СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Инновационные методы преподавания информатки"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать.

Просмотр содержимого документа
«"Инновационные методы преподавания информатки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 города Тимашевска

Муниципального образования Тимашевский район












Материал педагогического опыта

Тема:

«Инновационные методы преподавания информатики»








Автор: Хижняк Оксана Александровна

Учитель МБОУ СОШ № 4

города Тимашевска

Краснодарского края

E-mail: [email protected]







2013 год



СОДЕРЖАНИЕ


Содержание:


1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

и данном образовательном учреждении.

1.2. История изучения темы педагогического опыта

в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического

опыта.

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы)

обучающихся (воспитанников), являющихся базой для

формирования представляемого педагогического опыта.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых

в представляемом педагогическом опыте.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

3.4. Результативность педагогического опыта.

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

3.7. Описание основных элементов представляемого

педагогического опыта.

4. Вывод.

5. Библиографический список.

6. Приложения.


















Информационная карта передового педагогического опыта


Хижняк Оксана Александровна

учитель информатики МБОУ СОШ № 4 муниципального образования Тимашевский район

Дата рождения автора ППО: 7 марта 1980г.

Базовое образование автора ППО: высшее, Армавирский государственный педагогический институт, 2002 г. Факультет математики и информатики.

Тема педагогического опыта: «Инновационные методы преподавания информатики»

Педагогический стаж и квалификационная категория: 11 лет; первая квалификационная категория

Звания, награды, премии, учёная степень автора ППО: не имею.

Участие автора в научных педагогических конференциях, профессиональных

конкурсах:

- 3 место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель Сочи 2012 года» в 2012 ;

- участник Краевого фестиваля педагогических идей «Кубань интерактивная - 2012»

- участник Всероссийской видеоконференции по теме «Логико – информационный подход как методологическая основа процесса обучения», 2012 год;

- 3 место в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок» г. Москва 2013 год;

Обобщался ли ранее иной педагогический опыт автора (проблема, тема): обобщался опыт работы на районном методическом объединении учителей информатики по темам: «» в марте 2011 г.; «Инновационные методы преподавания информатики», в октябре 2012 года; «Требования к современному уроку» в марте 2013 г.

Публикации автора по теме обобщаемого педагогического опыта: нет

Опыт работы размещен на сайте proshkolu.ru : статья «Инновационные методы преподавания информатики»


Рабочий адрес, телефон автора:352701, Краснодарский край, г. Тимашевск, мкр. Сахарный завод, МБОУ СОШ № 4

Домашний адрес: 352701, Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Дружбы д. 220 кв. 10;

телефон автора: 8(86130)44439.

Мобильный телефон автора: 8(918)6277429

Адрес электронной почты: [email protected]









«Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения»

(А. Адамский)


  1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА


В настоящее время Россия начала вхождение в мировое образовательное пространство, это требует модернизации образовательной системы: акцентируется иное ее содержание, введение в образовательную среду инновационных технологий, в основу которых положены целостные модели учебно – воспитательного процесса, основанные на диалектическом единстве методологии и средств их осуществления, а жизнь определяет другие подходы к процессу обучения, поведения и педагогический менталитет учителя. Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Фронтальная система обучения (один учитель против целого класса) имеет жесткие ограничения – педагог не может уделить достаточно внимания каждому ребенку, учесть его индивидуальные особенности, направленность. Кроме того при такой системе даже самый успешный ученик не сможет развить очень важные в современном обществе навыки:

  • Умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;

  • Умение находить нужные ему ресурсы;

  • Умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда;

  • Умение ориентироваться в незнакомой профессиональной деятельности.



Новые методы которые используются при преподавании информатики ориентированы на то, чтобы каждый ребенок, окончив школу, смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М.М. Поташника, А.В Хуторского, Н.Б Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.

Цель работы: раскрыть понятие инновационных методов преподавания, раскрыть основные требования к инновационным методам.

Исторически сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся, инновационных учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. Именно по этой причине родители часто отдают детей в инновационные школы, не учитывая индивидуальных способностей детей. Слабые дети не всегда осиливают программу развивающейся школы, они обычно отстают от сверстников. Поэтому в наше время проблема выбора школы, различия между разными типами и видами школ являются особенно актуальными.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.




