СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция в урочной и внеурочной деятельности. Урок по повести А.С. Пушкина "Дубровский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок  "Что такое благородство..." (литература - история) по повести А.С. Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Интеграция в урочной и внеурочной деятельности. Урок по повести А.С. Пушкина "Дубровский"»

Интеграция в урочной и внеурочной деятельности


… люди суть продукты обстоятельств и

воспитания, что, следовательно,

изменившиеся люди суть продукты

иных обстоятельств и изменённого

воспитания…

К. Маркс


При формировании духовного мира личности необходимо, чтобы весь спектр человеческих ценностей возможно более полно персонифицировался в каждом человеке. Однако такая персонификация может быть действенной только тогда, когда в её основу положена система идеалов личности, совпадающая с системой идеалов страны и времени.

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает, задачи развития личности, превращаясь тем самым действенный фактор развития общества. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ещё и потому, что именно в школьном возрасте человек наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Методологической основой федерального государственного стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определила цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определённого идеала.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно этому определяются и базовые национальные ценности:

  • Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству

  • Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство

  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство

  • Человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

  • Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира

  • Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота старших о младших, забота о продолжении рода

  • Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость

  • Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога

  • Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор человека, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие

  • Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Мы в лицее ставим перед собой цель создания системы, обеспечивающей духовно-нравственное образование обучающихся, основанное на приобщении к культурным ценностям нашей страны и нашего края. В рамках системы духовно-нравственного воспитания школьников были выполнены проекты: «Наше достояние», «Знание – сила», «Пою моё Отечество», «Человек и мир», «Войне и победе посвящается», основными целями и задачами которых являются:

  • Воспитание патриотизма и интереса к народным традициям

  • Пропаганда культуры, гармонии, совершенства личности

  • Формирование гуманистического мировоззрения

  • Пропаганда нравственных ценностей и здорового образа жизни

  • Формирование убеждения в ценности знания, уважения к труду, творческого потенциала, целеустремлённости и настойчивости.

Так проект «Наше достояние» представлен в нескольких направлениях: «Литературное краеведение», «Современная литература», «Юбилейный чтения», «Искусство как способ познания жизни». Реализация данных проектов невозможна без сотрудничества с учреждениями культуры города. Продумана система взаимодействия с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, ВПОО «Милосердие и порядок», библиотеками города. Проводятся юбилейные и краеведческие чтения, творческие и научно-исследовательские конкурсы обучающихся и педагогов. Таким образом осуществляется социальный заказ общества на духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся. В первую очередь при этом осуществляется интеграция смежных дисциплин. В нашем варианте – история и литература. Марина Цветаева неслучайно назвала литературу «очевидцем истории». Именно художественное произведение, запечатлевая мгновение, передаёт нам атмосферу времени.

Понятие интеграции пришло в российскую педагогику в 70-80-ые годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей. Причины обращения к интегрированным урокам различны:

  • Интеграция даёт возможность показать учащимся «мир в целом», преодолевая разобщённость научного знания по отдельным дисциплинам;

  • Интеграция исключает дублирование материала, следовательно освобождает учебное время, снижает перегрузки;

  • Интеграция способствует повышению мотивации и в обучении;

  • Интеграция способствует формированию всесторонне развитой личности, путём формирования системного стиля мышления;

  • Интеграция позволяет систематизировать знания;

  • Интеграция способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

  • Интеграция, обладая большой информативной емкостью, способствует увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;

  • Интеграция способствует повышению, росту профессионального мастерства учителя, тат как требуют от него владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, осуществления системно-деятельностного подхода к обучению.

Механизм интеграции (способность к синтезу информации) заключен в самой природе человеческого мышления, диктуется объективными законами психологии и физиологии. Любой первоклассник, приходя в школу, точно знает, что он пришёл «учиться». Он ещё не делит это слово на составляющие: учиться математике, русскому языку, истории. Но образовательный процесс всё дальше разводит эти составляющие. И тут на помощь приходит интеграция. Межпредметное интегрированное содержание (слияние разнохарактерных знаний, способов деятельности, интеллектуальных технологий) содержит в себе больше возможностей для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных проблем. Интегрированное содержание на межпредметной основе является одним из средств, способствующих погружению. Погружение возможно, если создана информационно плотная, непрерывная обучающая среда, но именно это и присуще интегрированному содержанию.

