СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иновационный педагогический опыт по теме "Развитие интеллектуальных способностй младших школьников на уроках математики через урочную и внеурочную деятельность."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная карта по теме инновационного педагогического опыта

Просмотр содержимого документа
«Иновационный педагогический опыт по теме "Развитие интеллектуальных способностй младших школьников на уроках математики через урочную и внеурочную деятельность."»

«Информационная карта »


Баженова Нина Владимировна,
учитель начальных классов

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнесаянтуйская СОШ»

Контакты


Тел. 89085970599

e-mail: [email protected]

персональный сайт: htt://multiurok.ru/bag/

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики через урочную и внеурочную деятельность. »

2. Краткое описание опыта

Актуальность: проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает важное значение. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способной к самоопределению и свободному развитию, побуждает к постоянному поиску путей обновления процесса обучения, а также созданию условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся. В течение нескольких лет работаю над методической темой «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках математики», которая неразрывна с внеурочной деятельностью по предмету. Цель моего педагогического опыта заключается в разработке модели способов практической деятельности учащихся младших классов на уроках математики с развитием их интеллектуальных способностей. В систему работы по интеллектуальному развитию учащихся через совершенствование способов практической деятельности включаю:

- организацию учебно-познавательной деятельности по интеллектуальному развитию через использование различных способов практической деятельности;

- создание психолого-педагогических условий для реализации интеллектуального потенциала учащихся;

- рефлексию эффективности работы по интеллектуальному развитию младших школьников в учебно-познавательной деятельности на уроках математики.

Инновационный характер своего педагогического опыта вижу в том, что он ориентирован на достижение личностных результатов освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС, готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.

Результативность педагогического опыта заключается в

положительной динамике интеллектуального развития учащихся, которая подтверждается:

  • интеграцией урочной и внеурочной деятельности на основе деятельностных способов обучения, формирования метапредметных компетенций, самореализации и социализации учащихся;

  • положительной динамикой уровня учебной мотивации;

  • положительной динамикой уровня сформированности универсальных учебных действий;

  • успешной апробацией программы по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»;

  • результатами уровня и качества освоения учащимися учебной программы по математике;

  • положительной динамикой индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах


3. Результат инноваций

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, успешная их социализация, снижение стрессообразующих факторов в ходе учебного процесса, положительная динамика качества знаний по предмету;

- формирование и развитие коммуникативных умений;

- повышение уровня комфортности обучения;

- повышение мотивации учащихся к изучению предметов начальной школы;

- наличие победителей в конкурсах, олимпиадах муниципального, регионального, всероссийского уровней;

- достижения обучающихся в социально значимых проектах

Свидетельства, подтверждающие результативность инновационного педагогического опыта:

  1. Благодарственное письмо за активное участие и подготовку детей к международному конкурсу «Лисёнок» 2016г.

  2. Свидетельство Мультиурок MUF173285

  3. Грамота за организацию и проведение Международного Чемпионата начальной школы «Вундеркинд» (весенний сезон) 2016г.

  4. Грамота за подготовку участников Международного Чемпионата начальной школы «Вундеркинд» (осенний сезон) 2014г.

и весенний сезон 2016г

  1. Благодарность Межрегионального центра инновационных технологий в образовании за организацию и проведение М\н эвристической олимпиады «Совёнок» 2014г.

  2. Сертификат участника Всероссийского конкурса проектов для учителей «Взгляд» 10.11.2014г.

  3. Диплом II степени во Всероссийском конкурсе педагогических идей «Инновации в образовании» 2013г.

  4. Благодарственное письмо за активное участие в проекте «Я энциклопедия»

2013-2014

  1. Сертификат участника научно-практической конференции «Теория и практика реализации ФГОС общего образования»

  2. Грамота за подготовку участников м\н Конкурса-игры по русскому языку «Ёж»

12.02.15. Грамота за организацию и проведение…

11. Благодарственное письмо за подготовку и помощь в организации Всероссийского дистанционного конкурса «Мир знаний» 2015г.

12. Диплом организатора за подготовку и проведение Всероссийской олимпиады для младших школьников 2012г.

Диплом за организацию сверхпрограммной общероссийской олимпиады Олимпус Зимняя сессия 2013г.