1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта


Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.

Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам.

Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (Монахов В.М.)

Понятие «Тренинг»- это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающегося опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности.

Пахальян В.Э. показывает, что тренинг – это совокупность различных приемов и способов. Направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений.

Согласно В.А. Саруханову, тренинг – деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекции и формирования способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Формально тренинг – это групповое занятие под руководством ведущего, направленное на развитие личностных качеств индивида, лучшее понимание себя и других; один из специфических способов получения личностного опыта, где основу любого тренинга составляет групповая работа.



  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Основным объектом моей работы являются учащиеся 5-11 классов.

Использовать инновационные методы преподавания информатики необходимо, как можно раньше с 5 класса. Учащиеся первый год изучают информатику, предмет очень увлекает ребят, но как только начинаются вводится элементы программирования (6 класс- ЛогоМиры, ), интерес резко падает. Как заинтересовать учащихся? На уроках необходимо использовать инновационные методы преподавания информатики. Необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. Для детей данного возраста главным является самооценка. Для успешной учебы им крайне необходима мотивация. Учащиеся всегда с интересом посещают уроки информатики, интересуются компьютером, а инновационные методы преподавания предполагает использование информационных технологий. Наиболее талантливые учащиеся входят в состав НОУ «СОВА», учатся основам научно – исследовательской деятельности, начинают работать над проектами.

Одним из основных направлений развития общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой является развитие поддержки талантливых детей. Выявление одаренных детей, помощь педагога в организации их работы над проектами является актуальной и значимой. Учитель помогает в выборе темы проекта, но старшеклассники предлагают и свои интересные им темы исследований. Одним из видов мотивации для участия в проектной деятельности для обучающихся старших классов является создание личного портфолио достижений. Те старшеклассники, которые определились с выбором профессии, связанной с информатикой, также охотно участвуют в работе над ученическими исследовательскими проектами. Особенно активно работают над проектами по информатике учащиеся 7,10 и 11 классы.



  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ


    1. . ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ


Цели педагогического опыта:

обучающая – обучение учащихся на уроках информатики, занятиях кружка и внеурочной деятельности учебной деятельности через использование инновационных методов преподавания;

развивающая – развитие мыслительных способностей, ключевых компетентностей обучающихся;

воспитательная – воспитание целеустремленности, организованности, аккуратности, самостоятельности, коммуникабельности, толерантности, чувства гордости за свою школу и район.

Основные компоненты системы работы:

  1. Изучение инновационных методов преподавания информатики;

  2. Использование инновационных методов преподавания на уроках информатики;

  3. Руководство работой научного общества учащихся школы «СОВА»;

  4. Привлечение к работе НОУ учителей-предметников с целью создания проектов по разным учебным предметам, использование межпредметных связей;

  5. Использование различных видов деятельности: коллективной, групповой, индивидуальной;

  6. Оценка результативности использованных методов преподавания информатики;

  7. Подготовка учащихся к участию в конкурсах и научно-практических конференциях школьного, муниципального, регионального и федерального уровней;

  8. Выступления на семинарах учителей информатики района по инновационным методам преподавания информатики;

  9. Обобщение опыта работы.


Методы, формы, средства и виды деятельности


Основные методы обучения имеют различные формы их воплощения и средства реализации. Инновационные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают специфическую форму.

Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учётом его динамики, зрелости, организованности.

К инновационным методам преподавания информатики можно отнести:

  • Метод анализ ситуаций (кейс- метод);

  • Технологию с применением метода проектов;

  • Тренинговую технологию;

  • Рефлексивную технологию.

Формы – самостоятельная работа учащихся; групповое обсуждение; консультации учащихся, лекции, беседы, дискуссии, уроки в форме научно-исследовательская лаборатория, научно-практические конференции, заседании научного общества учащихся, внеклассные мероприятия по информатике, участие в семинарах.

Средства –компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийные пособия, обучающие программы, виртуальные лаборабории, Интернет, электронные наглядные пособия и учебники, интерактивная система голосования Verdict.

