Институт социализации | Возраст | Функции в рамках социализации на каждом возрастном этапе | Задачи социализации на каждом возрастном уровне | Условия эффективности социализации на каждом возрастном уровне | Использованные литературные источники |
Семья | Младенчество (0 -1) | Репродуктивная (рождение детей). Экзистенциальная (содержание детей) Социализация и воспитание | Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым Уход и присмотр | Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка Ребенок тем быстрее приобретает необходимые знания, навыки речи, мышления, чем содержательней и многообразней общение в семье | Цинченко Галина Михайловна Семейная социализация и воспитание // Управленческое консультирование. 2014. №5 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-sotsializatsiya-i-vospitanie (дата обращения: 27.09.2020). |
Раннее детство (1-3) | Экзистенциальная (содержание детей) Социализация и воспитание Транслирующая функция. Коммуникативная функция | Формированием автономии и независимости Передача образцов поведения и моделей деятельности через игровую деятельность 13 Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности | Формирующееся отношение ребенка к другим людям определяется прежде всего отношением к нему самому родных и близких в семье. Под влиянием этих отношений формируется и его самопознание. Ребенок тем быстрее приобретает необходимые знания, навыки речи, мышления, чем содержательней и многообразней общение в семье. Если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности 14 | Цинченко Галина Михайловна Семейная социализация и воспитание // Управленческое консультирование. 2014. №5 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-sotsializatsiya-i-vospitanie (дата обращения: 27.09.2020). Шишкина Е. В. Семейная социализация: проблема определения // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. С. 91-95. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2009. - 362 с. |
Дошкольный возраст (3-7) | Экзистенциальная (содержание детей) Социализация и воспитание Транслирующая функция. Коммуникативная функция | Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Передача жизненного опыта старших поколений, усвоение культуры и образцы поведения, знаний, норм, принятых в социуме и его подсистемах, происходит в процессе семейного общения. Формируются привычные формы отношений к другим людям, труду, познанию окружающего мира, своим обязанностям, а также устойчивые способы действий, поведения и деятельности | В дошкольном возрасте главными агентами воспитания являются отец и мать, осуществляющие социализирующее влияние на ребенка в ходе повседневной семейной жизни. Решающими факторами семейного воспитания являются личностные качества матери и отца, уровень их культуры и образования, мировоззрение. Огромную роль играют стиль супружеских и детско-родительских отношений. У всех народов нравственные нормы, правила, моральные идеалы прививаются в первую очередь в семье. | Цинченко Галина Михайловна Семейная социализация и воспитание // Управленческое консультирование. 2014. №5 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-sotsializatsiya-i-vospitanie (дата обращения: 27.09.2020). Социальная психология : учебник для бакалавриата и специалитета / Г. Р. Чернова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 187 с. — (Серия : Бакалавр и специалист). |
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет). | Экзистенциальная (содержание детей) Социализация и воспитание Транслирующая функция. Коммуникативная функция | Передача жизненного опыта старших поколений, усвоение культуры и образцы поведения, знаний, норм, принятых в социуме и его подсистемах, происходит в процессе семейного общения. | Помощь в организации учебной деятельности. Ребенок тем быстрее приобретает необходимые знания, навыки речи, мышления, чем содержательней и многообразней общение в семье Только воспитание в любящей семье может обеспечить благоприятные условия и для детей, перенесших тяжелые психологические травмы и имеющих проблемы в психическом развитии 12 | Цинченко Галина Михайловна Семейная социализация и воспитание // Управленческое консультирование. 2014. №5 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-sotsializatsiya-i-vospitanie (дата обращения: 27.09.2020). Цинченко Г. М. Политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей // Управленческое консультирование. 2013. № 9. С. 62-69. |
Подростковый (от 11 до 15 лет) | Экзистенциальная (содержание детей) Социализация и воспитание Транслирующая функция. Коммуникативная функция | Поддержка Взаимообучение | Уважение интересов подростка Признание «взрослости» Поддержка интересов и стремлений Поддержка адекватной самооценки | Цинченко Галина Михайловна Семейная социализация и воспитание // Управленческое консультирование. 2014. №5 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-sotsializatsiya-i-vospitanie (дата обращения: 27.09.2020). |
