СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкция по ТБ для кабинета химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкция по ТБ для кабинета химии. Данная инструкция  содержит 12 различных приложений ,  отредактирована  и адаптирована к конкретному кабинету химии.

Просмотр содержимого документа
«Инструкция по ТБ для кабинета химии»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания Приказ от ______№ ___

профсоюзного комитета

от ____ № ___



Инструкция

по охране труда

в кабинете химии

№ _____________

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1.1 Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете химии. В кабинете химии учащиеся обязаны быть внимательны и аккуратны и выполнять все указания преподавателя. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения эксперимента разрешается только с ведома учителя химии.

1.2 Запрещается использование электрическими приборами без разрешения преподавателя

1.3 Запрещается загромождение проходов и лабораторных столов посторонними предметами.

1.4 Запрещено без разрешения преподавателя входить в демонстрационный зал.

1.5 Во время выполнения опыта учащиеся должны находиться в халатах, при необходимости быть обеспеченны средствами индивидуальной защиты и поддерживать порядок на рабочем месте.







1.6 Опыты проводятся только с разрешения преподавателя, согласно инструкции. Следует соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами и растворами, по методам нагревания, по наполнению сосудов и т.д.

1.7 Запрещается проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой.

1.8 Запрещается есть и пить в кабинете.

1.9. При получении травмы (порезы, ожоги), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.

1.10. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.

1.11. О всех случаях, когда разлиты жидкости или рассыпаны твердые реактивы, нужно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые вещества запрещается.

1.12. Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости, они должны сливаться в специальные сосуды на рабочих местах.

1.13. При возникновении нестандартных ситуаций строго выполнять указания преподавателя.



2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1 Перед началом работы необходимо проверить готовность рабочего места и необходимого оборудования, освещенность помещения.

2.2 Ознакомиться с целью и задачами лабораторно – практического занятия, изучить инструкцию по техники безопасности.



3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ



3.1 При выполнении работ с веществами и растворами ,о любом растекании и просыпании реагентов, сообщать преподавателю.

3.2 При выполнении работ запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.



4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ



4.1 Демонтаж приборов и уборку со стола лабораторной посуды производить только после разрешения преподавателя и в соответствии с его указаниями .

4.2 По окончанию работы необходимо вымыть руки с мылом.

4.3 Доложить преподавателю обо всех сложностях, возникших при выполнении работы и о завершении работы.

5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1 При получении травмы, ожога, пореза необходимо обратиться за первой помощью к преподавателю.

5.2 при попадании растворов кислот и щелочей на кожу необходимо смыть струёй холодной воды и обработать нейтрализующим раствором ( слабым 2% раствором кислоты и содовым раствором.)

5.3 При возникновении пожара, обратиться к преподавателю, не создавать панику и действовать по указанию старшего.

Согласовано Разработал

с ответственным за зам.директора

организацию работы по учебной работе

по охране труда



Приложение 1

Указания о проведении инструктажа и обучения по охране труда

1. Для воспитания чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам работы необходимо проводить инструктирование и обучение учащихся, лаборанта соблюдению требований безопасности и гигиены труда.

2. Необходимо проводить следующие виды инструктажа :вводный (на первом уроке химии);первичный на рабочем месте ;повторный; внеплановый (при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме);текущий (перед производством лабораторных и практических работ).

3. Вводный инструктаж для учащихся проводит заведующий кабинетом . Он обязан ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.

4. Внеплановый инструктаж для лаборантов, практикантов и учащихся зав. кабинетом или учитель химии проводит в случае грубого нарушения правил безопасности.

5. По окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе, предварительно убедившись в усвоении инструктажа. Проведение инструктажа учитель фиксирует в различных документах. Не регистрируется текущий инструктаж (перед проведением лабораторных и практических работ).





Зав.кабинетом



Приложение 2

Оказание первой медицинской помощи

При оказании первой медицинской помощи в условиях кабинета (лаборатории) химии следует помнить о том, что после этого нужно обратиться в медицинское учреждение.

