СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция инновационных и традиционных технологий при организации учебного процесса на уроках учебной практики по профессии парикмахер

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы мастера производственного обучения  по  организации учебного процесса на уроках учебной практики по профессии Парикмахер.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция инновационных и традиционных технологий при организации учебного процесса на уроках учебной практики по профессии парикмахер»


ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ ПАРИКМАХЕР


Твердохлеб Ольга Васильевна

мастер производственного обучения

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

«Новочебоксарский политехнический техникум» Министерства образования

и молодежной политики

Чувашской Республики


Внедрение новых требований, заложенных стандартами образования, предусматривают формирование активной и заинтересованной в обучении личности, готовой самостоятельно добывать новые знания и желающей постоянно учиться.

Успех в обучении зависит от желания учиться. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающийся должен быть вовлечён в разнообразную деятельность. Необходимо сделать процесс обучения более эффективным, за счёт использования современных образовательных технологий, способствующих формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся. [1,5].

Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения обучающихся к активной работе, разнообразию форм и методов обучения. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности обучающихся. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Элементами любой образовательной технологии являются педагогические методы (как способы взаимодействия преподавателя и обучающегося по достижению образовательной цели) и приёмы (как  способы воздействия преподавателя на обучающегося или воспитанника).

На уроках учебной практики я применяю как хорошо себя зарекомендовавшие традиционные, так и инновационные технологии и методы обучения. Для примера приведу урок учебной практики по теме «Освоение приемов мелирования волос на фольге методом «штопка».

Методы и приемы обучения:

1) Технология «Перевернутый класс»

2) Кейс-технология

3) Словесные (объяснение, рассказ)

4) Наглядные (демонстрация, презентация)

5) Практические работы (взаимообучение).

Перевернутое обучение (англ. Flippedlearning) – это технология осуществления процесса обучения, в которой предполагается, что учащиеся с помощью гаджетов прослушивают и просматривают видеоуроки, изучают дополнительные источники самостоятельно (во внеурочное время), а затем в классе все вместе обсуждают новые понятия и различные идеи, а учитель помогает применять полученные знания на практике. Такая организация обучения побуждает учащихся учиться друг у друга. [3,1].

Авторами школьной методики "перевернутого класса" считаются американские учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн.  В 2008 году они стали записывать видеоролики из своих лекций, и превращать их в домашние задания для своих учеников. «Когда ученики приходят в класс, они появляются не для того, чтобы узнать новое содержание, они показывают, как применить то, что они узнали дома с помощью видео», — так комментирует свою технологию обучения Аарон Самс. Если совсем кратко изложить суть данной технологии, то она заключается в том, что освоение нового материала происходит дома, а домашние задания (т.е. упражнения для закрепления) выполняются в классе.  Классная и домашняя работы меняются местами, класс как бы «переворачивается» - отсюда название технологии. [2,1].

Суть в том, чтобы в большей степени мотивировать студентов к самостоятельной деятельности, которая стимулировала бы их творческие силы и способности, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Вместе со студентами мы создали группу в социальной сети «В контакте», где я, чтобы заинтересовать их профессией парикмахера стала выкладывать видео-ролики с интересными прическами. Сейчас в YouTube можно найти много мастер-классов известных стилистов, таких, как Руслан Татьянин, Георгий Кот, Фаррух Шамуратов, Александр Кувватов с его видео-журналом «HAIR SET», интернет-проект «PARIKMAХER.TV», целью которого является популяризация лучших мастеров парикмахерского искусства. Я считаю, что учиться надо у лучших профессионалов парикмахерского искусства.

Поскольку уроки теоретического обучения проходят гораздо раньше, чем уроки учебной практики, то чтобы студенты вспомнили теоретический материал, на своей странице в том же «Контакте» я стала давать ссылки на эти видео-уроки.

К видео-урокам предлагается задание: ответить на вопросы, составить последовательность стрижки, инструкционно-технологическую карту данной стрижки.Видео лекции позволяют студентам продвигаться по теме в удобном для них темпе, перематывая запись для повторного просмотра важных моментов и пропускать те части, материал которых им уже знаком. Все это способствует тому, что студенты приходят на урок учебной практики подготовленными. А на уроке учебной практики я проверяю по тестам, как они выполнили задание и делю девушек на группы: кто работал дома, уже выполняли данную стрижку или прическу на своих клиентах. А те, у кого не было доступа в Интернет или они не посмотрели видео-урок, работают в своей группе - в нашей мастерской есть компьютер, подключенный к сети, или шли в соседний кабинет информатики за свободный компьютер. А потом возвращались в мастерскую на практическую работу. Благодаря тому, что студенты работают по большей части самостоятельно, мастер может уделить внимание каждой группе или провести индивидуальные консультации с отдельным студентом, которому требуется дополнительная помощь. Да и сами девушки уже выполнившие задание позднее, могут стать консультантами своих одногруппниц.

