СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструктивно-разъяснительная беседа педагога-психолога МБОУ «Марьяновская школа» с учащимися выпускных классов по подготовке и сдаче экзаменов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

инструктивно-разьяснительная беседа педагога-психолога с учащимися выпускных классов по подготовке к экзаменам

Просмотр содержимого документа
«Инструктивно-разъяснительная беседа педагога-психолога МБОУ «Марьяновская школа» с учащимися выпускных классов по подготовке и сдаче экзаменов»

Инструктивно-разъяснительная беседа

педагога-психолога МБОУ «Марьяновская школа»

Щербаковой Татьяны Владимировны

с учащимися выпускных классов

по подготовке и сдаче экзаменов

1. Результативная организация процесса заучивания и повторения

Самый распространенный при подготовке среди школьников способ - оставлять все на последний день и последнюю ночь - является самым непродуктивным, поскольку в результате этого в голове остается такая «каша», что на экзамене бывает очень трудно разобраться и вспомнить нужную информацию. Для долговременного хранения информации в памяти необходимо повторение. Читая 1 раз, вы «включаете» в работу лишь кратковременную память, и через некоторое время незакрепленная информация вытесняется другой, более нужной в настоящий момент.

Рассмотрим несколько способов организации процесса повторения, которые, как показала практика, дают наибольший эффект. Выберите тот способ, который вам показался ближе, тот, который подойдет именно вам.

I способ. Использование перерывов при заучивании одного билета, одной темы и т.п., но не длинных. Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем - через 1 час, после - через день.

II способ. Организация рационального повторения: Прочитать – повторить; повторить через 10-15 минут; повторить через 8-9 часов; повторить через день.

III способ.

Формула успешного повторения ОЧОГ.

О - ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти. Ч - чтение. Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали, установите их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи со второстепенными.

О - обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.

Г - главное. Мысленно перескажите текст, или еще лучше, перескажите его кому- нибудь или себе вслух, припоминая при этом главные мысли.

Активно работайте с изучаемым материалом при его чтении: отмечайте главное, делайте заметки, повторяйте текст вслух, а также встречайтесь с одноклассниками или звоните им по телефону для обсуждения возникших вопросов. Для оптимального размещения информации в памяти пользуйтесь всеми мнемоническими приемами: методами опорных слов, содержательными ассоциациями.

Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление информации в виде схемы, опорных сигналов, проговаривание про себя и вслух, при помощи движений и при помощи ассоциаций. Каждый может изобрести свой собственный, уникальный способ повторения материала. Очень полезно составлять планы конкретных тем. Важным условием того, чтобы информация запомнилась быстро и надолго, является наличие интереса к ней.

Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства. Информация, которая вам безразлична, плохо запоминается. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить.

Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их можно заучивать дословно. Эффект запоминания зависит от характера информации, и прежде всего от вашей активности и самостоятельности при ее усвоении. Психическая активность проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении изучаемого материала. Материал следует представлять, воображать, одновременно проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходимо стремиться к собственным формулировкам.

Лучшие помощники памяти - дисциплинированность и организованность. Запоминание - это труд, и труд интересный, креативный. Поэтому важным условием усвоения материала является настойчивость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного и прочного запоминания.

2.Технология подготовки к сдаче экзамена

Экзамены требуют большого напряжения сил, ясной мысли, креативности. Нередко в это время некоторые учащиеся утрачивают аппетит, худеют, плохо спят. Поможет сохранить психическое здоровье отказ от "муссирования" часами по телефону или в интернете темы "Катастрофа - ужас, я боюсь". Этим Вы сами формируете негативные установки для себя, увеличиваете эмоциональное напряжение, как свое, так и близких людей, и главное тратите эмоциональные силы впустую. Во время подготовки к экзамену старайтесь фокусироваться на позитивных эмоциях и избегать конфликтов. Не стоит преувеличивать значение ЕГЭ или делать из ЕГЭ проблему, так как психологическое напряжение при его сдаче сопоставимо с тем, что человек испытывает при написании любой контрольной работы. Есть люди, которые очень волнуются в период любой самостоятельной работы, хотя отлично знают и преподавателя, и его требования. Есть те, которые достаточно спокойно и уверенно сдают самые серьезные тесты при поступлении на работу, при поступлении в вуз и так далее.

