СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы по биологии для 10 класса. Тема "Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы по биологии для 10 класса. Тема "Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой"»


Лабораторная работа № 6

Изучение модификационной изменчивости, построение

вариационного ряда и вариационной кривой

Цель: познакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, выработать умения строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака; вычислять среднюю величину признака, определять норму реакции.

Оборудование: рулетка, карандаш, линейка.


Теоретический материал

Различают два основных типа изменчивости живых организмов: наследственную и ненаследственную. Первая может быть мутационной и комбинативной. Вторую называют модификационной изменчивостью. К ней относят изменения признаков, которые не сохраняются при половом размножении, поскольку эти изменения не затрагивают генотипа. Ее также называют фенотипической изменчивостью.

Модификационная изменчивость возникает в результате взаимодействия организмов с окружающей средой, т.е. в процессе реализации генетической информации. Длина вариационного ряда свидетельствует о разнообразии условий среды. Чем разнообразнее условия среды, тем шире модификационная изменчивость.

Разные организмы по-разному реагируют на воздействия факторов внешней среды. Существует такое понятие как норма реакции. Это — пределы модификационной изменчивости, которые определяются возможностями данного генотипа.


Ход работы:

  1. Измерьте рост каждого школьника в классе с точностью до сантиметра. Расположите данные в порядке нарастания величины признака, получите вариационный ряд и запишите данные вариационного ряда в таблицу № 1.

Каждое конкретное значение изучаемого признака называют вариантой V.

Таблица № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

V (рост, см)
































  1. Постройте вариационный ряд.

Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см. (например, 150-155 см, 156-160 см, 161-165 см.). Подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу, и заполните таблицу № 2.

Частота встречаемости отдельных вариант обозначается буквой P.

Таблица № 2

V варианта рост (см)

150-155

156-160

161-165

166-170

171-175

176-180

181-185

186-190

Р частота встречаемости (кол-во учащихся)













  1. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака. С этой целью:

  • по оси Х отложите на одинаковом расстоянии варианты роста V (из табл. 2) в порядке возрастания;

  • по оси У отложите числовые значения, соответствующие частоте встречаемости P

(из табл. 2).

Пример:


Вывод:

1. Длина вариационного ряда свидетельствует о … .

2. Графическим выражением модификационной изменчивости признака является … .

3. Пределы вариационной изменчивости признака ограничены … .



























Таблица № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

V (рост, см)





























Таблица № 2

V варианта рост (см)

150-155

156-160

161-165

166-170

171-175

176-180

181-185

186-190

Р частота встречаемости (кол-во учащихся)









___________________________________________________________________________


Таблица № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

V (рост, см)





























Таблица № 2

V варианта рост (см)

150-155

156-160

161-165

166-170

171-175

176-180

181-185

186-190

Р частота встречаемости (кол-во учащихся)









___________________________________________________________________________


Таблица № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

V (рост, см)





























Таблица № 2

V варианта рост (см)

150-155

156-160

161-165

166-170

171-175

176-180

181-185

186-190

Р частота встречаемости (кол-во учащихся)









___________________________________________________________________________


Таблица № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

V (рост, см)





























Таблица № 2

V варианта рост (см)

150-155

156-160

161-165

166-170

171-175

176-180

181-185

186-190

Р частота встречаемости (кол-во учащихся)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!