Обучение с применением методики «перевернутого класса» позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, повысить мотивацию студентов к освоению профессии, способствует формированию профессиональных и общих компетенций студентов

Для вовлечения большего количества обучающихся в работу во время проведения вводного инструктажа использую такую форму деятельности как фронтальная, так как в начале вводного инструктажа эта деятельность позволяет определить качество знаний студентов по пройденному материалу и соответственно их подготовку к занятию. А также это дает возможность тем, кто плохо подготовился к занятию или что-то недопонял, разобрать сложные вопросы и систематизировать свои знания. Наиболее подготовленных студентов можно назначить консультантами для помощи остальным.

На следующем этапе урока я применяю технологию взаимообучения. Основными элементами вводного инструктажа для формирования умений и навыков по теме урока является личный показ и демонстрация приемов работы мастером производственного обучения. Для активизации деятельности обучающихся я приглашаю студентку выполнить подготовительные работы и продемонстрировать приемы выполнения мелирования, а мастер вносит свои коррективы, акцентирует внимание на допущенных ошибках и демонстрирует качественное выполнение работ.

Для развития уверенности в своих действиях при выполнении мелирования необходимо пригласить несколько обучающихся для отработки этого приема, и своевременно устранять возникающие у них ошибки. В это время рекомендую задавать группе вопросы по пройденному материалу и комментировать выполняемые действия для большей уверенности учащихся во время работы.

При закреплении материала я организую групповую работу. Деление на группы можно организовать разными способами: по жеребьевке, использую разрезанные картинки, по знаку Зодиака. Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, обучающиеся учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.     В ходе групповой работы формируются коммуникативные общие компетенции обучающихся.

Обучение на практических примерах и ситуациях.

Практические примеры и ситуации, которые обучающиеся самостоятельно изучают, анализируют и пытаются найти им решение, являются мощным и эффективным средством обучения. Они существенно приближают обучающиеся к реальным ситуациям, которые встречаются на предприятии, в жизни, и позволяют им самостоятельно принять то или иное решение. [1,9].

Кроссворды как дидактическая интеллектуальная игра хороши тем, что развивают умственные способности, концентрацию внимания, активизируют память, процессы самообразования. В учебном процессе кроссворды применяю для проверки качества усвоения знаний, для привлечения и поддержания внимания, обучающихся в процессе изложения нового материала, а также ранее пройденного, как основы понимания новой темы. Разгадывая кроссворд, обучающийся вынужден вспомнить существенные признаки и характеристики изученных явлений технологических процессов, предметов. Как занимательная форма проверки знаний кроссворды способствуют повышению учебной мотивации, интереса к изучаемой профессии. Кроссворды применяю для индивидуальной работы, в целях проверки усвоения знаний, для работы в микрогруппах.

В ходе текущего инструктажа рекомендую парную деятельность для большей занятости обучающихся в работе. При обходе рабочих мест необходимо проверить правильность выполнения трудовых приемов, соблюдения ТБ. Межоперационный контроль рекомендую проводить не только мастером, но и студентами-консультантами, а также осуществлять самоконтроль для своевременного выявления дефектов, осмысления выполняемой работы.

При проведении заключительного инструктажа провожу беседу собучающимися для того, чтобы они сами разобрались в своих ошибках, нашли пути их устранения и не допускали повторения этих ошибок. На основе анализа успехов и недостатков в работах обучающихся рекомендую обратить их внимание на сколько они продвинулись в овладении темой «Выполнение мелирования волос на фольге методом «штопка».

Важно, чтобы студенты сами оценили свою деятельность, деятельность мастера, свои эмоции и переживания в процессе освоения темы. Для этого я всегда организую процесс рефлексии деятельности.


Список литературы


  1. Анашкина, И.В. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации / И.В. Анашкина. – Тамбов : Изд-во ООО Орион, 2011. – 39 с. – 50 экз.

  2. Владимиров А.В., Лебедев Ю.Б. Методика «перевернутого класса» в реализации требований ФГОС. http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx? gov_id=1919130

  3. Перевернутый класс: технология обучения XXI века http://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka/








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!