Виды деятельности:

  • проблематизация (рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем, формулирование ведущей проблемы и постановка задач, вытекающих из этой проблемы);

  • целеполагание и планирование содержательной деятельности ученика;

  • самоанализ и рефлексия (результативность и успешность решения проблемы);

  • представление результатов своей деятельности и хода работы;

  • поиск и отбор актуальной и необходимой информации и усвоение необходимого знания;

  • практическое применение школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  • выбор, освоение и использование подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Обоснование выбора – инновационные методы преподавания информатики на уроках и внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся при изучении информатики, позволяет последовательно и целенаправленно выдвигать познавательные проблемы, решая которые обучающиеся получают прочные знания и творческое их применение в практической деятельности.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: учитель не передает знания, а обеспечивает обучающемуся деятельность (консультирует, мотивирует, помогает и наблюдает);


    1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


В условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения задача системы образования состоит в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят быть успешным вне стен школы. Поэтому актуальным в настоящее время является использование инновационных методов преподавания: метод анализ ситуаций, технологию с применением методов проекта, тренинговую технологию и технологию рефлексии.

Проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания.

Метод проектов имеет сходство с развивающим обучением – активно-деятельностным способом обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. Ученик сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

Особенностью метода проектов является создание продукта деятельности – проекта. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Информатика – практическая наука. Моментами для формирования элементов проектной деятельности являются практические и лабораторные работы, внеурочные занятия по конструированию моделей и физических приборов, комбинированные уроки с организацией групповой работы, любые деятельностные формы организации учебных занятий.

Успех работы в личных качествах учеников, которые проявляются в работе над проектами и при защите проектов: самостоятельность, настойчивость в достижении цели; чувство ответственности, не только за свой участок работы, но и за результаты работы своей группы; готовность помочь в поиске информации в создании эксперименты; требовательность к себе и другим; чувство коллективизма и осознание своей роли и места в этом коллективе; чувство гордости за проделанную работу.

Актуальность представляемого педагогического опыта «Инновационные методы преподавания информатики» в том, что она способствует развитию талантливых детей, что является одним из основных направлений развития общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».





    1. НАУЧНОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ

Важным направлением организации урочной и внеурочной деятельности является инновационные методы преподавания информатики. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности.

С точки зрения обучающегося учебный проект – это возможность максимального раскрытия своего потенциала. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования у обучающихся.

Проектное обучение предусматривает три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности:

  • проектный урок, который включает в себя или целиком состоит из работы над проектом;

  • урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям;

  • урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные.

Тематика проектов затрагивает не только физику и информатику, но и другие науки.

Целевая установка проектной технологии:

  • окружающая жизнь – лаборатория, в которой происходит процесс познания;

  • самообучение в процессе познания.

Используемые дидактические модели обучения: поисковая, исследовательская.

Мотивация и познавательная активность учащихся растет при проведении уроков и внеурочных занятий по физике с применением современных педагогических технологий, особенно проектно-исследовательских.

Поэтому педагогический опыт «Проектная деятельность и преподавание физики» отвечает критерию научности, так как основывается на основных положениях методики преподавания, педагогики и психологии.




    1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


На протяжении пяти лет неуспевающих по информатике - нет. Особо следует отметить старшие классы, в которых качественная успеваемость составляет - от 90% до 100%, это выше, чем школьный показатель.

Параметры результативности деятельности:

  • рост познавательного интереса учащихся к информатике;

  • положительная динамика роста уровня обученности по информатике;

  • рост мотивации учащихся учебной деятельности;

  • рост числа членов НОУ «СОВА» МБОУ СОШ № 4;

  • развитие ключевых компетенций учащихся;

  • осознание ценности творческого открытия;

  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования обучающихся;

  • ежегодное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах по информатике с высокими результатами;

  • педагоги школы и других школ успешно осуществляют сотрудничество по реализации данного опыта на педагогических советах и семинарах, а также при посещении открытых уроков и мастер-классов.

