СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и химии «Интеллект - 2018»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и химии «Интеллект - 2018»

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и химии «Интеллект - 2018»»

Интегрированное внеклассное мероприятие

по биологии и химии

«Интеллект - 2018»


Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предметам - химия и биология.

Форма – интеллектуальная игра.

Время проведения –30 минут.

Класс – 10 и 11.

План.

  1. Конкурс №1. разминка «Попробуй, догони»

  2. Конкурс №2. «Перевертыши».

  3. Конкурс№3. «Кот в мешке».

  4. Конкурс №4. « Найди биологическую ошибку».

  5. Игра со зрителями

  6. Конкурс №5 «И грянул бой»

  7. Конкурс №6. «Ты мне, я тебе».

  8. Игровая пауза.

  9. Конкурс №7. «Темная лошадка».




Ход игры.


Ведущие объявляют правила игры. Играют две команды «Химики» и «Биологи». Помогают ведущим химики – лаборанты. Конкурсы оцениваются по бальной системе. Победители награждаются призами.


Ведущий 1

Без химии жизни, поверьте, нет. 
Без химии стал бы тусклым весь свет,
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим,
Химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок о бок живем!

Ведущий 2

Биология наука о земной всей красоте…

О букашках, насекомых, о лесах всех на Земле…

То наука о прекрасном, что нам Бог всем подарил…

Ведь не зря он всю планету, красотою наделил…

Полюби науку эту, все живое на Земле…

Посмотри на лес и небо, честь отдай той красоте…

Чтоб цвела и расцветала в млечном космосе большом…

Наша дивная планета, наш с тобою общий дом.

Ведущий 1

А чтобы больше и лучше все знать, 
Надо науки эти понять.

Мы начинаем игру по химии и биологии «Интелект-2018»




Конкурс 1 «Разминка. Попробуй, догони».


Каждая команда поочередно отвечает на вопросы в течении 1 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы для 1 команды:

1.Самый распространенный спирт (этиловый);

2.Участвует ли вода в химических реакциях клетки? (да)

3.Маслянистая жидкость, от светло бурого до чёрного цвета с характерным запахом, не растворимая в воде (нефть);

4.Из чего состоит клеточная стенка у растений? (целлюлозы);

5.Песок, с которым пьют чай (сахар);

6.Сколько различных аминокислот входит в состав молекул белка?

(20)

7.Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса (озон);

8.Какие вещества входят в состав рибосом? (р-РНК, белки)

9.Из каких мономеров состоит белок? (аминокислот);

10.Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы (иод);

11.Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород (оксиды);

12.Как называются вещества, хорошо растворимые в воде? (гидрофильные);

13.Какая кислота всегда присутствует в желудке? (соляная);

14.Каких катионов в клетке больше К+ или Na+? (К)

15.Кто создал теорию химического строения органических веществ? (А.М.Бутлеров);

16.Какие клетки человека и животных способны к фагоцитозу? (лейкоциты)

 17.Это вещество содержится в природном газе в максимальном количестве (метан);

 18.Класс органических веществ, содержащий две двойные связи (алкадиены);

19.Каким образом попадают в клетку твердые вещества? (фагозитозом)

20.Установка, в которой происходит перегонка нефти (ректификационная колонна);

21. Вода в твёрдом состоянии (лёд, снег);

22.Химическая реакция, в результате которой из сложного вещества образуется несколько более простых веществ (разложение).

23.Вещества, сходные по строению, но отличающиеся на одну или несколько групп СН2. (Гомологи.)

24.Какие вредные вещества накапливаются в овощах при неправильном использовании удобрений? (Нитраты.)

25.Название радикала СН3.(метил).



Конкурс 1 «Разминка. Попробуй, догони»

Вопросы для 2 команды:

1.Растворимые в воде основания. (Щелочи.)

2.Как называется наука о наследственности? (генетика)

3.Какой суффикс добавляют к названию спиртов? (ол);

4.Кто автор первых законов? (Г.Мендель)

5.Процесс разрушения металлов под действием окружающей среды (коррозия);

6.Откуда пошло выражение “Покраснел как рак?” (При варке цвет панциря изменяется с коричневато-зеленого на красный, как более устойчивый.);

7.Металл, вызывающий «лихорадку» (золото);

8.Ароматическое  соединение с одним бензольным кольцом (бензол);

9.Как называется самая маленькая пти­ца? (Колибри.);

10. В какой капусте много йода? (В морской.);

11. Нехватка этого элемента в организме вызывает анемию (железо);

12.От чего птицы улетают на юг от хо­лода или от голода? (От голода);

13. Какой единственный металл является жидким? (ртуть);

14. Второе название предельных углеводородов (алканы);

15. Ацетилен относится к классу (алкины);

16.Химически неделимая частица (атом);

17.Какой царь привез в Россию карто­фель?  (Петр I.);

18.Биологический катализатор (фермент);

19.Божьи коровки кусаются? ( Нет.)