Отравление кислотами: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида магния в воде и снова вызвать рвоту. После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жидкости не менее 6 л.

При попадании внутрь концентрированных кислот и при потере сознания запрещается вызывать искусственно рвоту, применять карбонаты и гидрокарбонаты как противоядие (вместо оксида магния). В этом случае необходимо вызвать врача.

Отравление щелочами: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же водного раствора уксусной кислоты с массовой долей вещества 2%. По­сле этого сделать два промывания чистой теплой водой.

Отравление фенолом: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же розового раствора перманганата калия и снова вызвать рвоту. Третье промывание сделать водным раствором этанола с массовой долей вещества 5% (объем не менее 1 л).

Отравление парами брома: нюхать с ватки нашатырный спирт (водный раствор аммиака с массовой долей вещества 10%), затем промыть слизистые оболочки носа и горла водным раствором гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 2%.

Отравление газами: обеспечить приток чистого воздуха и покой, в тяжелых случаях — кислород.

Ожоги: при любом ожоге запрещается пользоваться жирами для обработки обожженного участка. Запрещается также применять красящие вещества (растворы перманганата калия, бриллиантовой зелени, йодной настойки). Ожог 1-й степени обрабатывают этиловым спиртом и накладывают сухую стерильную повязку.

Во всех остальных случаях после охлаждения места ожога накладывают стерильную повязку и обращаются за медицинской помощью.

Ожоги едким веществом: удаляют едкое вещество с кожи встряхиванием или снятием пинцетом, сухой бумагой или стеклянной папочкой.

Ожоги растворами кислот или щелочей: смывают вещества после встряхивания видимых капель широкой струей прохладной воды или душем. Запрещается обрабатывать пораженный участок увлажненным тампоном.

Ожоги негашеной известью: снимать известь с кожи следует пинцетом или тампоном, смоченным минеральным или растительным маслом. Запрещается пользоваться водой для удаления негашеной извести.

После удаления с кожи травмирующего вещества пораженный участок обмывают растворами уксусной кислоты или гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 2%, затем ополаскивают водой и накладывают повязку с риванолем или фурацилином.

Ожоги йодом и жидким бромом: вещество удаляют с кожи этиловым спиртом и накладывают примочку из раствора гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 5%. В случае ожога бромом немедленно обратиться в медпункт.

Порезы: необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка).

Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но ни в коем случае не из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт.

Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают стерильный тампон, смоченный раствором пероксида водорода с массовой долей 3%, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от проступающей крови, новую накладывают поверх старой.

Ушибы: обеспечить покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке). Ушибленному органу придают возвышенное положение.

При ушибах головы пострадавшему обеспечивают полный покой и вызывают «скорую помощь».

Попадание в глаза инородных тел: разрешается удалить влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаза водой из фонтанчика не менее 7—10 мин. Для подачи воды допускается также пользоваться чайником или лабораторной промывалкой.

Попадание в глаза едких жидкостей: глаза промывают водой, как указано выше, затем раствором борной кислоты или гидрокарбоната натрия, в зависимости от характера попавшего вещества.

После заключительного ополаскивания глаз чистой водой под веки необходимо ввести 2—3 капли раствора альбуцида с массовой долей вещества 30% и направить пострадавшего в медпункт.



Приложение 3

Группы хранения реактивов

группы

Общие свойства веществ данной группы

Примеры веществ

Условия хранения

I

Взрывчатые вещества

В «Типовых перечнях» не значатся

Вносить в здание запрещено

II

Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы

Литий, натрий, кальций металлические; карбид кальция

В лаборантской в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ

III

Самовозгораются на воздухе при неправильном хранении

В «Типовых перечнях» не значатся

IV

Легковоспламеняющиеся жидкости

Диэтиловый эфир, ацетон, бензол, этиловый спирт, толуол, циклогексан, изобутиловый спирт и т.д.

