде. Воспитательные – дебаты позволяют вырабатывать самостоятельные оценки, мировоззренческую позицию и поведенческие установки, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы. Развивающие – дебаты развивают логику, критическое мышление, умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы. Участие в дебатах помогают выработать стиль публичного выступления, развивают навыки устной речи.

Дебаты в учебном процессе выступают как форма целого урока и как элемент урока. Использование дебатов на различных этапах урока рекомендуется для реализации конкретных задач: актуализации знаний, организации самостоятельной работы учеников, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала.

Технология развития критического мышления стала известна в России с 1997 г. Она развивалась в рамках проекта Института «Открытое общество». Технология предлагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности. Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией. Что такое «критическое мышление?». Если суммировать все научные точки зрения по поводу этого определения, то можно получить следующее: «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт». 13Также мы можем сказать, что это конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.




















2. Методический вариант урока Всеобщей истории для 11 класса на тему: «Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации».

2.1 Цели и задачи изучения опыта модернизации других стран.


Предоставленный мной урок рассчитан на два смежных урока в продолжение главы «Тенденции мирового развития на рубеже XIX-XX веков» по учебнику Н.В. Загладина «Всемирная история: история России и мира в XX веке, для 11 класса»,Москва, издательство «Русское слово», 2006 год.

Класс: 11 профильный класс гуманитарной направленности.

Тема урока: Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Цели урока:

  1. Выявить особенности процесса модернизации в странах первого и второго эшелонов модернизации в конце XIX – начале XX вв.

  2. определить причины преобразований в странах первого и второго эшелонов модернизации.

  3. Раскрыть содержание «эпохи Мейдзи», выделить итоги и значение реформ.

  4. Установить особенности развития стран первого и второго эшелонов модернизации.

  5. Продолжить развитие и умения самостоятельно работать с документами, как источниками новых знаний, устанавливать причинно-следственные связи.

  6. Продолжить развитие картографических умений учащихся.



Задачи:

  • Образовательная: в течение урока у учащихся должно сложиться представление о модернизационных процессах в целом, об основных этапах модернизации, о роли государства в ходе модернизации, и т.д. Учащиеся должны понимать всю важность модернизационных процессов во всех сферах общественной и личной жизни.

  • Развивающая - Совершенствовать навыки конспектирования, умение аналитически мыслить и рассуждать при ответе на поставленные вопросы.

  • Воспитательная - нравственное воспитание молодого поколения через обучение исторических преобразований, то есть модернизацию. Так модернизация является не только изменение экономических и политических структур, но и социокультурных. Это преломление в сознании граждан каждой отдельной страны, перемена мышления и осмысления себя в контексте времени и мира. Осмысление каждым человеком в отдельности, что возможно именно от него зависят достижения его страны и мировой прогресс в целом. Не отделять себя от страны и ее достижений, а чувствовать себя причастным ко всем ее изменениям в ту или иную сторону, чувствовать ответственность за свои поступки, действия.

Основные понятия: модернизация; страны первого и второго эшелонов модернизации; эпоха Мэйдзи; сегунат.

Модернизация – макропроцесс перехода от традиционного общества к современному обществу. Сегодня понятие модернизации в таком социальном смысле рассматривается преимущественно в трех различных значениях:

  • Как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящиеся к европейскому новому времени;

  • Догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать;

  • Процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), т.е. модернизация как некий перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу.

Страны первого и второго эшелонов модернизации:

Первый эшелон модернизацииВеликобритания, США, Франция. Характеризуется: зрелостью товарно-денежных отношений, решающей ролью частного капитала, опережающим развитием.

Второй эшелон модернизации Германия, Италия, Австро-Венгрия, Россия, Япония. Характеризуется: сохранением феодальных пережитков, решающей ролью государства, догоняющим развитием.

