СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инновационные методы в воспитании правильного произношения у дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями получили широкое распространение во всех регионах Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
««Инновационные методы в воспитании правильного произношения у дошкольников»»

«Инновационные методы в воспитании правильного произношения у дошкольников»


Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями получили широкое распространение во всех регионах Российской Федерации.

В игре как ведущей деятельности дошкольника создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Когда я работаю с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. Результаты моей работы не всегда проявляются быстро, однако, как показывает мой опыт, постепенно у детей появляется желание заниматься, потому что возможным оказывается выполнение разных видов упражнений, которые раньше были недоступны.

В своей работе я не ограничиваюсь одним направлением, потому что у детей с нарушениями речи имеется повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, поэтому приходится менять виды наглядной деятельности.

Я большое внимание уделяю оригинальным наглядным пособиям, звуковым подвижным играм, обязательно с атрибутами, нетрадиционным приёмам работы с чистоговорками и особое внимание уделяю логосказкам, потому что именно на них получаю наиболее эмоциональный отклик детей.

Но начну по порядку: предлагаю вниманию коллег оригинальное пособие, предназначенное для развития мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, ритмического восприятия. Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я разработала дидактическое пособие. Это занимательный персонаж-мягкая игрушка «Крыска-Лариска». Использую пособие для знакомства детей с «органами речи». Ребёнок может надеть её на руку, другой рукой открыть, закрыть рот игрушки, потрогать зубки, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка (сначала у игрушки, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики «крыска» «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук: малыш прикрепляет язык во рту «крыски», застёгивает и расстегивает пуговицы, пристраивает кончик языка за верхние зубки, указательным пальцем руки придаёт язык форму чашечки.

Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм «капризные» звуки начинают слушаться, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие. Использование игр позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка. Дети, с которыми я работаю очень любят играть в речевые игры. Я придумываю им разные образы и с помощью звуковых шапочек они превращается в животных, насекомых, птиц.

Не могу не поделиться своими приёмами работы с чистоговорками.

Чистоговорки являются замечательными помощниками малышам в выработке автоматизма звуков, которые дети уже научились произносить. Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки используются для развития словарного запаса и чувства ритма. Как работать с чистоговорками? Здесь даю волю фантазии! Использую их в игре с игрушкой (тавтологии не избежать), повторяю, как считалочки. Полезно будет попросить ребёнка придумать чистоговорку на заданный звук и нарисовать её. Чистоговорки предназначены для отработки чёткой дикции. Отработка чистого, ясного, членораздельного произношения сопровождается многократным повторением фраз.

Учу ребёнка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией с целью автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.

Призносим чистоговорку голосом, разным по тембру, чтобы автоматизировать звук в словах и фразе учить проговаривать фразу с необходимым тембром голоса.

Играем с чистоговорками с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Показываю маску или куклу (например, лису) и говорю чистоговорку так, как бы её сказала лиса. Потом прошу ребёнка повторить чистоговорку за лисой.

Любую чистоговорку можно пропеть, подобрав к ней подходящую мелодию, как:

-частушку;

-детскую песню;

-эстрадную песню;

-романс;

-колыбельную;

-в стиле рэп и т.д.

Ребенок вместе со мной прохлопывает все слоги чистоговорки так, чтобы на один слог приходился один хлопок. Этим приёмом я не только помогаю ребёнку автоматизировать звуки, но и учу делению слов на слоги.

Произносим каждую из них не спеша, отчётливо и без запинок. Регулярное использование чистоговорок позволяет добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков и полностью (или частично) избавиться от «каши во рту». Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи.

Ну и конечно какое детство без сказок. В своей работе я большое внимание уделяю логопедическим сказкам.

Логосказки-это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Я использую логосказки как целое занятие, часть занятия и как дидактическую игру, потому что они разнообразны: артикуляционные, пальчиковые, фонетические, лексико-грамматические. Я чаще всего обращаюсь к артикуляционным сказкам. Потому что сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать мою работу по формированию правильного звукопроизношения у детей. Ведь не для кого не секрет, что артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. У детей особый интерес вызывают «Сказки о весёлом язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Каждая сказка ориентирована на определённую лексическую тему, что очень удобно для повседневной работы с детьми. Я использую артикуляционные сказки, как в начале, так и в конце занятия.

Они позволяют мне активизировать внимание детей, воспитывать усидчивость и терпеливость.

Я надеюсь, что опыт моей работы заинтересует вас и окажется востребованным в практической деятельности воспитателей.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!