СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкция по работе в нотном редакторе «сибелиус 5,6» для людей с ограниченными возможностями по зрению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инструкция по работе в нотном редакторе «сибелиус 5,6» для людей с ограниченными возможностями по зрению»

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ В нотном редакторе «СИБЕЛИУС 5,6» ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО ЗРЕНИЮ


Создание партитуры


Находим ярлык «Sibelius» на рабочем столе посредством стрелок-курсоров. Открываем программу кнопкой “Enter”. Если открылось окно «Быстрый старт», – кликаем по радиокнопке «Начать новую партитуру» Tab «Ок».1

Шаг 1. В выпавшем окне «Шаблон» выбираем (стрелками ↑↓) шаблон с нужным сочетанием инструментов в партитуре, сольный инструмент или голос. Так же, в этом окне можно выбрать размер бумаги и ориентацию будущей партитуры (книжную или альбомную). Если нужное нам сочетание инструментов среди шаблонов отсутствует, создаем его сами, путем выбора кнопки «Сменить инструменты».

Шаг 2. В данном меню выпадают три окна: 1. Выберите ансамбль 2. Семейство 3. Инструмент. Между этими окнами перемещаемся следующим образом: Изначально (по умолчанию), мы находимся в первом окне. В нем по умолчанию выделена строка “All instruments” (все инструменты). Сменить ансамбль можно посредством стрелок ↑↓. Для выбора семейства инструментов, после однократного нажатия “Tab снова применяем стрелки ↑↓. Находим нужную группу, например, “Keyboards”(клавишные), “Singers” (пение), “Strings” (струнные) и т.п. Для выбора конкретного инструмента, снова «Tab», и стрелками ↑↓ выбираем интересующий нас инструмент. После выбора инструмента из списка, Tab-ом находим кнопку «Добавить в партитуру», добавляем найденный инструмент при помощи кнопок “Enter, или “Space (пробел). Аналогично добавляем в партитуру другие инструменты. Чтобы проверить правильный порядок инструментов в партитуре, Tab-ом заходим в окно «Нотоносцы в партитуре», проверяем расположение, перемещаясь стрелками и исправляем, находя Tab-ом кнопки «вверх» «вниз». В этом же меню можно к любому инструменту добавить дополнительный нотоносец “ossia”, выделив инструмент и найдя Tab-ом кнопки «сверху» «снизу», что добавит дополнительный нотоносец выше или ниже выбранного инструмента. Для создания партитур из большого количества инструментов, При выделенном инструменте или инструментах, Tab-ом можно здесь же отыскать радиокнопку «маленький нотоносец» и активировать ее пробелом. Заканчиваем работу в данном окне кнопкой «Ok».2 Эта команда возвращает нас в предыдущее окно «Шаблон», где для продолжения кликаем кнопку «Далее».

Шаг 3. В следующем окне «Издательский стиль», по желанию можно выбрать шрифт текста и стиль партитуры, например джазовую рукописную. Если же создается стандартная партитура для последующего ее издания в типографии, оставляем все без изменений и кликаем «Далее».

Шаг 4. Следующее окно – «Размер и темп». Здесь мы можем заказать 1. Размер 2. Группировку 3. Темп 4. Метроном (точное количество ударов в минуту). По умолчанию в этом окне стоит размер 4/4 и активна кнопка «Далее» для продолжения. Для выбора другого размера, следует перейти в режим смены размера путем четырех кликов Tab-ом: «Готово», «Назад», «Отмена», «Далее». Перед четырехдольным размером по умолчанию и после него расположены три готовых размера: стрелка влево (←) 3/4, 2/4, 2/2; стрелка вправо (→) 6/8, С, ₵. Для установки произвольного размера, правой стрелкой кликаем четвертый раз и попадаем в радиокнопку «Другой». У этой кнопки два окна: верхнее – количество сильных долей в такте, нижнее – длительность этих долей. Чтобы попасть в верхнее окно, кликаем “Tab (или →). Выбираем количество долей, при помощи цифровой клавиатуры при нажатой клавише “NumLoсk” допустим, «6». Перемещаемся в нижнее окно длительностей, снова кликая “Tab”. Выбираем длительность стрелками ↑↓, к примеру «4» – четверть. Таким образом, мы задали размер 6/4. Кликнув “Shift+Tab”, по желанию, можно вернуться назад в верхнее окно долей.

