Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей, исходя из «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Исходя из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» к базовым национальным ценностям относятся: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе, нравственного примера педагога, социально-педагогического партнёрства, индивидуально-личностного развития, интегративности программ духовно-нравственного воспитания, социальной востребованности воспитания, что является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения и может реализоваться через создание детско-взрослой общности в школе.
В статье 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» в «Законе об образовании РФ» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, а ….образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Школа, соответственно, должна организовать такую работу по взаимодействию с родителями, которая будет способствовать вовлечению родителей в воспитательную деятельность.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования необходимо пересмотреть традиционные взгляды на воспитание и организовать такую систему воспитательной работы школы, которая будет способствовать вовлечению в данную деятельность всех участников образовательного процесса.
Управление проектом будет осуществляться через проектный офис, в состав которого войдут:
Члены проектного офиса несут ответственность за реализацию проекта согласно приказу по школе.
Промежуточные итоги реализации проекта проводятся раз в полугодие.
1. Разработана и апробирована институциональная система школьного соуправления (педагоги+дети+родители)
2. Разработан план мероприятий с родителями и социальными партнерами
3. Определены основные направления воспитательной деятельности школы и разработан план воспитательной работы на основе проведения образовательных событий.
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные | Результаты |
Организационно-проектировочный этап |
1. | Разработка проекта (обсуждение на административном уровне) | Август – март 2018 | Денщикова Л.Л. Короткова О.А. Мирзаянова Н.Б. Новикова С.В. | Разработка проекта, согласование позиций, определение зоны ответственности |
2. | Экспертиза программы | Февраль 2019 | Густокашина Л.А. | Анализ возможности реализации проекта. Корректировка проекта. |
3. | Представление программы на педагогическом совете | Март 2019 | Денщикова Л.Л. Короткова О.А. Мирзаянова Н.Б. Новикова С.В. | Включение проекта в программу развития школы |
4. | Создание временного творческого коллектива для реализации проекта | Апрель 2019 | Денщикова Л.Л. | Приказ, план работы творческого коллектива |
5. | Подготовка пакета документов, обеспечивающих реализацию проекта | Апрель-август 2019 | Творческий коллектив | Пакет документов, обеспечивающих реализацию проекта |
6. | Диагностика воспитательной деятельности школы педагогами, обучающимися, родителями | Сентябрь 2019 | Творческий коллектив | Определение проблемных зон в воспитательной деятельности школы, по мнению педагогов и обучающихся, родителями |
7. | Внесение и изменение дополнений в должностные инструкции классного руководителя | сентябрь 2019 | Творческий коллектив | Определение профессиональных компетенций классного руководителя, уровень которых необходимо повысить |
Содержательный этап |
| Задача 1. Создать институциональную модель школьного соуправления |
1 | Анализ работы органов школьного соуправления (Совета родителей и Совета обучающихся) | Август-сентябрь 2019 г. | Творческая группа | Аналитическая справка |
2 | Внесение изменений в нормативно-правовую базу школы | Август-сентябрь 2019 г. | Творческая коллектив | Положения о совете родителей и совете обучающихся |
3 | Взаимовключение родителей, обучающихся и педагогов в работу проектных групп; организацию деятельности Совета обучающихся, Совета родителей | Ежегодно | Классные руководители | План-график совместных мероприятий с участием педагогов, родителей и обучающихся |
4 | Организация работы классных коллективов (определение основных направлений деятельности класса) | Август-сентябрь 2019 г. | Классные руководители | Программа развития классного коллектива |
5 | Мониторинг результативности работы органов школьного соуправления | Ежегодно апрель-май | Администрация, Совет обучающихся, Совет родителей | Аналитическая справка |
6 | Составление «методического портфеля» по проблемам социализации ребенка и созданию детско-взрослых общностей. | 2019-2020 учебный год | Классные руководители, Педагог-психолог | «Методический портфель» практико-ориентированных материалов |
7 | Подготовка банка образовательных продуктов | 2019-2020 учебный год | Классные руководители, Педагог-психолог | Банк методических разработок по проблемам жизнедеятельности детского коллектива, детско-взрослых общностей |
8 | Круглый стол «Институциальная модель школьного соуправления» | март 2021 | Совет обучающихся, совет родителей, педагоги школы | Обсуждение институциональной модели школьного соуправления |
9 | Педсовет «Институциальная модель школьного соуправления» | | Творческий коллектив | Представление институциональной модели, корректировка, утверждение |
| Задача 2. Разработать систему взаимодействия школы с родителями и социальными партнерами |
1 | Анализ взаимодействия школы с родителями | Апрель-август 2019 | Творческий коллектив | Описание работы школы по взаимодействию с родителями, определение проблемных зон |
2 | Анкетирование родителей | Сентябрь-октябрь 2019 | Творческий коллектив | определение проблемных зон по вопросам взаимодействия школы с родителями |
3 | Подготовить и реализовать план работы родителей со школой | Ежегодно сентябрь | Совет родителей и творческий коллектив | План работы родителей со школой |
4 | Привлечение родителей к проектной деятельности во взаимодействии со школой | Ежегодно сентябрь | Классные руководители, Администрация, Совет родителей | Список совместных проектов родителей и детей |
5 | Создание родительских клубов, клубов по интересам | Ежегодно | Совет родителей, Педагог-психолог, администрация | План работы родительского клуба |
6 | Организация консультационного центра «Школа молодого родителя» | Ежегодно | Совет родителей, Педагог-психолог, администрация | Положение «Консультационный центр «Школа молодого родителя» |
7 | Проанализировать результаты работы и динамику качества школы по организации системы взаимодействия с родителями | Учебный год | Администрация, Совет родителей | Аналитическая справка |
8 | Круглый стол «Семья и школа» | Ежегодно | Администрация, Совет родителей | Корректировка в деятельности школы по данному направлению |
| Задача 3. Определить приоритетные направления воспитательной деятельности и внедрить в практику воспитательной работы школы мероприятия на основе принципа событийности. |
1 | Анализ воспитательной работы школы | Апрель – август 2019 | Творческий коллектив | Описание системы воспитательной работы школы |
2 | Изучение нормативно-правовой базы по вопросам воспитания и социализации обучающихся | Апрель – август 2019 | Творческий коллектив | Определение приоритетных направлений в воспитании и социализации обучающихся |
3 | Определение целевых показателей эффективности образовательных событий в школе | 2019-2020 учебный год | Творческий коллектив | Мониторинг проведения образовательных событий |
4 | Составление плана-графика образовательных событий в школе | Август-сентябрь 2019 | Творческий коллектив педагогов, родителей, обучающихся | План-график образовательных событий в школе |
5 | Круглый стол «Образовательные события в школе» | 2019-2020 | Родители, педагоги, обучающиеся | Обсуждение, подготовка к педсовету |
6 | Педагогический совет «Роль образовательных событий в школе в формировании детско-взрослой общности» | | Творческий коллектив | Представление плана-графика образовательных событий в школе, корректировка, утверждение |
Аналитический этап |
1. | Анализ реализации проекта | июнь-август 2021 г. | Творческий коллектив, администрация | Аналитическая справка |