Наличие призовых мест учащихся в рамках краевых научно-практических конференций МАН учащихся Кубани и других конкурсах по информатике говорит о результативности педагогического опыта автора:


Год

Фамилия, имя учащегося

Тема проекта

Научно-практическая конференция, конкурс

Этап

Результат

2011

Баглаев Денис

Оптимизация и защита сайта

«Шаг в будущее»

Региональный этап Российского соревнования

I место

2011

Байбуз Иван

Служба спасения цифрового мира

«Шаг в будущее»

Региональный этап Российского соревнования

II место


2011

Бажеряну Юлиан

Фантастический проект «Умный дом»




2011

Байбуз Иван

Служба спасения цифрового мира

«Шаги в науку»

Региональный этап

I место

2012

Худояр Элина

Разработка мультимедийного учебного пособия «Графический редактор Paint»

«Шаг в будущее, ЮНИОР»

Региональный этап Российского соревнования

II место

2012

Спичкина Кристина


Эврика» МАН учащихся Кубани

Зональный этап Краевой конференции

Участник

2013

Момот Елизавета

Информационная безопасность в 21 веке

«Эврика» МАН учащихся Кубани

Зональный этап Краевой конференции

III место


Научно - исследовательские работы учащихся Байбуза Ивана и Бажеряну Юлиана опубликованы в сборнике материалов итоговой конференции в рамках Регионального открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ обучающихся « Шаги в науку» 2011 год г. Краснодар.

На протяжении последних двух лет учащиеся принимают активное участие в Всероссийском конкурсе «КИТ- компьютеры, информатика, технологии»:


Год

Фамилия , имя учащегося

Класс

Результат

2011 год

Тризно Никита

3

1 место в районе

Клименко Антон

3

1 место в районе

Кучеренко Артем

4

3 место в районе

Худояр Элина

6

1 место в районе

Беличенко Артем

6

2 место в районе

Абрамова Татьяна

6

3 место в районе

2012 год

Хижняк Илона

3

1 место в регионе

Гришина Алина

3

3 место в районе

Худояр Элина

7

1 место в районе

Момот Елизавета

10

1 место в районе


Белянина Екатерина

10

3 место в районе



Итоги муниципального этапа всероссийской олимпиады по информатике:

2011-2012 учебный год: Онищенко Павел 11 класс – призер;

2012-2013 учебный год: Кравченко Александр 9 класс – призер;

Кавтарадзе Давид 8 класс – призер.




    1. НОВИЗНА ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Инновационные методы преподавания информатики позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования у учащихся, учить их:

  • проблематизации;

  • целеполаганию и планированию деятельности;

  • самоанализу и рефлексии;

  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;

  • презентации в различных формах;

  • поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;

  • практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.


Наиболее продуктивными для выработки умений и навыков проектирования являются уроки, на которых предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении заданий. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе и освоения нового знания учащихся.

Умения учащихся оцениваются по результатам участия в конкурсах и научно-практических конференциях муниципальных, зональных, региональных и федеральных этапов. Важным мероприятием, на котором все могут представить свои проекты, является школьная научно-практическая конференция, которая ежегодно проводится в нашей школе в рамках НОУ «СОВА». Проекты представляются по всем предметам. На мероприятии работы оцениваются, в летний период дорабатываются, а в новом учебном году авторы проектов могут представлять свои работы на конкурсах и научно-практической конференции «СОВА»

Автор считает, что для успешной проектной деятельности школы необходимы создание научного общества учащихся и творческого объединения педагогов – научных руководителей, которые планируют работу, оценивают результаты проектной деятельности, организовывают интегрированные проекты, определяют их тематику.

Педагогический опыт предлагает усовершенствование и комбинацию известных педагогических методик.



    1. ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Технологичность педагогического опыта определяется через наличие возможности воспроизведения опыты или его элементов педагогами других школ. На протяжении многих лет проходило распространение опыта среди педагогов средних общеобразовательных школ.

Диссеминация опыта проводилась на муниципальном, региональном и федеральном уровне.


Год

Форма

Тема

2011

Районный семинар учителей информатики

«Работа с одаренными детьми»

2012

Краевой фестиваль педагогических идей «Кубань – интерактивная – 2012 »

Урок «Повторяющиеся элементы вокруг нас»

2012

Всероссийский конкурс «Учитель Сочи 2012 года»

Урок по теме «Элементы управления в презентации. Создание информационного путеводителя «Олимпийские игры Sochi2014».»