Tab-ом переходим на следующую кнопку «Группировка ребер и пауз». Вызываем контекстное меню клавишей «Пробел». В выпавшем окне можно заказать группировку нот под одним ребром в заданном нами размере. Сброс всех значений по умолчанию выполняется командой “Space” Если этого не делать, мы находимся в верхней, основной строке для заказа группировки восьмых нот (пауз). В нем указана стандартная для 6/4 группировка. В нашем случае в окошке обозначено 6,6 – т.е. общее количество восьмых (12) будет группироваться шестью нотами под одним ребром. Чтобы задать группировки из четырех восьмых, прописываем в этом окошке 4,4,4 – т.е., три группы по четыре восьмых. По две восьмых под каждым ребром – 2,2,2,2,2,2 и т.д.

Ниже этого окна находятся еще четыре радиокнопки, с открывающимися окнами, где прописываются группировки шестнадцатых и тридцать вторых нот с внутренними разделениями на подгруппы и одна (пятая) радиокнопка без окошка для отделения мультиоли (каденции) от соседних нот. Перемещение между радиокнопками осуществляется кнопкой “Tab”. Активация радиокнопки клавишей “Space”. Вход в окошко для ввода значений – “Tab”. “Shift+Tab = вернуться на один шаг назад. После установки нужных значений группировки – «Ok».

Для указания длительности затакта снова кликаем “Tab+ Space+длительность затакта” на цифровой клавиатуре: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 = 32е – 16е – 8е – 4е половинные, целые соответственно. Например: для установки затакта величиной в три восьмых или четверти с точкой, вводим в окно значений 3+3+3, или 4+3. После ввода значений – “Tab”, для перехода в окно указания темпа произведения. Выбрать готовый темп – “Shift+↑↓”, или вписать темп вручную.

Аналогично вводим значение метронома: “Tab+Space+значение (длительность)”, “Tab+значение (количество ударов в минуту)”. После установки значения метронома кликаем «Далее».

Шаг 5. Окно «Ключевые знаки».

По умолчанию обозначена радиокнопка «Мажорные тональности», тональность «До мажор». Если она нас устраивает, идем в следующее окно кликая «Далее». Если нужна иная мажорная тональность, Tab-аем четыре раза: «Готово», «Назад», «Отмена», «Далее» (с активизацией радиокнопки «Мажорные тональности»). Для входа в левое окно мажоров с диезами в ключе, кликаем левой стрелкой три раза, активировав этим в левом окне До мажор. Выбираем нижней стрелкой тональность из списка: Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор и т.д. Для входа в правое окно мажоров с бемолями, после активации в левом окне До-мажора кликаем правой стрелкой и попадаем в правое окно с активацией тональности «Атонально». Нижней стрелкой выбираем бемольный мажор: Фа мажор, Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор и т.д.

Для выбора минорной тональности, после четырех Tab-ов нижней стрелкой включаем радиокнопку «Минорные тональности», затем нижней стрелкой входим в левый список диезных миноров, активировав при этом Ля минор. Диезные миноры выбираем нижней стрелкой из данного списка, для выбора бемольных миноров, при активированном Ля миноре правой стрелкой переходим в правый список, попутно активировав «Атонально», и нижней стрелкой выбираем бемольный минор.

После выбора тональности, посредством клавиши “Enter” переходим в следующее окно для введения названия произведения сведений о композиторе и авторе слов. Название произведения вводим сразу, так как курсор ввода в этом окне готов по умолчанию. Остальные сведения вводим после клика Tab, попадая при этом в следующее окно. Ниже окна автора слов, находится окно «Авторское право» и еще ниже – радиокнопка «Титульный лист» в которую переходим и активируем Tab+ Space+Tab, после чего создаем титульный лист, который по сути является просто суперобложкой для единичной партитуры. После введения этих сведений, кликаем «Готово» т.к. кнопка «Далее» более не активна. Заготовка партитуры создана!

Чтобы приступить непосредственно к набору, желательно выполнить еще три шага – 1. Снятие нумерации тактов 2. Заготовка тактов 3. Форматирование партитуры.

Шаг 1. По умолчанию, в заготовленной партитуре, в начале каждого нотоносца выставлен номер первого такта. Это не совсем удобно, если мы решили «набрать» несколько произведений, т.к. нумерация будет сохраняться до конца сборника. Чтобы ее убрать, применяем комбинацию Ctrl+ Shift. В открывшемся окне (Правила гравировки) стрелками ↑↓ выбираем «Номера тактов». Tab-ом переходим в окно значений и стрелкой выбираем: «Без номеров тактов». Команда «Enter» отменяет в партитуре нумерацию.