Юность (от 15 до 25 лет) | Поддерживающая Профориентационная | Помощь в выборе профессии Подготовка к созданию семьи Расширение диапазона общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности 13 | Поддержка интересов и стремлений7 Поддержка адекватной самооценки | Цинченко Галина Михайловна Семейная социализация и воспитание // Управленческое консультирование. 2014. №5 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-sotsializatsiya-i-vospitanie (дата обращения: 27.09.2020). Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 3е изд., стереотип. - М.: Академия. - 2008. |
Зрелость (от 25 до 55/60 лет). | Репродуктивная (рождение детей). Экзистенциальная (содержание детей) Социализация и воспитание | См. младенчество+ ранний + дошкольный+ младший школьный + подростковый возраста с позиции агентов социализации мать /отец | Цинченко Галина Михайловна Семейная социализация и воспитание // Управленческое консультирование. 2014. №5 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-sotsializatsiya-i-vospitanie (дата обращения: 27.09.2020). |
Старость(старше 55/60 лет) | Социализация и воспитание Транслирующая функция. | Воспитание внуков Поддержка детей Присмотр и уход | Демократические отношения при передаче опыта | Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 3е изд., стереотип. - М.: Академия. - 2008. |
Образовательная организация | Младенчество (0 -1)* * Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ФЗ) 11 | Функция присмотра и ухода 11 | Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня | Обеспечение грамотного присмотра и ухода во время нахождения в ОО Поддержка родителей Оказание консультативной помощи | Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) |
Раннее детство (1-3) | Функции воспитания, обучения и развития обучающихся Функция присмотра и ухода Формированием автономии и независимости | Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста11 | Обеспечение грамотного присмотра и ухода во время нахождения в ОО Поддержка родителей Оказание консультативной помощи | Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) |
Дошкольный возраст (3-7) | Функции воспитания, обучения и развития обучающихся Функция присмотра и ухода | Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. 11 | Обеспечение грамотного присмотра и ухода во время нахождения в ОО Поддержка в игровой деятельности Формирование детского коллектива Воспитание и передачи социально значимых ЗУН и компетенций в рамках образовательной программы Поддержка родителей Оказание консультативной помощи родителям | Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 3е изд., стереотип. - М.: Академия. - 2008. |
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет). | школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры Функции воспитания, обучения и развития обучающихся (функция воспроизводства знаний) Организационная (воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности учащихся вне учебного процесса) Социально-психологические функции (влияние на учащихся происходит в процессе свободного общения, не организуемой педагогами жизнедеятельности.) | Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации. Более того, школа и в более широком смысле обязана подготовить человека к жизни в обществе. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, поэтому именно школа задает первичные представления человеку как гражданину, а соответственно способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности для общения ребенка, теперь помимо общения со взрослыми, возможность общения со сверстниками, что само по себе является важнейшим этапом 2 | Демократический подход в реализации учебного процесса с учетом ведущей учебной деятельности. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Правда, при некоторых условиях. Наличие в школе гуманистической воспитательной системы, педагогов-гуманистов, обладающих необходимым теоретическим потенциалом в области воспитания, директора, являющегося лидером в их среде, гибкий, недирективный стиль управления школой со стороны органов народного образования8 | Бронфенбреннер, 1976 Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2009. - 362 с. Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система // Общественные науки и современность. - 1998. - №1. - с.132-134. Социальная психология : учебник для бакалавриата и специалитета / Г. Р. Чернова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 187 с. — (Серия : Бакалавр и специалист). |