4. Ключевые слова

ФГОС, интеллектуальное развитие, инновационные технологии, ключевые компетенции младших школьников

Я, Баженова Н.В., подтверждаю правильность изложенной в Инфокарте информации.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 г. 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие на обработку своих персональных данных в рамках распространения инновационного педагогического опыта, а именно:

1. разрешаю зарегистрировать в региональной информационной базе инновационного педагогического опыта лучших учителей путем записи персональных данных, отраженных в Инфокарте;

2. разрешаю вести обработку персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств;


3. разрешаю в рамках организации и проведения указанных мероприятий распространение персональных данных (фото, ФИО, место работы, контактная информация) путем размещения в Интернете, буклетах и периодических образовательных изданиях с возможностью редакторской обработки, а также в целях подготовки раздаточных материалов, бюллетеней и каталогов.


Подпись ________ Дата 2016 г.
















Что такое интеллект? Приведем несколько определений

Интеллект — это ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека.

Интеллект — это совокупность способностей, дающих возможность качественно выполнять умственную работу.

Интеллект — это обучаемость, то есть способность усваивать и самостоятельно добывать знания.

И, наконец, интеллект — это способность решать комплексные проблемы при изменяющихся обстоятельствах.


Как развивать интеллект учеников на уроках математики

А теперь поговорим о том, как развивать данные виды интеллекта на уроках. В принципе, интеллектуальный уровень развития личности определяется, прежде всего, двумя факторами: объемом приобретенной информации (это эрудиция) и способностью использовать эту информацию (это уже непосредственно интеллектуальное развитие личности).

Воздействуя на различные виды интеллекта, мы развиваем способности и мышление ученика. В свою очередь способности и мышление тоже имеют градации, — они указаны в приложении 1.

Остановимся подробнее на развитии математических способностей, которые разделяются на алгоритмические, геометрические и логические.

  • Алгоритмические способности — это умение использовать, в первую очередь, определенные «шаблоны» для решения задач в конкретной ситуации, умение разбивать решение на элементарные составляющие, это способность применять аналитические методы, относящиеся к алгебре, математическому анализу, аналитической геометрии. Эти способности проявляются, например, при разложении многочленов на множители, построении графиков функций и их исследовании, решении уравнений, преобразовании выражений.

  • Геометрические способности — это способность к пространственным представлениям и к введению геометрической наглядности при изучении математических проблем, это способность извлечь информацию из заданной конфигурации путем ее анализа и дополнения методом вспомогательных рисунков, дополнительных построений, мысленного анализа. Образно говоря, алгебра развивает навык, геометрия — воображение.

  • Логические способности выражаются в вычленении из некоторого общего положения частных случаев и их исследовании, в создании экономной, непротиворечивой и оптимальной схемы решения задачи (и в выработке стратегии этого решения), в проведении доказательных рассуждений, с использованием приемов доказательства «от противного», продвижение при решении задач «от конца к началу», обращение к контрпримеру, и других.

Какие задачи развивают ту или иную способность?  В приложении 2 представлены (конечно, весьма условно) различные типы задач, которые по-разному воздействуют на ум, рассудок и разум при различных типах мышления, которое тоже, в свою очередь, по форме и характеру решения задач может подразделяться на конкретное (предметное), абстрактное (образное) и интуитивное (вербально-логическое). Мышление развивается на протяжении всей жизни человека и по мере развития интеллекта претерпевает изменения: от конкретного, наглядно-действенного (достать игрушку, собрать пирамидку) к абстрактно-интуитивному (индуктивные и дедуктивные умозаключения, аналогии).

Сам предмет «математика» одним фактом своего изучения уже есть мощное средство для развития интеллекта, и, как следствие, — мышления и способностей ученика. А если еще разбавить «рутину» решаемых примеров и задач нестандартными упражнениями, уделив им пару минут урока — уровень воздействия станет в разы выше.

Например, для развития вычислительного интеллекта во время устных упражнений можно предлагать учащимся упражнения на нахождение недостающего элемента числовой цепочки (15, *, 17, 23, 19, 25очевидно, это число 21) или задачи на развитие логического мышления (У Смирновых в доме живут разные животные. Они могут быть кошками, собаками или хомяками. Известно, что:

  • все животные, кроме двух — хомяки;

  • все животные, кроме двух — кошки;

  • все животные, кроме двух — собаки.