Мейдзи (1867-1912 г.г.) – название исторического периода, во время которого Япония превратилась из феодальной страны, изолированной от мира, в современное государство. Этот период назван по имени, принятому императором Муцухито, который правил с 1867 по 1912 г.г., и начался с восстания нескольких кланов западной Японии против сегуната Токугава, правившего от имени императора через класс самураев, или воинов. Эра Мейдзи делится на два этапа. На первом, продолжавшемся до 1894, японские государственные институты, сформировавшиеся под влиянием Китая, были преобразованы на западный лад. 1871 год ознаменовался отменой феодальной системы. В 1889 году была провозглашена конституционная монархия, однако правительством в большей степени продолжали руководить лидеры кланов, а не политические партии. Армия и военно-морской флот были реорганизованы по западному образцу. Была ведена централизованная финансовая система, созданы новые промышленные предприятия, использующие западные технологии. На втором этапе эры Мейдзи, после 1894 года, Япония превратилась во влиятельную мировую державу и вступила в борьбу за стратегически важные позиции на Дальнем Востоке. Во время китайско-японской войны 1894 г. она захватила Формозу и Пескадорские острова, нанесла поражение России в 1905 году, а к концу эры Мейдзи японское влияние распространилось на Китай.

Сегунат – своеобразная форма правления феодальной аристократии в Японии XII-XIX в.в., при которой император был верховным лицом лишь номинально, а вся власть принадлежала и переходила по наследству главе крупного феодального клана.

Оборудование урока: аудио фрагмент: Песня американских рабочих, диаграмма «Национальный доход на душу населения в индустриально-развитых странах в начале XX века», карта «Мир накануне I Мировой войны», иллюстрированный ряд к теме.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Опрос учащихся

  3. Две модели индустриального развития

  4. Роль государства в модернизации России, Германии и Японии

  5. Причины реформ в Японии во второй половине XIX века

  6. Реформы «эпохи Мейдзи». Причины быстрой модернизации Японии.

  7. Особенности развития Японии в начале XX века

  8. Социальные итоги модернизации

  9. Закрепление материала, подведение итогов, домашнее задание.









Заключение.

При подготовке и проведении урока по всемирной истории учитель сталкивается с большим количеством трудностей: временные рамки урока, курса, оснащенность кабинета и т.д. Основная задача преподавателя всемирной истории – внести как можно больше «яркости» в процесс изучения мира посредством использования наглядности на уроке (карта, иллюстрации, видео и аудио фрагменты, посещение музеев, и т.д.). Также при изучение всемирной истории можно использовать письменные источники (архивные материалы, мемуары, записки, письма, приказы, доклады, и т.п.).

Изучение Всемирной истории других стран, помимо родной, необходимо молодому поколению, это позволит более лояльно относиться к другим народом, извлекать исторический опыт других стран для себя, поможет выработать активную жизненную и гражданскую позицию по тем или иным вопросом, не позволит учащимся в дальнейшем быть «пассивным звеном» своей страны.

Главной задачей современного образования, гарантирующая его высокое качество, может и непременно должно стать образование, основанное на саморазвитии и самореализации личности современного школьника, что обуславливает переход к новым критериям образования, основывающегося на признании самоценности и неисчерпаемости возможностей каждой личности, приоритете внутренней свободы, понимании природы творческого саморазвития как творческого самосозидания личности. Всё это мы можем видеть в профильном образовании. У учащегося появляется мощная мотивация для самообразования и обучения в целом, что позволит ему в дальнейшем построить свое профессиональное будущее, т. е. получить профессию о которой мечтает учащийся, а возможно и дело всей его жизни.

Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Содержание профильного обучения:

  1. базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.

  2. Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

  3. Элективные курсы — обязательные для посещения по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Основные цели профильного обучения:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Методический вариант урока Всеобщей истории для 11 класса на тему: «Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации».

Предоставленный мной урок рассчитан на два смежных урока в продолжение главы «Тенденции мирового развития на рубеже XIX-XX веков» по учебнику Н.В. Загладина «Всемирная история: история России и мира в XX веке, для 11 класса», Москва, издательство «Русское слово», 2006 год.

Класс: 11 профильный класс гуманитарной направленности.

Тема урока: Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Основной технологией при разработке методического варианта урока явилась Технология развития критического мышления стала известна в России с 1997 г. Она развивалась в рамках проекта Института «Открытое общество». Технология предлагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности. Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией. Что такое «критическое мышление?». Если суммировать все научные точки зрения по поводу этого определения, то можно получить следующее: «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт». Также мы можем сказать, что это конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.










Список используемой литературы.

    1. Баранов П.А. История в профильной школе. - СПб.: Просвещение, 2008. - 152 с.

2.Бенку И.В., Бокова Л.П., Вяземский Е.Е. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методических материалов. - М.: Русское слово, 2006. – 264 с.

3. Е.Е. Вяземский. Изучение истории на профильном уровне в современной школе.М.: Русское слово, 2006. – 211 с.