        Учебный процесс, построенный на межпредметной интегративной основе, способствует решению еще одной важной педагогической задачи - повышению уровня личностного развития учащихся. Межпредметная интеграция способна придать личностный смысл одним областям знаний за счет удовлетворения интересов учащихся в других областях знаний.

Интегрированный урок имеет ряд психологических преимуществ: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний. Является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.

Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приемов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система обучения включает в себя элементы различных элементов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы. Целенаправленная работа по установлению операционных межпредметных связей способствует выполнению одного из основных требований школы – научить школьников учиться, самостоятельно приобретать знания. Это использование рациональных приёмов познавательной деятельности, характерных для изучения любого учебного предмета: накопление фактов, группировка существенных признаков явления, установление качественно новой связи, подведение конкретных фактов под общее научное понятие и других приёмов анализа и синтеза.

Цель предполагаемых интегрированных уроков – не только изучение событий истории и освещение их в литературе, но и, прежде всего, обобщение знаний и формирование представлений о явлениях историко-художественного процесса, усиление эмоционального восприятия «скучных» тем, развитие и обогащение эмоционального мира школьников. Таким образом, можно говорить о разных уровнях: информационном, обощающе-понятийном, эвристическом, эмоционально-эстетическом.

Задачи, которые ставились на каждом интегрированном уроке:

  1. Познавательные (содержательно-информационные): научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы (философские, экономические, политические).

  2. Развивающие (операционно-деятельностные): научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и т.д.

  3. Воспитательные: научит ребят извлекать нравственные уроки из осмысления событий и явлений историками и литераторами.

  4. Здоровьесберегающие: научить школьников снижать уровень перенапряжения, нагрузки, утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Виды интегрированных уроков:

Координированные (знания одного предмета основываются на знании другого предмета) - на таких уроках происходит фрагментарное обращение к общей проблематике в различных областях знаний. Они не формируют целостного мировоззрения.

Комбинированные – подобные уроки строятся на основе одного организующего предмета, происходит слияние нескольких предметов в один, что дает возможность исследовать одну и ту же проблему с различных позиций.

Амальгамированные (проектные) – уроки, на которых продумывается рассмотрение проблемы под различными углами зрения, с использованием информации из разных областей знаний. Они должны формировать на основе изучения жизненного опыта или распространенных социальных проблем (проект развития, конструирования игровой площадки, проблема «непонимания» и «отчуждения»)

Основные типы интеграционных связей:

  • содержательные – связи по фактам, понятиям, идеям, законам, составляющим содержание родственных (или пересекающихся в определённых темах) предметов;

  • операционные – связи по формируемым навыкам, умениям, мыслительным операциям (на основе общих способов познавательной деятельности учащихся); связи, осуществляемые через установление общих требований к приёмам и формам работы учащихся, через формирование гностических умений (познавательной, мыслительной, творческой деятельности), коммуникативных умений (прежде всего речевая деятельность);

  • методические – связи на основе общих методов обучения и воспитания

  • организационные – общность организационных форм обучения; связи по характеру взаимодействия учителя и учащихся, по выбору оптимальных форм обучения

Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской):

  1. Знания приобретают качества системности.

  2. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.

  3. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

  4. Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.

  5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.

Интегрированный урок — это урок, который проводится с целью раскрытия общих закономерностей, законов, идей, теорий, отображенных в разных науках и соответствующих им учебных предметах. В силу этого предлагаются различные формы проведения интегрированных уроков: исследования, семинары, уроки-комментарии, виртуальные (заочные) экскурсии и т.д.

Задачи, стоящие перед учителями, при подготовке и проведении интегрированного урока:

  • определение содержания и объема учебного материала по тем учебным предметам, которые они излагают, согласно поставленным целям и задачам интегрированного урока;

  • выбор форм и методов реализации учебного материала;

  • выделение объективно существующих связей между базовыми знаниями, которые можно интегрировать. При этом необходимо учитывать специфику каждого учебного предмета и его возможностей в раскрытии общих законов, теорий, являющихся интегрирующей основой нескольких учебных предметов.

  • координация деятельности и действий учителей в процессе подготовки и проведении интегрированного урока. В роли координатора выступает ведущий учитель по данной проблеме. В его обязанность входит, прежде всего, конструирование содержания дидактического материала, определение его оптимального объема и роли каждого учителя на уроке, средств их взаимодействия и активизации деятельности учеников в процессе урока, рациональной технологии реализации содержания интегрированного урока, достижение цели.