Какие животные, и в каком количестве проживают в доме Смирновых?

Ответ: трое животных — кошка, собака и хомяк.)

Развитие речевого интеллекта напрямую связано с развитием общей эрудиции, зрительной и слуховой памятью — тут уместны упражнения на воспроизведение конечного ряда слов или понятий за определенное время, нахождение словесной пары по ассоциациям (темный-светлый как широкий - ?), исключение лишнего из общего (палтус, сельдь, камбала, дельфин, акулалишний дельфин, это млекопитающее), ну и упоминаемые уже доказательства теорем и обоснование решений.

Развитию пространственного интеллекта способствуют упражнения на сочетание и перемещение фигур и геометрических тел, например, на нахождение положения кубика при определенных поворотах модели (на рисунке правильный ответ — В), на нахождение лишних фигур, распознавание оптических моделей.

Практический интеллект оперирует зрительными образами. Для его развития хороши упражнения на координацию моторики (игра Танграм), прохождение лабиринтов, нахождение оптимального пути из одного пункта в другой (теория графов).

В приложении 3 можно найти самые разнообразные упражнения на развитие применение различных типов мышления и интеллекта, а в целом — это просто разминка и толика удовольствия в этом увлекательнейшем деле —  тренировке мозга.

Интеллектуальное развитие школьников на уроках математики напрямую зависит от личности учителя. Ученикам должно быть интересно на занятиях, будь то урок, факультатив или викторина, они должны почувствовать рост своих возможностей.



. Развитие способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований, наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения.

До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.

В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих познавательных способностей в раннем возрасте.

Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, была выбрана тема работы «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся».

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности.

В настоящее время ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи, отводится математике. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как: точность, чёткость и ясность.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал: «Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны».

Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих познавательных способностей учащихся.Начало формы

Конец формы


76

254


Из опыта работы по теме «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках математики в условиях реализации компетентностного подхода»


Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России.

Необходимость и актуальность внедрения в свою практическую деятельность указанной темы продиктованы возникшими противоречиями между:
-предъявляемыми требованиями ФГОС начального общего образования по математике и недостаточным уровнем сформированности и развития интеллекта и творческого мышления  у  учащихся;
-особенностями традиционного подхода, который в известной степени характеризуется нормативно-репродуктивным мышлением, стремлением к догматизму,
-желанием  признать ценностью  не динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремление к ним, а «норму» как конечную цель образовательного процесса.

В современном  обществе от человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Поэтому  на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования является формирование компетентности учащихся, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. В современном обществе от человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Сущность представленного опыта состоит в систематизации заданий и упражнений, выстраивании иерархии по степени их сложности, классификации  по типу новообразований, появляющихся у детей в ходе развития таких психических процессов как восприятие, внимание, память, воображение, мышление и интеллект.

С целью активизации учащихся на уроке я использую различные приёмы, в которых основополагающим является:

  • учитель не над учеником, а с учеником;

  • включение в работу не только органов чувств, но и эмоциональной сферы ребёнка;

  • выполнение всей работы учащимися самостоятельно, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта;

  • сглаживание традиционной оценки, её в какой-то степени заменяют самооценка, самокоррекция, самовоспитание.

Итак, начиная с 1 класса, реализую технологию проблемно-диалогического обучения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

Технология проблемного обучения заключается в следующем: учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Таким образом, в современных условиях решение проблемы универсальных учебных действий начинает осуществляться на новом идеологическом основании – компетентностном подходе к содержанию образования.

Развитие у младших школьников УУД, необходимых для формирования базовых компетенций личности, одна из актуальных задач современного образования. Формирование этих сложных психологических структур – залог успеха активной познавательной деятельности обучающихся, их творческой активности и интеллектуального роста.

В 1 классе включаю следующие техники, приемы, способствующие формированию и развитию УУД.

Формирование и развитие умения видеть проблему.

Проблема – это затруднение и неопределенность, с которой сталкиваются учащиеся. Для младших школьников устранение проблемы потребует совершения действий, направленных на снятие неопределенности. Снятие ситуации неопределенности предполагает активный мыслительный процесс, поиск вариантов решений. Задания по математике  часто построены таким образом, чтобы ребенок сначала попытался про себя или вслух выяснить, а что же тут неясно? Над чем стоит задуматься? Что необходимо решить? Другими словами, ребенок ставится в ситуацию, когда ему необходимо сформулировать проблему.
Развитие умений задавать вопросы.