В лаборантской в переносном металлическом ящике (окрашенном светлой краской) с боковыми ручками с 6 отверстиями до 1 см рядом со средствами пожаротушения. С внутренней стороны крышки – перечень реактивов с указанием объёмов, разрешённых приказом директора

V

Легковоспламеняющиеся твердые вещества

Сера черенковая, фосфор красный

На отдельной полке закрывающегося на замок шкафа в лаборантской (не совмещать в одном шкафу с реактивами других групп, кроме VIII)

VI

Воспламеняющие (окисляющие) реактивы

Калия перманганат, азотная кислота (плотность 1,42), нитраты калия, натрия

На отдельной полке закрывающегося на замок шкафа в лаборантской (не совмещать в одном шкафу с реактивами других групп, кроме VIII)

VII

Повышенной физиологической активности

Бром, аммиак, бария оксид, кали едкое, кальция оксид, кальция гидроксид, натр едкий, свинца оксид (II), аммония дихромат, бария нитрат, хлорид и другие, поименованные в приложении 9

Отдельно во вместительном металлическом сейфе, ключи от которого хранятся у учителя химии и директора . На внутренней стороне дверцы перечень реактивов с указанием разрешённых для хранения максимальных количеств (масс и объёмов).


VIII

Малоопасные вещества и практически безопасные

Натрия хлорид, сахароза, мел, борная кислота, магния сульфат, кальция сульфат и др.

В классе, в запирающихся шкафах или в лаборантской в шкафах (возможно совмещение в одном шкафу с реактивами II, V, VI групп)











Приложение 4

Рекомендации по утилизации отходов лития, натрия и кальция

Обрезки лития, натрия, кальция необходимо уничтожать в тот же день, когда они получены. Для этого обрезки лития и кальция утилизируют растворением по одному, друг за другом, в холодной воде, налитой слоем не более 5 см в химический тонкостенный стакан вместимостью 0,6 л. Образующийся по окончании гидроксид лития используют с целью нейтрализации содержимого сосуда для слива отработанных растворов. Раствор гидроксида кальция – известковая вода применяется для обнаружения СО2.

Рекомендации по уборке разлитых ЛВЖ и органических реактивов

При разливе ЛВЖ или органических реактивов объёмом до 0,05 л необходимо немедленно погасить открытый огонь во всём помещении и проветрить его. Если разлито более 0,1 л, следует сначала удалить учащихся из помещения, погасить открытый огонь, отключить систему электроснабжения. Место пролитой жидкости следует засыпать сухим песком, затем загрязнённый песок собрать деревянным совком или лопатой в закрывающуюся тару и обезвредить в тот же день. Все указанные действия выполняет учитель или лаборант.Работу в лаборатории можно возобновить только после полного исчезновения запаха разлитой жидкости.

Рекомендации по уничтожению отработанных ЛВЖ и

обезвреживанию водных растворов

Отходы ЛВЖ и ГЖ уничтожают путем сжигания на открытом воздухе. Жидкость наливают в металлический или фарфоровый сосуд вместимостью не менее 1 л, помещенный в ямку глубиной не менее 3/4 высоты сосуда или зафиксированный от падения иным образом. Располагаются относительно сосуда таким образом, чтобы ветер дул в спину, и металлическим прутом длиной не менее 1,5 м с факелом на конце поджигают содержимое сосуда. Работать в перчатках и защитных очках.Отработанные водные растворы собирают независимо от их происхождения в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л.. После того как он наполнится на 4/5, проверяют рН и нейтрализуют при необходимости Жидкость до рН = 7 — 7,5 твердыми карбонатами или гидроксидами натрия или калия. Жидкость выливают в канализацию с одновременной подачей свежей воды.