4. Гладкая И.В. и др. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2005. – 188 с

5.Даутова О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении. - СПб.: КАРО, 2006. – 352 с

6. Даутова О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. - СПб.: КАРО, 2006. – 352 с.

7. Загладин Н.В. История России и мира в XX веке. – М.: Русское слово, 2006 – 479с.

8. Кларин Н.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», - 1995. - 229с.

9. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроке истории. М.: Владос-пресс, 2001. – 167с

10. Муштавинская И.В. Пед. Технологии. - Калининград.: КАРО, 2002. – 260с.








Приложение

Методический вариант урока Всеобщей истории для 11 класса на тему: «Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Опрос учащихся.

А) Фронтальный опрос по знанию исторических терминов (коалиция, континентальная блокада протекционизм, промышленный переворот, капитализм, милитаризация, инвестиции).

Фронтальный опрос – требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. Активизирует работу всего класса.

Б) Индивидуальная работа с карточками.

Карточка №1.

  1. Причины ускорения научно-технического развития.

  2. Дайте определение терминам: революция в естествознании, Манхэттенский проект.

Карточка №2.

  1. Охарактеризуйте переход к индустриальному производству.

  2. Дайте определение терминам: «война моторов», ТЭЦ, ГЭС, милитаризация.

В) Устный опрос учащихся по усвоению § 2: «Технический прогресс и новый этап индустриального развития».

Примерные вопросы для опроса учащихся:

  • Развитие наземного и морского транспорта;

  • Авиация и ракетная техника;

  • Новые конструкционные материалы и энергетика.

  1. Две модели индустриального развития.

Учитель начинает объяснение нового материала с предложения ребятам прослушать аудио фрагмент: « Песня американских рабочих» и дальнейшего анализа, как исторического источника.

Учитель: «Ребята, подумайте и ответьте, какой эмоциональный настрой прослеживается у американских рабочих в этом аудио фрагменте?». Учащиеся размышляют над поставленным вопросом и дома самостоятельно письменно в тетрадях отвечают на поставленный вопрос учителем.

Далее идет непосредственное объяснение двух моделей индустриального развития. Учащиеся в этот момент конспектируют излагаемый материал учителем, делают опорный конспект.

Материалы к изложению учителя: «Среди стран, которые в XX веке стали центрами развития индустриального производства, выделились две основные группы. Их называют по-разному: первого и второго эшелонов модернизации или органичного и догоняющего развития.

Для первой группы стран, к которым относились Великобритания, Франция и США, было характерно постепенное развитие по пути модернизации. Первоначально промышленный переворот, затем овладение массовым, конвейерным индустриальным производством происходило поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок. Предпосылками промышленного переворота в Англии выступала, во-первых, зрелость капиталистических, товарно-денежных отношений, обуславливающая готовность внутреннего рынка к поглощению больших объемов продукции. Во-вторых, высокий уровень развития мануфактурного производства, которое в первую очередь и подвергалось модернизации. В-третьих, наличие, с одной стороны, многочисленного слоя неимущих людей, не имеющих иных источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы, с другой – слоя предпринимателей, владеющих капиталом и готовых вложить в производство.

При постепенной модернизации первые паровые машины, новые станки, приводившиеся ими в движение, производились в кустарных условиях, использовались для технического перевооружения легкой промышленности (этап, который в Англии начался еще в конце XVIII века). Затем, по мере роста спроса на станки, двигатели, получила развитие тяжелая индустрия, машиностроение (эта отрасль начала развиваться в Англии с 20-х гг. XIX века), возрастала потребность в чугуне и стали, что стимулировало горное дело, добычу железной руды, угля.

Вслед за Великобританией промышленный переворот начался в северных штатах США, не обремененных пережитками феодальных отношений. Благодаря постоянному притоку эмигрантов из Европы в этой стране росла численность квалифицированной, свободной рабочей силы. Однако в полной мере индустриализация развернулась в США после Гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом, покончившей с основанной на рабстве плантационной системой земледелия. Франция, где традиционно существовало развитое мануфактурное производство, обескровленная наполеоновскими войнами, пережившая реставрацию власти династии Бурбонов, вступила на путь промышленного развития после революции 1830 года.

Почти столетие потребовалось первым странам, где произошел промышленный переворот, чтобы освоить массовое, крупносерийное, конвейерное индустриальное производство. Условием его развития, в свою очередь, было расширение емкости рынков, в том числе зарубежных. Предпосылкой - концентрация и централизация капитала, происходившая в процессе разорения и слияния промышленных компаний. Большую роль играло создание различного типа акционерных обществ, что обеспечивало приток банковского капитала в промышленность.

