СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные подходы к анализу лирического текста

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проанализировать лирическое произведение не так просто. Результат анализа - сочинение. Данная презентация поможет учителю научить работать с лирическим произведением,  а ученикам написать сочинение по анализу поэтического текста как в средних, так и в старших классах, пройти путь от сочинения-зарисовки к литературно-критической статье, а затем и самому главному - сочинению-эссе, сочинению-отзыву.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные подходы к анализу лирического текста»

Инновационные подходы к анализу лирического текста Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Школа №127 городского округа город Уфа Селюкова Екатерина Игоревна

Инновационные подходы к анализу лирического текста

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Школа №127 городского округа город Уфа Селюкова Екатерина Игоревна

Цель занятия: Формировать умения использовать инновационные подходы при анализе лирического произведения Проанализировать лирическое произведение

Цель занятия:

  • Формировать умения использовать инновационные подходы при анализе лирического произведения
  • Проанализировать лирическое произведение
Проектирование сочинений по анализу поэтического текста в средних и старших классах школы.

Проектирование сочинений по анализу поэтического текста в средних и старших классах школы.

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Смотри, как роща зеленеет…»    В 5-7 классах  Цель: подготовиться к написанию сочинения-зарисовки

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Смотри, как роща зеленеет…»

В 5-7 классах

Цель: подготовиться к написанию сочинения-зарисовки

Предварительная работа Слушание и чтение стихотворений о природе. Ответы на вопросы.

Предварительная работа

  • Слушание и чтение стихотворений о природе.
  • Ответы на вопросы.
Чем может быть интересен мир природы для поэта? Почему многие поэты обращались и обращаются к нему? Какова взаимосвязь между природой, ее уроками, тайнами и душой человека (поэта)?
  • Чем может быть интересен мир природы для поэта?
  • Почему многие поэты обращались и обращаются к нему?
  • Какова взаимосвязь между природой, ее уроками, тайнами и душой человека (поэта)?
Что есть природа для человека и каковы те незримые нити, которые их связывают? Какие уроки можно извлечь, постигая взглядом, слухом, всем своим внутренним миром мир природы? Как через видимое нами открывается невидимое (духовное) в мире и в душе человека?
  • Что есть природа для человека и каковы те незримые нити, которые их связывают?
  • Какие уроки можно извлечь, постигая взглядом, слухом, всем своим внутренним миром мир природы?
  • Как через видимое нами открывается невидимое (духовное) в мире и в душе человека?
С чем именно мы встречаемся в пейзажной лирике? С некоторой картиной мира, природы, не случайно выбранной и представленной поэтом. С человеком, глазами которого мы видим эту картину (лирический герой)

С чем именно мы встречаемся в пейзажной лирике?

  • С некоторой картиной мира, природы, не случайно выбранной и представленной поэтом.
  • С человеком, глазами которого мы видим эту картину (лирический герой)
Работа с текстом Дежурное чтение стихотворения, словарная работа, сбор наблюдений

Работа с текстом

Дежурное чтение стихотворения, словарная работа, сбор наблюдений

Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней какою негой веет От каждой ветки и листа! Войдем и сядем над корнями Дерев, поимых родником, - Там, где, обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом. Над нами бредят их вершины, В полдневный сон погружены, И лишь порою крик орлиный До нас доходит с вышины… Август, 1857

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями

Дерев, поимых родником, -

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный сон погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины…

Август, 1857

Этап 1 1. Насколько лирический герой проявлен (заметен) в стихотворении? ЛГ - ?

Этап 1

1. Насколько лирический герой проявлен (заметен) в стихотворении?

ЛГ - ?

2. Мы застаем стихотворение в определенное время года. Какое это время? ВРЕМЯ - ?

2. Мы застаем стихотворение в определенное время года. Какое это время?

ВРЕМЯ - ?

3. Каков предметный (зримый) мир? ПРЕДМЕТЫ МИРА - ? Итак, какова же картина мира, представленная перед нами поэтом?

3. Каков предметный (зримый) мир?

ПРЕДМЕТЫ МИРА - ?

Итак, какова же картина мира, представленная перед нами поэтом?

Этап 2 Местонахождение лирического героя, движение героя в мире стихотворения? ДВИЖЕНИЕ ЛГ - ?

Этап 2

Местонахождение лирического героя, движение героя в мире стихотворения?

ДВИЖЕНИЕ ЛГ - ?

1 строфа  ЛГ 2 строфа

1 строфа

ЛГ 2 строфа

Вне рощи  В роще  свет   цвет  температура  звук  Итак, какова картина мира, открывающаяся перед нами?

Вне рощи В роще

свет

цвет

температура

звук

Итак, какова картина мира, открывающаяся перед нами?

 Сочинение-зарисовка

Сочинение-зарисовка

Этап 3 1. Чьими глазами мы видим картину мира? 2. Что лирический герой делает, что чувствует?  РАССКАЗ О ЛГ - ?