Приложение 5



Рекомендации по демонтажу приборов, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3-его классов опасности для лаборанта

По окончании эксперимента такие приборы немедленно выносят из помещения кабинета в лаборантскую или помещают в работающий вытяжной шкаф. После занятий лаборант лично производит демонтаж приборов в таком порядке:

  1. Если в приборах имеются остатки галогенов (например, после получения хлора и исследования его отбеливающих свойств), заливают все склянки доверху нейтрализующим раствором. В широкий сосуд, наполненный этим же раствором, опускают соединительные шланги и стеклянные трубки. После выдержки в течение 10 минут раствор сливают в канализацию, а сосуды ополаскивают чистой водой.Сосуд, в котором получался хлор взаимодействием перманганата калия или оксида марганца (IV) с соляной кислотой, заполняют также нейтрализующим раствором. Однако жидкость из него сливают в сосуд для отработанных растворов.

Для приготовления нейтрализующего раствора к 1 л воды прибавляют 10-12 г безводного сульфита натрия или 20-25 г гипосульфита натрия десятиводного ..

  1. Сосуды, в которых производилось сжигание в кислороде фосфора и серы, открывают в работающем вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Сосуд с оксидом серы (IV) ополаскивают содовым раствором, жидкость сливают в канализацию. Сосуд с оксидом фосфора (V) ополаскивают чистой водой и сливают её в сосуд для отработанных растворов.

  2. Сосуд, в котором получался хлороводород действием серной кислоты на хлорид натрия, заливают холодной водой и после растворения осадка сливают жидкость в сосуд для отработанных растворов (работать в очках и перчатках).

При получении азотной кислоты из нитратов реторту после остывания до комнатной температуры заливают водой и оставляют на 20-30 минут. Получившийся раствор сливают в сосуд для отработанных растворов.

  1. Сосуды, в которых проводились эксперименты с ЛВЖ и другими органическими реактивами, после сливания из них жидкости в сосуд для отработанных ЛВЖ промывают горячим раствором карбоната натрия или калия. Отработанный раствор сливают в соответствующий сосуд.

Содержимое колбы в эксперименте по получению диэтилового и уксусноэтилового эфира выливают в широкий фарфоровый или эмалированный сосуд и поджигают в вытяжном шкафу жгутом из бумаги. После выгорания органических соединений и остывания до комнатной температуры жидкость сливают в сосуд для отработанных растворов. Операцию выполнять в перчатках и очках.

Содержимое сосудов после экспериментов с фенолом и анилином перемещают в сосуд для хранения отработанных ЛВЖ. Перед промыванием чистой водой их ополаскивают соответственно содовым раствором или раствором серной кислоты с массовой долей 10-15%. Жидкость после споласкивания сливают в сосуд для хранения отработанных растворов.











































Приложение 6

Требования безопасности при размещении и хранении химических реактивов и оборудования

1. Приобретение реактивов сверх нормативов, предусмотренных «Типовыми перечнями», запрещается.

2. Не допускается совместное хранение реактивов, способных к активному взаимодействию друг с другом. Распределение реактивов по группам хранения приведено в приложении 8.

3. Все реактивы в первичной таре должны храниться в лаборантской. В кабинете допускается располагать реактивы VIII группы хранения и растворы, предназначенные для предстоящих лабораторных или практических работ, при условии, что шкафы запираются, а ключи от них нахо­дятся у заведующего кабинетом.

4. При наличии у реактива или раствора огнеопасных, ядовитых и взрывоопасных свойств на таре в случае утраты должна быть дополнительная (ниже основной) этикетка с надписью «Огнеопасно» (красная), «Яд» (желтая), «Взрывоопасно» (Голубая), «Беречь от воды» (зеленая).

5. Хранить реактивы и растворы в таре без этикеток или с надписями на ней, сделанными карандашом по стеклу, запрещается; если этикетка утеряна, а идентифицировать содержимое не представляется возможным, оно подлежит уничтожению

6. Слабые растворы кислот и щелочей разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких поддонах.

Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками. ЛВЖ и ГЖ — в сосудах из полимерных материалов.