Германия, Россия, Италия, Австро-Венгрия и Япония также обладали традициями развитого мануфактурного производства. Они задержались с приобщением к индустриальному обществу по разным причинам. Для Германии и Италии главной проблемой была раздробленность на мелкие королевства и княжества, затруднявшая формирование достаточно емкого внутреннего рынка. Лишь после объединения Италии (1861) и Германии под главенством Пруссии (1871) темпы их индустриализации ускорились. В России и Австро-Венгрии помехами индустриализации выступали сохранение натурального хозяйства в деревне, сочетавшегося с различными формами личной зависимости крестьянства от земледельцев, что определяло узость внутреннего рынка. Негативную роль играла ограниченность внутренних финансовых ресурсов, преобладание традиции вложения капитала в сферу торговли, а не в промышленность.

Главный импульс к модернизации, овладению индустриальным производством в странах догоняющего развития чаще всего исходил от правящих кругов, видящих в ней средство укрепления позиций государства на международной арене. Для Российской империи стимулом к концентрации усилий на задачах модернизации стало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг., показавшей ее военно-техническое отставание от Великобритании и Франции. Преобразования, начавшиеся с отмены крепостного права в 1861 году, реформы в системе административно-государственного управления, армии, продолженные в XX веке, обеспечили возникновение предпосылок перехода к индустриальному развитию. Для Австро-Венгрии таким стимулом ее поражение в войне с Пруссией (1866).

Первой из вступивших на путь модернизации стран Азии стала Япония. Она вплоть до середины XIX века оставалась феодальным государством и проводила политику самоизоляции. В 1854 году, столкнувшись с угрозой бомбардировки портов эскадрой американских кораблей адмирала Пери, под давлением Англии и России, ее правительство, возглавляемое сегуном (военачальником), приняло неравноправные условия отношений с иностранными державами. Превращение Японии в зависимую страну вызвало недовольство многих феодальных кланов, самураев (рыцарства), торгового капитала, ремесленников. В результате революции 1867-1868 гг. сёгун был отстранен от власти. Япония стала парламентской, централизованной монархией во главе с императором. Были проведены аграрная реформа и реформа системы управления. Хотя сословный строй сохранился, феодальная раздробленность и феодальные, внеэкономические формы эксплуатации крестьянства постепенно перестали существовать. Государственной религией вместо буддизма, ориентирующего на пассивное, покорное восприятие судьбы, был объявлен синтоизм, традиционно японский культ богини Солнца, восходящий к временам язычества. Синтоизм, обожествляющий императора, стал символом пробуждающегося национального самосознания».

На основе изложенного материала учитель вместе с учащимися для закрепления материала составляет схему:














ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ




Работа учащихся с картой на закрепление знаний : «Мир накануне I Мировой войны» (карта см. приложение).

Вопросы для работы с картой:

  1. Найдите на карте Курильские острова и вспомните когда Россия передала Японии часть Курильских островов?

  2. Найдите на карте и покажите страны Западной Европы:: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Австро-Венгрия.

  3. Найдите и покажите на карте США, Японию, Россию.

4. Роль государства в модернизации России и Японии.

Учитель продолжает объяснение темы, учащиеся в этот момент делаю опорный конспект: «При большой специфике развития стран второго эшелона модернизации их опыт выявил ряд общих, сходных черт, главной из которых была особая роль государства в экономике, обусловленная следующими причинами.

Во-первых, именно государство стало главным инструментом осуществления реформ, призванных создать предпосылки модернизации. Реформы должны были сократить сферу натурального и полунатурального хозяйства, содействовать развитию товарно-денежных отношений, обеспечить высвобождение свободных рабочих рук для использования их в растущей индустрии.

Во-вторых, в условиях, когда потребность в промышленных товарах на внутреннем рынке удовлетворенность за счет их импорта из более развитых стран, модернизирующиеся государства были вынуждены прибегать к протекционизму, активизации государственной таможенной политики для защиты лишь набирающих силу отечественных товаропроизводителей.