2012

Учительский интернет - портал

Урок «Клавиатура – инструмент писателя»

2012

Видеоуроки в сети Интернет

Урок- путешествие «Путешествие в страну Информатика»

2012

Сайт УО Администрации МО Тимашевский район

«Инновационные методы преподавания информатики»

2012

Краевой семинар

«Интерактивное оборудованиеPanaboard: поддержка внедрения ФГОС нового поколения»

2012

Всерорссийская педагогическая видеоконференция

«Логико – информационный подход как методологическая основа процесса обучения»

2012

Районный семинар учителей информатики

«Инновационные методы преподавания информатики»

2013

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

Урок «Микромир наполняется обитателями»

2013

Курсы повышения квалификации

«Использование систкемно – деятельностного подхода в образовательном процессе у условиях перехода на ЫФГОС нового поколения »

2013

Краевой конкурс «Мультемедийный урок»

Урок «Микромир наполняется обитателями»

2013

Районный семинар учителей информатики

«Требования к современному уроку»






Публикации:


  1. Проектно-исследовательская работа ученика «Служба спасения цифрового мира». Сборник материалов итоговой конференции в рамках Регионального открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Шаги в науку», Краснодар, 2011г.

  2. Проектно-исследовательская работа ученика «Фантастический проект умный дом». Сборник материалов итоговой конференции в рамках Регионального открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Шаги в науку», Краснодар, 2011г.



    1. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Метод проектов.

Информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов.

Технология проектного обучения характеризуется получением учащимися конкретного результата и его публичным представлением. Данный метод значительно укрепляет межпредметные связи и информатика играет в этом главенствующую роль.

Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».

Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

  • Тематические – это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;

  • Итоговые – это, как правило, объемные проблемные задания, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

Учебные проекты выполняются непосредственно на уроке и в качестве вида внеклассной самостоятельной работы.

Уже несколько лет на уроках информатики наряду с линейными технологиями передачи знаний используется метод коллективных и индивидуальных творческих проектов. Его использование позволяет обеспечить условия для реализации у учащихся навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.

Данная методика позволяет в процессе интеллектуальной творческой работы реализовать на практике, актуализировать, расширить полученные знания, что способствует стимулированию образовательной активности учащихся с одновременным стимулированию образовательной активности учащихся с одновременным развитием самостоятельности. Кроме того, в процессе работы над проектом происходит накопление опыта самореализации, что очень важно для развития личности.

В рамках пропедевтического, курса учащиеся выполняют различные проекты, такие, например как создание кроссвордов, мультфильмов, обучающих игр и т.д. Итогом изучения программы ЛОГОМИРЫ является выполнения проекта в этой среде с описанием сценария, использованием анимации, управляющих элементов и собственных форм.

В базовом курсе информатики освоение отдельных элементов компьютерных технологий происходит с применением проектного метода. Проекты обязательно выполняются при изучении темы «Моделирование», «Технологии мультимедиа» и других.

После изучения на уроках информатики редактора Word и PowerPoint в 8 классе все учителя – предметники знают, что с учащимися можно требовать грамотно, по всем правилам оформленный реферат, и что к урокам ученик может подготовить презентацию, сначала самую простую, а с опытом и анимированную, сложную и управляемую, что в значительной мере помогает грамотной реализации проектов в предметной области.

В старших классах, где содержание образования имеет профильную и углубленную направленность и представляет собой систему курсов по различным темам, учебный процесс организован в виде разработки и реализации каждым учащимся или их группой творческой проектов. Результатом такой деятельной должна явиться общественно- значимая работа, выполненная с использованием информационных технологий. Это может быть разработка и реализация компьютерных уроков по школьным дисциплинам непосредственным участием учителей - предметников), создание образовательных Web – страниц, презентаций, выпуск тематических газет и т.д.

Источник мотивов работы учеников при создании таких проектов – возможность использования современных видов обработки информации, актуализация полученных знаний, применение ПЭВМ в качестве средства решения собственных конкретных задач (например, компьютерное оформление научных работ, создание презентаций или организация компьютерного эксперимента для наглядного сопровождения докладного и пр.), а так приобретение профессиональных знаний, умений и навыков. У учащихся, таким образом, происходит сращивание цели и мотивов, что в свою очередь, обеспечивает высокую значимость процесса познания.