Сосуды с ЛВЖ и ГЖ размещаются в переносном металлическом ящике с верхним расположением крышки. На дно насыпается песок слоем не менее 5 см, укладывается листовой асбест слоем 1 см. Ящик должен иметь по бокам металлические ручки. Устанавливается ящик не ближе 2 м от нагревательных устройств. Весь спирт, должен размещаться вместе с ЛВЖ в кабинете химии

Разрешается вместо этого ящика использовать любые прочные металлические сосуды типа бачка, контейнера объемом около 10 л. В их крышке должны быть такие же отверстия.

7. Реактивы групп IIVI следует хранить в соответствии с рекомендациями , т.е. представителей одной группы нельзя располагать в непосредственной близости с таковыми, относящимися к другой группе. Реактивы VIII группы разрешается размешать рядом с реактивами любой из групп IIVI.

8. Реактивы VII группы хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внешней дверце сейфа приводится опись реактивов, с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов. В сейфе на верхней полке хранят: бром; аммония дихромат; бария оксид, гидроксид, нитрат и хлорид; кали едкое, калия дихромат, роданид, хромат; кобальта сульфат; натрия сульфид девятиводный, фторид, натр едкий; никеля сульфат; хрома (III) хлорид; свинца ацетат; серебра нитрат; цинка сульфат и хлорид.На нижней полке хранят: хлористый метилен, хлороформ, дихлорэтан, гексахлорбензол, углерод четыреххлористый, фенол, анилин, анилин сернокислый, спирт изоамиловый.

9. Запрещается изменять относительное расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из заводской тары реактивы и материалы, обозначенные в приложении 9 значками X и XX.

10. Реактив V группы хранения — красный фосфор не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера). Другие вещества этой же группы разрешается хранить только в заводской упаковке.

11. Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

12. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов — концентрацией не выше 5%.

13. В канализацию запрещается выбрасывать реактивы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ. Их собирают для по­следующего обезвреживания

14 Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать песком или сухой измельченной глиной. Совком собрать в полиэтиленовый мешочек и выбросить с твердыми отходами. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

15. Отработанные ЛВЖ и ГЖ разрешается хранить вместе с исходными реактивами до последующего сжигания .

16. Все электроприборы, следует размещать в кабинете в шкафах под замком, защищенными чехлами . Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

Меры безопасности при работе с лабораторной посудой

17. При сборке приборов из стекла применять повышенные усилия запрещается.

18. Стеклянную трубку разрешается вставлять в отверстие пробки, смазанное глицерином или смоченное водой. Пробку следует держать в пальцах левой руки, а правой вставлять в нее трубку ,проворачивая ее.

19. Обработка стекла производится в защитных очках. Разламывать трубки после надпила можно, только защитив руки какой-либо тканью. Использовать для этой цели полотенце запрещается. После разлома острые концы следует оплавить или обработать наждачной бумагой.

20. Осколки, образовавшиеся при случайном повреждении стеклянного сосуда, необходимо немедленно убрать с помощью щетки и совка.

21. При мытье посуды ершами, разрешается направлять дно сосуда только от себя или вниз.

22. Тонкостенную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.

23. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды.Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть, при нагревании сосуда отверстие следует направлять в сторону от работающих. В течение всего процесса нагревания запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них.Недопустимо нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые, с каплями влаги внутри,

24. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть весь предмет, а затем вести местный нагрев.

Требования безопасности при проведении химических опытов


25. Опыты, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными веществами (хлором, сероводородом, фосфином, оксидом углерода(II), бромом, бензолом, дихлорэтаном, диэтиловым эфиром, формалином, уксусной кислотой, аммиаком), необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу или в приборах — замкнутых системах с адсорбцией или аспирацией выделяющихся веществ.

26. В качестве адсорбентов для газов и паров разрешается применять активированный уголь (кроме смеси хлора и водорода, которая на активированном угле реагирует со взрывом), водные растворы кислот и щелочей, натронную известь.

