СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция изобразительной деятельности дошкольников в изучении иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция различных видов деятельности дошкольников при изучении иностранного языка, отводит учебный мотив на второй план. Выполняя интересные для себя игровые, музыкальные, физические и другие действия, дети параллельно усваивают определенный иноязычный материал. Одним из важнейших видов деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. Таким образом, интеграция продуктивных видов деятельности при изучении иностранного языка позволяет удовлетворить естественную потребность детей  и способствует к непроизвольному запоминанию.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция изобразительной деятельности дошкольников в изучении иностранного языка»

Интеграция изобразительной деятельности дошкольников в изучении иностранного языка

Ещё одним важным видом деятельности дошкольников является изобразительная (рисование, лепка, аппликация, конструирование), ее влияние на общее и речевое развитие детей также неоспоримо. Во- первых, в ходе графического изображения или раскрашивания развивается мелкая моторика руки, что напрямую связано с развитием мышления и речи. Во-вторых, во время рисования происходит целый ряд мыслительных процессов (восприятие, анализ (идентификация эталона или соотнесение с ним), синтез, сравнение, обобщение, моделирование и др.), развивается произвольное внимание, воля, воображение; совершенствуется восприятие рисунка. Рисование ( в т.ч. по шаблону и по воздуху) улучшает координацию движений, увеличивая тем самым коммуникативные возможности ребенка в плане невербальной экспрессии [Борискина Б.И." Три кита " современной арт-педагогики в обучении детей иностранному языку / Построение дополнительного пространства развития дошкольников и младших школьников: интеграция современных подходов [Текст] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 1окт. 2004 г. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. -, c.276].

Рисование по воздуху тесно смыкается с пантомимой и другими иллюстрирующими действиями (кодирование и декодирование лексики с помощью условных жестов-символов, мимики, жестовых эквивалентов высказываний), развивая не только образное, но и абстрактное мышление и память. Кроме этого, усиливается взаимодействие обоих полушарий головного мозга, что также положительно сказывается на общем и речевом развитии ребенка [Малкина Е.В.Формирование речеязыковых представлений у младших дошкольников на основе развития их двигательной активности [Текст] : автореф. дисс... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.В. Малкина . - Тамбов, 2005.-, c.14].

Интеграция конструирования, лепки и аппликации на занятиях английского языка так же очень плодотворна и интересна для детей. Такая форма работы имеет огромный потенциал для развития ребенка.

Синтез английского языка как коммуникативного средства и продуктивных видов деятельности как вида искусства обеспечивает дошкольнику такие развивающие аспекты как: развитие лингвистических способностей; развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения); развитие креативности и дивергентного мышления.

В свою очередь использование продуктивных видов деятельности при обучении дошкольников иностранному языку дает педагогу следующие возможности: расширять сферу применения нового языка за счет включения иноязычной речи в изобразительную деятельность и погружения детей в ситуации художественно-познавательного поиска; формировать иноязычные знания у обучающихся тематическим путем; сопоставлять слово на иностранном языке с наглядностью, обеспечивая зрительную опору для понимания на слух; создать основное условие успешности обучения иностранному языку – интерес и внутреннюю мотивацию.

Безусловно, использование продуктивных видов деятельности должно быть не хаотично, а носить комплексный характер. Дети на занятии рисуют, лепят «не просто так». Каждый раз перед ребенком стоит какая-то определенная задача: «найди», «угадай», «посчитай», «покажи», «соедини по точкам и назови» и т.д. В процессе выполнения работы с детьми повторяются изученные лексические единицы и речевые обороты: название цветов по-английски, счет, название игрушек, животных и других предметов. Дети изображают изучаемый предмет и называют его по-английски (It is a car. It is a doll. It is a train.). Они также выражают свое отношение изображаемому (например: I like a car. I like a ball).

По итогам изучения тематических сюжетов из детских рисунков создаётся конечный продукт, объединяющий в себе изученную лексику и грамматические конструкции. Так, например это мини-книжки: «My favourite food», «Our toys», «In the garden», «Clothes for my dolly», «My favourite season», лэпбуки «In my school», «My house». Организуются выставки аппликаций и поделок тематически связанных с какими-либо значимыми событиями или праздниками. Такая форма работы отлично стимулирует развитие навыков монологической речи, так как дети с удовольствием рассказывают о продуктах своей деятельности на английском языке (что у них получилось, какого цвета, размера и т.д.).

Конструирование, как вид продуктивной деятелности, также может использоваться на разных этапах овладения языком. Как для введения и отработки новой лексики и грамматической конструкции, так и закрепления усвоенного языкового материала, переноса в ситуации естественного общения во время занятий.

Например, отработка новой лексики по теме «Геометрические фигуры» может проводиться в процессе конструирования детьми из бумаги. Логика организации деятельности диктует необходимость построения педагогом простых фраз на изучаемом языке: Make a square. Make a big square. Make a tiny square. Cut out a square. Cut out the yellow square. Cut out the green square. Дети учатся понимать речь взрослого, выделять ключевые слова во фразах, постепенно им становятся доступными и более длинные высказываниями, состоящие из нескольких элементов. Сама ситуация, жесты, мимика, интонация педагога помогают ребенку понять, о чем идет речь, и если он ошибается, то исправить его ошибку педагог может, не переходя на родной язык: No, not a triangle, a square, make a square. No, not the yellow square, cut out the green square.