Проблема - не в ЕГЭ, проблема - в подготовки к контрольным испытаниям в целом. Стоит один раз научиться целенаправленно готовиться к итоговой аттестации, и это умение поможет эффективно проходить любые тесты в дальнейшем. От того, насколько правильно будет организован режим занятий и отдыха, во многом зависит и успешная сдача экзаменов, и сохранение здоровья.

Медики и психологи рекомендуют в этот период придерживаться обычного режим дня, потому что любое значительное изменение режима может вызвать стресс у организма. Важно соблюдать правильный режим питания (1-1,5 л. воды, много свежих фруктов и овощей), отказаться от еды "урывками", употребления энергетиков. Соблюдайте режим дня. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час. Сон должен быть не менее 8 часов. Каждый день находите возможность не менее 1-1,5 часа бывать на свежем воздухе, отводите время для физических упражнений. Это поможет снять напряжение и нормализировать сон.

Учитывайте биологические ритмы при подготовке к экзаменам. Лучшее время для занятий – с 9.00 до 13.00 и с 16.30 до 19.30. Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. День важно начинать с утренней гимнастики. Физическая нагрузка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима.

Начните с подготовки места для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

Некоторые считают, что "тяжелая" музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Но это не так. Утомление в данном случае наступает значительно быстрее. Продуктивная умственная деятельность возможна в условиях тишины или мягкой фоновой музыки. Составьте план занятий на каждый день подготовки. Необходимо четко определить, что именно будет сегодня изучаться, какие разделы и темы. Конечно, хорошо начинать с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего.

Но бывает и так, что заниматься не хочется, в "голову ничего не идет". В таком случае "погружение" полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который Вам более всего интересен и приятен. Испытывать на себе новые методы и способы подготовки к экзамену (тестам), про которые вы вычитали в интернете, которые не пробовали на себе ранее - не рекомендуется. Готовясь к экзамену, полезно повторять материал по темам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что Вы знаете по этой теме, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, осознано прочтите учебник, выделяя главные мысли - опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как Вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех разобранных тем и вопросов, которые были проработаны в этот день. При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать.

Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно "куда-то улетучивается". Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда Вы записываете план ответа, Вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах. Если в какой-то момент подготовки к ЕГЭ Вам начинает казаться, что это выучить невозможно и Вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету Вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где Вы находитесь и сколько Вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что Ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому, отбросьте в сторону свой стресс и концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

При изучении и повторении материала, чередуйте гуманитарные и точные науки. Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) - в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действии и рассуждении. Готовясь к экзамену, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале не только мешают Вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как раз и позволяют Вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет).

Сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда. За несколько дней до экзамена, обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее.

Накануне экзамена лучше прекратить занятия в середине дня. Своевременно лечь спать и хорошо выспаться, чтобы прийти на экзамен с ясной головой и хорошей памятью. Если Вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот Вы вошли в аудиторию, садитесь, пишите и т. п.

Итак, сначала Вы представляете, как у Вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот Вы читаете задания: страх пропадает, Вы сосредотачиваетесь и начинаете спокойно выполнять задание. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы Вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена. Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять.

Напротив, совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

Утром рекомендуется сделать все обычные гигиенические процедуры, потом остаток времени до начала экзамена погулять на свежем воздухе и коротко повторить учебный материал. Все это создаст необходимое рабочее настроение (окружение переживающих одноклассников, может нагнетать напряжение, чувство неуверенности, страха).

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры.

На экзамен нужно прийти точно в назначенное время, не надо приходить заранее, потому что ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен. После сдачи одного экзамена следует остаток экзаменационного дня оставить для отдыха, для обновления сниженной трудоспособности.

3.Психологические методы и приемы преодоления волнения перед экзаменом

Умеренное волнение перед экзаменом способствует получению более высоких результатов. Вы напрягаете все свои силы и очень хотите успешно сдать экзамен. Однако сильное волнение приносит только вред.

