СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструменты для обработки древесины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок технолгии для мальчиков 5 класса, на тему: Инструменты для обработки древесины. познакомит детей с различными инструментами для работы по дереву, историей их возникновения, а также техникой безовапсности, при работе с ними.

Просмотр содержимого документа
«Инструменты для обработки древесины»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 321

Центрального района г. Санкт-Петербурга













Урок технологии 5 класс

Тема:

Инструменты для обработки древесины 


                                             







                                                   











                                                                                                                                               

 

Автор: Журавлев В.Н.

 

 

 

Санкт-Петербург

2022 год



ТЕМА УРОКА: «Инструменты для обработки древесины».

Правила безопасной работы.

П/р № 5 «Упражнения на разметку, распиливание, строгание заготовок при изготовлении различных изделий. Сверление отверстий в заготовках».

Цель урока:

Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями для ручных работ по древесине, правилами безопасной работы.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

  1. Кабинет-мастерская по техническому труду;

  2. Инструменты: комплект столярного инструмента.

  3. Материалы: образцы различных пиломатериалов и древесных материалов.

Дидактическое обеспечение:

  1. Презентация: «Инструменты и приспособления для ручных работ по древесине. Правила безопасной работы».

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальное обучение.

Ход урока

  1. Организационная часть.

Приветствие; проверка явки учащихся; заполнение данных электронного журнала; проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу; доведение до учащихся плана урока.

(Запись в тетрадях темы урока).

  1. Изложение нового материала.

    1. Для выполнения столярных работ применяют режущий и измерительный инструмент. Инструментов для выполнения столярных работ много. Некоторые из них нам уже известны. Рассмотрим те инструменты, которые нам понадобятся для изготовления изделий из древесины в этом году. Есть инструменты, которые мы относим к режущим, а есть к измерительным.

Для ручной обработки древесины на столярном верстаке применяют различные режущие и измерительные инструменты, а также приспособления. К режущим инструментам относят: струги (рубанки, шерхебели, фуганки, зензубели и фальцебели), пилы (продольного, поперечного, смешанного пиления), дрели со свёрлами, стамески, долота и т.д. Для выполнения столярных работ используют ударный инструмент молоток, а также киянку. Измерительными инструментами столяра являются: линейка, циркуль, транспортир, угольник. Разметочным инструментом является карандаш, рейсмус, разметочный циркуль и т.п.

Рубанок (струг) – режущий инструмент плотника и столяра. Им строгают древесину. Столяры и плотники пользуются стругами разных видов, но устройство у них почти у всех одинаковое (показ)

Коловорот – ручная дрель – инструмент для ручного сверления отверстий в древесине, металле (показ).

Сверло – режущий инструмент для получения отверстий в древесине, металле и в других конструкционных материалах. Различают свёрла перовые, центровые, спиральные. Кроме того, свёрла бывают с коническими и цилиндрическими хвостиками (показ).

Молотки и киянки –инструмент, дошедший до нас из каменного века. Ещё древние люди осознавали полезность и необходимость молотка. Он служил им и орудием защиты, и инструментом, с помощью которого можно было расколоть орех, раздробить кость, забить в землю деревянный кол. Молоток и сейчас является одним из главных инструментов у людей, имеющих профессию, связанную с обработкой конструкционных материалов. О нём сложена вот такая загадка.

Тит на работу вышел,

Каждый услышал.

Сам он худ, голова с пуд,

Как ударит –крепко станет.

Это молоток.

Инструмент для нанесения ударов. Молотки могут быть как по форме, размеру, так и по весу разные. Всё зависит от рода выполняемых при помощи его работ (показ).

КИЯНКИ ТАКЖЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДРЕВНИМ ИНСРУМЕНТОМ. Выполнена она полностью из древесины твёрдых пород (берёза, дуб, вяз, акация, яблоня, груша) Предназначена она для выполнения сборки деревянных изделий, а также долбёжных работ (показ).

Любой мастер не может обходиться без инструментов, при помощи которого и отмеряют заготовки, а также контролируют размеры. Посмотрим на некоторые из них (показ).

Линейка металлическая измерительная – инструмент для определения линейных размеров, а также для отсчёта показаний кронциркулей и нутромеров (показ).

Карандаш марки Т, ТМ – инструмент, предназначенный для выполнения разметки на поверхности древесины (показ).

Рейсмус – разметочный инструмент для процарапывания на поверхности древесины линий, параллельных строганной поверхности или чисто отрезанному торцу (показ).

Разметочный циркуль – используется для разметки окружностей, откладывания одинаковых отрезков (показ).

Столярный угольник и треугольник - контрольный инструмент для проверки прямых углов и нанесения прямых линий под углом 90 градусов при разметке древесины (показ).

Шаблон- в технике: приспособление или инструмент для проверки правильности формы ряда готовых изделий; образец, по которому изготавливаются однородные изделия (показ).

К группе режущих инструментов также относят и напильники.

Напильник –режущий инструмент, который предназначен для опиливания поверхности древесины вручную. Напильники различаются по форме поперечного сечения ( круглые, полукруглые, квадратные, плоские, ромбические и.т.д.) (показ). Все напильники имеют определённый номер насечки, а также отличаются по числу зубьев на 1 см. длины.

Клещи- инструмент, предназначенный для выдёргивания гвоздей, откусывания проволоки. На одной из ручек инструмента делают прорезь, благодаря которой выдёргивают гвозди (показ).

