СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Инструменты независимой оценки качества образования: рейтинги в сфере образования, публичные доклады и иные оценочные процедуры общественной экспертизы качества образования

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

независимая оценка качества образования – это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования

Просмотр содержимого документа
«"Инструменты независимой оценки качества образования: рейтинги в сфере образования, публичные доклады и иные оценочные процедуры общественной экспертизы качества образования»

"Инструменты независимой оценки качества образования: рейтинги в сфере образования, публичные доклады и иные оценочные процедуры общественной экспертизы качества образования"

Игнатьева Ольга Александровна

статья 95 «Независимая оценка качества образования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • На основании статьи 95 «Независимая оценка качества образования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ должна осуществляться независимая оценка качества образования.
  •   Независимая оценка качества образования проводится в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.
  •   Минобрнауки РФ разработаны и утверждены «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» с целью  содействия развитию системы независимой системы оценки качества работы образовательных организаций.
  • В Методических рекомендациях:
  • — дано определение независимой оценки качества образования с указанием основных «потребителей» результатов работы соответствующей системы;
  • — описаны формы независимой оценки качества;
  • — указаны возможные направления применения системы в деятельности органов управления образованием;
  • — представлены разделы, характеризующие объект, инструменты, заказчиков, участников независимой оценки качества образования, порядок использования инструментов независимой оценки качества образования для разработки и принятия управленческих решений.
  •  

Что такое независимая оценка качества образования

  •   В документе определено, что независимая оценка качества образования – это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
  • «- потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
  • - потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
  • - учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ».

Инициаторы и Заказчики

  • Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе:
  • — органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней;
  • — органов местного самоуправления;
  • — учредителя,
  • — руководства образовательных организаций, общественного совета при региональном (муниципальном) органе исполнительной власти;
  • — региональной общественной палаты;
  • — юридических или физических лиц, родителей, общественных объединений;
  • — граждан при обращении с соответствующим заказом в организации (к экспертам), осуществляющим такие процедуры.
  • В качестве заказчиков процедур независимой оценки качества образования могут выступать:
  • — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
  • — общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты;
  • — учредитель образовательной организации;
  • — руководитель образовательной организации;
  • — педагогический работник образовательной организации;
  • — родители обучающихся;
  • — обучающиеся старших классов.
  •  
Что оценивается:   Объектом независимой оценки качества образования могут быть: — образовательные программы, реализуемые образовательными организациями; — условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.; — результаты освоения обучающимися образовательных программ; — деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образования.  

Что оценивается:

  • Объектом независимой оценки качества образования могут быть:
  • — образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
  • — условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;
  • — результаты освоения обучающимися образовательных программ;
  • — деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образования.
  •  
Измерительные материалы   Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.) на основе: — требований соответствующих ФГОС, — измерительных материалов международных сопоставительных исследований результатов образования, требований заказчика.  

Измерительные материалы

  • Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.) на основе:
  • — требований соответствующих ФГОС,
  • — измерительных материалов международных сопоставительных исследований результатов образования,
  • требований заказчика.
  •  
Инструментарий:   При проведении оценочных процедур используются: — рейтинги; — публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций; — статданные официального статистического учета, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет»; — другие открытые данные, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах.

Инструментарий:

  • При проведении оценочных процедур используются:
  • — рейтинги;
  • — публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций;
  • — статданные официального статистического учета, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
  • — другие открытые данные, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
  • Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах.

Кто осуществляет :

  • К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством РФ  порядке могут быть привлечены:
  • — некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
  • — коммерческие рейтинговые агентства, имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
  • — региональные центры оценки качества образования;
  • — отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования;
  • — общественные и общественно-профессиональные организации, негосударственные, автономные некоммерческие организации, имеющие опыт в данной деятельности и использующие валидный инструментарий для проведения оценочных процедур.
  • Возможно привлечение нескольких исполнителей под разные технические задачи.
  • Должна быть обеспечена открытость при формировании заказа на оценку деятельности или результатов деятельности образовательных организаций. Список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц – экспертов регионального уровня размещается на сайте регионального органа управления образованием.
  • Образовательная организация вправе выбрать сама те организации (общественные, общественно-профессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.
  Об итогах   Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования, по завершению работы  анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем, разрабатывают методологию и проводят рейтингование  образовательных организаций, другие оценочные процедуры, готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур и предоставляют их заказчику. Об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах должны быть обеспечены открытость и доступ к всесторонней информаци

Об итогах

  • Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования, по завершению работы  анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем, разрабатывают методологию и проводят рейтингование  образовательных организаций, другие оценочные процедуры, готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур и предоставляют их заказчику.
  • Об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах должны быть обеспечены открытость и доступ к всесторонней информаци

Действенность результатов

  • Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.
  • Результаты независимой оценки качества образования должны способствовать:
  • — повышению качества предоставляемых образовательных услуг;
  • — развитию конкурентной среды;
  • — выявлению и распространению результативных моделей организации образовательного процесса;
  • — сохранению и развитию единого образовательного пространства, разнообразия образовательных программ.
  • На основе результатов независимой оценки качества образования могут быть подготовлены:
  • — управленческие решения на уровне региона, муниципального образования, образовательного учреждения, (например, о выделении дополнительного финансирования из фонда поддержки качества образования, оказания кадровой и методической поддержки образовательного учреждения и т.д.);
  • — рекомендации:
  • для заказчика;
  • — органов самоуправления разных уровней;
  • — общественных организаций;
  • — органов управления образованием;
  • — образовательных учреждений;
  • — для родителей обучающегося;
  • — для обучающегося;
  • — для педагогического работника.

Участникам образовательных отношений

  • Руководителю образовательной организации следует ознакомиться с настоящим документом и ознакомить с ним участников образовательных отношений, обратив внимание на следующее:
  • —   администрации.
  • — Знание настоящего документа позволит более тщательно подготовиться к предстоящей процедуре независимой оценки качества работы учреждения (информирован — значит вооружен).
  • — При необходимости получить внешнюю оценку качества работы учреждения можно заказать оценочную экспертизу и использовать ее результаты для анализа работы учреждения, для разработки перспектив развития, отбора результативных приемов и методов, организации  рекламной кампании, выявления перспективных направлений работы.
  • — Результаты оценки позволят:
  • ¦ определить узкие места деятельности педколлектива и получить соответствующие рекомендации;
  • ¦ организовать работу по повышения конкурентоспособности учреждения;
  • ¦ иметь независимую оценку деятельности педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами;
  • ¦ воспользоваться результатами оценки в случае конфликтных ситуаций.
  • — педработников.
  • У педагогических работников появилась возможность обратиться к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории.
  • — родителей.
  • Теперь родители (законные представители) обучающихся могут обратиться непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области для определения уровня результатов освоения  обучающимся образовательных программ и получить по результатам не только оценку, но и соответствующие рекомендации.
  • — обучающихся старших классов
  • Согласно документу обучающиеся старших классов имеют право обратиться в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, и пройти независимое тестирование, анкетирование, и иные формы оценки уровня результатов освоения образовательных программ и получить рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, перспективам получения профессионального образования.
  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!