В-третьих, государство непосредственно финансировало и организовывало строительство железных дорог, создание фабрик и заводов. Это объяснялось, с одной стороны, стремление как можно скорее преодолеть отставание, с другой – часто проявлявшейся неготовностью торгово-ростовщического капитала освоить новую для себя сферу, промышленную. Выходом было создание смешенных компаний и банков с участием государственного, а иногда и иностранного капитала. Роль зарубежных источников финансирования модернизации была особенно велика в Австро-Венгрии, России, Японии, меньше в Германии и Италии. Зарубежный капитал привлекался в различных формах, таких, как прямые инвестиции, участие в смешанных компаниях, приобретение ценных государственных бумаг, предоставление займов.

Большинство стран, осуществлявших модернизацию в рамках модели догоняющего развития в конце XIX века – начале XX века, добились заметных успехов. Так, Германия стала одним из основных конкурентов Англии на мировых рынках. Япония в 1911 году избавилась от навязанных ей ранее неравноправных договоров. В то же время ускоренное развитие было источником обострения многих противоречий как на международной арене, так и внутри самих модернизирующихся государств.

Протекционистская политика, введение повышенных таможенных пошлин на импортные товары вели к обострению отношений с зарубежными торговыми партнерами, побуждали их отвечать такими же мерами, что порождало торговые войны. Чтобы возместить возрастающие расходы на поддержку отечественного производства, государство вынуждено было идти на непопулярные меры. Повышались налоги, изыскивались иные меры пополнения казны за счет населения».

На основе изложенного материала учащиеся вместе с учителем для закрепления материала составляют схему кластер:

5. Причины реформ Японии во второй половине XIX века.

Далее лекционная часть урока: « Япония вступила в XIX век будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран. Заканчивается для нее XIX век стремительным выходом в число великих держав.

Как вы видите на карте «Мир на кануне Первой мировой войны» Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на 4-х островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.

Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие. За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голландцев, которые могли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт-Нагасаки.»

Познавательные задания:

Как вы думаете, к каким последствиям привела искусственная изоляция Япония?

Примерный ответ учащихся:

  • Низкие темпы экономического развития

  • Международное положение страны было нестабильным

  • Военно-техническая отсталость страны

Объяснение учителя: «Японией как базой для развертывания агрессии в тихоокеанском регионе интересовались США. В 1853 году в залив Эдо на острове Хонсю прибыла американская военная Эскадра во главе с командиром Мэтью К. Пери. Пери передал японцам письмо от президента США Филмора, в котором выражалось желание установить с Японией дипломатические отношения, японцы попросили время на размышления. Пери заявил, что явится на следующий год. 31 марта 1854 года был подписан японо-американский договор, произошло насильственное открытие Японии для стран Запада. Торговые соглашения были неравноправны. Фактически Япония в конце XIX века превратились в полуколонию.

«Открытие» Японии имело важные последствия. Во-первых сегун показал свою слабость, он уступил «варварам»(так японцы называли европейцев). Во-вторых, торговля с западными странами расстроила японскую экономику. В страну хлынули дешевые европейские товары. Японцы винили в нахлынувших бедах сегуна, допустившего в страну иностранцев.

Всё чаще и чаще в Японии можно было услышать следующие речи: «Эти варвары привозят нам ненужные предметы роскоши, лишают нас предметов первой необходимости, разоряют народ и стремятся в ближайшем будущем захватить Японию. Это наш сегун посеял семена всех бедствий». Массовое недовольство проникновением европейцев в Японию породило движение против сегуна и иностранцев, его участники выступали за восстановление реальной власти императора.»

6. Реформы «эпохи Мейдзи».

В 1868 году в Японии произошел военный переворот в ходе которого императорская власть была восстановлена. Период правления императора Муцухито получил название «эпоха Мейдзи» («просвещенное правление»). За этот период Япония, ставшая к середине XIX века фактически полуколонией западных стран, единственная из стран Востока превратилась в передовую державу, которая сама приступила к колониальным захватам.

6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:

  1. «Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением .

  2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.

  3. Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.

  4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены.

  5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены».

Учащиеся читают текст программы и выделяют ключевые фразы, приходят к выводу: перед нами программа императора о внедрения в Японии достижений европейской цивилизации.

Объяснение учителя. Новое правительство проводит ряд реформ.

Реформы императора Муцухито.

  1. Аграрная реформа.

  2. Административная реформа.

  3. Военная реформа.

  4. Судебная реформа.

  5. Реформа образования.

Учащиеся записывают реформы в тетрадь и дома самостоятельно охарактеризуют их значение, используя дополнительный справочный материал.

Познавательное задание.

Каковы последствия этих реформ?