Первоклассники очень любят задавать вопросы. К сожалению, зачастую взрослые всячески гасят детскую любознательность, ссылаясь на занятость или несвоевременность тех или иных вопросов. Поэтому, уже в начальной школе, можно заметить угасание любознательности и отсутствие в связи с этим умения правильно задавать вопросы. В процессе познания вопросы играют важную роль, поэтому можно без преувеличения сказать, что сознательное учение, познание начинается с вопроса. Вопрос направляет познание ребенка, побуждая познавательную активность, приобщая к культуре умственного труда. С точки зрения логики, вопрос условно делится на две части: базисную, содержащую исходную информацию об объекте; и часть вопроса, указывающую на недостаточность этой информации. Вопросы могут быть: простыми и сложными; уточняющими (прямыми: Верно ли? Должен ли?) и восполняющими (неопределенными: Что? Где? Сколько? Почему? Когда?).

Развитие умения сравнивать


Развитое умение сравнивать позволяет выявлять сходство и различие между объектами. Прием сравнения необходимо развивать, так как он позволяет детям с легкостью выявлять особенности объектов, их уникальность, что значительно облегчает процесс формулировки определений тех или иных понятий. Сравнение предполагает использование такого приема, как различение. Различение помогает установить отличия данных объектов от объектов, в чем-то с ними сходных. Данные задания выполняются на уроке «Упорядочивание предметов в порядке возрастания и убывания заданного параметра».

 

Рис. 5.


На данном слайде находится задание, которое требует от первоклассника выявить общие и особенные черты представленных объектов, определить, чем они между собой отличаются (в данном случае – размером) и выполнить задание, выстроив матрешек в определенной последовательности – от меньшего размера – к большему.

Для формирования приема сравнения использую задания разного уровня сложности: обязательный уровень и продвинутый.

К обязательному уровню усвоения относятся  упражнения, при выполнении которых школьники ориентируются на сходство и различие признаков. На этом этапе они должны осознать смысл сравнения, уметь объяснять термин «сравнение».

В чем сходство и различие:
1) выражений: 11–1 и 11+1; 3*(5+6) и 5*(6+3);
2) чисел: 10, 20, 30, 40, 50; 55 и 555; 110 и 10;
3) равенств: 4 + 5 = 9 и 5 + 4 + 9; 3 * 8 = 24 и 8 * 3 = 24; 4 * (5 + 3) = 32 и 4 * 5 + 4 * 3 = 32;  2 * (7 *10) = 210;
4) текстов задач: а) В первом ящике 7 кг картофеля, во втором ящике на 3 кг больше, чем в первом. Сколько килограммов картофеля во втором ящике? б) В первом ящике 7 кг картофеля, во втором ящике на 3 кг меньше. Сколько килограммов картофеля во втором ящике?
5) уравнений: 7 + х = 5 и х + 7 = 5; 10 – х = 6 и (7 + 3) – х = 6; 12 – х = 4 и (10 + 2) – х = 3 + 1;

При выполнении упражнений продвинутого уровня ученики должны выявить основания для сравнения, выполнять последовательное, параллельное, отсроченное сравнение.

Реши задачи:
а) Четыре друга спускались с горы на санках. Игорь проехал дальше, чем Роман. Роман проехал меньше, чем Олег, но дальше чем Вадим. Кто проехал меньше всего.
б) Петя выше Кати, Катя выше Оли. Кто выше всех?
в) Сколько шаров необходимо положить на третьи весы, чтобы уравновесить их?


г) Зоя решила больше задач, чем Рита. Алла решила много задач. Кто из девочек решил меньше задач, чем Зоя?
д) Сравни свойства квадрата и прямоугольника.
е) Сравни примеры, найди общее и сформулируй правило:
1 – 0
2 – 1
3 – 2
4 – 3
(если из последующего числа вычесть предыдущее, то в результате получится 1).
з) Выполни рисунки, соответствующие данным записям: 3 * 7, 4 * 2 + 4*3, 3 + 7.

На этапе выполнения упражнений углублённого уровня ученики самостоятельно используют прием сравнения для различных задач, без указаний: «сравни…, укажи признаки, в чем сходство и различие…».