Струбцина столярная – переносной винтовой инструмент, предназначенный для временного скрепления склеенных, распиливаемых, строгаемых и размечаемых заготовок. Струбцины бывают металлические и деревянные (показ).

Кернер –инструмент, используемый для нанесения углублений по поперечной риске (показ).

Иногда для облегчения некоторых видов столярных работ используют различные приспособления. Познакомимся с наиболее часто применяемыми из них.

Упор – устройство для ограничения движения заготовки при обработке (показ).

Стусло – приспособление для пиления заготовок из древесины под углом 45,90 градусов, без разметки (показ).

Учитель. Как и где хранят инструменты?

Все инструменты и приспособления в школьной мастерской хранят отдельно и располагают на стеллажах или тумбочках (показ) так, чтобы ими всегда можно удобно воспользоваться при работе. Каждому инструменту отведено своё место. После выполнения работы инструмент в чистом и исправном виде укладывают на то место, откуда он был взят. Наиболее часто используемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.

Учитель. Что необходимо сделать и какой существует порядок для закрепления заготовок при строгании и пилении?

Крепление обрабатываемых заготовок должно быть надёжным. На крышке столярного верстака есть передний и задний зажимы. Для того, чтобы выполнить работы рубанком, необходимо открутить прижимную губку на ¼ хода винтового механизма заднего зажима. Низкую заготовку положить на крышку верстака и примерить клину по длине, который вставлен и гнездо крышки. При необходимости клин переставляют. Вставив клин, на крышке верстака заготовку упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима.

Выход клина из отверстия гнезда на крышке верстака и заднего зажима должен не превышать уровень обрабатываемой поверхности детали (показ).


    1. Правила безопасной работы:

  1. Ручки молотков и киянок должны быть изготовлены из прочной и вязкой древесины и иметь овальное сечение. Поверхность деревянных рукояток должна быть гладкой, без отколов и задиров. Конец рукоятки, на которой насажен инструмент, необходимо расклинить, во избежание соскакивания инструмента, свободный конец рукоятки должен быть утолщенным.

  2. Деревянные рукоятки долотьев, нажимных инструментов для резьбы по дереву должны иметь стяжные кольца.

  3. Стамески, отвертки, напильники, рашпили необходимо надежно насаживать на ручки, изготовленные из прочной и вязкой древесины.

  4. Ножи ручных режущих инструментов должны правильно затачиваться и присаживаться.

  5. Работать следует всегда с заточенным и заправленным инструментом. Запрещается работать неисправным инструментом.

  6. При заточке инструмента на точилах следует пользоваться защитным экраном или предохранительными очками.

  7. Пилы для ручных работ (натяжные и ножовки) должны иметь развод, одинаковый в обе стороны.

  8. Верстак должен быть прочным и устойчивым.

  9. В цехе (мастерской, на рабочем месте) должен быть набор гаечных ключей и отверток для гаек и винтов всех размеров и форм, имеющихся в оборудовании и инструментах.

  10. Весь ручной инструмент необходимо не реже одного раза в месяц тщательно осматривать и ремонтировать.

  11. Нельзя передавать инструмент с одного рабочего места н другое, бросая его на пол, верстак или в руки.

  12. Нельзя работать инструментами с намного выпущенной железкой со щели рубанка (от излишнего физического напряжения руки срываются с рубанка и работающий может получить ссадины и ушибы).

  13. Затачивать железки следует осторожно, особенно на точильном круге, и не допускать, чтобы пальцы касались точильного инструмент.

  14. Не следует определять остроту лезвия движением пальца вдоль лезвия, так как палец при этом легко можно поранить. Нельзя работать тупыми стамесками: повышенные физические усилия и, как следствие, неправильные приемы являются предпосылками для порезов и ссадин.

  15. При работе стамеской режущую кромку всегда надо направлять от себя и резать древесину только слева направо. Заготовку при срезании слоя древесины держать левой рукой так, чтобы пальцы не находились в зоне резания и не попали под лезвие стамески случае, если стамеска сорвется во время срезания древесины. Запрещается при резании стамеской прижимать заготовку к груди или коленям. Нельзя класть режущий инструмент на верстаке лезвием к себе или близко к краю верстака (стола). Лишний инструмент должен быть убран.

  16. При работе ручными пилами нельзя ставить палец у пропила для направления пил; для наводки пилы следует прикладывать деревянный брусок или легко прибить планочки около риски.

  17. При распиливании материала следует прочно укреплять или поддерживать его рукой на верстаке. Запрещается распиливать материал на колене. Оканчивая перепиливание тяжелых материалов или элементов, нужно следить за тем, чтобы отпиленная часть не упала на ноги.

  18. Запрещается производить развод пил отверткой.

  19. Перед сверлением при помощи коловорота следует проверить прочность закрепления сверла в патроне.

  20. При отёске топором бревен, лежащих на земле на подкладках, следует становиться так, чтобы бревно должно быть прочно закреплено на подкладках.

  21. После окончания работ инструмент следует привести в порядок, очистить от опилок, пыли и положить в соответствующее место для хранения.

Практическая работа

Практическая работа №5: «Упражнения на разметку, распиливание, строгание заготовок при изготовлении различных изделий. Сверление отверстий в заготовках»



Целевые обходы:

- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

- разбор типичных ошибок учащихся;

- вскрытие причин, допущенных учащимися ошибок;

Повторное объяснения способов устранения ошибок.


  1. Уборка рабочих мест.

Учащиеся убирают рабочие места, приводят себя в порядок.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.

(Беседа)

Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Домашнее задание. Параграф №_, стр. - .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!