Проектная деятельность в школе организована не только в учебное время, но и внеурочное время.

Результатом целенаправленной работы по организации проектной деятельности учащихся явилась тенденция к творческому сотрудничеству учителя информатики, учащегося и учителя – предметника, а так же появление реальной возможности установления межпредметных связей. Кроме того , у учителя появилась возможность для создания совместно с учащимися индивидуальной, нужной именно ему, компьютерной поддержки урока. Немаловажно, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с технологиями работы в группах сотрудничества (приложение 1).


Рефлексия.

Главным звеном на уроке должна быть рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной деятельности, межличностных отношений и педагогического взаимодействия.

Процесс рефлексии должен быть многогранным. Так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

На уроке информатики в процессе учебной деятельности формируются умения, структурируемые по основанию «информационные процессы», где конструирование «образа Я» посредством рефлексивных заданий рассматривается как одно из необходимых условий успешного перехода учащихся на более высокий уровень сформированности умений.

Формы образовательной рефлексии на уроках информатики различны – устное обсуждение, письменное анкетирование на бумаге и компьютере, графическое изображение происходящих изменений и т.д.

Рефлексия может производиться как после урока, так и после изучения темы или раздела.

В качестве одного из приемов можно использовать рефлексивные задания. Эти задания должны создавать ситуации, для решения которых требуется рефлексивная активность учащихся.

Приведем несколько заданий по информатике, содержащих элементы рефлексии.

Задание 1. Напишите мини – сочинение – размышление на одну из тем: 1) Почему люди создают компьютерные вирусы? 2) Живое и виртуальное общение – плюсы и минусы. 3) Компьютеры мне интересны, потому что…. . Посчитайте количество информации в получившемся тексте, выразите его в байтах, битах и Кбайтах.

Задание 2. Постройте график функции y=2cosx одним из следующих цветов, который на ваш взгляд, соответствуют вашему настроению от проделанной вами работы: красный - отличное, зеленое – хорошее, синий – удовлетворительное.

При выполнении заданий с элементами рефлексии можно также использовать метод проектов и его отдельные элементы. Остановимся на некоторых его особенностях, которые положительно влияют на создание рефлексии:

  1. возможность при выполнении проекта коллективной работы, способствующей развитию навыков общения и рефлексии;

  2. комплексность выполняемой работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное коммуникативное умение, но и целую группу, порой разнородных, коммуникативных умений, связанных, прежде всего, с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения;

  3. метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, на более сложном уровне. Набор тем для выполнения проектов, инструментальная база, объем выполняемой работы и время, затраченное на это, зависят от особенностей конкретного класса. Широкое применение здесь могут иметь телекоммуникационные проекты, в которых школьники принимают коллективное участие.

Одним из методов активизации рефлексии на уроках информатики является проблемное обучение.

Средством развития рефлексии учащихся в проблемном обучении служат проблемные и информационные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска еще неизвестного учащемуся знания. Тем самым создаются условия для продуктивного мышления, развития личности учащегося и его социальных отношений.

Учитель, создавая учебные проблемные ситуации для учащихся, обеспечивает осознание ими проблемы, сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением готовых выводов науки.

При решении задач ученики сталкиваются с проблемными ситуациями. В результате решения проблемы, учащиеся находят самостоятельно несколько способов, анализируют их с точки зрения применимости к данной в задаче ситуации.

Проблемная ситуация повышает интерес у учащихся к выполнению заданий, активизирует познавательную деятельность на всех этапах урока. Созданная проблемная ситуация на уроке заставляет находиться в постоянном логическом поиске, который, в свою очередь, развивает исследовательские способности учащихся, учит школьников мыслить, искать, анализировать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.

Немаловажная роль в формировании рефлексии на уроках информатики отводится играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игра направлена на то, чтобы научить школьника осознавать мотивы своего учения, поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Игра позволяет организовать поэтапную отработку в процессе игрового взаимодействия новых способов ориентировки школьника в жизненных ситуациях. Это особое качество, благодаря которому учащиеся – участники игры «практически» включаются в сложнейшие отношения, анализируя различную информацию, ищут оптимальное из возможных, не всегда явных решений.