  • Расположи числа в порядке возрастания: 12, 9, 7, 15, 24, 2 (для выполнения этого задания ученики должны выявить признаки различия данных чисел.)

  • Расположи числа в порядке убывания: 45, 34, 2, 17, 38, 3, 58.

  • Продолжи ряды чисел: 2, 4, 6, 8, …; 1, 5, 9, 13 …

  • Найди лишний ряд:    2    5    8    11    14

    1    4    7    10    13
    3    4    5    6    7

  • Какое число пропущено:    3    5    7    9

    6    10    14    ?

  • Сумма чисел в первом столбике равна 12. Как быстро можно найти сумму чисел, записанных во втором столбике:

    3    13
    4    14
    5    15
Какой знак (=, ) пропущен:    +7 * + 6

Показателем сформированности приема сравнения является умение детей самостоятельно использовать его для решения различных задач, без указаний: «сравни…, укажи признаки …, в чем сходство и различие…».

Развитие умений классифицировать объекты


Познание ребенком окружающего мира, мира науки не сводится лишь к чувственному его отражению. Оно обязательно предполагает использование хорошо развитого умения выделять в объектах общие, существенные признаки. С помощью классификации школьник учится упорядочивать объекты и свои знания о них. Классификацию называют еще операцией деления объектов, понятий по определенному основанию на группы, классы. Умение классифицировать – неотъемлемая часть математического и логического мышления, поэтому его развитию уделяется большое внимание на уроках.

Виды упражнений и заданий, основанных на принципах компетентностного  подхода к обучению, направленных на интеллектуальное развитие и развитие творческого  потенциала учащихся.

1. Интеллектуальные разминки.
С целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов включаю вначале урока  интеллектуальные разминки. Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.).
Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. 

2. Задания без известных ответов.
Опыт показывает, что именно от содержания сформулированного вопроса или задания зависит уровень самореализации учащихся. Если задание звучит сухо или непонятно, «не задевает» детей, отчуждено от их личного опыта или от реальной проблематики исходной науки, то шансов на качественный результат мало.

И  наоборот, если  задание предлагается детям в соответствии с их потребностями, с их предыдущей мотивированной деятельностью, если в задании нет «заигрывания» перед детским интересом, а содержится действительно «живая» проблема или задача, если её решение неочевидно даже для учителя, такое задание способно повести за собой весь ход урока, постепенно выстраивая его по внутренней логике обозначенной проблемы.

Задания, у которых нет и не может быть заранее известных решений или ответов, можно назвать открытыми.

Открытые задания не имеют однозначных результатов выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно угаданный или полученный ответ.

Применение таких заданий, с одной стороны, направлено на творческое освоение базового содержания учебных курсов, с другой – обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся.

Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания.

Разработать или подобрать открытые задания нелегко, для этого нужно уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результата, а не только его конкретное содержание. Составляя открытое задание, учитель может знать 2 -3 варианта его возможного решения, но окончательное количество решений не должно ограничиваться.

При разработке открытых заданий учителю бывает сложно отвлечься от собственных представлений о получаемых учениками результатах. Лучшее задание – то, решение которого неизвестно учителю заранее, но интересно и посильно для выполнения учеником. Предчувствие оригинальных ответов учеников – важный субъективный критерий качества открытого задания.

Приведу примерные открытые  задания, используемые мной на уроках математики в 1-2 классах:

  • Какого цвета 0?

  • Сочини сказку про знаки «+», «-», «=».

  • Составь памятку по решению уравнения.

  • Нарисуй предметы одинаковые по форме и разные по трем признакам.

  • Нарисуй предметы с одним отличительным признаком и одним общим.

  • Изобрази интересную замкнутую линию, незамкнутую линию.

  • Дай свое определение «уменьшаемому».

  • Изобрети новую геометрическую фигуру с 6 вершинами. Дай ей название.

  • Придумай загадку, стихотворение или считалку, в которой раскрывается смысл действия умножения.

  • Понаблюдай за умножением  любого числа на 1 и 0. Сформулируй свои правила для таких умножений.

  • Разработай рекомендации для своих товарищей о том, как быстро выучить таблицу умножения.

  • Придумай задачу, не имеющую решения.

  • Придумай задачу, не имеющую смысла.

  • Составь обратную задачу к придуманной прямой задаче.

