СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы по биологии для 6 класса. Тема: "Исследование строения корневища, клубня, луковицы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы по биологии для 6 класса. Тема: "Исследование строения корневища, клубня, луковицы"»

Лабораторная работа № 7

Исследование строения корневища, клубня, луковицы

Цель: ознакомиться с разнообразием побегов и особенностями строения их видоизменений.

Оборудование: живые образцы видоизмененных побегов картофеля, лука, йод, тетрадь, учебник.

Теоретические сведения

У растений наряду с типичными побегами часто развиваются видоизмененные побеги, выполняющие особые функции (запасание питательных веществ, перенесение неблагоприятных условий и вегетативное размножение и др.)

Корневище — это подземный побег с прикрывающими почки чешуевидными листьями и придаточными корнями. Верхушечная почка обеспечивает рост корневища, а боковые (пазушные) — его ветвление. И те и другие могут давать начало надземным листьям и побегам. 

Примеры корневищных растений: ирис, пион, пырей, ландыш, папоротники. 















Клубень — это разрастание на конце длинного подземного побега, называемого столоном. На поверхности клубня находятся почки, так называемые глазки, из которых в дальнейшем могут развиться новые побеги. 

Примеры растений, образующих клубни: картофель, топинамбур. 








Луковица — это подземный побег с очень коротким утолщённым стеблем и сочными листьями. Основание луковицы — донце — это уплощённый стебель. От его средней части отходят листья, называемые сочными чешуями. В них запасаются питательные вещества и вода. Снаружи луковица покрыта сухими чешуями, это тоже видоизменённые листья. В центре донца находится верхушечная почка, а в пазухах сочных чешуй — пазушные почки. Почки могут давать начало надземным органам или новым растениям. 

Примеры луковичных растений: лук, лилия, гиацинт, тюльпан. 


Ход работы:

К

Рисунок 1. Корневище

ОРНЕВИЩЕ
1. Рассмотрите рисунок корневища. Зарисуйте его внешний вид. Обозначьте на рисунке:

  1. Узел с боковой почкой

  2. Верхушечную почку

  3. Лист

  4. Придаточные корни
    2. Приведите 2-3 примера растений, имеющих корневища.



Рисунок 2. Клубень картофеля


КЛУБЕНЬ

1. Рассмотрите клубень картофеля. Зарисуйте его внешний вид.

Обозначьте на рисунке:

  1. Верхушечную почку

  2. Боковую почку

  3. Стебель

  4. Столон

2. Опишите, что происходит, если на поперечный срез клубня капнуть раствором йода. Почему?

3. Откуда органические вещества поступают в клубень?



ЛУКОВИЦА

1 . Рассмотрите продольный срез луковицы лука репчатого. Зарисуйте и обозначь­те цифрами на рисунке:

  1. Донце

  2. Придаточные корни

  3. Сухие чешуи

  4. Верхущечную почку

  5. Сочные чешуи




Рисунок 3. Строение луковицы





Вывод: подземными видоизменениями побегов являются ____, ____ и ____. Функциями видоизмененных подземных побегов являются _________.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!