Просмотр содержимого документа
«Инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы по биологии для 10 класса. Тема "Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой"»
Лабораторная работа № 6
Изучение модификационной изменчивости, построение
вариационного ряда и вариационной кривой
Цель: познакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, выработать умения строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака; вычислять среднюю величину признака, определять норму реакции.
Оборудование: рулетка, карандаш, линейка.
Теоретический материал
Различают два основных типа изменчивости живых организмов: наследственную и ненаследственную. Первая может быть мутационной и комбинативной. Вторую называют модификационной изменчивостью. К ней относят изменения признаков, которые не сохраняются при половом размножении, поскольку эти изменения не затрагивают генотипа. Ее также называют фенотипической изменчивостью.
Модификационная изменчивость возникает в результате взаимодействия организмов с окружающей средой, т.е. в процессе реализации генетической информации. Длина вариационного ряда свидетельствует о разнообразии условий среды. Чем разнообразнее условия среды, тем шире модификационная изменчивость.
Разные организмы по-разному реагируют на воздействия факторов внешней среды. Существует такое понятие как норма реакции. Это — пределы модификационной изменчивости, которые определяются возможностями данного генотипа.
Ход работы:
Измерьте рост каждого школьника в классе с точностью до сантиметра. Расположите данные в порядке нарастания величины признака, получите вариационный ряд и запишите данные вариационного ряда в таблицу № 1.
Каждое конкретное значение изучаемого признака называют вариантой V.
Таблица № 1
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
V (рост, см) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Постройте вариационный ряд.
Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см. (например, 150-155 см, 156-160 см, 161-165 см.). Подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу, и заполните таблицу № 2.
Частота встречаемости отдельных вариант обозначается буквой P.
Таблица № 2
V варианта рост (см) | 150-155 | 156-160 | 161-165 | 166-170 | 171-175 | 176-180 | 181-185 | 186-190 |
Р частота встречаемости (кол-во учащихся) | | | | | | | | |
Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака. С этой целью:
по оси У отложите числовые значения, соответствующие частоте встречаемости P
(из табл. 2).
Пример:
Вывод:
1. Длина вариационного ряда свидетельствует о … .
2. Графическим выражением модификационной изменчивости признака является … .
3. Пределы вариационной изменчивости признака ограничены … .
Таблица № 1
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
V (рост, см) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 2
V варианта рост (см) | 150-155 | 156-160 | 161-165 | 166-170 | 171-175 | 176-180 | 181-185 | 186-190 |
Р частота встречаемости (кол-во учащихся) | | | | | | | | |
___________________________________________________________________________
Таблица № 1
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
V (рост, см) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 2
V варианта рост (см) | 150-155 | 156-160 | 161-165 | 166-170 | 171-175 | 176-180 | 181-185 | 186-190 |
Р частота встречаемости (кол-во учащихся) | | | | | | | | |
___________________________________________________________________________
Таблица № 1
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
V (рост, см) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 2
V варианта рост (см) | 150-155 | 156-160 | 161-165 | 166-170 | 171-175 | 176-180 | 181-185 | 186-190 |
Р частота встречаемости (кол-во учащихся) | | | | | | | | |
___________________________________________________________________________
Таблица № 1
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
V (рост, см) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 2
V варианта рост (см) | 150-155 | 156-160 | 161-165 | 166-170 | 171-175 | 176-180 | 181-185 | 186-190 |
Р частота встречаемости (кол-во учащихся) | | | | | | | | |