  • Придумай задачу, в условии которой:

- недостаточное количество данных,
- избыточное количество данных,
- неверно поставленный вопрос.

3. Нестандартные задачи.
Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования интеллектуальной,  творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. На уроках математики по традиционной программе при решении школьных задач учащиеся применяют для их решения определенные знания, умения и навыки. Их роль заключается в обработке и закреплении конкретных умений и навыков. При этом известная алгоритмизация способов их решения ограничивает творческий поиск учащихся. Учащиеся, постоянно следуя жестко предписанным операциям, привыкают к однотипным действиям, быстро теряют свои наклонности к оригинальным решениям, начинают мыслить и действовать по стандарту как все, что естественно, тормозит их творческую активность.

В первом классе при решении простых и сложных математических задач, дети недолго думая, начинают выполнять какие-либо действия над числами. Решая нестандартные задачи, дети сами приходят к выводу, что есть задачи, которые не решаются сразу одним действием, что надо анализировать, сравнивать, рассуждать.

Начинаем с таких задач:
1. Решение задач с недостающими данными. “Мальчику купили игрушки: мишку и машину. Машина стоит 25 руб. Сколько стоят вместе?”. Такие задания способствуют развитию у учащихся нешаблонного анализа.
2. Нерешаемые задачи. Сначала дается задача. “У Кати было 5 кукол, у Светы- 1 кукла. Сколько кукол у девочек?” А потом предъявляется нерешаемая задача: “У Кати было 5 кукол, у Светы 1 кукла. Сколько кукол у Веры?” Развивается умение осуществлять анализ новой ситуации.
3. Задания на определение закономерности. “Вставь пропущенное число” 2 5 8 11? Решение таких задач требует умения самостоятельно осуществлять анализ ситуации и формировать гипотезы преобразования данной ситуации.
4. Задания для формирования умения проводить дедуктивные рассуждения: “Гитара – музыкальный инструмент. У Алексея  дома музыкальный инструмент. Значит, у него дома гитара?”. Правильны ли рассуждения или нет. Если нет, то почему?

При решении подобных задач учащиеся должны проявить смекалку, догадаться, что задача вообще не решается или что в задаче есть лишние данные или данных не хватает. Проявление сообразительности при выполнении подобных заданий способствует формированию такого качества, как гибкость мышления, которая играет важную роль в развитии творческого мышления.  С самого начала при решении нестандартных задач нужно приучить детей изображать отрезками любые объекты, о которых известно, делать таблицы, показать задачи инсценировкой.

5. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
а) “Вася выше Коли и ниже, чем Сеня. Кто из мальчиков самый длинный?” При анализе решения таких задач желательно сопроводить сюжет рисунком на доске и в тетрадях.
б) “Петя родился на 3 года раньше Вовы. Сейчас Пете 6 лет. Сколько лет Вове?” Для полной наглядности полезно написать первые 10 чисел и расположить буквы П и В рядом соответствующими числами.
в) “5 мальчиков обменялись рукопожатием и подарили друг другу по одной своей фотографии. Сколько было рукопожатий? Сколько понадобилось фотографий?” Такие задачи выясняются инсценировкой. Мальчики выходят к доске и пожмут друг другу руки, а ученики считают, сколько было рукопожатий. Потом обмениваются фотографиями. Ученики считают, сколько фотографий подарили.
г) “В клетке сидят цыплята и кролики. Всего у них 10 голов и 24 ноги. Сколько в клетке цыплят и сколько кроликов?” Эта задача решается рисованием.

При решении нестандартных задач развиваются воображения и фантазия, память и внимание, гибкость мышления, ум ребенка становится острее, формируются умения наблюдать, анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь - четкой, убедительной, аргументированной.

4. Исследовательская деятельность.
Современная организация учебной деятельности младших школьников предполагает смену репродуктивного типа мышления – «объекта» – на преобразующий творческий тип мышления – «субъекта», когда ученик стремится самостоятельно увидеть проблему, вникнуть в ее суть и, установив причинно-следственные связи с ранее изученным материалом, предложить собственный, отличный от других вариант решения учебной задачи.

Исследовательская деятельность должна начинаться с первых дней пребывания ребенка в школе, для чего необходимо создать такие условия, при которых он самостоятельно заново открывает для себя известное в науке.