Постепенно ребёнок осваивает звуковой облик новых слов и получает первые представления о том, как строятся такого типа высказывания. Постепенно ребенок учится самостоятельно строить простые, необходимые ему фразы, например: «Give me the red paper, please.» «Show me the yellow square» и др.

Конечно, количество нового языкового материала, которое используется педагогом в ходе конструирования, невелико. Понимание указаний (согните (fold), распрямите (unfold), сомните (crunch) и др.) достигается за счет демонстрации образца действия. Анализ речевого общения во время занятий c включением элементов конструирования показывает, что наиболее часто детям требуется сказать «У меня нет», «Помогите, пожалуйста», «У меня не получается», «Посмотрите», «Я закончил» и т.д. Практически все эти конструкции - I haven’t got. Help me, please. I can’t. Look - представлены в большинстве программ по обучению английскому языку дошкольников, однако использование их во время занятий продуктивной деятельностью более мотивировано т.к. происходит в ситуациях естественного общения во время занятий и определяет быстрое и эффективное овладение ими детьми.

Отбирая задания, педагог должен отталкиваться не только от закономерностей процесса обучения иностранному языку дошкольников, но и от логики развития детского конструирования. Важно, чтобы взрослый не заставлял детей делать одинаковые работы по образцу, по одному шаблону для всех. Выбирая цвет, размер или форму деталей, располагая их в определенном месте, ребенок воплощает свой собственный замысел, делает свою работу уникальной. И именно об этом ему впоследствии хочется рассказать.

Отталкиваясь от содержания праздника или другого события, педагогу необходимо решить, как использовать конструирование в обучении английскому языку. Здесь выбор конкретного содержания определяется, прежде всего, возрастом детей. При организации работы с детьми пятилетнего возраста целесообразно выбирать самые простые способы конструирования из бумаги – сминание, скручивание и обрывание. Например, закрепление лексики по теме «Овощи и фрукты» можно связать с праздником урожая, который отмечают в Великобритании в конце сентября и устраивают выставки самых лучших плодов нового урожая. К этому празднику обязательно делают корзинки, украшают их и кладут в них выращенные овощи и фрукты.

Всё что необходимо для праздника дети делают на занятии. В начале объясняется (с использованием родного языка), что детям необходимо сделать овощи и фрукты, которыми затем будет украшена афиша праздника. Каждый ребенок выполняет свою работу на отдельном листе, а затем педагог приклеивает их на большой лист (будущую афишу).

Перед началом работы необходимо вспомнить с детьми технику работы с бумагой. Поэтому на первом этапе воспитанники заполняют контуры овощей и фруктов (тыквы, кабачка, картошки, морковки, яблока, груши, винограда и др.) комочками смятой бумаги, которые будут использоваться для оформления афиши праздника.

Вместе с детьми педагог выполняет такую же работу, даёт подробные рекомендации по этапам выполнения работы, использует иностранный язык для описания необходимых действий, например, в сминании бумаги: Take the red paper. Crunch the paper. Make an apple. Take the yellow paper. Crunch the paper. Make a pear.

Каждый ребенок может выбрать, что именно он будет украшать, педагог задает вопросы: «Do you like the apple? Do you like the pumpkin? Do you like grapes?” А ребенок дает короткий вариант ответа: «Yes / No».

После того, как ребенок выбрал, какие из овощей и фруктов он будет украшать, он выбирает необходимый цвет.Показывая на бумагу, педагог спрашивает у каждого ребенка: «What colour do you like?» «Do you like green? Do you like red? Do you like purple? » и т.д.

На следующем этапе дети самостоятельно делают и приклеивают на свои корзинки цветы, овощи и фрукты, выполненные в той же технике сминания. Они учатся видеть образ в разных формах, придавать бумаге нужную форму в соответствии с их замыслом, подбирать необходимые материалы нужного размера в зависимости от того, что они хотели бы сделать. Например, маленькие кусочки фиолетовой бумаги подойдут для винограда, а большие - для сливы, маленькие кусочки зеленой бумаги для крыжовника, а большие - для груши или яблока. Техникой обрыва дети делают листья и ботву для овощей и фруктов. Техникой скручивания - веточки и стебли растений, разноцветных червячков и гусениц, которых также помещают на большую красочную афишу праздника.

Наблюдения за речевым развитием детей показывают, что включение элементов конструирования в занятия иностранным языком приводит к значительному увеличению количества собственных инициативных высказываний ребенка на изучаемом языке. В таком занятии хотят участвовать все дети группы, независимо от их уровня владения языком. Даже те дети, которые обычно отстают от других, плохо запоминают слова, делают ошибки, боятся, что другие будут смеяться над ними, а значит, не очень стремятся отвечать и говорить на иностранном языке, в таком занятии начинают активно спрашивать, как сказать по-английски, (например, «посмотрите», «помогите мне», «у меня не получается», и т.д.) и моментально включают эти фразы в свою речь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что интеграция иностранного языка в продуктивную деятельность детей позволяет задать естественную мотивацию общения на изучаемом языке, использовать врожденные механизмы овладения языком, действующие в дошкольном возрасте и сделать этот процесс более эффективным.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!