СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии как условие повышения качества обучения

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков используются учебники, тетради, компьютер, то есть, индивидуальные средства обучения. Благодаря интерактивным методам происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися.  Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся. При этом каждый несет ответственность за проделанную работу.      Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии как условие повышения качества обучения»

Организация учебно-воспитательного процесса в период внедрения новых государственных образовательных стандартов в основной школе. Инновационные технологии как условие повышения качества обучения.



Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков используются учебники, тетради, компьютер, то есть, индивидуальные средства обучения. Благодаря интерактивным методам происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися.  Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся. При этом каждый несет ответственность за проделанную работу. Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала.

К интерактивным методам относятся:

- упражнения, носящие творческий характер;

- групповые задания;

- образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

- уроки-экскурсии;

- уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

- занятия, направленные на творческое развитие

– уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

- использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

- решение сложных вопросов и проблем с помощью методов

«дерево решений» и «мозговой штурм» (приложение 2).



Вспомним слова китайского философа - просветителя Конфуция, сказанные более 2400 лет назад:

То, что я слышу, я забываю

То, что я вижу, я помню

То, что я делаю, я понимаю

В подтверждение этих слов можно привести данные исследований, проведённых в наше время, о зависимости степени усвоения материала от метода преподавания:

- 5% усвоения – лекция;

- 10% усвоения - чтение учебного материала;

- 20% усвоения – видео / аудио материалы;

- 30% усвоения – демонстрация;

- 50% усвоения – работа в дискуссионных группах;

- 75% усвоения – практика через действие;

- 90% усвоения – обучение других путём использования полученных знаний.

Как итог вышеизложенного очевидно, что, если мы хотим добиться от слушателей максимально возможного усвоения учебного материала по своей дисциплине, то сама жизнь подталкивает нас к использованию инновационных технологий.

Наличие инновационного потенциала педагога определяют следующие факторы:

- творческая способность генерировать новые идеи;

- высокий культурно-эстетический уровень, образованность, интеллектуальная глубина и разносторонность интересов;

- открытость личности педагога новому и восприятию различных идей, мнений, взглядов, концепций, основанных на толерантности личности, гибкости и широте мышления.

Можно выделить следующие критерии готовности преподавателя школы к инновационной педагогической деятельности:

- осознание необходимости инновационной деятельности;

- готовность к творческой деятельности относительно нововведений в вузе;

- уверенность в том, что усилия, направленные на нововведения, принесут положительный результат;

- согласованность личных целей с инновационной деятельностью;

- готовность к преодолению творческих неудач;

- органичность сочетания инновационной деятельности, личной, профессиональной и педагогической культуры;

- уровень психолого-педагогической и методической готовности к инновационной деятельности;

- позитивное восприятие, переосмысление своего прошлого опыта и его привлечение к разработке инновации;

- способность к профессиональной рефлексии.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми необходимо: 
 четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе; 
 уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации; 
 согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения; 
 учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации; 
 анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала. 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА 

1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование. 
2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или дается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями: 
• Разъяснение значения информации для будущей деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации; 
• Рассказ о проблемах, которые были решены с помощью этой информации. 
Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения. 
Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. 
При изучении общих понятий, явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова учителя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему. 
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. 
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. 
5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока учитель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере. 
Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у учеников образных представлений, а на их основе – понятий. 

Что касается предмета НВ и МСП, то, по моему мнению, всё уже изобретено до нас. Другое дело, как это воплотить в жизнь.

Что практически и реально можно сделать в нашей ситуации:

1. Изучая вопрос по тематике, я увидел, что очень серьезно к этому вопросу подходят в Казахстане. Возьмите, к примеру, создание казахскими преподавателями мультимедийного учебника. Сам учебник, по понятным причинам, мне посмотреть не удалось, но описание его возможностей (Приложение 1) меня впечатлило. Использование такого учебника позволяет решить массу проблем как с обучением плановым, так и дистанционным. А если учесть, что как минимум, у 99% учащихся есть компьютеры, то вопрос качественной самоподготовки или выполнения домашнего задания вообще не стоит.

Поскольку наши возможности ограничены, считаю, что нам следует обратиться к республиканскому министерству образования с просьбой о приобретении этого учебного пособия с целью его переработки и тиражирования в нашей системе образования. Тем более, что можно легко просчитать экономический эффект от его внедрения.

2. Эффективным средством обучения можно считать создание нашими слушателями презентаций по темам. Тут мы можем получить отдачу по многим позициям:

- слушатель «включает» мозги и с пониманием дела разбирается досконально в своей теме;

- преподаватель, курируя создание презентации, создаёт базу учебного материала;

- слушатель, создавая презентацию, одновременно изучает и нарабатывает практику в компьютерных технологиях;

- нарабатывается психологическая установка у слушателя на создание духа соревнования в интеллектульной сфере и т.д.

