СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция основного и дополнительного образования как важнейшее условие воспитания творческой социально-адаптированной личности ученика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

              В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа"   говорится о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, о роли и месте в ней дополнительного образования.

               В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы  школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Сегодня дополнительное образование детей как сфера неформального образования по праву рассматривается и как важнейшая составляющая системы образования России, развивается в едином русле со всей системой образования, т. к. только в сочетании всех типов образования (общего, дополнительного,профессионального) возможно сформировать единое образовательное пространство непрерывного образования от муниципалитета до Федерации. Дополнительное образование детей как самостоятельный тип образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения проникает во все другие типы образования от дошкольного до профессионального и становится одним из механизмов развития образовательного учреждения каждого типа образования.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция основного и дополнительного образования как важнейшее условие воспитания творческой социально-адаптированной личности ученика»


Интеграция основного и дополнительного образования как важнейшее условие воспитания творческой социально-адаптированной личности ученика


Комарова Наталья Алексеевна , учитель русского языка и литературы МКОУ Патрикеевская ООШ имени полковника Э.В. Сухаревского Базарносызганского района Ульяновской области


В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" говорится о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, о роли и месте в ней дополнительного образования.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы  школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Сегодня дополнительное образование детей как сфера неформального образования по праву рассматривается и как важнейшая составляющая системы образования России, развивается в едином русле со всей системой образования, т. к. только в сочетании всех типов образования (общего, дополнительного,профессионального) возможно сформировать единое образовательное пространство непрерывного образования от муниципалитета до Федерации. Дополнительное образование детей как самостоятельный тип образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения проникает во все другие типы образования от дошкольного до профессионального и становится одним из механизмов развития образовательного учреждения каждого типа образования.Со ссылкой на материалы ЮНЕСКО заведующий отделом неформального образования РАО, д.п.н.,профессор В.А.Горский неформальное образование рассматривает как деятельность(познавательную,творческую, коммуникативную и др.), направленную на выявление и развитие природных задатков и способностей детей на основе интереса к науке, технике, творчеству, спорту, туризму. В основе деятельности лежит любознательность, увлеченность свободным творчеством, поиск путей к мастерству». Учреждения дополнительного образования – это уникальное сочетание истории и современности, традиций и новаторства, здорового консерватизма и инновационного мышления. А само дополнительное образование детей представляется организованным устойчивым длительным процессом коммуникации, порождающим формирование мотивации к познанию и творчеству, стимулирующим проявление активности в достижении избранного уровня образования, что соответствует концептуальным идеям непрерывного образования и является эффективным способом проектирования и реализации современной (непрерывной) образовательной среды как совокупности всех типов и видов образовательных структур, в рамках которой ребенок имеет возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, отвечающего его ожиданиям иинтересам.

Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах личности, общества, государства.

Вся деятельность учреждений дополнительного образования детей опосредована основными принципами государственной образовательной политики России, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О дополнительном образовании», Конвенцией о правах ребенка, другими нормативными документами, современными теориями развития личности, становления ее творческой индивидуальности и способности к жизненному самоопределению.

Дополнительное образование детей - необходимая и неотъемлемая часть непрерывного вариативного образования, которую уже сегодня можно характеризовать, как сложившуюся структуру образования, ориентированную на дальнейшее развитие жизненных деятельностно-коммуникативных умений детей, выведение их на высокий уровень компетентности в принятии обоснованных решений, в контроле над жизненными проблемами, на самосознание детей, их выбор образа жизни, самоудовлетворенность и ощущение радости жизни; зону перспективного развития каждого человека, семьи, образовательного учреждения, образовательной системы в целом; уникальное образовательное сообщество, где все участники - равноправные субъекты, реализующие свое сущностное право на свободный выбор, на свободное определение своего «Я», где доминируют уважение к разнообразию и ценности индивида, неформальность ценностей и смыслов совместной деятельности и творчества; социокультурную технологию, интегрирующую педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующую индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной деятельности, поведении, общении.