Для того чтобы помочь преодолеть экзаменационное волнение, можно применить следующие методы:

1. Десенсибилизация (воспроизведение подобной ситуации). Представив себе обстановку экзамена и письменно ответив на вопросы дома, будучи в совершенно спокойном состоянии, Вы можете стать менее чувствительным и меньше нервничать во время настоящего экзамена. Так как Вы сдавали пробный экзамен, то ситуация для Вас становиться более понятной и знакомой. А в привычной обстановке люди чувствуют себя увереннее.

2. Учить «с запасом». Продолжайте заниматься даже после того, как Вам покажется, что Вы достигли полного понимания и знания материала. Тогда Вы будете чувствовать больше уверенности в себе, и Вам будет легче вспомнить правильные ответы, если Вы разволнуетесь. Этим методом часто пользуются театральные актеры: они настолько хорошо заучивают свою роль, что какой бы сильный страх их ни охватывал на сцене, слова роли произносятся как бы сами собой.

3. Успокоиться перед входом в экзаменационную аудиторию. Панические разговоры с товарищами перед аудиторией (утром с родителями) могут усиливать экзаменационное волнение. Лучше перед экзаменом прогуляться в течение 15 минут на свежем воздухе, представить себе что-нибудь успокаивающее — например, что Вы загораете на пляже под шум морского прибоя или дремлете у костра. Можно сделать несколько глубоких вдохов и медленных (вдвое длиннее вдохов) выдохов. Медленно досчитать до десяти.

Чтобы научиться владеть своими эмоциями, важно научиться снимать напряжение, т.е. расслабляться. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание, даёт возможность оценить ситуацию и сосредоточиться. Если Вы знаете за собой такие качества, как робость в незнакомой обстановке или чрезмерно сильное волнение перед каким-либо ответственным делом; не знаете, куда девать руки, как преодолеть «деревянную» походку, распрямить налитые свинцом плечи, - то это значит, что вам необходимо научиться снимать «мышечный зажим».

Попробуйте дома сделать следующее: поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы своего тела; руки сожмутся в кулаки, ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет, - неприятное состояние. В этом состоянии надо пробыть 5 секунд, после чего скомандуйте мысленно себе «сброс!» и моментально сбросьте с мышц напряжение, расслабьте и опустите руки и голову. Проделайте это 3-4 раза подряд, и Вы почувствуете не только приятное ощущение расслабленной мускулатуры, но и каждую мышцу в отдельности. Теперь представьте, что Вы стоите перед дверью аудитории, в которой будет проходить экзамен. Вам надо войти и сказать: «Здравствуйте», а Вы чувствуете себя неуверенно. Встаньте перед любой дверью Вашей квартиры и проделайте упражнения на расслабление и сброс. Сразу же после сброса сделайте глубокий вдох, одновременно откройте дверь, войдите и на входе произнесите: «Здравствуйте». Попытайтесь сформулировать для себя положительную психологическую установку на то, что Вас ждёт за этими дверями. Конечно, стоять перед настоящей дверью и напрягать все мышцы Вы не будете, представьте, как это будет выглядеть со стороны. После ряда упражнений будет достаточно лишь немного напрячь мускулатуру, Ваше тело всѐ «вспомнит» и после мысленной команды «сброс» послушно подчинится Вам.

Применение успокоительных средств перед экзаменом - довольно опасный способ снятия стресса: они могут тормозить активность головного мозга.

Помните о том, что умеренное волнение приносит пользу, — не хотите же вы заснуть во время экзамена! К трудно предсказуемым последствиям может привести и употребление энергетиков накануне или в день ЕГЭ. Если проблема достаточно серьезна и методы самопомощи не действуют, обратитесь к профессиональному психологу или консультанту. Он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.

Очень важно, готовясь к экзамену, позитивно настраиваться на предстоящие события. Вообразите, себя спокойным и полностью владеющим собой, уверенным в своих знаниях.

Переход мыслей в позитивное русло приведёт Вас к успеху! Вы находитесь там, где Ваши мысли, убедитесь, что Ваши мысли там, где Вы хотите быть!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!