27. В системах с аспирацией без адсорбции собранные газы по окончании эксперимента вытесняются из аспиратора с помощью напорной склянки в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Во время этой операции поджигать газ запрещается.

28. Приготавливать растворы из твердых щелочей и концентрированных кислот разрешается только учителю, используя фарфоровую лабораторную посуду: стаканы 5, 6 или 7, кружки 2 и 3 (ГОСТ 9147—73 «Посуда лабораторная фарфоровая»). Сосуд следует наполовину заполнить холодной водой, а затем добавлять небольшими дозами вещества.Перед внесением очередной порции жидкость необходимо перемешать до растворений всего вещества. После остывания раствор добавлением воды довести до нужного объема.

29. Взятие навески твердой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край. На весы необходимо поместить фарфоровую выпарительную чашу №1. Бумагой для этой цели пользоваться запрещается.

30. Работа со щелочными металлами, кальцием, концентрированными кислотами и щелочами при подготовке и проведении опытов должна проводиться с применением спецодежды и средств индивидуальной защиты.

31. Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необходимо в химических стаканах типа ВН-600, наполненных по высоте не более чем на 5 см. В этом случае допускается демонстрация опыта без защитных экранов.

32. Переливание концентрированных кислот (уксусной, азотной, соляной, муравьиной), а также водного раствора аммиака и приготовление из них растворов должно производиться в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. При этом обязательным является использование воронки, а также применение спецодежды и средств индивидуальной защиты. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.

33. Во время приготовления растворов жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.

34. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

35. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.

Средства индивидуальной защиты при работе в кабинете (лаборатории) химии

36. При работе с токсичными и агрессивными веществами следует пользоваться средствами индивидуальной защиты. Администрация школы обязана обеспечить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (халат, очки, перчатки, фартук).

37. Учитель и лаборант для защиты глаз от брызг жидкостей и твердых частиц обязаны пользоваться очками , полностью закрытыми, с непрямой вентиляцией

38. Для преподавателей, лаборанта и учащихся при работе с реактивами обязателен халат из хлопчатобумажной ткани. Он должен застегиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — несколько ниже колен. Фартук должен быть изготовлен из химически стойкого материала .

39. Допускаются перчатки, защищающие от кислот и щелочей средней концентрации и органических растворителей.

40. При проведении лабораторных и практических работ, связанных с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием растворов, агрессивных жидкостей, преподаватель отвечает за обязательное использование учащимися защитных очков.

Приложение 7

Уничтожение реактивов и растворов, находящихся в сосудах без этикеток

1 Растворы испытать добавлением сульфат-иона на наличие высокотоксичных ионов Ва2+ и РЬ2+ Если осадок выпадает, добавлять сульфат-ион до прекращения выпадения осадка. Осадок отделить декантацией и выбросить с твердыми отходами, жидкость слить в канализацию.

Если при добавлении сульфат-иона осадок не выпадает, слить раствор в сосуд для хранения отработанных растворов.

2. Пробу твердого реактива на кончике ножа растворить в воде и испытать на наличие ионов бария и свинца (см. выше, п 1). Если реактив не дает реакции на эти ионы и хорошо растворим в воде, перевести его в раствор полностью и слить в сосуд для отработанных растворов.

Если реактив в воде практически нерастворим, его можно выбросить с твердыми отходами.

Плохо растворимые в воде реактивы обрабатывают избытком теплой воды, переводят полностью в раствор и сливают его в канализацию.

Из реактивов «Типового перечня» только карбид кальция после помещения в воду дает характерное вскипание и запах.

3. Жидкости органического происхождения обладают характерным запахом (в отличие от водных растворов солей, кислот или щелочей) Их сливают в сосуд для хранения отработанных ЛВЖ и уничтожают.