Подростковый (от 11 до 15 лет) | Функции воспитания, обучения и развития обучающихся; (функция воспроизводства знаний) Организационная (воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности учащихся вне учебного процесса) Социально-психологические функции (влияние на учащихся происходит в процессе свободного общения, не организуемой педагогами жизнедеятельности.) | - Профориентация - Создание условий для развития классного коллектива и общения со сверстниками - Передачи ЗУН и развитие компетенций – Передача (организация) социального опыта учащихся и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, ее самоактуализации в ближайшем окружении, самовоспитания в желательном для общества направлении; активизация всеми имеющимися у общества средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности; – создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении, формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентации и ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности; – процессы ресоциализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений детей и подростков, обеспечение социальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации и включения их в жизнь. | Учет ведущей деятельности общения со сверстниками при организации процесса обучения. Наличие в школе гуманистической воспитательной системы, педагогов-гуманистов, обладающих необходимым теоретическим потенциалом в области воспитания, директора, являющегося лидером в их среде, гибкий, недирективный стиль управления школой со стороны органов народного образования8 | Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система // Общественные науки и современность. - 1998. - №1. - с.132-134. Социальная психология : учебник для бакалавриата и специалитета / Г. Р. Чернова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 187 с. — (Серия : Бакалавр и специалист). |
Юность (от 15 до 25 лет) | Профессиолизация / обеспечение подготовки кадров; Обучающая (функция воспроизводства знаний) | Проведение профориентационных мероприятий Поддержка в развитии в выбранной профессиональной сфере Период "ролевого моратория", потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. | Наличие в ОО (школе, колледже, ВУЗе и т.д.) гуманистической воспитательной системы, педагогов-гуманистов, обладающих необходимым теоретическим потенциалом в области воспитания, руководителя, являющегося лидером в их среде, гибкий, недирективный стиль управления ОО со стороны органов народного образования8 | Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система // Общественные науки и современность. - 1998. - №1. - с.132-134. |
Зрелость (от 25 до 55/60 лет). | Информационная функция Обучающая функция (в рамках тенденции long-life learning) | Передача информации от сотрудников ОО родителям (лицам их заменяющим) информации о ходе социализации обучающихся Оказание сотрудниками ОО консультативной помощи родителям (лицам их заменяющим)обучающихся Освоение новой профессий/повышение квалификации и обретение нового социального опыта взаимодействия | Соблюдение тенденции long-life learning4 Демократический стиль взаимодействия Формирование экзистенциональных компетенций4 | Доклад экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia о навыках, которые понадобятся человеку в будущем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://futuref.org/futureskills_ru – (28.09.2020). |
Старость(старше 55/60 лет) |
Общество | Младенчество (0 -1) | Регулятивная Информационная | Поддержка родителей в процессе социализации, Регулирование деятельности родителей в процессе воспитания | Гуманистический характер взаимодействия общества и семьи | Социальная психология : учебник для бакалавриата и специалитета / Г. Р. Чернова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 187 с. — (Серия : Бакалавр и специалист). |
Раннее детство (1-3) | Формирование автономии и независимости | Общество приучает ребенка к аккуратности, опрятности | Внимание общества к каждому члену, непредвзятое отношение к семье ребёнка и ребёнку | Социальная психология : учебник для бакалавриата и специалитета / Г. Р. Чернова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 187 с. |
Дошкольный возраст (3-7) | Регулятивная Транслирующая | Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Привитие и регулирование исполнения принятых в обществе социальных норм | Сегодня смартфон или планшет становится для ребёнка едва ли не первичным средством получения информации об обществе (использование современных технологий) 3 Гуманистический характер взаимодействия | Горбунов Александр Сергеевич Аспекты социализации личности в информационном массовом обществе // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-sotsializatsii-lichnosti-v-informatsionnom-massovom-obschestve (дата обращения: 28.09.2020). |
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет). | Регулятивная Транслирующая | Вовлечение человека в массовую коммуникацию3 Самостановление, самовоспитание, саморазвитие личности Привитие и регулирование исполнения принятых в обществе социальных норм | Сегодня смартфон или планшет становится для ребёнка едва ли не первичным средством получения информации об обществе (использование современных технологий) 3 Гуманистический характер взаимодействия | Горбунов Александр Сергеевич Аспекты социализации личности в информационном массовом обществе // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-sotsializatsii-lichnosti-v-informatsionnom-massovom-obschestve (дата обращения: 28.09.2020). |