Шаг 2 Такты на всю партитуру заготавливаются следующим образом. Переходим ко второму такту путем комбинации клавиш Ctrl+Alt+G. Затем выделяем такты со второго до последнего, удерживая стрелку вправо при нажатой кнопке «Shift». Удаляем эти такты кнопкой «Delete». Оставшийся первый такт выделяем (Ctrl+A). После комбинации клавиш Alt+B вставляем в появившееся окошко нужное количество тактов для всей партитуры (за вычетом первого такта). Дважды кликаем «Enter».

Шаг 3. Под форматированием партитуры подразумевается оформление внешнего вида партитурной страницы, а именно создание размера полей, шрифта, отступов и т.п. Для ввода этих параметров используем комбинацию клавиш Ctrl+D. В появившемся окне по умолчанию выделена радиокнопка «Милиметры».

При нажатии клавиши Tab, мы попадаем в подменю «Размер», где стрелками ↑↓ можем выбрать формат листа: А3, А4, В4, В5 и т.д. При повторном нажатии Tab, попадаем в радиокнопки ориентации: стрелками ↑↓ выбираем «книжную» или «альбомную». Последующие нажатия Tab переносят нас в окна «Ширина», «Высота», «Размер нотоносца». Как правило, ширину и высоту оставляют без изменений, т.к. они стандартные по умолчанию, а вот «Размер нотоносца» при создании оркестровой партитуры для большого состава приходится уменьшать, чтобы на листе поместились партии всех инструментов. По умолчанию стоит значение «7» (стандарт).

Перемещаемся дальше по окну (Tab). Этим шагом мы попадаем в вид полей страниц партитуры: 1. Обычные (выделена) 2. Зеркальные 3. Разные. При выборе «Обычные», Tab-аем дальше, другое значение выбираем стрелкой вниз, а уж потом Tab, после чего активируется окно со значением верхнего поля страницы. По умолчанию оно – 12,7. Для издания нотного сборника оно слишком мало. Выставляем значение «20». После этого, перемещаемся (Tab) в левое, правое и нижнее поля, попутно выставляя в них цифру «20». При выставлении параметров вида «Разные», после нижнего поля придется выставить при помощи двух Tab-ов еще левое и правое поле правой страницы.

После установки размера полей, можно аналогично выставить значения дистанции между полями страниц и нотоносцами, перемещаясь Tab-ом по окнам в следующем порядке: 1. Верхняя дистанция; 2 Левая (с полным названием инструмента); 3. Левая (с кратким названием инструмента) 4. Левая (без названия инструмента). 5. Нижняя.

Установив все дистанции, Tab переносит нас на кнопки «Отмена», затем «Ок». Следующие за этим нажатия кнопки Tab активирует поочередно окна для выставления значений верхней и нижней дистанций партитуры от полей в последующих за первой страницах. Если в этом нет нужды, активируем третьим нажатием Tab-а окно «После первой страницы» и пробелом снимаем галочку, чем деактивируем значения, установленные для последующих страниц. Возвращаемся на кнопку «Ок» (Shift+ Tab) и после ее нажатия возвращаемся в отформатированную партитуру.


Методические рекомендации


Одним из важнейших условий работы незрячих в нотном редакторе “SIBELIUS” – владение комбинациями компьютерной клавиатуры (горячие клавиши). Особенно важно это при перемещениях по партитуре произведения. Для этого надо уяснить несколько правил:

1. Ввод нотного материала возможен только при наличии курсора ввода, который осуществляет «вставку» нотного материала в следующую за ним долю, т.е., если он стоит после выделенной первой доли, нота будет размещена редактором на следующую за ней долю.

2. Выделенная нота без курсора ввода, предполагает только ее редактирование – изменение высоты данной ноты альтерации или длительности. Для появления курсора, после выделения ноты следует нажать клавишу “N” (начало ввода) и далее продолжать ввод, либо кликнуть по ее буквенному значению на клавиатуре, затем задать параметры следующей вводимой ноты и ввести ее буквенным обозначением: A, B, C, D, E, F, G = Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль. При появлении ошибочной ноты, или ноты в другой октаве, опускаем или поднимаем ее стрелками вверх/вниз до нужной высоты звучания.