Использование игр на уроке не только способствует лучшему усвоению программного материала по информатике, но и развитию логического мышления, речи, развитию наблюдательности, внимания и интереса к информатике. Давая школьнику возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую деятельность. Ведь на каждом этапе ученик подвергается самоанализу самокоррекции, самореализации. Игра позволяет участникам «делать ошибки» и на их анализе видеть причины и последствия таких действий.

Рефлексия может проходить в форме защиты «Портфолио ученика» за круглым столом среди одноклассников, в присутствии родителей и учителей, демонстрируя свои успехи и недочёты, сравнивая их с одноклассниками, отвечая на вопросы и участвуя в дискуссии. В результате ученик может переопределить свои цели.

Одна из форм применения рефлексии - контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе - предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания.

Обычно рефлексия проводится в конце урока при подведении его итогов, обсуждении того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске, например:

1. сегодня я узнал… 2. было интересно…

3. было трудно… 4. я выполнял задания…

5. я понял, что … 6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что… 8. я приобрел…

9. я научился… 10. у меня получилось…

11. я смог… 12. я попробую…

13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Также в конце урока можно дать ребятам небольшую анкету в электронном виде, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Учащихся можно попросить аргументировать свой ответ, например:

1. На уроке я работал (активно - пассивно).

2.Своей работой на уроке я (доволен - не доволен).

3.Урок для меня показался (коротким - длинным).

4.За урок я (не устал – устал).

5.Материал урока мне был (понятен - не понятен, полезен – бесполезен).

6.Домашнее задание мне кажется (легким – трудным).

Обсуждая результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность, качество работы.

Можно сказать, что четко просматривается прямая связь степени сформированности умений учащихся и степени овладения приемами рефлексии. Так, у школьников, находящихся на репродуктивном (низком) уровне сформированности умений, рефлексия практически отсутствует. У тех, кто находится на продуктивном (среднем) уровне сформированности умений, сформирован «образ Я» как субъекта учебной деятельности, но, тем не менее, отсутствует потребность в дальнейшем развитии себя и своей деятельности. Школьники, достигшие в развитии способностей творческого (высокого) уровня, кроме того, что обладают сформированным «образом Я», ощущают потребность в дальнейшем развитии себя и своей деятельности, конструируют свою жизнедеятельность на основе «образа Я». Исследуя уровень сформированности умений учащихся на уроке информатики, можно судить и об уровне владения приемами рефлексии.

Таким образом, технологии рефлексивного обучения, на уроках информатики, направлены на улучшение качества образования учащихся, на совершенствование учебно-образовательного процесса, на самосовершенствование ученика в учебной деятельности (приложение2).

Тренинговая технология.

Рассмотрим возможность применения тренинговых технологии на уроках информатики. Следует отметить, что проведение занятий в компьютерном классе, наличие локальной сети и выхода в Интернет и интерактивной доски открывает новые перспективы перед учителем – тренером. Тренер может значительно расширить аудиторию тренинга, задействовать внешних экспертов, кроме устных эмоциональных обсуждений, включить в работу тренинга обсуждение на форумах и в чатах. При такой форме организации занятий компьютер начинает выступать, как эффективное средство достижения практической цели, а не как объект изучения. Это позволяет учащимся без дополнительного стресса и страха потерпеть неудачу осваивать необходимые операции на компьютере. Кроме того, компьютер и локальная сеть позволяют более эффективно организовать пространство для группового проектирования.

Разработанная система тренингов по теме «Основы логики», позволила совместить приобретение учащимися теоретических знаний по данной теме, практических умений работы в табличном процессоре, а так же воспитания коммуникационной культуры и формирования умений целепологания. Проведение занятий в форме тренингов позволило значительно повысить познавательную активность учащихся и улучшить результаты обучения темы «Основы логики». Однако систематическое использование тренинговых технологий на уроках позволило выявить и ряд сложностей:

  • не все учащиеся готовы к открытому общению на уроке (не менее 30% учащихся в 10 классах и 40% в 10 классах испытывают явные трудности при работе в малых группах и необходимости построения коротких убедительных монологов);