20.Специально оборудованное помещение  для проведения экспериментов или анализа веществ (лаборатория).

21.Сколько зубов у взрослого человека? (32.)

22.Газ, который выделяется при взаимодействии уксусной кислоты с содой? (Углекислый.);

23.Как ещё называют гиппопотама? (Бегемот);

24.. Вещество, которое в Бразилии называют «слезы дерева». (Каучук.);

25. Какая птица  самая большая в мире?  (страус)



Конкурс №2 «Перевертыши»

Ведущий читает текст «перевертыша», нужно правильно озвучить фразу. Это может быть поговорка, пословица, строчка стихотворения, содержащие названия металлов.

1. Звери живут за неметалл.

(Люди гибнут за металл.)

2. Разговор – ртуть, крик – платина.

(Слово – серебро, молчание – золото.)

3. Гладь металл, пока холодно.

(Куй железо, пока горячо.)

4. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.

(Прошел огонь, воду и медные трубы.)

5. Не все то грязь, что тусклое.

(Не все то золото, что блестит.)

6. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо.

(У Лукоморья дуб зеленый,
златая цепь на дубе том.)



Конкурс №3 «Кот в мешке для капитанов»

Каждой команде дать карточку с вопросом из «мешка».

Вопрос 1.

Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству .На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его сподвижники. Оно служило мерилом богатства ,могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось его щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”. Собираясь в дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу. Оно и стадо хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обойтись. Оно в воде рождается и в воде умирает. О каком веществе шла речь?  (Соль)

Вопрос 2.

Это сложное вещество обладает уникальными физическими
свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. При электролизе этого соединения образуются два газа в объемном соотношении 1 : 2.Один из газов образован атомами самого распространенного элемента во Вселенной, а другой – атомами самого распространенного элемен­та на Земле. Это вещество – обязательный участник химических реакций, протекающих в живых организмах. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери отзывался о нем: «...Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь». (Вода.)


Игровая пауза

Химики – лаборанты демонстрируют опыт «Извержение вулкана».

А сейчас, друзья, для вас,

По истории рассказ.
Ночью спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам, как умею,
Гибель города Помпеи.

В фарфоровую чашу горкой помещает дихромат аммония, добавляет кусочки бенгальского огня. В центр капает спирт и поджигает. Происходит «извержение» вулкана.



Конкурс №4 “Найди биологическую ошибку”


1 команде -А.Фет

“Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мала.
Весь бархат мой со всем живым миганьем – 
лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась 
и вот дышу…”

(Два крыла; у бабочки – 2 пары крыльев)



2 команде -“У веретеницы шесть ног,
Под пнем она таится.
Лишь ночью выйдет на часок,
А днем всего боится”

(Веретеница – безногая ящерица; ведет дневной образ жизни)



Игровая пауза

Химик – лаборант демонстрирует опыт «Исцеление раны»

Одному из зрителей протирают руку ваткой, смоченной раствором хлорида железа, по цвету напоминающей раствор йода. Затем берут тупой нож, опускают «для дезинфекции» в раствор роданистого калия и проводят по руке. В месте соприкосновения ножа  с кожей появляется «кровяная» полоса. Если «порез» обработать тампоном ваты, смоченным фторидом натрия, то «рана» мгновенно исчезает.



Игра со зрителями

«Музыкально – биохимический хит»: зрителям задаются вопросы (правильный ответ оценивается в 1 балл). Болельщик в свою очередь может подарить балл любой из команд. После верного ответа звучит фрагмент зашифрованной мелодии.

№1. Назовите разнообразие тропических плодов, о котором поется в одной из песен группы «Блестящие». (Бананы-кокосы)

№2. «Лучшие друзья девушек – это бриллианты», - утверждается в одной из современных песен. Назовите формулу бриллианта. (С)

№3. Напойте фрагмент песни группы «Сплин» о нарушении функционирования жизненно важного, кровенагнетающего органа.

(Моё сердце остановилось, моё сердце замерло).

№4.В очень известном шлягере В.Добрынина герой просит не посыпать его рану этим химическим соединением. Назовите формулу вещества. («Не сыпь мне соль на рану». NaCl)

№5 «Иванушки – Интернешенл» в своём первом шлягере утверждали, что скопления данного жидкого оксида «как люди», да к тому же ещё и «одиноки». Назовите формулу оксида. (H2O).

