КГОБУ «Петропавловск – Камчатская школа для обучающихся с ОВЗ, №3»
Интеграция английского языка с биологией в проектной деятельности как эффективное средство обучения в школе.
Кумпан Елена Николаевна,
учитель английского языка,
Гришило Вячеслав Васильевич,
учитель химии и биологии,
Всё, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи…
Ян Амос Каменский
Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим.
Б. Паскаль
Перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии.
В основе такого понимания лежит идея интеграции.
Интегрировать (лат. Integrare –восстанавливать, восполнять), производить интеграцию, объединять части в одно целое.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных/метапредметных/ полипредметных связей.
Эта идея возникла на основе всеобщности и единства законов природы и культуры. Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.
Проектная деятельность является элементом культуры человека в информационном обществе. Квалифицированный специалист, прежде чем решать производственную конкретную задачу, должен проектировать и прогнозировать алгоритм достижения результата.
Интегрированные уроки, а именно - полипредметная проектная деятельность, в нашем понимании, дают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс самостоятельной деятельности; каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.
Такая деятельность позволяет чётко осознать, где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены.
При подготовке проектов на уроках мы создаем для обучающихся проблемно – поисковые ситуации, организуем активное учебное сотрудничество в течение учебного года, стараемся создавать условия для проявления коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.
Проектная деятельность направлена на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практике, что создает условия для развития интеллектуальных умений обучающихся.
Через проектную деятельность можно сформировать умение применять теоретические знания в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.
Проектная деятельность приближает процесс обучения к жизни, выпускник школы получит возможность научиться: планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект, использовать такие методы и приемы, как моделирование, абстрагирование, развитие логического мышления, коммуникативных способностей, осознавать ответственность за достоверность полученных знаний, качество выполненного проекта .
Интегративный процесс предусматривает планирование специальных занятий по темам, общим для нескольких предметов, которые могут проводиться разными педагогами.
Наиболее успешно проектная деятельность осуществляется в условиях интеграции учебных дисциплин, позволяющих получить новое качество образования. Организация интегративного обучения на практике часто осуществляется на учебных занятиях, объединяющих в себе одновременно изучение нескольких дисциплин.
На таком уроке всегда выделяется учебный материал ведущей дисциплины.
Цель учителя - создание условий для достижения достаточного уровня коммуникативной компетенции при изучении предметов, социокультурного развития учащихся, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, повышения мотивации в изучении предмета.
Наиболее успешно проектная деятельность осуществляется в условиях интеграции учебных дисциплин, позволяющей получить новое качество образования
Интеграция – это организация предметной деятельности, предполагающая использование подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления. Главное в интегрированном уроке, внеклассном мероприятии, проектной деятельности на наш взгляд, - вычленить проблему.
Она должна быть комплексной, жизненной, социально значимой.
Ученик включается в решение проблем, важных для него, а мы, как учителя, предлагаем проблемно ориентированные задания, значимые для ученика задачи, формулируем вопросы на стыке знания и незнания.
Актуальность этого метода обусловлена тем, что он позволяет:
- развивать творческие возможности учащихся, умения самостоятельно,
-конструировать свои знания, применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию.
Основная цель обучения – формирование коммуникативной компетенции.
Это предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления.
Поэтому мы считаем:
необходимо изменить содержание обучения и познавательной деятельности учащихся, при помощи, например, интеграционной проектной деятельности, что облегчало бы и ускоряло овладение знаниями, активизировало бы процесс их усвоения, дало возможность школьникам использовать приемы самостоятельной работы с учебным материалом и информацией, способствовало бы формированию у них информационной и коммуникативной компетенций.
В основе нашей работы лежит личностно-ориентированный подход.
Метод интеграции наиболее полно отражает его основные принципы.
В преподавании английского языка, биологии, прежде всего, ориентируемся на личность ученика, его потребности и возможности, применяем на своих уроках и во внеурочной деятельности принципы сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности.
Это позволяет учащимся использовать английский язык и знания по биологии как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей.
Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира.
Идея применения интегрированного обучения и выполнения соответствующей проектной деятельности в нашей практике появилась в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию.
Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов и взглядов позволило развить идею интегрированного обучения.
Идея интеграции в обучении заключается в следующем:
Инновация,
Наблюдение,
Творчество,
Емкость учебного материала,
Гармоничное развитие личности,
Развитие коммуникативной и культурной образованности,
Активный познавательный процесс,
Целостность восприятия,
Использование различных видов деятельности,
Я- концепция.
