Основная часть: -А теперь я приглашаю вас в нашу детскую лабораторию, где мы поближе познакомимся с Царством вирусов и микробов. - Если вы не против, ребята, я буду сегодня научным руководителем. Прежде чем мы приступим к исследованиям, напоминаю, что мы можем делать опасные вещи, поэтому всё делаем аккуратно, не спеша, не толкаясь, слушая, меня и друг друга, согласны? Итак, начнем. Опыт №1. «Крепкое рукопожатие» На руку воспитателя нанесены блёстки. Она здоровается через рукопожатие и передает другому ребенку часть блёсток «микробов». Ребенок здоровается с другим ребенком и передает часть блёсток другому ребенку. Цепочка «инфицированных» растёт. Опыт № 2. Опыт с блестками. Опустить руки в воду с добавлением блесток. Ладошки покрыты блёстками. Представьте, что наша рука, увеличенная в 100 раз, и вот так микробы попадают к нам на руки. У микробов нет рук, носа, желудка, сердца, легких. Это маленькие такие шарики или палочки. Но они, так же как и мы едим, дышим, передвигаемся. Передвигаются при помощи хвостиков – жгутиков. Жгутики вращаются, как пропеллер самолета, и микроб двигается. Некоторые без жгутиков, просто подпрыгивают – как мячики, которые мы бьем об пол. Там, где сухо, их переносит воздух. Есть микроорганизмы опасные, а есть полезные. Большинство микробов для нас не опасные, а наоборот - полезные (кисломолочные, лакто бактерии). Рассматривание пищевой плесени через детские лупы Предлагаю рассмотреть микроорганизмы через лупы. ( Хлеб с плесенью, варенье с плесенью) У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и быстро размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там много тепла, еды, влаги, им хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит? Давайте посмотрим. Опыт № 3. Размножение микробов Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, кариес и др. Через некоторое время микроб делится пополам. Разделите шарик пополам. Получилось 2 микроорганизма. Вначале они маленькие, но они питаются, растут и становятся как первый. Отделите еще немного пластилина, от общего куска и прилепите к нашим микробам. Как будто ваши микробы выросли. Что теперь с ними происходит? Они снова разделятся. Разделите каждый микроб пополам. Сколько стало?(4) .И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих микробов. Что будет дальше? Вот так их количество становится все больше и больше, и человек заболевает все сильнее и сильнее. А теперь посмотрим, что происходит, когда человек принял лекарство. Оно подействовало на микробов, те сморщились, слиплись между собой… Слепите шарики вместе, сдавите их. Вот и нет микробов, вот и справился с ними человек. -Так ли опасны бактерии? Конечно, нет. Человек научился с ними бороться. А помогает человеку в этом конечно мыло. Опыт № 4. «Сила мыла» Перед вами стоят тарелки. Они смочены водой. Представьте, что это наша кожа. Давайте поселим на них микроорганизмы. Насыпьте в тарелочки перец, паприку. Это микробы. А теперь капните по капле обычного жидкого мыла в центр. Что происходит. Микробы разбежались. Исчезли с кожи. Мыло победило микробы. -На кого в первую очередь нападают микробы? А может быть и по – другому: количество микробов рядом с человеком резко увеличилось. Он был в контакте с больным, пил грязную воду или ел немытые фрукты. Вот перед вами два фрукта: банан и яблоко. -Что можно есть на улице, не навредив себе, и почему? Опыт № 5. На яблоко и банан закрепить « микробы». После ответов детей: снять с банана кожуру вместе с «микробами». - Но самое главное - быть крепкими, закалятся, приучать себя и к жаре, и к холоду, тогда никакие микробы не страшны. Организм всегда справится с вирусами и микробами, если его научить это делать. - Что бы микробы не одолели и мы с вами не заболели давайте сделаем самомассаж- Массаж для профилактики простудных заболеваний. Чтобы горло не болело Мы его погладим смело. Чтоб не кашлять, не чихать, Надо носик растирать. Лоб мы тоже разотрем, Ладошку держим козырьком. «Вилку» пальчиками сделай, Массируй ушки ты умело. Знаем, знаем да – да – да, потирают ладони друг о друга Нам простуда не страшна. - Молодцы ребята, думаю, простуда нам теперь не страшна. – А ещё бороться с микробами нам помогают звуки. Хотите? 1. Если у вас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песенку. (Руку приложить к горлу, з-з-з-з-з-з-з). 2. Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками. (Ладонь приложить к грудной клетке, ж-ж-ж-ж-ж). 3. А когда очень устали и болит голова, слушаем шум волн. (С-с-с-с). |