№6. С точки зрения химика «формула» данной исполнительницы С6Н12О6. Назовите её. (Глюкоза)

№7. Назовите исполнителя песни о зайке, страдающим бессонницей от любви. (Ф.Киркоров)

№8. В известной песне Добрынина утверждается, что данная аэрозоль (смесь жидкости и газа) синяя, да ещё и похожа «на обман». О чём речь? («Синий туман»).



Конкурс №5.  «И грянул бой»

Ведущий 2

Командам дается слово «РАДИКУЛИТ». В течение двух минут необходимо написать название заболеваний, начинающихся на каждую букву этого слова (например: рахит, ангина, дистрофия, инфаркт миокарда, колит, уретрит, ларингит, инсульт, туберкулез).


Конкурс №6 «Ты мне, я тебе»


Каждый участник по очереди достаёт вопрос из «мешка» и говорит, какому участнику противоположной команды он его задаёт. Если участник другой команды не может ответить, то отвечает тот, кто вопрос доставал и получает 1балл. Если оба не отвечают, то балл получит та команда, чей участник ответит. И так поочерёдно, по пять  участников.

  1. Какой химический элемент назван в честь России? (рутений, 44);

  2. Как снять скорлупу с яйца, не разбивая его? (поместить в уксусную или соляную кислоту);

  3. Что опаснее в пожарном отношении: бочка, доверху заполненная бензином или же заполненная им не полностью? (В бочке, не полностью заполненной бензином, образуется смесь паров его с воздухом, взрывающаяся даже от искры. Поэтому в пожарном отношении она опаснее бочки, наполненной доверху).

  4. Назовите 8 наименований воды, принятых в метеорологии  (пар, лёд, снег, туман, иней, град, дождь, облака);

  5. Говорят, что человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Правильно ли это? (Человек вдыхает воздух, обогащенный кислородом, а выдыхает воздух, насыщенный углекислым газом).

  6. Какой химический элемент состоит из названий двух животных?(мышьяк);

  7. Что такое антифриз? (водный раствор этиленгликоля, «незамерзайка»);

  8. Назовите молекулярную формулу бензола (С6Н6);

  9. Каким способом можно отличить натуральный шелк от искусственного? (При сжигании нити натурального шелка ощущается запах жженых волос, а сжигание нити искусственного шелка сопровождается появлением запаха бумаги или хлопчатобумажной ткани).

  10.  Почему «царская водка» получила такое название? (она растворяет «Царей» металлов: золото, платину, серебро.

  11. .Назвать ночную хищную птицу (сова, филин)

  12. Как называется брачный ритуал у некоторых куриных птиц?(ток);

  13. Как называется процесс увеличения размеров организма?(рост);

  14. Как называется наука о птицах? (орнитология);

  15. Самая крупная рыба (акула);

  16. Какое вещество образует твердый покров членистоногих?(хитин);

  17. Кто является главой пчелиной семьи?(матка);

  18. Процесс считывания информации с ДНК на РНК(транскрипция);

  19. Место прохождения фотосинтеза (хлоропласты);

  20. Как генетики называют преобладающий признак? (доминантный);


Конкурс №7. «Тёмная лошадка»

Каждой команде выдаётся по три склянки с жидкостями (жидкость только на дне). На склянке указаны только номера. По запаху, соблюдая технику безопасности, они должны узнать, что за это вещества:

№1 – этиловый спирт;
№2 – уксусная кислота;
№3 – рассол;
№4 – одеколон;
№5 – ацетон;
№6 – раствор аммиака.


Заключительный этап игры

После подведения итогов выносится ромашка, на лепестках которой с обратной стороны написаны пожелания учащимся. 
Участники команд выбирают  понравившийся лепесток, переворачивают его и читают вслух пожелание:

– Пусть сбудется твоя мечта стать великим химиком!
– Из каких бы элементов ни состояла жизнь, всегда важно уметь правильно реагировать на неё.
– Пусть в сердце будет место химии, мечты всегда влекут вперёд!
– Обмена реакция есть между нами …
– Химия грусть мою излечит, украсит время нашей встречи
– Да я в невежестве бы прозябал, если бы не химия!
– Пусть даже ночами валентности снятся, уроки химии мне пригодятся!
– Не выпасть в осадок и не раствориться и с золотом по благородству сравниться!
– Тому, кто одолел химию, просто ничего не страшно!
– Я бы в химики пошёл, пусть меня научат!




Л и т е р а т у р а

Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980

Блукет Н.А. Ботаника с основами физиологии растений. Москва. 1975

Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика. Волгоград: Учитель, 2001

Лопатин И.К. Биология для умных. Минск 2009

Ненашева И.Г. Химический дивертисмент. Химия (ИД «Первое сентября»), 2006, № 10

Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. Элективный курс. Волгоград: Учитель, 2006

























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!