Приложение 8

Аптечка

Ящик для аптечки разрешается размещать в лаборантской на стене. На дверцах или рядом с ним необходимо вывесить краткую инструкцию по оказанию мер первой помощи при различного рода отравлениях и поражениях организма. На склянках и упаковках лекарств, кроме, надписей о содержимом, проставляется порядковый номер, и тогда раздел инструкции о мерах первой помощи при ожогах примет вид:Ожог термический: 12,13 или 3,2. Ожог кислотный: 14,13 или 3,2. Цифры соответствуют номерам медикаментов в приведенном ниже перечне.

Необходимый перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке:

1. Бинт стерильный, бинт нестерильный, салфетки стерильные, по одной упаковке. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г.Пинцет для наложения ватных тампонов на рану. Клей БФ-6 для обработки микротравм, один флакон, 25—50 мл.

2. Йодная настойка для обработки кожи возле раны, в темном флаконе.Пероксид водорода с массовой долей вещества 3% как кровоостанавливающее средство, 50 мл.

3. Активированный уголь в гранулах или таблетках . Давать внутрь при отравлениях по одной столовой ложке кашицы в воде или по 4—6 таблеток (до и после промывания желудка).

4. Раствор аммиака с массовой долей 10%. Давать нюхать с ватки при потере сознания и при отравлении парами брома. Альбуцид (сульфацил натрия) с массовой долей 30%, 10—20 мл, капать в глаза после промывания по 2—3 капли. Спирт этил. для обработки ожогов и удаления брома с кожи, 30—50 мл.Глицерин для снятия болевых ощущений после ожога, 20—30 мл, Раствор гидрокарбоната натрия с массовой долей 2% для обработки кожи после ожога кислотой, 200—250 мл.. Водный раствор борной кислоты с массовой долей 2% для обработки глаз или кожи после попадания щелочи, 200—250 мл.

Растворы 14,15 могут располагаться вне аптечки.

5. Пипетки для закапывания в глаза альбуцида, 3 шт.



Приложение 9

Рекомендация по утилизации диэтилового эфира

В хранящемся более года диэтиловом эфире могут образоваться в результате контакта с воздухом пероксиды, устойчивость которых чрезвычайно мала. Разлитый эфир, содержащий пероксиды, способен воспламеняться и без внешнего источника зажигания .Поэтому следует в делительной воронке смешать эфир и водный раствор сульфата железа (II) в соотношении 1:1 по объему, встряхнуть содержимое несколько раз, удерживая воронку вертикально краном вверх и открывая кран после каждого встряхивания. Воронку перевернуть, установить в штатив, дать отстояться 2 мин, вынуть пробку из горлышка и разделить слои. Так как частично эфир растворим в воде, перед тем как слить раствор сульфата железа в склянку для отработанных водных растворов, следует налить его в широкий сосуд и поджечь. До тех пор пока горение не прекратится, нельзя оставлять сосуд без присмотра.Для приготовления раствора сульфата железа (II) необходимо взять 100 мл дистиллированной воды, добавить в нее 2—3 капли разбавленной серной кислоты и 2—3 г вещества. После полного растворения сульфата раствор можно использовать по назначению.

Рекомендации по уничтожению отработанных ЛВЖ и

обезвреживанию водных растворов

Отходы ЛВЖ и ГЖ уничтожают путем сжигания на открытом воздухе раз в месяц или чаще в месте, согласованном с органами пожарной охраны. Жидкость наливают в металлический или фарфоровый сосуд вместимостью не менее 1 л, помещенный в ямку глубиной не менее 3/4 высоты сосуда или зафиксированный от падения иным образом. Располагаются относительно сосуда таким образом, чтобы ветер дул в спину, и металлическим прутом длиной не менее 1,5 м с факелом на конце поджигают содержимое сосуда. Работать в перчатках и защитных очках.

Отработанные водные растворы собирают независимо от их происхождения в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л.. После того как он наполнится на 4/5, проверяют рН и нейтрализуют при необходимости Жидкость до рН = 7 — 7,5 твердыми карбонатами или гидроксидами натрия или калия. Жидкость выливают в канализацию с одновременной подачей свежей воды.