Задания по исследованию ряда чисел.
Дан ряд чисел: 13   17    21.
1. Что можно сказать об этих числах? (Двузначные, нечетные, увеличиваются на 4.)
2. Продолжите ряд по заданной закономерности влево, уменьшая числа на 4; вправо, увеличивая числа на 4.
1  5  9 13  17  21  25  29  33  37
3. Какие числа в получившемся ряду? (Однозначные и двузначные, нечетные.)
4. Разделите на две равные части посредине:
 1    5    9  13  17 
21  25  29  33  37
Что заметили интересного? (Одинаковое количество единиц в числах, записанных в столбик; количество десятков разное: во втором ряду на 2 десятка больше.)
5. Сложите числа: 22  30  38  46  54.
Что можно о них сказать? (Четные, увеличиваются на 8.) Почему? (Дважды увеличивали числа на 4 – закономерность.)
6. Укажите «интересные» числа. (33 – одинаковое количество десятков и единиц; 21 – количество десятков в 2 раза больше количества единиц.)
7. Сложите числа из п. 2 парами, начиная с самого маленького и самого большого. (1 и 37, 5 и 33, 9 и 29, 13 и 25, 17 и 21; результат – 38.)
8. Найдите разность этих чисел.
9. Запишите результаты. (36 28 20 12 4)
Что можно сказать об этих числах? (Уменьшаются на 8 – закономерность.)
10. Найдите лишнее число. (4 – однозначное, остальные числа двузначные.)
11. Каждое число разделите на 4. Что заметили интересного? (Значения частных выражены однозначными нечетными числами.)

Из личного опыта отмечу, что дети довольно быстро отказываются от руководства учителя и берут управление в свои руки. Самостоятельно фантазируя, школьники предлагают выполнить следующий этап исследования, что позволяет учителю перейти от малоэффективной фронтальной работы к индивидуальной творческой учебно-исследовательской деятельности, которая способствует выработке следующих знаний и умений:
- самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления, закономерности;
- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
- проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
- устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
- рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;
- применять научные методы исследования (теоретический анализ и синтез, экспериментальное, математическое моделирование и т.д.);
- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;
- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.

В  1 классе использование элементов исследовательской работы учащихся позволяет  формировать  познавательные УУД. Например,  использую таблицу, где изображены несколько четырёхугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырёхугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зелёный. Учащимся предлагается исследовать фигуры, распределить на группы и указать признак группировки. После этого ставлю вопрос перед классом: «Почему красные фигуры можно назвать четырёхугольниками, а зелёные пятиугольниками?». Этот вопрос представляет довольно сложную проблему, для решения которой дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений.

В практике обучения  по любой системе присутствуют два пути: прямой и косвенный. Прямой путь заключается в выполнении учащимися большого количества заданий или упражнений, предусматривающих формирование у них определенных знаний, умений и навыков. Этот путь предполагает использование заданий, выполнение которых диктуется заданным образом, т.е. обучение осуществляется на репродуктивном уровне.

Косвенный путь во главу угла ставит продвижение в развитии школьников, требует творческой, продуктивной деятельности детей в процессе выполнения предлагаемых заданий. Процесс обучения строится на основе самостоятельного добывания детьми новых знаний. В системе обучения, которая направлена в первую очередь на приобретение знаний и выработку навыков, используется в основном прямой путь их формирования. В системе обучения, направленной на общее развитие школьников, основным является косвенный путь, прямой же путь является вспомогательным.

Очень не просто удается полностью отказаться от репродуктивных методов обучения. Два года назад   я столкнулась с тем, что любая задача, выходящая за рамки типовой, вызывает не просто затруднение, а даже страх перед своей “необычностью”, и не только у слабого ученика. Безусловно, заставить ребенка мыслить, рассуждать,  не бояться высказывать свои пути решения – это труд не одного дня, ни  одного урока. Это постоянный поиск методов, способов и приемов для интеллектуального развития школьников. И начать я предлагаю с простых развивающих упражнений. Если использовать эти упражнения в системе, постоянно пополняя свою педагогическую копилку новыми находками, подключив к изготовлению матриц, рисунков, таблиц родителей, своих выпускников и самих учащихся, то сразу ясно, что это совсем не сложно, а главное - результаты не заставят себя ждать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!