3. На каждом нотоносце могут размещаться от одного до четырех голосов – сопрано, альт, тенор, бас. Как правило, они набираются по очереди, т.е. горизонталями. Сначала набирается верхний голос до конца партитуры, под ним прописывается 2 голос, затем 3-й и 4-й. По умолчанию, для ввода, всегда выбран 1 голос – сопрано. Курсор при его вводе окрашен в синий цвет. Линия каждого из голосов в такте должна соответствовать размеру такта, другими словами, все ноты первого или любого другого голоса в совокупности должны с ним совпадать.


О НАБОРЕ


Для успешной работы в нотном редакторе, люди с ограниченными возможностями по зрению должны уметь свободно и уверенно перемещаться по партитуре, используя соответствующие инструменты. Это как общеизвестные – «Tab» и «стрелки», так и сочетание определенных клавиш (горячие клавиши) для перехода к нужной доле, такту, группе тактов, странице.

Перед началом набора следует «указать» нотному редактору место (страницу, такт, долю), с которого непосредственно будет производиться верстка. Выбор страницы (если уже набрано несколько страниц и нам надо продолжить), осуществляется горячими клавишами Ctrl+Shift+G. Если же страница одна, перейти к такту можно двумя способами:

1. Командой Tab – выделяется сразу первая доля первого такта партитуры. Это может быть целотактовая пауза, пауза меньшей длительности или нота. Если набор следует осуществить не с первого такта, перемещаемся к нужному такту или доле стандартно – Tab-ом, или стрелкой вправо.

2. Комбинацией Ctrl+Alt+G – для выделения нужного такта партитуры. В «выпавшем» окне, по умолчанию, стоит цифра «1» (первый такт). Если надо перейти к первому такту, выбираем «Ок». Если к другому – прописываем номер такта, а уж потом «Ок». После выделения такта (двойной рамкой), его можно удалить (Delete), или левой стрелкой перейти к первой доле.

Одна из самых применяемых комбинаций в редакторе «Сибелиус» для незрячих – Ctrl+Alt. При помощи неё мы можем выделить любое количество тактов. В выпавшем окне по умолчанию выставлено значение «Выделить от 0 такта до ...» а) такта» б) конца партитуры. Чаще всего, оба значения прописываются для проигрывания определенного отрезка набранного материала (P – «play» – проигрывание с выделенного такта или ноты) или удаления а) содержимого выделенных тактов (Delete), б) полного удаления тактов (Ctrl+ Delete). Для удаления лишних тактов в конце партитуры, в первом окне (от 0 такта) прописываем номер первого удаляемого такта, во втором окне выбираем вторую радиокнопку «конца партитуры». Перемещения по значениям окна стандартные – Tab, Shift+ Tab, переключение между радиокнопками – стрелками ↑↓.

Более простой способ выделения нужного количества тактов:

Переходим к первому такту будущей части нотоносца, которую нам надо выделить (Ctrl+Alt+G). Если данное выделение необходимо расширять по долям влево или вправо, удерживаем Shift и кликаем стрелку влево или вправо (←/→). Если же к начальному такту надо добавлять целые такты, использовать эти стрелки, удерживая кнопки Ctrl и Shift. Аналогично можно расширять выделение сразу в две стороны. В этом случае левая и правая стрелки нажимаются одновременно.

Для выделения и последующего редактирования, в программе предусмотрено контекстное меню с практически безграничными возможностями вычленения отдельных элементов партитуры «Фильтр». Для перехода к нему, следует войти в меню «Правка».3 В подменю «Фильтр» стрелками ↑↓ выбираем интересующие нас элементы партитуры. Для перехода к конкретному элементу, предусмотрена строка «Расширенный фильтр», где в выпадающем окне мы можем выбрать искомый элемент в пяти подокнах: 1. Ноты и аккорды 2. Паузы 3. Текст 4. Линии 5. Ключи 6. Символы. Отметив его в дополнительно выпавшем окне, выбираем команду «Ок», и в предварительно выделенном фрагменте или применительно ко всей партитуре этот элемент будет окрашен, для дальнейшего редактирования или удаления. В «Расширенный фильтр» мы так же можем войти, применив горячие клавиши Ctrl+Shift+Alt+F.