Примерный ответ учащихся: развитие буржуазных отношений, начало индустриализации и демократизации страны и общества, усиление обороноспособности страны.

7. Особенности развития Японии в начале XX века.

Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы», которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси». Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи». В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.

8. Социальные итоги модернизации.

Наиболее сложные проблемы создавали социальные последствия модернизации. По сути своей они были одинаковы во всех странах, вступивших в индустриальную фазу развития и сталкивавшихся с социальным расслоением общества. С развитие промышленности мелкотоварное, полунатуральное и натуральное производство города и деревни, которое было основой существования большой массы мелких собственников, приходило в упадок. Собственность, капитал, земельные угодья концентрировались в руках крупной и средней буржуазии, составлявшей в начале XX века в индустриальных странах Европы 4-5% населения. До половины экономически активного, то есть работающего, населения составлял рабочий класс – наемные работники, занятые в промышленности, строительстве, транспорте, сфере услуг, сельском хозяйстве, не имеющие других средств к существованию, кроме продажи своей рабочей силы. Они оказывались в бедственном положении при кризисах перепроизводства, сопровождавшихся ростом числа обездоленных.

Центрами проявления наибольшей остроты социальных противоречий были города, которые росли с развитием промышленного производства. Источником пополнения рядов городского промышленного рабочего класса были ремесленники, работники кустарных производств, не выдержавших конкуренции с индустрией. В города в поисках заработка стекались малоземельные и разорявшиеся, лишившиеся земли крестьяне. Концентрация крупных масс неимущих, безработных, число которых возрастало в периоды экономических кризисов, была, как показал еще в XIX веке опыт революционных выступлений в Париже в 1830, 1848, 1871 гг., постоянным источником угрозы социальной и политической стабильности государства. Между тем тенденция роста городов быстро набирала силу. В 1800 году в мире не было ни одного города с населением свыше 1 млн человек, в 1850 г. их стало два (Лондон и Париж), в 1900 г. уже 13, к 1940 г – около 40. в старейшей индустриальной стране мира Великобритании, к началу XX века в городах жило около 80% населения. В развивавшейся по индустриальному пути России - 15%, при этом население двух крупнейших городов, Москвы и Петербурга, превысило 1 млн человек.

В странах первого эшелона модернизации социальные проблемы накапливались постепенно, что создавало возможность их поэтапного решения. В этих странах аграрный вопрос, проблема перехода земли в руки фермеров или помещиков, использующих высокопроизводительные, капиталистические методы хозяйствования, как правило, решались на раннем этапе индустриализации. Так, в США, которые не знали помещичьего землевладения, общее число фермерских хозяйств (5,8 млн) с 1900 по 1945 г. почти не изменилось, абсолютное число занятых в сельском хозяйстве сократилось незначительно, с 12,2 до 9,8 млн человек. В среднем ежегодно из-за банкротств, неуплаты налогов меняли владельца лишь около 2% ферм (эта цифра возрастала в годы особо острых кризисов). При таких показателях аграрные отношения не вызывали катастрофической социальной напряженности. Рост городского населения, числа наемных работников шел в основном за счет иммиграции, естественного прироста собственно горожан. В Англии уже в XIX веке возможности роста численности промышленных рабочих за счет крестьянства были практически исчерпаны. Сельское население придерживалось в основном консервативных взглядов, находилось под влиянием церкви и крупных землевладельцев.

Иное положение сложилось в странах второй волны модернизации, особенно в России, где социальные проблемы, присущие индустриальному обществу, усугублялись нерешенностью аграрного вопроса. После отмены крепостного права в 1861 году темпы роста численности наемных работников в России не уступали американским. За четыре десятилетия, к началу XX века, их число возросло с 3,9 млн до 14 млн, то есть в 3,5 раза. Но при этом в деревнях оставалась огромная масса беднейших, малоземельных крестьян. При крайне низкой производительности труда они фактически составляли избыточное сельское население которое не могло найти себе работы в городах. Они представляли собой не менее взрывоопасную социальную массу, чем городская беднота.