Подростковый (от 11 до 15 лет) | Регулятивная Транслирующая | Вовлечение человека в массовую коммуникацию3 Самостановление, самовоспитание, саморазвитие личности Привитие и регулирование исполнения принятых в обществе социальных норм | Сегодня смартфон или планшет становится для ребёнка едва ли не первичным средством получения информации об обществе (использование современных технологий) 3 Гуманистический характер взаимодействия | Горбунов Александр Сергеевич Аспекты социализации личности в информационном массовом обществе // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-sotsializatsii-lichnosti-v-informatsionnom-massovom-obschestve (дата обращения: 28.09.2020). |
Юность (от 15 до 25 лет) | Регулятивная Транслирующая | вовлечение человека в массовую коммуникацию3 самостановление, самовоспитание, саморазвитие личности Привитие и регулирование исполнения принятых в обществе социальных норм | Использование современных технологий3 Гуманистический характер взаимодействия | Горбунов Александр Сергеевич Аспекты социализации личности в информационном массовом обществе // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-sotsializatsii-lichnosti-v-informatsionnom-massovom-obschestve (дата обращения: 28.09.2020). |
Зрелость (от 25 до 55/60 лет). | Регулятивная Транслирующая | вовлечение человека в массовую коммуникацию3 самостановление, самовоспитание, саморазвитие личности регулирование исполнения принятых в обществе социальных норм | Использование современных технологий3 Гуманистический характер взаимодействия Поддержка волонтерской деятельности социальной направленности, тенденции long-life learning | Горбунов Александр Сергеевич Аспекты социализации личности в информационном массовом обществе // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-sotsializatsii-lichnosti-v-informatsionnom-massovom-obschestve (дата обращения: 28.09.2020). |
Старость(старше 55/60 лет) | Регулятивная Транслирующая Поддерживающая | вовлечение человека в массовую коммуникацию3 самостановление, самовоспитание, саморазвитие личности регулирование исполнения принятых в обществе социальных норм | Использование современных технологий3 Гуманистический характер взаимодействия Поддержка волонтерской деятельности социальной направленности, тенденции long-life learning | Горбунов Александр Сергеевич Аспекты социализации личности в информационном массовом обществе // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-sotsializatsii-lichnosti-v-informatsionnom-massovom-obschestve (дата обращения: 28.09.2020). |
Государство | Младенчество (0 -1) | Регулятивная | установление правовых рамок функционирования различных институтов социализации | Создание условий для поддержки семьи (материальная, информационная поддержка). Например, национальный проект «Образование» 6 | Министерство просвещения Российской Федерации. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project – (28.09.2020). |
Раннее детство (1-3) | Идеологическая Регулятивная | установление правовых рамок функционирования различных институтов социализации | Создание условий для поддержки семьи6 Увеличение эффективности функционирования ОО, повышение качества образования6 | Министерство просвещения Российской Федерации. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project – (28.09.2020). |
Дошкольный возраст (3-7) | Идеологическая Регулятивная | осуществление гражданского образования и воспитания установление правовых рамок функционирования различных институтов социализации Создание условий для социально-этнического самоопределения, культурно-исторической принадлежности и патриотизма | Создание условий для поддержки семьи6 Увеличение эффективности функционирования ОО, повышение качества образования6 | Министерство просвещения Российской Федерации. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project – (28.09.2020). |
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет). | Идеологическая Регулятивная | создание и регулирование системы образования осуществление гражданского образования и воспитания установление правовых рамок функционирования различных институтов социализации Создание условий для социально-этнического самоопределения, культурно-исторической принадлежности и патриотизма | Создание условий для поддержки семьи6 Увеличение эффективности функционирования ОО, повышение качества образования | Министерство просвещения Российской Федерации. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project – (28.09.2020). |
Подростковый (от 11 до 15 лет) | Идеологическая Регулятивная | создание и регулирование системы образования осуществление гражданского образования и воспитания установление правовых рамок функционирования различных институтов социализации Создание условий для социально-этнического самоопределения, культурно-исторической принадлежности и патриотизма | Создание условий для поддержки семьи6 Увеличение эффективности функционирования ОО, повышение качества образования Поддержка одарённой молодежи5,9 | Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131119/ Министерство просвещения Российской Федерации. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project – (28.09.2020). |