  • не все учащиеся способны выдерживать темп работы тренинга (была выявлена группа учащихся, которые подтвердили свое желание хотя бы часть урока пассивно слушать учителя );

  • тренинг требует значительной и тщательной подготовки учителя – тренера, что значительно увеличивает время подготовки к уроку;

Таким образом использование тренинговых технологий на уроках информатики позволяет совмещать воспитательную и обучающую функции образования. Кроме того, в тренинге значительно активизируется познавательная активность учащихся, они легко включаются в работу на уроке. Однако еще не все учащиеся готовы к постоянной работе во время тренинговых занятий, не все умеют эффективно работать в группе, организовать необходимый продуктивный диалог, что свидетельствует о важности внедрения тренинговых технологий в образовательный процесс школы, особенно в условиях ФГОС.

При проведении школьных научно-практических конференций учащиеся рассказывают о своих проектах. Так мы делимся опытом с гостями и проводим популяризацию проектной деятельности среди учащихся нашей школы.

Большую методическую помощь оказывают мне мои ученики, создавая свои проекты, материалы, которые используются на уроках. Огромное количество ученических презентаций по разным темам собрано в моей постоянно пополняющейся копилке. Часто на уроках физики приходится рассказывать об ученых-физиках. По моей просьбе Хорошко Александр сделал проект, куда включил задания для интерактивной доски о физиках. (Приложение, фото 3). Он же в проекте «Конструирование иллюстративного материала для интерактивной доски для 7 класса» создал наглядности для ряда уроков. (Приложение, фото 3). У Леонова Евгения в проекте «Решение статистических задач по физике в Excel» представлены интересные задачи, которые мы решаем на уроках физики в старших классах.

Самой большой похвалой для руководителя проектной деятельностью является то, что выпускники школы благодарят за навыки написания рефератов, курсовых и возможность участия в проектной деятельности института, техникума, училища. А главное, что им интересно заниматься таким видом деятельности.


Метод анализ ситуаций (кейс - метод) - это интерактивная технология, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. К кейс - технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс - стади); метод кейсов; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.

Пример использования кейс- метода: при прохождении темы «Таблицы в Word», учитель на уроке сообщает «Сейчас у нас в школе проходит сбор сведений об успеваемости школьников, сбор сведений для мед. кабинета, сбор сведений для классного руководителя». Помогите составить сведения о вашем классе.

Класс делится на три группы, каждая группа собирает сведения по трем направлениям и создает информационную модель класса (отражает в одной таблице). Таблица должна содержать сведения необходимые для всех работников. После создания каждая группа доказывает правильность содержания информации в таблице.


  1. ВЫВОДЫ


Метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. При этом деятельность учителя, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности школьников, а с другой сама обусловливает эту деятельность, реализацию закономерностей усвоения и развития. Большинство педагогов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач образовательного процесса.

Рациональнее же, при обучении на уроках информатики использовать инновационных методы преподавания информатики. Как мы увидели выше, существует множество разнообразных инновационных методов в преподавании информатики: метод проектов, кейс-метод, тренинговую технологии, рефлексия. Для каждого возраста можно выбрать необходимый метод. С помощью инновационных методов дети намного качественнее усваивают преподаваемую им информацию.

Выбор инновационных методов преподавания зависит от различных факторов. В первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока. Инновационные методы преподавания можно применять для достижения следующих дидактических целей: обобщение ранее изученного материала (метод проектов); повышение учебной мотивации (рефлексия); отработка изучаемого материала (тренинги); эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов); развитие навыков работы в группе (метод проектов); формирование у слушателей новых качеств и умений.

Автор надеется на то, что представленный опыт поможет учителям информатики использовать инновационные методы преподавания информатики на уроках, занятиях кружка и внеурочной деятельности





  1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В. Васильев // Народное образование. - 2003.

  2. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М: Чистые пруды, 2006 .

  3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  4. Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек "Методы обучения. Обучение в сотрудничестве";

  5. Джон Дьюи "Демократия и образование".

  6. Д.И. Латышина "История педагогики"

  7. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с.

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000

  9. Онищук. В.А. Урок в современной школе. М. Просвещение. 2005 г













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!