Сохранение стабильности в обществе при ускоренной модернизации во многом зависело от ресурсов, которые могли быть выделены на решение социальных проблем, снижение их остроты. В Германии в 1880-е гг. были приняты законы о страховании рабочих от несчастных случаев на производстве, на случай болезни, пенсионном обеспечении (с 70 лет). Была законодательно ограничена продолжительность рабочего дня 11 часами, запрещен детский труд в возрасте до 13 лет. Япония также избежала крупных социальных конфликтов, несмотря на низкую оплату труда и большую продолжительность рабочего дня. Здесь сложился патерналистский тип трудовых отношений, при котором работодатели и наемные работники рассматривали себя в качестве членов одного коллектива. Показательно, что первые профсоюзы создавались по инициативе предпринимателей добровольно сократили продолжительность рабочего дня, создавали фонды социального страхования.

Наибольшую остроту приобрели проблемы модернизации в России, пережившей революцию 1905-1907 гг. необходимо, однако, учитывать, что Россия располагала меньшими ресурсами для социального маневра, чем другие индустриальные страны. Национальный доход на душу населения в 1913 г. в России (в сопоставимых ценах 1980 г.) составлял лишь 350 долл., в то время как в Японии – 700 долл., в Германии, Франции и Великобритании – 1700 долл., в США – 2325 долл.

9. Закрепление материала, подведение итогов, домашнее задание.

Тест.

  1. Что не относится к характеристике роли государства в модернизации России, Германии, Японии?

    • Рыночные реформы

    • Протекционизм

    • Поощрение малого предпринимательства

    • Инвестиции

  2. В какой из индустриально развитых стран был самый высокий уровень национального дохода на душу населения?

  • В Великобритании

  • В США

  • В России

  • Во Франции

  1. К социальным последствиям индустриализации относится:

  • Урбанизация

  • Модернизация

  • Демократизация

  • Люмпенизация

Обсуждение с детьми иллюстративного ряда (см. приложение 2) предложенного учителем и его анализ.

Домашнее задание:

  1. Проанализировать документы и материалы, предложенные в учебнике после § 3.

  2. Выписать в тетрадь реформы императора Муцухито и самостоятельно охарактеризовать их значение, используя дополнительный справочный материал.

Иллюстративный материал

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d62fcba6-45ea-40e1-8314-a2aebcb693ad/%5BIS11VI_2-03%5D_%5BCX_05%5D.swf – ссылка на диаграмму.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10dd6034-df3d-420b-8d1a-49804b96257d/%5BIS11VI_2-03%5D_%5BKR_01%5D.swf - карта мир накануне первой мировой войны.

Иллюстративный ряд для обсуждения с детьми

Рисунок 1Германия 1907 год

Рисунок 2 начало XXвека

Рисунок 3США 1913 год

Рисунок 4 гравюра




Содержание и правила педагогической технологии «дебаты».

Дебаты - это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте. Основное назначение дебатов - обучение приёмам дискуссии, развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, поиск истины и достижение консенсуса.

В дебатах участвуют две команды из трёх человек - спикеров. Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая) - его опровергает. Первый спикер утверждающей команды представляет тезис, приводит аргументы, второй усиливает утверждающую линию в споре, развивает доказательства, третий формулирует финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей стороны. Три спикера отрицающей команды выдвигают все возможные обоснованные аргументы, доказывая, что позиция оппонентов неверна.

В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им даётся возможность участвовать в перекрёстных вопросах. Победа всецело зависит от мастерства команды: индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры приводит к успеху.

Подготовка и проведение дебатов предполагает организацию работы в группах. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств, таких, как взаимопомощь, умение вырабатывать совместное решение, поиск компромиссов, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, толерантность к другим мнениям и позициям. Вместе с тем эффективность работы в группе, а также успех проведения дебатов во многом зависят от умения учителя организовывать групповую работу, грамотно формировать группы с учётом поставленных целей и задач.

Таймкипер - это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры. Судьи оценивают каждый раунд, по ходу игры заполняют судейский протокол, в котором отмечают сильные и слабые стороны выступлений спикеров, фиксируют все аргументы и контраргументы команд. По окончании дебатов судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. При этом они могут комментировать своё решение, обосновывая его. Команда, набравшая наибольшее количество голосов, побеждает. Судья имеет огромное воздействие на проведение дебатов, т.к. от его компетентности и непредвзятости зависит успешность проведения игры. Судья должен относиться к выступлениям спикеров критично, помогая участникам дебатов увидеть сильные и слабые стороны своей аргументации. Желательно, чтобы в роли судей побывало как можно больше учащихся. Именно в этом качестве они учатся слушать и слышать друг друга, анализировать один и тот же материал с разных сторон.

