ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ УЧИТЕЛЯ В СЕЛЬСКОЙ АГРОПРОФИЛИРОВАННОЙ ШКОЛЕ
Иванова А. А.
МБОУ «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа»
Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия)
Школа – коллектив профессионалов, имеющих педагогические навыки обучающей, просветительской, воспитательной и организационной деятельности, как в детской, так и во взрослой аудитории. Педагогический коллектив работает не только с учащимися, но и с родителями, вовлекая их в социальное партнерство, преобразуя социальные группы родителей в активное местное родительское объединение. Каждый учитель курирует проект по социализации обучающихся в зависимости от своих интересов и увлечений.
Проект «Инновационный проект учителя»
Его предназначение – вовлечение детей в систему современных экономических, производственных, финансовых отношений, способствующих воспитанию образованного и предприимчивого хозяина.
Цель: создание условий для получения сельскими школьниками умений и навыков, соответствующих потребностям самих учащихся, социума (сельского социума) и рынка труда, позволяющего быть грамотными хозяевами села.
Основные направления деятельности школы по внедрению проекта:
Организация проектов дополнительного образования агротехнологического направления;
Проведение исследовательской и опытно-экспериментальной работы среди школьников по темам проектов;
Формирование у обучающихся жизненно необходимых трудовых и бытовых навыков;
Организация летнего оздоровительно-трудового лагеря «Ромашка».
Учителя курируют социально-ориентированный проект в зависимости от своих увлечений и умений, опираясь на свой личный опыт жизни в сельской местности. Например, учитель, который разводит лошадей, руководит проектом «Коневодство», а учитель, интересующийся народной медициной, осуществляет проект «Оздоровление организма лекарственными растениями». Каждый проект и каждая программа нацелены в результате на привлечение молодежи в село, на профориентационную пропаганду сельской жизни.
Учителя создают программы элективных курсов, планируют занятия дополнительного образования и практической деятельности, создают условия для социального партнерства с родителями, с социумом, с учреждениями села и с общественными организациями. В качестве наставников-консультантов они привлекают опытных жителей села, которые становятся социальными партнерами. Каждый учитель агрошколы заинтересован в том, чтобы выпускники школы не уезжали из села навсегда, поэтому стремятся мотивировать обучающихся на социальное самоопределение в сельской местности. Таким образом, личностные качества и жизненный опыт учителя агрошколы становятся образовательным ресурсом для создания широкого поля дополнительного образования агротехнологического направления. Все проекты и программы, курируемые учителями взаимосвязаны, коллектив сообща решает проблемы социализации обучающихся. В организации работ по программам и проектам учителя действуют в сотрудничестве друг с другом, сообща проводят мероприятия, интегрированные занятия. Создана сетка интегрированных занятий.
В школе учителя организуют работу по таким проектам: «Растениеводство», «Животноводство», «Овощеводство», «Традиционное якутское рыболовство», «Основы якутского коневодства», «Школа шитья”, «Кухня сельской усадьбы», «Оздоровление организма лекарственными растениями», «Родной край». «Этнокультурное возрождение».
Этот проект даст возможность ознакомить учащихся с различными сельскохозяйственными профессиями, содержанием и условиями труда, путями приобретения и повышения квалификации, местными потребностями в кадрах, путями получения профессии в дальнейшем.
Проводится опытно-экспериментальная работа, которая имеет и огромное воспитательное значение. В процессе проведения опытной работы у школьников воспитывается творческие отношение к труду, вырабатывается наблюдательность, дисциплинированность, данная работа способствует физическому, умственному и нравственному развитию.
Результаты опытно-экспериментальной работы формируются в научно-исследовательскую деятельность школьников. Проводится системная научно-исследовательская работа с участием учащихся в различных агрочтениях и научно-практических конференциях.
Article title: Innovative project of an agro-specialized school teacher’s.
Key words: additional educational events; projects; teacher hobbies; labor skills.
Список источников:
Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. – В журнале: Завуч. Управление современной школой, 2007, №1.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
М.А.Ступницкая. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2012.
Фомина Е. Общественно - ориентированное образование и общественно - активные школы в России. Журнал «Народное образование» № 8 2005 г. ст. 32-36.
Филиппова Е.Ф. Социальное партнерство - условие развития школы. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения». № 6 2004 г. стр. 38-41.
2