Приложение 10

Примерный план пожаротушения в кабинете (лаборатории) химии

п/п

Наименование действия

Последовательность действий

Должность, фамилия исполнителя

1

Сообщение о пожаре

Вызвать пожарную команду по телефону 101 или с посыльным, опо­вестить администрацию о пожаре. Отключить электроэнергию, выключить вентиляцию, приготовиться вынести ящик с ЛВЖ. Привести в готовность первичные средства пожаротушения

Староста

Лаборант, преподаватель

2

Эвакуация учащихся из загоревшегося помещения

Успокоить учащихся и предотвратить панику. Вывести учащихся по коридорам и лестницам в соответствии с планом эвакуации на улицу или в помещении, где нет огня

преподаватель

лаборант

3

Проверка эвакуации

Проверить учащихся по численности по списку

преподаватель


4

Организация тушения пожара первичными средствами

Тушение пожара с помощью подручных средств.

Администрация

кооледжа

Сотрудники

5

Участие в тушении пожара по прибытии МЧС

Указать представителям МЧС кратчайшие пути к очагу внутри здания. места, где могут находиться люди, а также место, где в кабинете химии имеются запасы реактивов (если не удалось вынести)

преподаватель

Сотрудники

Приложение 11



Акт-разрешение

на проведение занятий

в кабинете (лаборатории) химии1



Мы, нижеподписавшиеся, (представители контролирующих органов), заведующий кабинетом (лабораторией) химии, составили настоящий акт о том, что:

1. В кабинете (лаборатории) химии для учащихся организованы рабочие места, которые соответствуют нормам охраны труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии.

2. Учителя химии, лаборанты с правилами по охране труда ознакомлены.

3. Первичными средствами пожаротушения, спецодеждой, средствами индивидуальной защиты (халат, перчатки, очки, фартук), аптечкой с медикаментами, сейфом, металлическим ящиком для хранения ЛВЖ и ГЖ, вытяжным шкафом кабинет (лаборатория) химии укомплектован.

Подписи:

Председатель комиссии

Члены комиссии

Дата









Приложение 12

Общие рекомендации в организации работы кабинета химии

Необходимый минимум первичных средств пожаротушения кабинетов химии включает:

- пенные огнетушители типа ОХП-10, ОХВП-10; порошковые огнетушители типа ОП-1, «Момент-1», «Спутник», «Момент-2», ОП-2Б, размещаемые в кабинете и лаборантской. Место установки обозначается знаком 4.1 (ГОСТ 12.4.026—76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»);

 закрывающийся крышкой ящик с сухим просеянным песком вместимостью 0,05 м3, укомплектованный совком вместимостью, не менее 2 кг песка. Вместо ящика разрешается размещать песок в металлических сосудах вместимостью 4—6 кг; накидки из огнезащитной ткани размером 1,2 х 0,5 м

Загорания в кабинете (лаборатории) химии необходимо немедленно ликвидировать, при этом: легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) и горючие жидкости (ГЖ) и электропроводку следует гасить песком, огнезащитной тканью, порошковыми огнетушителями; обесточенную электропроводку можно гасить водой; загорание в вытяжном шкафу ликвидируется первичными средствами пожаротушения вслед за отключением вентилятора.

Для обеспечения надлежащей естественной освещенности запрещается температура воздуха должна быть 17 — 20°С, а относительная влажность 40 — 60%. Один из водопроводных кранов в лаборантской или кабинете химии оборудуется съемным шлангом с насадкой для смыва с кожи едких веществ. На другом кране должна быть постоянно надета резиновая трубка с насадкой для промывания глаз.

Вытяжной шкаф кабинета обеспечивает скорость движения воздуха в рабочем проеме шкафа не менее 1,0 м/с (при измерении анемометром).

оформить в кабинете уголок техники безопасности, где сосредоточить инструкции, таблицы, плакаты по безопасным приемам работы;

Удаленность последнего места учащегося от классной доски не должна превышать 10 м.































































1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!