СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструктивная карточка к уроку "Движение крови по сосудам"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструктивная карточка к уроку "Движение крови по сосудам"

Просмотр содержимого документа
«Инструктивная карточка к уроку "Движение крови по сосудам"»

ФИ_____________________________________________________, класс__________________

Инструктивная карточка к уроку «Движение крови по сосудам»

Откройте учебник стр.153, 1-2 абзацы прочитайте текст, допишите предложения.

  1. Кровяное давление - это________________________________________________________

  2. Причины движения крови по сосудам

Причины:

  • ______________________________________________________________________

  • ______________________________________________________________________

  • ______________________________________________________________________

Откройте учебник стр.154, 1-2 абзац, прочитайте текст, допишите предложения.

  1. Виды кровяного давления : 1.____________________________________________________

2.____________________________________________________

  1. Пульсовое давление- ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Историческая справка: Впервые это давление было измерено английским священником __________ в 1733году на бедренной артерии лошади. 1896 г. итальянский врач С. Рива – Гоччи изобрёл прибор- ________________, которым пользуются до настоящего времени.



  1. Лабораторная работа №1

Тема. Измерение артериального давления

Цель: отработать методику измерения артериального давления.

Ход работы.

1. Вычислите артериальное давление по формуле:

АД сист. = 1,7*возраст + 83

АД диаст. = 1,6*возраст + 42

2. Измерим артериальное давление с помощью тонометра одному из школьников. Верхнее число на дисплее тонометра обозначает систолическое (верхнее) давление. Нижнее число соответствует диастолическому (нижнему) давлению. Запишите полученный результат.

3.Сравните полученные в эксперименте данные с расчётными. ________________________________

4. Сделайте вывод о состоянии своего артериального давления. ____________________________________________________________________________________________

  1. Заболевания, вызванные изменением АД называются:

1. ______________________________________ 2.__________________________________________


  1. Откройте учебник стр.154, раздел «Пульс», прочитайте текст, ответьте на вопросы

  1. Чтотакоепульс?

______________________________________________________________________________________________

  1. О чём можно судить по пульсу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Где и почему определяется пульс?

________________________________________________________________________________________________

  1. Лабораторная работа №2

Тема «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки».

Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.

Оборудование:часыссекунднойстрелкой.

Ход работы.

1.Найдитепульснаповерхностисвоейлучевойкостиоколокисти,научитесьегоподсчитывать.

2.Подсчитайтечислоударовпульсаза1мин:

А)вположениисидя,

Б)вположениистоя,

В)после10 приседаний.









Все результаты занесите в таблицу.

Число пульсовых ударов в минуту

Пульс в покое


После 10 приседаний

В положении сидя

В положении стоя




Сделайте вывод

_______________________________________________________________________________________________


Какие еще факторы влияют на частоту пульса? ______________________________________________________



  1. Зависимость скорости кровотока от поперечного сечения сосуда (жидкости от поперечного сечения трубы) Давлениевразныхкровеносныхсосудахразное скоростьдвижения кровиодинаковаилинет?Отчегооназависит?

Попробуем установить закономерность, ответив на поставленные вопросы.

1

Как определить путь, пройденный кровью по сосуду, зная скорость и время движения?


2

Как определить объем крови, прошедшей по сосуду, зная длину и площадь сечения сосуда?


3

Используя формулу V1 = V2, определите связь между сечением сосуда и скоростью крови в нем.


4

Сделайте вывод о соотношении площади сечения сосуда и скорости движения крови в нем.


5

Запишите соотношение давлений и площади сечений сосудов.


6

Сопоставьте пункты 4 и 5.



7.

Сделайте выводы


Выводы:1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рассмотрим таблицу.

№ п/п

Сосуды

Диаметр

мм

Скорость

см/с

Давление

мм. рт. ст.

1

Аорта

20

50

50-150

2

Артерии

5-10

20-50

80-20

3

Артериолы

0,1-0,5

1-20

50-20

4

Капилляры

0,5-0,01

0,05-0,1

20-10

5

Венулы

0,1-0,2

0,1-1

10-2

6

Вены

10-30

10-20

/-5/-/+5/

Ответьте на вопросы и сделайте вывод:

  • Объясните почему при уменьшении диаметра сосуда скорость крови, движущейся по ним уменьшается.

  • Противоречат ли эти данные закону Бернулли о неразрывности струи.

Для правильного вывода посмотрите на модель кровеносной системы человека.

Вывод____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Лабораторная работа №3

Тема «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».

Цель: Определить скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки

  1. Измерьте длину ногтя от корня до прозрачной части, которую обычно срезают. Этим вы определили длину пути, которую должна пройти кровь от корня ногтя до конца ногтевого ложа.

  2. Определите время, за которое этот путь пройдет кровь. Выдавите кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая указательным пальцем на ноготь большого. Ноготь должен побелеть.

  3. Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через сколькосекунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ногтевого ложа.

  4. Рассчитайте скорость крови по формуле,где  – скорость крови, l – длина пути, t – время.

Запишите результат: _______________________________________________________________________




  1. Закрепление нового материала.

1.Вкакихизперечисленныхсосудахскоростькровотокамаксимальная?

1. Вартерии

2. Ввенах

3. Ваорте

4. Вкапиллярах

2.По пульсу можно определить:

1.Скорость тока крови

2. Давление крови

3. Частоту сердечных сокращений

4. Силу сердечных сокращений

3.С помощью какого физического закона можно объяснить движение крови в сосудах?

1. Гука

2. Бернулли

3. Архимеда

4.Что заставляет кровь двигаться по сосудам?

1. Разность давления в сосудах

2. Разность высоты тела;

3. Сила тяжести

5. Решите биологическую задачу.

Расположите цифры в порядке увеличения кровяного давления у следующих животных: 1. жирафа, 2.курицу, 3. лягушку, 4.собаку, 5.муравья. Свой ответ объяснить.

Ответ___________________________________________________________________________________





  1. Рефлексия. Отметьте знаком + правильные, на ваш взгляд, утверждения: 
    1. На уроке я работал: активно _____ пассивно_____ 
    2. Своей работой на уроке я: доволен _____ не доволен______ 
    3. За урок я: не устал _____ устал_______ 
    4. Мое настроение: стало лучше ____ стало хуже _____ 

  1. Прослеживалась ли на уроке связь наук физики и биологии

Да___________Нет____________

  1. Материал урока мне был:

понятен _____ не понятен ______ 
полезен _____ бесполезен ______ 
интересен ____ скучен ______ 
легкий _____ трудный ______ 


  1. Домашнее задание.

  • Ст. 153-154, выучить записи в тетради. Стр. 157 («Проверьте свои знания», «Подумайте» (письменно в тетрадь)).

  • Измерить артериальное давление членов семьи или частоту пульса.Проанализировать полученные данные. Сделать вывод о возможных заболеваниях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!