Выделяют несколько вариантов дебатов на уроках истории:

а) Проблемные дебаты - это дебаты, предусматривающие знакомство участников с историографическими концепциями. Они, как правило, затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы (например, роль варягов в образовании Древнерусского государства, влияние монголо-татарского ига на историческое развитие Руси).

б) Экспресс-дебаты по мини-проблемам - это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалам учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может быть успешно использован либо как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.

Пример экспресс-дебатов при изучении темы «Заинтересованность России в привлечении иностранного капитала».

в) Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, т.е. являться презентацией и осмыслением работы учащихся с учебной и научной литературой. Например, «Опричнина породила Смутное время», «России был необходим Брестский мир» и др.

г) В форме дебатов могут проводиться повторительно-обобщающие уроки. В качестве примера таких уроков-дебатов можно привести следующие темы: «Петровские реформы - прогрессивное явление в истории России», «Октябрьская революция не была неизбежной». Важным и необходимым шагом в деле применения дебатов на уроках истории является использование в процессе преподавания таких элементов дебатов, как конструирование системы аргументов и контраргументов. Необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса.

Технология развития критического мышления

Выделяются три основных стадии:

1. ВЫЗОВ. Нужно заинтересовать учащегося, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать его.

2. ОСМЫСЛЕНИЕ. Ученик должен воспринять информацию, усвоить её. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранять активность ученика, делают чтение текстов осмысленным.

3.РЕФЛЕКСИЯ. Информация анализируется, творчески перерабатывается. На каждой стадии выделяются свои приёмы и методы. Например, игра в ассоциации: «Какие ассоциации связаны с...», «Что вы знаете о...» и т.д. На стадии осмысления происходит активное чтение материала учебника, маркировка текста разными значками, составляются таблицы.

Ещё один интересный приём, который используется в этой технологии, - кластеры. Кластеры (гроздья) - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке в виде грозди. Кластеры - это графический приём систематизации материала.

На стадии рефлексии происходит возврат к заданиям на стадии вызова. Здесь важно установление причинно-следственных связей, написание эссе или письменного ответа. Возможна также организация дискуссий, круглых столов. На этой стадии желательно составить таблицу «тонких и толстых вопросов». Толстые вопросы требуют простого, односложного ответа. Тонкие - подробного, развёрнутого.

Толстые вопросы: Где...? Когда...? Кто...? Что ...? и т.д. Тонкие вопросы: Как вы думаете, почему... ? Каковы последствия... ? В чём состоят различия... ? Предположите, что будет, если… ?

На этой стадии возможно составление синквейна. Это понятие происходит от французского слова «пять». Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк и представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятий или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Алгоритм составления синквейна:

1. Первая строка состоит из одного слова, центрального понятия темы.

2. Вторая строка - из трёх слов. Это прилагательные или существительные, характеризующие главное понятие.

3. Третья строка - два слова: глаголы, объясняющие суть происходящих событий.

4. Четвёртая строка - фраза или предложение, выражающее отношение автора к теме.

5. Пятая строка - слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы. Нам кажется, что это может быть фраза, подводящая итог темы.

Подобную технологию можно применять на разных уроках, по разным темам. Особенно полезно применять данную технологию в старших классах профильной школы, т.к. там учитель имеет дело с содержательным обобщением материала.







1 Министерство образования Российской Федерации Российская академия образования. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. [Электронный ресурс], URL.: http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/seminar4/profil.htm



2 Министерство образования Российской Федерации Российская академия образования. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. [Электронный ресурс], URL.: http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/seminar4/profil.htm

3 Министерство образования Российской Федерации Российская академия образования. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. [Электронный ресурс], URL.: http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/seminar4/profil.htm

4 Юлия Юткина. Профильное обучение в школе. Это что такое? [Электронный ресурс]. URL.: http://training.bl.by/articles/120439.php

5 Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. – СПб.: КАРО, 2006. – С.54

6 Там же. – С.55

7 Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. – СПб.: КАРО, 2006. – С. 49

8 Там же. – С. 50

9 Там же.

10 Кларин Н.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», - 1995. - С. 92, 126

11 Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроке истории. М.: Владос-пресс, 2001. - С. 16

12 Научный отчёт по теме «Анализ и оценка программы «Дебаты» и проектной деятельности участников программы экспертов проекта, членов Федерального экспертного совета Министерства образования России 1999 г.»

13 Муштавинская И.В. Пед. Технологии. - Калининград.: КАРО, 2002. - С. 48.


Скачать

© 2019 1139 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!