Важную роль в повышении эффективности интегрированного урока играет его учебно-материальное и техническое оснащение. Для повышения эффективности таких уроков используют аудиовизуальные средства, таблицы, графики, схемы, алгоритмы, инструкции, тренажеры, дисплеи.

ПРИЛОЖЕНИЯ



«Что такое благородство…»

(урок по повести А.С.Пушкина «Дубровский»)

Цель: материалом урока способствовать формированию лучших нравственных качеств

Задачи: развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, аналитических умений, умения давать оценку поступкам и взглядам как литературного персонажа, так и современного человека

Ход урока:

Слово учителя:

Совсем недавно мы, читая роман В. Скотта «Айвенго», пытались определить для себя, что значит словосочетание «благородный человек». Вспомните, как менялось это понятие по ходу чтения романа.

- Кого, с точки зрения истории, можно назвать благородными людьми в первых главах романа?

(Бриан де Буагильбер, принц Джон, Седрик Сакс, леди Ровенна)

- Почему автор называет их благородными?

(они благородны в силу рода, они дворяне)

- как изменилось понимание этого слова к концу романа? Кто сохранил за собой этот эпитет? Кого ещё мы можем назвать благородным героем?

(к концу романа по-прежнему можно назвать благородными Седрика Сакса, леди Ровенну, Альтестана. Кроме того, к ним можно будет добавить имя Айвенго - рыцаря, лишённого наследства, и даже разбойника Локсли. Слово «благородный» стало эпитетом, приобрело другое значение: высоконравственный, самоотверженно честный и открытый)

Давайте попробуем проследить, как меняется понятие благородства на протяжении повести А.С.Пушкина «Дубровский». Перед нами по-прежнему два мира. По ходу урока мы попробуем заполнить таблицу.

Благородные герои

Неблагородные герои











Каких, с вашей точки зрения, больше? Назовите их.

(благородные: Андрей Гаврилович Дубровский, Владимир Дубровский, крепостные Дубровских, не покинувшие своего хозяина;

Неблагородные: Кирила Петрович Троекуров, Антон Пафнутьич Спицын, Шабашкин, большая часть гостей Троекурова)

В самом начале произведения дана развёрнутая характеристика одного из главных героев. Дома вам нужно было выбрать слова, которые говорят о первом значении слова «благородный»

/см. словарь Ефремовой:

  1. тот, кто принадлежал к знатному, старинному роду, дворянству

  2. тот, кто принадлежал к состоятельным слоям общества или являлся представителем государственной власти

  3. перен. Тот, кто отличается высокими моральными качествами/

(«Кирила Петрович Троекуров… старинный русский барин… знатный род…»)

Но уже в первой главе автор лишает своего героя истинного благородства. Докажите это текстом. Сравните Троекурова с героями В. Скотта.

( «Кирила Петрович… принимал знаки подобострастия… как надлежащую дань… в быту выказывал все пороки человека необразованного… пылкий нрав… ограниченный ум...»)

Он тщеславен, груб, надменен, жесток, хвастлив, дерзок, мстителен, несправедлив, но при этом и некорыстолюбив. Вспомните пир в доме Седрика Сакса. Щедрость во все времена считалась обязательной добродетелью феодала, аристократа.

Что считает главным достоинством, правом благородного человека Троекуров?

(посмеяться над теми, кто беднее – приводит гостей на псарный двор; отобрать имение у бывшего друга без всякого права – что напоминает феодальный захват чужих владений в романе «Айвенго»)

В девятой главе мы слышим характеристики, которые гости Троекурова, не стесняясь дают друг другу. Так Троекуров, встречая Антона Пафнутьича, говорит ему обидные слова. Но это, пожалуй, можно сказать о многих героях. Ведь даже крепостные Троекурова позволяют себе насмешку в адрес того, кто беднее. Что говорит Троекуров Спицыну?

(«Дома живёшь – свинья свиньёй, никого не принимаешь, своих мужиков обираешь»)

Зато о старом исправнике говорят с восторгом, словно гордясь его талантами. Какими?