Юность (от 15 до 25 лет) | Идеологическая Регулятивная | создание и регулирование системы образования осуществление гражданского образования и воспитания установление правовых рамок функционирования различных институтов социализации Поддержка государственной идеологии, в рамках которой осмысливаются историческая судьба нации, ее место в мире, проблемы и перспективы развития, формулируются ценности, объединяющие всю нацию и позволяющие государству проводить политический курс от имени всего общества | Создание условий для поддержки семьи6 Увеличение эффективности функционирования ОО, повышение качества образования Поддержка одарённой молодежи5,9 | Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131119/ Министерство просвещения Российской Федерации. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project – (28.09.2020). Постановление Правительства РФ от 27.05.2006 N 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60517/ |
Зрелость (от 25 до 55/60 лет). | Идеологическая Регулятивная | установление правовых рамок функционирования различных институтов социализации Поддержка государственной идеологии, в рамках которой осмысливаются историческая судьба нации, ее место в мире, проблемы и перспективы развития, формулируются ценности, объединяющие всю нацию и позволяющие государству проводить политический курс от имени всего общества 1 | Пропаганда государственной идеологии Нормативно-правовое закрепление регулятивных и идеологических направлений деятельности Организация выборов | Асеева Татьяна Анатольевна Роль государства в политической социализации граждан современной России // Известия АлтГУ. 2015. №2 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstva-v-politicheskoy-sotsializatsii-grazhdan-sovremennoy-rossii (дата обращения: 28.09.2020). |
Старость(старше 55/60 лет) | Идеологическая Регулятивная | установление правовых рамок функционирования различных институтов социализации Поддержка государственной идеологии, в рамках которой осмысливаются историческая судьба нации, ее место в мире, проблемы и перспективы развития, формулируются ценности, объединяющие всю нацию и позволяющие государству проводить политический курс от имени всего общества 1 | Пропаганда государственной идеологии Нормативно-правовое закрепление регулятивных и идеологических направлений деятельности Организация выборов | Асеева Татьяна Анатольевна Роль государства в политической социализации граждан современной России // Известия АлтГУ. 2015. №2 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstva-v-politicheskoy-sotsializatsii-grazhdan-sovremennoy-rossii (дата обращения: 28.09.2020). |
Асеева Т.А. Роль государства в политической социализации граждан современной России // Известия АлтГУ. 2015. №2 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstva-v-politicheskoy-sotsializatsii-grazhdan-sovremennoy-rossii (дата обращения: 28.09.2020).
Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.
Горбунов А.С. Аспекты социализации личности в информационном массовом обществе // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-sotsializatsii-lichnosti-v-informatsionnom-massovom-obschestve (дата обращения: 28.09.2020).
Доклад экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia о навыках, которые понадобятся человеку в будущем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://futuref.org/futureskills_ru – (28.09.2020).
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131119/
Министерство просвещения Российской Федерации. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project – (28.09.2020).
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 3е изд., стереотип. - М.: Академия. - 2008.
Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система // Общественные науки и современность. - 1998. - №1. - с.132-134.
Постановление Правительства РФ от 27.05.2006 N 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60517/
Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2009. - 362 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
Цинченко Г. М. Политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей // Управленческое консультирование. 2013. № 9. С. 62-69.
Цинченко Г. М. Семейная социализация и воспитание // Управленческое консультирование. 2014. №5 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-sotsializatsiya-i-vospitanie (дата обращения: 27.09.2020).
Шишкина Е. В. Семейная социализация: проблема определения // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. С. 91-95.
Социальная психология : учебник для бакалавриата и специалитета / Г. Р. Чернова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 187 с. — (Серия : Бакалавр и специалист).