3. Важным компонентом обучения является  учебный рейтинг - интегральный индекс, или комплексный показатель качества знаний слушателя, который должен характеризовать уровень знаний, умений и навыков слушателя, а также систематичность его учебно-познавательной деятельности, активность, самостоятельность и творчество.

Рейтинговая оценка определяется как сумма баллов, которые получил учащийся за выполнение индивидуальных заданий, за качество учебной работы на лекционных, практических занятиях, самостоятельной работы, за ответы на текущих опросах, мероприятиях и других видах учебно-познавательной деятельности. С этой оценки следует вычитать "штрафные" баллы (баллы со знаком " - " ) за пропуски занятий, несвоевременное выполнение контрольных работ и т.д. По решению преподавателя, слушателю могут начисляться поощрительные баллы: за участие в конкурсах, доклады на научных конференциях, подготовку рефератов, выполнение задач по совершенствованию дидактических материалов по дисциплине и т.д.

Преподаватель, который ведет учебные занятия, определяет индивидуальный рейтинг слушателя  как сумму всех рейтинговых оценок, а также поощрительных и штрафных баллов.

Слушатель, набравший в течение семестра необходимое количество баллов, имеет право:

- не сдавать зачет и получить набранное количество баллов как итоговую оценку;

- сдавать зачет с целью повышения полученной оценки.

Слушатель, в течение семестра набравший количество баллов меньше необходимого, обязан сдавать экзамен (зачет).

Все вышеизложенные предложения следует опробовать в течение учебного года и после утверждения педсоветом внедрять в следующем учебном году.

















Приложение 1

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКОМ НВП 



Описание порядка работы с учебником, подготовленное для преподавателей школ Республики Кахахстан. Учебник работает на любой ОС компьютера и очень прост в управлении.

1) После загрузки учебника в компьютер откроется «Титульный лист учебника». При необходимости надо разрешить браузеру открывать страницы этого источника информации. 

Титульный лист учебника 
2) Нажатием на надпись в центре экрана, открываем «Лист оглавления учебника». На нем отображены разделы учебника: «Модуль, гипертекст», «Задания», «Тесты», «Анимация», «Видео». 

Лист оглавления учебника 
3) Ссылкой «Модули» открываем страницу модулей. Их три. Каждый соответствует определенному разделу учебника. 

Лист модулей учебника 
4) С этой страницы можно открыть листы модулей. 

Лист модуля 1. Организационная структура Вооруженных сил Республики Казахстан, 
Лист модуля 2. Цели и задачи Начальной Военной Подготовки. 
Лист модуля 3. Блоки, изучаемые Начальной Военной Подготовкой. 

5) Каждый модуль содержит в себе блоки, изучаемые в этом разделе. Выбрав блок, можно открыть любую тему НВП в деталях. 
Лист блока «Тактическая подготовка». 
6) После изучения теоретического курса НВП пройденный материал необходимо закрепить выполнением практических заданий. Всего заданий шесть. Выполнив задание, ученик получает результат проделанной работы. 

Лист выполнения заданий. 
Практическое задание по устройству АК-74. 
Практическое задание по устройству ручной оборонительной гранаты Ф-1. 
Также в разделе «Задания» можно выполнить практические работы по разборке и сборке АКМ и ПМ: 
Разборка АКМ. 
Разборка ПМ.

7) В разделе «Анимации» можно просмотреть различные опорные схемы: военная топография, тактическая подготовка, гражданская оборона и т.д. 

Лист анимации 
Раздел «Анимации» позволяет в наглядной форме показать слушателям различные опорные схемы практически по все разделам курса НВП: 

- Устройство гранатомета 
- Прямой выстрел 
- Явление выстрела 
- Правила прицеливания 
- Ведение огня по воздушным целям .


ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. 
Изготовление окопа для стрельбы из автомата лежа. 

ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ. 
Определение сторон горизонта по Полярной звезде. 
Определение сторон горизонта без компаса. 

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. 
След радиоактивного облака. 
Устройство убежища. 
Изготовление ватно-марлевой повязки. 
В разделе «Видео» содержатся видеоролики по огневой, строевой подготовке, основам воинской службы: 

Разборка АКМ. 
Разборка ПМ. 
Движение строевым шагом. 
Выполнение строевых приемов с оружием. 
Выполнение команды «Сомкнись» .
Подготовка РГД-5 к бою.









Приложение 2





Метод мозгового штурма

Мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

 Метод мозгового штурма является методом экспертной оценки. В развитом виде предполагает синхронизацию действий участников в соответствии с распознаваемой ими схемой (образом) оцениваемого процесса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!