Пошаговый нотный набор


Команда «Ввод» выполняется клавишей «N», после чего в партитуре появляется синий курсор ввода к первой доле. На этом этапе мы можем выбрать один из четырех голосов набора: 1 (курсор синий) – Alt+1 (по умолчанию), 2 (курсор зеленый) – Alt+2, 3 (курсор оранжевый) – Alt+3, 4 (курсор фиолетовый) – Alt+4. После выбора голоса переходим непосредственно к вводу нот.

Выбрать длительность вводимой паузы, ноты, группировки, интервала или аккорда на цифровой клавиатуре (6, 5, 4, 3, 2, 1 – соответствуют длительностям от целой, до тридцать второй).

Для ввода:

а) паузы выбранной длительности – «Ноль» на цифровой клавиатуре;

б) нотыA, B, C, D, E, F, G (Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль);

Примечание: При несоответствии октаве исправить (↑↓)

в) Группировки – первую ноту заданной длительности, затем Ctrl + 2, 3, 4, 5 и т.д. с последующим набором остальных нот;

г) Интервала, аккорда – ноту данной длительности, затем:

1. Интервалы вверх 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

2. Интервалы вниз Shift + 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

3. Нижнюю ноту, потом – Shift + A, B, C, D, E, F, G.

Примечание: Знаки альтерации, артикуляции и лиги выставляются вместе с выбором длительности.


Ввод нотного материала в другом голосе или в другую партию


Для ввода партии в другом голосе, следует, как и при вводе в первом голосе указать компьютеру такт и долю, с которой будет производиться набор. Выделив долю, устанавливаем перед ней курсор ввода клавишей «N» (начало ввода). По умолчанию цвет курсора синий (1 голос). Для ввода 2, 3 или 4 голоса, выбираем соответственно Alt+2, Alt+3 или Alt+4. Цвет курсора изменится соответственно голосу (2 – зеленый, 3 – оранжевый, 4 – фиолетовый). Далее вводим нотный материал, как изложено в разделе «Пошаговый нотный набор» (см. выше).

Для перехода к партии другого инструмента (в другой нотоносец), необходимо знать несколько правил:

1. При наборе партитур состоящих из одноголосных партий, к примеру, вокальных (САТБ), или для духового оркестра, переключение между нотоносцами осуществляется простым нажатием Alt+стрелка (↑↓).

2. При наборе партитур с нотоносцами, имеющими два или более голосов, переходить на другой нотоносец следует тем же способом, но попасть сразу на нужный голос не всегда получается. Например, переходя с одноголосного нотоносца на двухголосный (Alt+↓) выделяется второй голос, а не первый. Чтобы перейти к первому голосу второго нотоносца: а) находим нужную долю для перехода во втором голосе; б) кликаем «N» (ввод); в) выбираем первый голос «Alt+1» (курсор окрашивается в синий цвет); г) «заказываем» длительность на цифровой клавиатуре; д) вводим ноту или паузу в первый голос (буквенное обозначение или пробел).


ввод НОТ с помощью MIDI-КЛАВИАТУРЫ


Кроме пошагового ввода с использованием OMERTY-клавиатуры, ноты можно вводить и с помощью MIDI-клавиатуры (клавы). Несомненно, это ускоряет и облегчает верстку. Ноты интервалы и аккорды вводятся одним нажатием. Единственное неудобство – при выборе длительности применяется все та же цифровая клавиатура, которая находится справа, и, если вводить ноты правой рукой, цифровая находится, что называется, не под руку. Поэтому, MIDI-клаву приходится располагать с правой стороны, под 90° по отношению к стандартной клавиатуре. Подключить ее не сложно:

1 шаг – входим в настройки программы: 1й способ – CTRL+б (рус.); 2й способ – Alt+ф (рус.)+«Настройки программы» (две стрелки вверх).

2 шаг – находим строку «Устройства ввода» – шесть стрелок вниз;

3 шаг – а) если надо выставить параметры в радиоточках: 1. MIDI-Thru; 2. Ввод MIDI с низкой задержкой (отключить, если ввод осуществляется в реальном времени); 3. Озвучивать эхо в фоновом режиме; 4. Отключить устройство MIDI

1Для открытия рабочего файла, выбираем пункт «открыть последний» или «другой файл»

2 - Для открытия данного окна во время набора, следует использовать «горячую» клавишу “I” (Instruments).



3 В строку главного меню программы входим стандартно: Alt заглавные буквы разделов строки меню подчеркиваются, П выбор меню «Правка», стрелки ↑↓ – подменю «Фильтр».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!