Но основное её назначение – это повышение качества образования.

Таким образом, существуют как теоретические, так и практические обоснования возможности взаимодействия основного и дополнительного образования. Изучение литературы и публикаций по теме, показало, что взаимодействие основного и дополнительного образования помогает обеспечивать непрерывность образования, осуществлять социально-психологическую адаптацию учащихся, развивать их творческие способности, проводить профориентацию среди школьников. Взаимопроникновение этих двух сфер обеспечивает целостность образования, её многообразие и развитие. Необходимо подчеркнуть, что эта взаимосвязь помогает решить стратегические задачи современного образования.

Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой – создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, способствовать выбору его индивидуального образовательного пути, обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха», содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений, способной оперативно дать конкретный образовательный результат.

Вот результаты, которых позволяет достичь подобная интеграция:

  • формирование единого воспитательного пространства;

  • социализация личности;

  • формирование духовно-нравственных качеств у школьников;

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.

Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. В связи с переходом на новые Стандарты педагогическим коллективам придется многое переосмыслить и поменять. И прежде всего, представление о новых образовательных результатах в системе дополнительного образования. Педагогам необходимо внести изменения в образовательные программы нового поколения заложить формирование универсальных учебных действий, как один из компонентов нового образовательного результата. В системе дополнительного образования идет работа над формированием нравственного соз­нания личности.  А формирование коммуникативных способностей обеспечивают нашим детям социальную компетентность. Педагоги дополнительного образования не только (и не столько) учат танцевать, петь, вязать, а действительно дополняют общее образование до его полноты, расширяют его.

Дополнительное образование – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Во внеурочной деятельности необходимо создавать атмосферу и условия для развития определённых способностей ребёнка. Педагоги дополнительного образования подходят к данному процессу именно с позиции развития ребёнка, а не обучения. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Интеграция общего и дополнительного образования детей обеспечивает условия:

– эффективной реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

– успешного жизненного и профессионального самоопределения;

– развития разносторонних способностей разных категорий детей;

– формирования ключевых компетенций учащихся.

Обучающийся овладевает целым рядом интегрированных умений:

– способностью ориентироваться в различных предметных областях знания;

– эффективно работать с большими потоками информации, создавать собственные базы данных;

– развивать основы критического, творческого, продуктивного мышления;

– способностью к продуктивному творчеству и др.

Без сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, ребёнок не получит нужных знаний, которые пригодятся ему в жизни. .

В чем суть понятия «интеграция»? Интеграция — (от лат. integrum — целое; лат. integratio —восстановление, восполнение) — в общем случае обо-значает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

Специалисты выделяют внешние и внутренние (проявляющиеся, например, внутри региональной или муниципальной образовательной системы) факторы интеграции. Среди внешних факторов интеграции выделяют:

-социальный заказ;

-государственную политику в области образования (ориентация российского образования на инновационное развитие);

- влияние общероссийских и международных процессов интеграции в образовании.

Среди внутренних факторов интеграции:

- общность целей образовательных учреждений;

- стремление ОУ к оптимизации своих ресурсов, накоплению интегративного потенциала,

-координации деятельности для совместного использования ресурсов,

-создание единого информационно-образовательного пространства территориальной образовательной системы.

Таким образом, интеграция учреждений общего и дополнительного образования детей предполагает объединение усилий, ресурсов, средств с целью формирования творческой социально-адаптированной личности ученика через проявление и развитие каждым ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, т.е. создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, организация единого педагогического процесса. Интеграция основного и дополнительного образования помогает обеспечивать непрерывность образования, осуществлять социально-психологическую адаптацию учащихся, развивать их творческие способности, проводить профориентацию среди школьников. Взаимопроникновение этих двух сфер обеспечивает целостность образования, её многообразие и развитие.



Литература

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 г., рег. № 19707.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., рег. № 19993, опубликовано 16 марта 2011 г.

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

6. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор [Текст] / Д.В. Григорьев, В.П. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

7. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности[Текст] : методические рекомендации / Под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.

8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / Под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!