МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 12"
Секция " Английский язык"
"Иностранные языки в системе
школьного образования стран Европы"
Выполнила: Южакова Юлия, . 7"А" класс
Руководитель: Теряева Лариса
Владимировна,
учитель английского языка
г. Междуреченск, 2007.
Тема работы: "Иностранные языки в системе школьного образования стран Европы".
Содержание.
I. Введение.
Глава 1. Иностранные языки в системе школьного образования стран Западной Европы.
1.1 Англия.
1.2 Германия.
1.3 Франция.
1.4 Испания.
1.5 Италия.
1.6 Греция.
III. Заключение.
IV. Список используемой литературы.
Иностранные языки
в системе школьного образования стран Европы.
Тема моей работы была выбрана не случайно. На уроках английского языка мы знакомимся с элементами страноведения и меня заинтересовал вопрос, а какие иностранные языки изучают школьники в странах Европы.
Актуальность данной темы заключается в том, что, выяснив, какие языки предпочитают изучать школьники за рубежом, можно сделать вывод о наиболее распространенных языках.
Была поставлена цель: выявление наиболее изучаемых иностранных языков в странах Западной Европы.
Цель может быть достигнута путем решения ряда задач:
Познакомиться с литературой по проблеме школьного образования в ряде стран Западной Европы.
Сделать выводы об изучаемых в школах иностранных языках.
Сравнить полученные данные и выявить самые распространенные языки.
Предметом исследования является школьное образование в странах Западной Европы, объектом исследования – изучаемые иностранные языки.
В настоящее время за рубежом интерес к изучению иностранных языков постоянно растет. Изучив литературу, я узнала, что еще в 1969 году на первом совещании министров просвещения стран, входящих в состав Европейского Экономического Сообщества, была принята программа коренного улучшения положения с преподаванием иностранных языков и была поставлена задача ввести обязательное изучение как минимум одного европейского языка с 10-летнего возраста в странах, входящих состав ЕЭС. В западных школах детям предоставляется свобода выбора языка. На второй ступени обучения учащиеся имеют возможность овладеть несколькими иностранными языками.
Для того, чтобы более подробно разобраться в том, каким иностранным языкам отдается предпочтение в странах Западной Европы, проанализируем организацию изучения иностранных языков на примере таких стран как Англия, Германия, Франция, Испания, Италия, Греция.
Англия. Школьное образование в Англии длится с 5 до 18 лет. До 13 лет ребята учатся по единой программе, а с 14 лет начинаются спецкурсы. В начальных школах ( 5-11 лет) иностранные языки, как правило, не изучаются.
На первой ступени обучения (7-11 классы) в качестве основного изучаются французский язык, немецкий и испанский (3 часа в неделю). При этом свыше 70% учащихся отдают предпочтение французскому языку. Изучение второго иностранного языка на данном этапе может начинаться с 9 класса. Но он не является обязательным.
На второй ступени обучения (12-13 классы) количество часов, предназначенных для изучения иностранных языков, зависит от профиля школы. В школах с техническим и естественнонаучным уклоном на изучение как основного, так и второго иностранного языка отводится 3-4 часа в неделю, а в гуманитарных -- 4-5 часов.
В процентном соотношении изучение иностранных языков в системе школьного образования Великобритании выглядит следующим образом: французский язык в качестве основного или второго изучали 72% всех школьников, немецкий – 17%, испанский – 6%, итальянский – 2%, русский –0,5%, остальные языки ( арабский, португальский, шведский, японский и т.д.) – 2,5%.
Германия. Система школьного образования Германии состоит из следующих этапов: начальная школа, где дети обучаются с 6 лет и учатся 4 года, средняя школа, по окончании которой в зависимости от дальнейших планов обучаещегося и его успеваемости, детей распределяют по разным типам средних школ и старшая школа.
В начальных школах страны иностранные языки преподаются лишь в качестве эксперимента. В средней общеобразовательной школе ( 5-9 классы) изучается один иностранный язык, как правило, английский: 5-6 классы – 5 часов, 7 класс – 4 часа, 8-9 классы – 3-4 часа. В политехнических школах вводится изучение второго иностранного языка. В гимназиях в качестве основного или второго языка изучается латинский ( 3-4 часа в неделю). Кроме того, в этих учебных заведениях с 9 класса ведется преподавание третьего иностранного языка.
Франция. Французские дети начинают изучать первый иностранный язык с 8, 9 или 11 лет. Теоретически школьники в качестве основного иностранного языка могут выбрать любой из 13 языков, включенных в школьные программы: английский, арабский, греческий, иврит, испанский, итальянский, китайский, немецкий, голландский, польский, португальский, русский, японский.
Изучение второго иностранного языка начинается в 13 лет ( 3 часа в неделю). А третий язык они могут выбрать в лицее самостоятельно в качестве профилирующего предмета в 16 лет. Первым иностранным языком для 85% учащихся является английский язык ( для 12,5% -- немецкий, 2% -- испанский). 65% учащихся выбирают испанский в качестве второго языка ( 17,4% -- немецкий). Русский язык, относящийся к разряду редких, изучает только 0,25% учащихся, в основном в качестве третьего иностранного языка.