Почему занимаемся межпредметтными длительными / в течение года/ проектами иностранного языка с биологией?
Принципы дидактики определяют отбор учебного материала по возрастным и индивидуальным особенностям детей, с точки зрения его доступности, наглядности, жизненности, практической и воспитательной направленности.
Во-первых, дети, по словам К.Д. Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще…».
Во-вторых, дети учатся видеть гармонию цветов и музыки, у них пробуждается любовь и интерес к красоте окружающей природы, внутреннего мира.
Испытываемое от эстетических впечатлений и переживаний наслаждение развивается и вырастает в потребность видеть и создавать прекрасное.
В – третьих, Вячеслав Васильевич профессионал, опытный педагог, творческий и неравнодушный человек, которого любят дети, уважают коллеги, с ним просто и комфортно сотрудничать.
Применяя в своей практике методы интеграции, мы пришли к выводу, что они имеют определенные преимущества:
повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
способствуют развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную деятельность и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
формируют общеучебные умения и навыки, рациональные навыки учебного труда, формируют эмоционально – волевой фон личности, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ;
способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, тат как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
Таким образом, метод интеграции при проведении уроков, внеклассного мероприятия, выполнения проекта действительно помогает сформировать важные компетенции, необходимые в современном мире.
В процессе изучения английского языка и биологии обучающиеся учатся выполнять мини - проекты, составлять тематические проекты, презентации, коллажи, рисовать постеры и открытки.
С проектной деятельностью ребята среднего звена, где мы работаем, хорошо знакомы и четко понимают что именно от них требуется.
В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнять от 1 до 3 человек. Получается, что за курс абсолютно каждый ученик принимает участие в проекте.
Преимущественное большинство ребят с интересом относятся к работе, внимательно слушают и конспектируют выступления, задают вопросы выступающим, критично оценивают работу и выступление, зная, что завтра на этом месте выступать им.
В 5 классах по биологии, к сожалению, не много уроков по теме «Растения».
А так как на уроках английского языка мы занимаемся по книге для чтения «Джек и бобовое зёрнышко», в пересказе Ю. Е. Ваулиной, (в качестве компонента к УМК «Английский в фокусе»), адаптированной известной английской сказки, то мы решили сформировать единый интегрированный проект «Помоги Джеку вырастить бобовое зёрнышко».
Проблема:
Извлечь максимальное количество знаний по теме «Растения: бобовые», чтобы развить у детей разговорную речь на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий, как на английском, так и на русском языках, посредством подготовки своеобразного отчёта в формате лэпбука.
Цели:
формировать у детей обобщённое представление о царстве растений, а именно – бобовой культуре, как о живом многоклеточном организме, существующем на земле, который имеет отличительную черту – способность к фотосинтезу, выделяющему кислород, имеющем типичное строение, приспособлено к определённым климатическим условиям;
развивать заботливое отношение, чувство ответственности, интерес к пользе растений.
Задачи:
сформировать представление о растениях в целом,
обратить внимание на одну из полезных для камчатских дачников культур,
познакомить с условиями выращивания этой необычной культуры,
познакомить с удивительными загадками и тайнами из царства растений.
Приучить заботиться о бессловесных, но живых организмах.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной, которая позволила раздвинуть горизонты каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий; ребятам пришлось консультироваться не только с «зелёным доктором», но и с бабушками, дедушками, соседями – дачниками.
Продавцы из магазина для садововодов и огородников теперь знают в лицо хозяев наших «Бобиков» и «Джеков», которые заботливо выбирали необходимый инвентарь, «еду» для своих «зелёных» подопечных, а кто-то выудил у дачников секретную подкормку)).
На каждой перемене школьники забегали в кабинет английского языка, чтобы включить музыку растению; где – то вызнали, что так растение, якобы, быстрее растёт, а после уроков прощались, чтобы снова увидеться с утра…
Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение от всех участников процесса.
На наш взгляд, преимущества интегративного подхода перед традиционным – очевидны; можно создать хорошие условия для развития различных интеллектуальных метапредметных умений обучающихся, выйти на формирование широкого синергетического мышления, научить применять теоретические знания в жизни. Интегративный подход к обучению приближает процесс обучения к жизни, натурализирует его, оживляет духом современности, наполняет смыслами.
А впереди, исходя из положительного опыта, нас ждут другие, не менее интересные исследования…
Ибо, дорогу осилит идущий.