(«Этот был не промах. Сам Дубровский не вывернулся б и не откупился. Тарас Алексеевич деньги с него взять-то бы взял, да и самого не выпустил: таков был обычай у покойника»)

А что можно сказать о героях, которых вы с самого начала назвали благородными. Они, согласно словарной статье тоже благородны, хоть и небогаты. Какие черты характера объединяют отца и сына?

(об обоих можно сказать «беден и независим», горд. Перед нами любящий отец, не жалеющий ничего для своего сына, отказывающийся даже о т предложения богатого друга отдать за «Володьку» Машу: «Нет, Кирила Петрович. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабёнки». Сын, готов уйти в отставку, если того потребует здоровье отца)

В повести два героя носят фамилию Дубровский, но в названии форма единственного числа. Почему?

(Главный герой Владимир Дубровский. В произведении вся его жизнь: с детских лет до настоящего взросления. От наивной мечты рано или поздно найти себе богатую невесту до разочарования в настоящей любви. Мы видим, как он меняется. Вначале перед нами обычный легкомысленный молодой человек. Он расточителен, честолюбив, щедр, горяч, добр с крепостными. Он похож на Седрика Сакса, которому так же преданно служат его люди. Но в критический момент проявляются лучшие моральные качества героя. Он готов постоять за себя, за своих близких, не дать на поругание память о чувствах матери. Он отчаянно смел. Справедлив. Становится разбойником. Но благородным разбойником. Поэтому его боится Антон Пафнутьич и восхищаются Анна Савишна и заезжий генерал: «Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища».)

Не случайно ещё один благородный (согласно первому определению) персонаж, князь Верейский, отзывается о Владимире Дубровском довольно образно. Как он его называет?

(«славный разбойник», «наш Ринальдо», романтический герой»)

Это серьёзная оценка или аристократическая ирония? Если нет, то почему позже Верейский стреляет в Дубровского, хотя тот ему не угрожает?

(вероятнее всего, за иронией скрывается страх. Страх, потерять лицо пред истинным благородством)

Чего боится сам Владимир Дубровский? Можно ли считать истинным благородством отказ от Маши, когда она готова пойти за ним? Благородно ли поступает Дубровский, нападая на карету молодожёнов? Почему он готов пренебречь и обычаем, и верой?

(Владимир боится за судьбу Марьи Гавриловны. Это истинное благородство – сначала отказаться от мести, а потом от собственного счастья ради любимой. Дубровский ради собственных идеалов пренебрёг всеми условностями и, наверное, думал, что Марья Кирилловна, просившая о помощи, выберет свободу. Но у них разные представления о том, ради чего стоит жить)

Трудный путь вместе с Владимиром проходят его крепостные. И в них есть искра благородства: «Не выдавай Ты нас, а мы уж за тебя станем… отец ты наш, - кричали они, целуя ему руки, - не хотим другого барина, кроме тебя, прикажи государь, с судом мы управимся. Умрём, а не выдадим…. Отец наш, кормилец, умрём, не оставим тебя, идём с тобою». Но для них ничего не значит жизнь обидчика. И хоть просит Владимир открыть двери прежде, чем поджечь дом – Архип спокойно запирает их.

Потому Владимир остаётся один. Он даже со своими «соратниками» расстаётся. Вспомните, что он им говорит?

(«все вы мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло»).

Дубровский не мошенник. Он просто благородный мститель. Но он сумел понять, что месть не спасает от отчаяния. И потому он уходит.

Подводя итоги урока, давайте ответим на вопрос, который задали в начале урока: много ли в произведении благородных героев. Среди множества людей благого рода поистине редки благородные герои. Пушкинский благородный герой порождён обстоятельствами. Мы не раз встретим на страницах самых разных произведений русской литературы даже само это имя. И очень часто это будет герой, движимый любовью.

Любя отца, Владимир Дубровский отказывается от службы, от «мечты бедной юности» - богатой невесты. Читая письма матери, не желая, чтоб они достались чужим равнодушным людям, выбирает путь мстителя. Придя в дом врага мстить, отказывается от мести во имя любви. Потеряв (хотя и понимал, что его не любят, а им лишь интересуются) любовь, исчезает.

Домашнее задание: попытайтесь представить дальнейшую судьбу Владимира Дубровского. Это может быть сочинение. Это может быть эссе – рассуждение о разочарованном молодом поколении первой четверти девятнадцатого века. Это может быть серия рисунков.







7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!