В начальной школе изучение иностранного языка обязательным не является. Однако во многих школах ученики по решению дирекции и родительского комитета изучают тот или иной иностранный язык.
Испания. В Испании имеется разветвленная сеть государственных и частных школ, а также школ, финансируемых церковью. Для каждой из них обязателен "сертификат соответствия, посредством которого контролируется качество образования, количество преподавательского состава, финансирование, обустройство учебного заведения, в целом количество учеников в классах, методологические программы".
Система школьного образования в Испании представляет собой следующее:
детское образование с 0 до 6 лет;
начальное образование с 6 до 12 лет
среднее образование с 12 до 16 лет.
В начальных школах страны иностранные языки не преподаются. В соответствии с законом об образовании изучение иностранного языка является обязательным начиная с 6 класса. Теоретически школьники имеют право выбрать один из иностранных языков: английский, арабский, итальянский, немецкий, португальский и французский. Однако на практике этот выбор зависит от реальных возможностей школы, от того преподавателя иностранного языка, который работает в данной школе. В течение всего периода школьного обучения ученики, как правило, изучают (2-4 часа в неделю) один иностранный язык, причем 61% из них – французский, 38% -- английский).
Италия. Италия – не просто сказочно красивая страна, но и колыбель мировой цивилизации. Когда-то по латыни изъяснялся весь образованный мир. И хотя сейчас эта страна не входит в число мировых лидеров по части образования, есть масса резонов учиться в ней, особенно если вас манят такие дисциплины как музыка, живопись и дизайн.
Система образования Италии очень запутана. Сейчас проводится очередная реформа, призванная состыковать итальянскую систему с европейской.
В итальянских школах, как и в Испании, ученики изучают лишь один иностранный язык. В начальных классах иностранные языки не преподаются. Однако в настоящее время проводится эксперимент, цель которого – начать изучение иностранного языка с 3-4 класса.
На первой ступени ( 6-8 классы ) изучают ( в среднем 3 часа в неделю) английский язык ( 45% учащихся ), французский ( 33% ), немецкий (15% ), испанский ( 7% ). На второй ступени ( 9-13 классы ) количество часов увеличивается до 4. Следует отметить, что выбор иностранного языка в школах Италии часто ограничен: лишь в крупных городах ученики имеют возможность выбрать интересующий их язык, в сельской же местности изучение того или иного языка зависит от сложившихся традиций. Так, в пограничных с Францией районах обычно преподается французский язык, а в районах, примыкающих к Австрии, - немецкий.
Греция. Образование в Греции является государственным или частным и контролируется Министерством образования. Государственное образование является бесплатным.
Начальное образование в Греции является обязательным для детей от 6 до 12 лет, гимназическое в возрасте с12 до 15 лет, лицейское с15 до 18 лет. Учебный год длится с сентября по июнь при 5-дневной неделе.
Самым изучаемым иностранным языком в Греции является английский язык, на втором месте – французский, далее – немецкий.
28.04.04 в столице Греции прошло заседание "круглого стола" на тему "Перспективы организации учебных центров и классов по изучению русского языка в Афинах и греческого языка в Москве". Итоги "круглого стола": включить в систему школьного образования Греции изучение русского языка как иностранного и включить греческий язык в систему образования Москвы.
Заключение.В начальных классах иностранные языки, как правило, не изучаются. В странах Европы, таких как Франция, Германия, Италия, Греция наиболее распространенным в качестве основного иностранного языка является английский язык. За ним по количеству учащихся идут французский и немецкий. В англоязычных странах (Англия, Ирландия) на первом месте – французский язык.
В большинстве стран Европы ученики первой ступени обучения ( 5-7 классы), помимо основного, изучают второй иностранный язык, который также является обязательным. В среднем на изучение второго языка отводится 2-4 часа в неделю. Наиболее часто в качестве второго иностранного языка избирают французский, испанский, итальянский и русский языки.
В ряде стран школьники имеют возможность изучать третий иностранный язык, который преподается на второй ступени обучения (10-11, 12-13 классы). Он является обязательным или факультативным в зависимости от страны или профиля школьного учреждения.
Русский язык был и продолжает оставаться одним из мировых языков. Русский язык по числу владеющих им ( 500 млн. человек, в том числе более 300 млн. за рубежом) занимает в мире 3 место после китайского ( свыше 1 млрд.) и английского ( 750 млн.). Он является официальным или рабочим языком в большинстве авторитетных международных межправительственных организациях.
В последние десятилетия положение русского языка за рубежом претерпевает серьезные изменения. Он по праву сохраняет за собой статус мирового и остается важнейшим инструментом приобщения других народов к российской культуре.
Используемая литература:
Большая советская энциклопедия, Москва, изд-во "Советская энциклопедия", 1974.
Михайлова Н., Кипнис Д., Школьное образование в Германии. -- "Вестник МГУ, серия 9, Иностранный язык", 2005, № 6.
Парис Д., Школьное образование во Франции // (с) Вопросы Интернет – образования. Электронный журнал "Вопросы Интернет – образования".
Стахиду О, Россия и соотечественники. -- "Каро", Санкт-Петербург, 2003.