Этап 3

1. Чьими глазами мы видим картину мира?

2. Что лирический герой делает, что чувствует?

РАССКАЗ О ЛГ - ?

 Лирический герой Человек, глазами которого мы видим картину мира. То лицо в стихотворении, чьими глазами передается картина мира, кто чувствует, думает и действует в нем. Нельзя отождествлять ЛГ и автора:  Автор выбирает время, картину мира и ЛГ, глазами которого будет ее изображать.

Лирический герой

  • Человек, глазами которого мы видим картину мира.
  • То лицо в стихотворении, чьими глазами передается картина мира, кто чувствует, думает и действует в нем.
  • Нельзя отождествлять ЛГ и автора:

Автор выбирает время, картину мира и ЛГ, глазами которого будет ее изображать.

Этап 4  8 класс   Мастерство поэта в создании стихотворения ( стиль поэта, манера письма, обращение к тем языковым особенностям, при помощи которых он создает свой художественный мир).

Этап 4 8 класс

Мастерство поэта в создании стихотворения ( стиль поэта, манера письма, обращение к тем языковым особенностям, при помощи которых он создает свой художественный мир).

Какими языковыми средствами создана эта картина мира? Каков образный состав стихотворения? (Сбор наблюдений: тропы – изобразительные средства речи, фигуры – выразительные)
  • Какими языковыми средствами создана эта картина мира?
  • Каков образный состав стихотворения?

(Сбор наблюдений: тропы – изобразительные средства речи, фигуры – выразительные)

Прием «Найди соответствия»   Сравнение Метафора Метонимия Олицетворение  Гипербола Эпитет а) Это скрытое сравнение; перенос значения с одного предмета на другой по сходству. б) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления. в) Преувеличение г) Сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака д)Художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир. е) Перенос значения по смежности явлений

Прием «Найди соответствия»

  • Сравнение
  • Метафора
  • Метонимия
  • Олицетворение
  • Гипербола
  • Эпитет

а) Это скрытое сравнение; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.

б) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.

в) Преувеличение

г) Сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака

д)Художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир.

е) Перенос значения по смежности явлений

1-г, 2-а, 3-е, 4-б, 5-в, 6-д   Сравнение Метафора Метонимия Олицетворение  Гипербола Эпитет а) Это скрытое сравнение; перенос значения с одного предмета на другой по сходству. б) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления. в) Преувеличение г) Сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака д)Художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир. е) Перенос значения по смежности явлений

1-г, 2-а, 3-е, 4-б, 5-в, 6-д

  • Сравнение
  • Метафора
  • Метонимия
  • Олицетворение
  • Гипербола
  • Эпитет

а) Это скрытое сравнение; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.

б) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.

в) Преувеличение

г) Сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака

д)Художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир.

е) Перенос значения по смежности явлений

Метафора (…) цель?  (способствует не внешнему, а внутреннему зрению, будит воображение, создает образы). Эпитеты (…) цель? Фигура умолчания ( автор приглашает к совместному творчеству)
  • Метафора (…) цель?

(способствует не внешнему, а внутреннему зрению, будит воображение, создает образы).

  • Эпитеты (…) цель?
  • Фигура умолчания ( автор приглашает к совместному творчеству)
Риторическое восклицание цель? (экспрессивность). Императив. Размер. Рифма. Синтаксис стихотворения.
  • Риторическое восклицание цель?

(экспрессивность).

  • Императив.
  • Размер.
  • Рифма.
  • Синтаксис стихотворения.
Сочинение в жанре литературно-критической статьи

Сочинение в жанре литературно-критической статьи

Этап 5  9-11 классы  Поговорим о самом главном Только тогда, когда картина мира прочитана, предлагаю трактовку стихотворения, выходящую за пределы конкретного , осмысляем складывающийся культурный контекст вокруг образной системы стихотворения, отбираем значимое и выстраиваем все это в смысловое единство.

Этап 5 9-11 классы Поговорим о самом главном

Только тогда, когда картина мира прочитана, предлагаю трактовку стихотворения, выходящую за пределы конкретного , осмысляем складывающийся культурный контекст вокруг образной системы стихотворения, отбираем значимое и выстраиваем все это в смысловое единство.

Задача:  Найти и прочитать знакомые мотивы и образы, определить их взаимосвязь с культурой, раскрыть их символический смысл. (Собираем наблюдения)

Задача:

Найти и прочитать знакомые мотивы и образы, определить их взаимосвязь с культурой, раскрыть их символический смысл.

(Собираем наблюдения)

Прием «Кластер» (гроздья) зной

Прием «Кластер» (гроздья)

зной

солнце

солнце

Эссе «О главном в стихотворении» Таким образом, соединив видимый и невидимый мир в стихотворении, поговорим о самом главном…

Эссе «О главном в стихотворении»

Таким образом, соединив видимый и невидимый мир в стихотворении, поговорим о самом главном…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!